Автор: Вепрева Тамара Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 503
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская обл
Наименование материала: Работа с родителями.
Тема: " Вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада"
Раздел: дошкольное образование
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ И ДЕТСКОГО САДА.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании и
развитии своих детей. Одной из актуальных задач в наше время является
взаимодействие и сближение образовательной организации (детского сада)
и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и
технологий.
Очень
часто
участие
родителей
в
жизни
группы
остаётся
декларативным. Иногда проблема не только в занятости мам и пап, но и в
самих педагогах. Следует понимать, что участие родителей в жизни группы и
детского
сада
идет
на
пользу
всем
–
детям,
родителям,
воспитателям,
престижу профессии и детского сада.
Можно выделить несколько уровней участия семей в жизни ДОУ:
Оказание разовой помощи;
Участие в организации образовательной деятельности с детьми;
Участие в качестве постоянных добровольных помощников;
Участие в принятии решений относительно своего ребенка или группы,
которую он посещает, инициирование действий и проектов и т. д.
Участие
в
обсуждении
вопросов
и
принятие
решений,
касающихся
деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе
взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к
другому.
Это
значит
только
то,
что
строить
взаимоотношения
с
семьями
нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора
характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
Становясь активными участниками образовательного процесса, мамы и
папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад
в развитии своих детей и приобретают педагогический опыт.
Присутствие в группе родителей имеют для них следующие плюсы:
Они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что
дает им возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка,
научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
У родителей формируется более высокая оценка достижений своих
детей и гордость за них,
Появляется возможность присутствовать в профессиональной среде.
Развивается
более
глубокое
понимание
процесса
обучения
детей
дошкольного возраста;
Формируется
правильное
понимание
возможностей
обучения
и
сложностей, которые с этим связаны;
Возникает
доверие
к
воспитателям
и
другим
сотрудникам
детского
сада;
Родители
обучаются
видам
деятельности,
которыми
можно
с
удовольствием заниматься с детьми дома;
Взрослые знакомятся со сверстниками своих детей;
Устанавливаются дружеские связи с другими родителями.
Когда дети видят своих родителей в группе то:
В их сознании происходит позитивная связь между семьей и детским
садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в детском
саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное
отношение к работающим в группе взрослым;
Присутствие
и
участие
родителей
в
различных
мероприятиях
доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
У ребенка наблюдается взлет чувства собственного достоинства, если
даже участие членов семьи носит эпизодический характер;
Знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает
положительные модели для подражания;
Дети
начинают
признавать
полномочия
других
взрослых
(помимо
воспитателей) и относятся к ним как источнику знаний и опыта;
Взаимодействие
с
семьями
детей,
которые
представляют
разнообразные
культурные
традиции,
создаёт
возможность
для
формирования толерантности;
Дети
из
не
полных
семей
могут
частично
реализовать
свою
потребность в общении, внимании, ласке.
Нельзя отрицать положительные моменты и для педагогов детского сада,
возникающие при привлечении родителей:
Изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе.
Воспитатели
получают
возможность
проводить
больше
времени
с
отдельными детьми и работать с малыми группами;
Возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов
родителей в процессе общения с детьми;
Происходит более тесное общение между родителями;
Родители
становятся
участниками
процесса
принятия
решений
по
вопросам жизни группы и детского сада;
Возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть,
как мамы и папы помогают своим детям преодолевать трудности;
Возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи
разделяют со своими детьми.
Кроме того, у педагогов формируется чувство уважения к семьям
воспитанников, а это в свою очередь положительно влияет на формирование
отношения ребенка и родителей к детскому саду.
Итак, привлечение родителей и взрослых к общению с детьми в группе
с о з д а е т
до п ол н и тел ь н ы е
в о з м ож н о с т и
д л я
в с е х
у ч а с т н и к о в
образовательного
процесса
и
позволяет
реализовать
индивидуальный
подход.
Связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное
доверие
возникает
в
результате
эффективного
общения
и
обмена
информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение
родителей в образовательный процесс, им необходимо установить активный,
персонифицированный,
непрерывный,
гибкий
и
позитивный
обмен
информацией с родителями.
К