Автор: Осипова Валентина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: г. Саранск, рес. Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие художествнно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетной аппликации".
Раздел: дошкольное образование
МДОУ "Детский сад №69"
Круглый стол:"Современные технологии в
образовательном процессе"
Тема доклада:"Развитие художественно-творческих
способностей у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетной аппликации".
Провела: Осипова В. В.
г.о. Саранск 2016г.
Развитие художественно - творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста посредством
сюжетной аппликации .
Слово
"аппликация"
произошло
от
латинского
"приклеивать
-
это
вид
декоративно - прикладного искусства, в котором на основе , принятой за фон,
закрепляются детали изображения будущей композиции.
Предметы быта с отделкой в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи
лет назад ! Со временем аппликация становилась все более разнообразней
по использованию материалов ,появлялись новые техники и формы.
К настоящему времени сложились основные виды аппликации:
- предметная
- сюжетная
- декоративная
По способу изображения выделяются :
- плоскостная аппликация
- объемная аппликация
По способам выполнения :
- мозаика
- обрывание
По цветовому решению :
- монохромные работы ( один цвет)
- полихромные работы (нескольких цветов).
Это
я
объясняю
для
того
,
чтобы
вы
поняли,
каким
образом
и
какими
способами мы создаем аппликативные работы .
Аппликация - самый любимый детьми вид изобразительной деятельности,
так как можно использовать различные материалы.
Среди
всего
разнообразия
видов
аппликационного
творчества
можно
выделить
сюжетную
аппликацию.
Она
помогает
детям
познакомиться
с
основными понятиями цветоведения и законам композиции . Приступая к
выполнению сюжетной аппликации , необходимо помочь детям усвоить , что
такое композиция , цвет и колорит.
Проводя занятия по аппликации я все больше убеждалась в том , что дети с
удовольствием занимаются этой деятельностью . Но не всегда они
могут
умело " оформить " свои работы , так как им не хватает знаний , умений ,
навыков
,
недостаточно
развиты
воображение
,
мышление
,
фантазия.
Особенно в таких случаях , когда нужно создать панорамную композицию .
Решила чаще проводить индивидуальную работу для объяснения детям из
чего складывается и создается сюжетная аппликация . Со временем возникла
необходимость проводить занятия более организовано . Была разработана
программа "Умелые ручки" и на ее основе организован кружок для детей
старшего дошкольного возраста под таким же названием .
Для того , чтобы детям было интересно заниматься сюжетной аппликацией,
мной была придумана необычная , нетрадиционная техника,
где вместо
бумаги
-
фона
используется
ткань
и
одновременно
с
вырезанными
предметами
из
цветной
бумаги
используются
и
готовые
картинки
,
что
позволяет создавать простой сюжет более выразительным , самобытным .
Кроме
того
в
сюжетную
аппликацию
внесла
традиционные
и
нетрадиционные
виды
рисования
.
Чтобы
композиция
выглядела
более
реальной
оформляется фон на ткани гуашью , фломастерами цветными
карандашами. Например , если выполняем аппликацию "Птицы в кормушке
", то с детьми рисуем дерево , на дереве - кормушку , разукрашиваем их и
затем приклеиваем готовые картинки - птички . Как вы догадались , мы здесь
используем плоскостную аппликацию .В последующей работе "Ветка вербы "
будем использовать объемную аппликацию из ватных комочков
- мы их
называем " шарики-лошарики ". Такие работы дети выполняли в свободное
время . Работа "Ваза с цветами " выполнена мозаичным способом (сама
ваза) , а цветы вырезаны детьми из бросового материала в готовом виде . В
коллективной
работе
"Осеннее
дерево
"
используется
зеркальный
вид
симметричного вырезания . Здесь же совместили еще одну тему "Грибы", где
возникла
необходимость
в
нетрадиционном
виде
рисования
(
рисовали
палочками - белые точки на шляпках мухоморов и трафареты - для формы
грибов ).
В
своей
художественно
-
творческой
деятельности
мы
чаще
создаем
коллективные работы , которые оформляем как панно в рамку и они имеют
вид панорамной композиции .
Почему
именно
ткань?
Почему
сюжетная
аппликация?
Почему
готовые
картинки? Ткань теплая , мягкая , она знакома детям , сопровождает их по
жизни , наиболее удобна в хранении и реставрации. Готовые картинки дают
детям
реальное
представление
об
окружающем
мире.
Они
яркие
,
насыщенные
,
их
можно
перемещать
на
плоскостной
форме
в
разных
направлениях , сравнивать похожие картинки - предметы по внешнему виду ,
менять
одну
картинку
на
другую.
Сюжет
представляет
собой
"знакомую
картинку"
из
жизни
,
имеет
композиционно
-
законченный
вид
,
дает
положительные эмоции , воспитывает эстетический вкус .
Ребенок , создавая аппликативные работы , может свободно "выражать себя"
и
выбирать
форму
сюжетной
аппликации
:
коллективную
или
индивидуальную
.
