Напоминание

"Развитие художествнно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетной аппликации".


Автор: Осипова Валентина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: г. Саранск, рес. Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие художествнно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетной аппликации".
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ "Детский сад №69"

Круглый стол:"Современные технологии в

образовательном процессе"

Тема доклада:"Развитие художественно-творческих

способностей у детей старшего дошкольного

возраста посредством сюжетной аппликации".

Провела: Осипова В. В.

г.о. Саранск 2016г.

Развитие художественно - творческих способностей у

детей старшего дошкольного возраста посредством

сюжетной аппликации .

Слово

"аппликация"

произошло

от

латинского

"приклеивать

-

это

вид

декоративно - прикладного искусства, в котором на основе , принятой за фон,

закрепляются детали изображения будущей композиции.

Предметы быта с отделкой в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи

лет назад ! Со временем аппликация становилась все более разнообразней

по использованию материалов ,появлялись новые техники и формы.

К настоящему времени сложились основные виды аппликации:

- предметная

- сюжетная

- декоративная

По способу изображения выделяются :

- плоскостная аппликация

- объемная аппликация

По способам выполнения :

- мозаика

- обрывание

По цветовому решению :

- монохромные работы ( один цвет)

- полихромные работы (нескольких цветов).

Это

я

объясняю

для

того

,

чтобы

вы

поняли,

каким

образом

и

какими

способами мы создаем аппликативные работы .

Аппликация - самый любимый детьми вид изобразительной деятельности,

так как можно использовать различные материалы.

Среди

всего

разнообразия

видов

аппликационного

творчества

можно

выделить

сюжетную

аппликацию.

Она

помогает

детям

познакомиться

с

основными понятиями цветоведения и законам композиции . Приступая к

выполнению сюжетной аппликации , необходимо помочь детям усвоить , что

такое композиция , цвет и колорит.

Проводя занятия по аппликации я все больше убеждалась в том , что дети с

удовольствием занимаются этой деятельностью . Но не всегда они

могут

умело " оформить " свои работы , так как им не хватает знаний , умений ,

навыков

,

недостаточно

развиты

воображение

,

мышление

,

фантазия.

Особенно в таких случаях , когда нужно создать панорамную композицию .

Решила чаще проводить индивидуальную работу для объяснения детям из

чего складывается и создается сюжетная аппликация . Со временем возникла

необходимость проводить занятия более организовано . Была разработана

программа "Умелые ручки" и на ее основе организован кружок для детей

старшего дошкольного возраста под таким же названием .

Для того , чтобы детям было интересно заниматься сюжетной аппликацией,

мной была придумана необычная , нетрадиционная техника,

где вместо

бумаги

-

фона

используется

ткань

и

одновременно

с

вырезанными

предметами

из

цветной

бумаги

используются

и

готовые

картинки

,

что

позволяет создавать простой сюжет более выразительным , самобытным .

Кроме

того

в

сюжетную

аппликацию

внесла

традиционные

и

нетрадиционные

виды

рисования

.

Чтобы

композиция

выглядела

более

реальной

оформляется фон на ткани гуашью , фломастерами цветными

карандашами. Например , если выполняем аппликацию "Птицы в кормушке

", то с детьми рисуем дерево , на дереве - кормушку , разукрашиваем их и

затем приклеиваем готовые картинки - птички . Как вы догадались , мы здесь

используем плоскостную аппликацию .В последующей работе "Ветка вербы "

будем использовать объемную аппликацию из ватных комочков

- мы их

называем " шарики-лошарики ". Такие работы дети выполняли в свободное

время . Работа "Ваза с цветами " выполнена мозаичным способом (сама

ваза) , а цветы вырезаны детьми из бросового материала в готовом виде . В

коллективной

работе

"Осеннее

дерево

"

используется

зеркальный

вид

симметричного вырезания . Здесь же совместили еще одну тему "Грибы", где

возникла

необходимость

в

нетрадиционном

виде

рисования

(

рисовали

палочками - белые точки на шляпках мухоморов и трафареты - для формы

грибов ).

В

своей

художественно

-

творческой

деятельности

мы

чаще

создаем

коллективные работы , которые оформляем как панно в рамку и они имеют

вид панорамной композиции .

Почему

именно

ткань?

Почему

сюжетная

аппликация?

Почему

готовые

картинки? Ткань теплая , мягкая , она знакома детям , сопровождает их по

жизни , наиболее удобна в хранении и реставрации. Готовые картинки дают

детям

реальное

представление

об

окружающем

мире.

Они

яркие

,

насыщенные

,

их

можно

перемещать

на

плоскостной

форме

в

разных

направлениях , сравнивать похожие картинки - предметы по внешнему виду ,

менять

одну

картинку

на

другую.

Сюжет

представляет

собой

"знакомую

картинку"

из

жизни

,

имеет

композиционно

-

законченный

вид

,

дает

положительные эмоции , воспитывает эстетический вкус .