Особое
внимание
уделяется
на
сам
процесс
создания
композиции : работать не спеша , продумать ход действий , создать фон на
ткани ,клеить готовые картинки или детали из цветной бумаги сначала на
заднем плане , где они наиболее мелкие , затем оформляется передний
план, где предметы крупнее. Чтобы получилась готовая , с законченным
сюжетом аппликация , проводится тщательная предварительная работа - это
выбор
ткани
по
цвету
и
размеру
,
изготовление
деталей
,
вырезание
картинок, оформление фона и во всем этом участвуют сами дети . Желание
самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности
, проявлять настойчивость , сообразительность ; так же позволяют увлечь
каждого ребенка необычной , новой для него художественно - творческой
деятельностью
,
закреплять
представления
об
окружающем
мире
,
расширять кругозор .
Хочу
обратить
внимание
на
ценность
коллективной
деятельности
-
она
объединяет детей , заставляет выполнять общие цели , заинтересована в
общем результате и более того все дети являются равными исполнителями
одной работы .
Работы , выполненные детьми обогащаются и разнообразятся постепенно ,
по
мере
накопления
впечатлений
,
знаний
.
Я
не
особо
требую
от
них
самостоятельности и творчества , не стараюсь упрекать их за подражание и
однообразие работ . Самостоятельность , инициативу , творчество стараюсь
воспитывать
и
развивать
постепенно
,
не
упрекаю
за
неправильность
выполнения работы . Даю возможность выражать задуманное так , как умеют
,
отмечаю
всякую
,
даже
небольшую
удачу
,
проявление
инициативы
,
выразительность созданных изображений .
Сюжетная аппликация для дошкольников : творчество с пользой . Ребенок ,
видя
,
как
из
-
под
его
рук
рождается
нечто
красивое
и
яркое
,
воодушевляется на создание новых композиций . Его творческий потенциал
растет
с
каждой
работой
.
Ребенок
учиться
понимать
прекрасное
,
придумывает увлекательные сюжеты для
своих
индивидуальных работ и
коллективных композиций , продумывает как лучше украсить свою работу,
какие потребуются части ( определяет размер , форму , цвет , материал ) ,
будет ли эта работа из готовых картинок или из цветной бумаги и каким
способом сделать это лучше , как детали и картинки будут располагаться на
основе - фоне. В связи с этим у детей развиваются творческие способности ,
фантазия
и
воображение
,
воспитываются
усидчивость
,
аккуратность
,
внимательность , улучшаются навыки пользования ножницами , кисточкой ,
закрепляются знания о свойствах и качествах материалов (ткань : рвется ,
режется , мокнет , отглаживается , можно на ней рисовать ; бумага : рвется
режется , мнется , можно клеить и т.д. ) . Кроме того сюжетная аппликация
помогает улучшить речь (дети объясняют последовательность выполнения
работы ), а так же расширяется словарный запас . Когда дети вырезают ,
складывают
,
рассматривают
картинки
,
перекладывают
детали
,
т.
е.
работают с мелкими предметами , у них совершенствуется мелкая моторика
рук , а это способствует подготовке ребенка к школе.
Пример одного занятия на тему : "Аквариум "
Цель :Развивать у детей умение композиционно располагать вырезанные
фигурки рыб на готовый фон с аквариумными растениями. Научить вырезать
детали рыбок из цветной бумаги разными способами (силуэт , зеркальный ).
Развивать глазомер и зрительную память .
До
проведения
итогового
занятия,
после
чего
появляется
готовая
аппликативная работа , проводится три предварительных занятия.
На первом - мы оформляем фон (разукрашиваем белую ткань гуашью в
бледно-голубой цвет, каждый из детей принимает в этом участие, так как у
нас ткань только белого цвета) . Дети учатся смешивать краски , делать
аккуратные , равномерные мазки , не оставлять пробелы , как можно меньше
мочить кисточку водой .
На втором - мы продолжаем формировать фон : выбираем цветную бумагу,
выполняем аппликацию песка ,камней и водных растений .
На третьем - учимся вырезать рыбок из белой бумаги разными способами ,
уточняем из каких форм вырезаются их детали .
А четвертое , итоговое занятие ,проводиться с сюрпризным моментом , с
игровыми
элементами
и
действиями
детей
,
с
итогом
,
анализом
всей
творческой деятельности за месяц. На этом подробно останавливаться нет
смысла .
Ни для кого не секрет , что процесс обучения необходимо построить так ,
чтобы
его
содержание
вызывало
у
ребенка
желание
познать.
В
художественно
-
творческой
деятельности
детям
предоставляется
возможность не только экспериментировать с различными материалами ,
изучая
их
свойства
,
но
и
решать
важные
творческие
задачи
.
Именно
творчество , умение придумывать и создавать что-нибудь новое формирует
личность
ребенка
,
развивает
его
любознательность
и
познавательный
интерес .