Ребенок , создавая аппликативные работы , может свободно "выражать себя"

и

выбирать

форму

сюжетной

аппликации

:

коллективную

или

индивидуальную

.

Особое

внимание

уделяется

на

сам

процесс

создания

композиции : работать не спеша , продумать ход действий , создать фон на

ткани ,клеить готовые картинки или детали из цветной бумаги сначала на

заднем плане , где они наиболее мелкие , затем оформляется передний

план, где предметы крупнее. Чтобы получилась готовая , с законченным

сюжетом аппликация , проводится тщательная предварительная работа - это

выбор

ткани

по

цвету

и

размеру

,

изготовление

деталей

,

вырезание

картинок, оформление фона и во всем этом участвуют сами дети . Желание

самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности

, проявлять настойчивость , сообразительность ; так же позволяют увлечь

каждого ребенка необычной , новой для него художественно - творческой

деятельностью

,

закреплять

представления

об

окружающем

мире

,

расширять кругозор .

Хочу

обратить

внимание

на

ценность

коллективной

деятельности

-

она

объединяет детей , заставляет выполнять общие цели , заинтересована в

общем результате и более того все дети являются равными исполнителями

одной работы .

Работы , выполненные детьми обогащаются и разнообразятся постепенно ,

по

мере

накопления

впечатлений

,

знаний

.

Я

не

особо

требую

от

них

самостоятельности и творчества , не стараюсь упрекать их за подражание и

однообразие работ . Самостоятельность , инициативу , творчество стараюсь

воспитывать

и

развивать

постепенно

,

не

упрекаю

за

неправильность

выполнения работы . Даю возможность выражать задуманное так , как умеют

,

отмечаю

всякую

,

даже

небольшую

удачу

,

проявление

инициативы

,

выразительность созданных изображений .

Сюжетная аппликация для дошкольников : творчество с пользой . Ребенок ,

видя

,

как

из

-

под

его

рук

рождается

нечто

красивое

и

яркое

,

воодушевляется на создание новых композиций . Его творческий потенциал

растет

с

каждой

работой

.

Ребенок

учиться

понимать

прекрасное

,

придумывает увлекательные сюжеты для

своих

индивидуальных работ и

коллективных композиций , продумывает как лучше украсить свою работу,

какие потребуются части ( определяет размер , форму , цвет , материал ) ,

будет ли эта работа из готовых картинок или из цветной бумаги и каким

способом сделать это лучше , как детали и картинки будут располагаться на

основе - фоне. В связи с этим у детей развиваются творческие способности ,

фантазия

и

воображение

,

воспитываются

усидчивость

,

аккуратность

,

внимательность , улучшаются навыки пользования ножницами , кисточкой ,

закрепляются знания о свойствах и качествах материалов (ткань : рвется ,

режется , мокнет , отглаживается , можно на ней рисовать ; бумага : рвется

режется , мнется , можно клеить и т.д. ) . Кроме того сюжетная аппликация

помогает улучшить речь (дети объясняют последовательность выполнения

работы ), а так же расширяется словарный запас . Когда дети вырезают ,

складывают

,

рассматривают

картинки

,

перекладывают

детали

,

т.

е.

работают с мелкими предметами , у них совершенствуется мелкая моторика

рук , а это способствует подготовке ребенка к школе.

Пример одного занятия на тему : "Аквариум "

Цель :Развивать у детей умение композиционно располагать вырезанные

фигурки рыб на готовый фон с аквариумными растениями. Научить вырезать

детали рыбок из цветной бумаги разными способами (силуэт , зеркальный ).

Развивать глазомер и зрительную память .

До

проведения

итогового

занятия,

после

чего

появляется

готовая

аппликативная работа , проводится три предварительных занятия.

На первом - мы оформляем фон (разукрашиваем белую ткань гуашью в

бледно-голубой цвет, каждый из детей принимает в этом участие, так как у

нас ткань только белого цвета) . Дети учатся смешивать краски , делать

аккуратные , равномерные мазки , не оставлять пробелы , как можно меньше

мочить кисточку водой .

На втором - мы продолжаем формировать фон : выбираем цветную бумагу,

выполняем аппликацию песка ,камней и водных растений .

На третьем - учимся вырезать рыбок из белой бумаги разными способами ,

уточняем из каких форм вырезаются их детали .

А четвертое , итоговое занятие ,проводиться с сюрпризным моментом , с

игровыми

элементами

и

действиями

детей

,

с

итогом

,

анализом

всей

творческой деятельности за месяц. На этом подробно останавливаться нет

смысла .

Ни для кого не секрет , что процесс обучения необходимо построить так ,

чтобы

его

содержание

вызывало

у

ребенка

желание

познать.

В

художественно

-

творческой

деятельности

детям

предоставляется

возможность не только экспериментировать с различными материалами ,

изучая

их

свойства

,

но

и

решать

важные

творческие

задачи

.

Именно

творчество , умение придумывать и создавать что-нибудь новое формирует

личность

ребенка

,

развивает

его

любознательность

и

познавательный

интерес .



В раздел образования