Напоминание

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы


Автор: Думпе Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 37 «Колокольчик»

Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

средствами художественной литературы»

Подготовила воспитатель: Думпе Е.Г.

г. Сургут 2017г.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь - в годы отрочества , то душа подростка будет пустой, на свет божий

выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира.

Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает

благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и развития личности.

Настроение недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия особенно остро проявляются в

молодежной среде. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего

поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие

нравственные принципы.

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания

детей – это показывают многочисленные исследования педагогов. Произведения литературы всегда

содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с

той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет

вырабатываться правильная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет

поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, обедняется его словарный

запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Нарушается процесс

социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями. Не

читающие дети, став взрослыми не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному

отчуждению представителей различных поколений в семье.

Таким образом, для решения данной проблемы возникает необходимость организации

целенаправленного комплекса педагогической работы.

Поэтому определяется

цель ДОУ

:

- Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования

и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их

жизненного успеха;

- Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь

каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Для достижения этой цели можно выделить следующие

задачи ДОУ:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех

участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Организовать положительно-коммуникативное взаимодействие между детьми и взрослыми на

примере литературных произведений

Воспитывать бережное отношение к книге у дошкольников

.

В качестве основных

методов и приемов

работы с детьми по нравственному развитию можно

использовать:

чтение и анализ художественных произведений, выделение героев с различными чертами

характера;

создание проблемных ситуаций ; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и

материалами;

моделирование сказочных сюжетов;

проигрывание этюдов с неопределенным концом (как бы ты поступил в этой ситуации);

знакомые герои в новых обстоятельствах;

сочинение новых сказок;

метод проектов. ( Н-р: проект «Моя любимая бабушка». проект «Вижу, пишу, читаю»)

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и

сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Для того чтобы решить поставленные задачи, можно использовать следующие формы работы с

родителями:

1.Традиционные:

- «Информационный центр для родителей»

В котором ведется просветительская работа: предлагать материал для чтения детям дома;

рассказывать о пользе чтения; вовлекать родителей в различные литературные конкурсы.

- «Родительские собрания»

На них рассказать, что роль чтения в развитии реб

ё

нка очень велика. Чтение, рассказывание и

пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на

интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.

«Практические занятия для родителей»

На них необходимо давать рекомендации, показывать при

е

мы работы с книгой, предлагать

упражнения для устранения предпосылок дисграфии (не способность овладения письмом).

- «Участие в конкурсах»

В рамках преемственности в работе с библиотечной системой можно предложить принимать участие в

конкурсах детям вместе с родителями, которые будут изготавливать поделки, рукописные книги,

рисунки по мотивам прочитанных произведений, придумывать и декламировать стихи.

- «Книжный центр в группе».

С помощью родителей подбирается литература, соответствующая возрасту детей, учитываются их

интересы, обязательно присутствует региональный компонент, тематическое планирование, портреты

писателей.

- «Посещение семьей библиотеки в детском саду»

В библиотеке детского сада находятся книги для чтения, развивающая литература, рукописные книги,

изготовленные совместно педагогами и родителями с детьми. Как и в городской библиотеке на

читателей заводится абонемент.

- «Городская библиотека »

Посещения городской детской библиотеки являются полезными, где специалисты помогают подобрать

книги, заинтересовать чтением детей. В рамках преемственности между детским садом и детской

библиотекой, специалисты проводят интересные занимательные игры, конкурсы, представления для

детей по любимым произведениям.

2. Нетрадиционные формы:

- Кросс-букинг — это так называемый обмен

прочитанными книгами, газетами, журналами.

Порой, когда дети вырастают, многие книжки

становятся не нужными, они лежат и пылятся на

полках. Правильнее всего отдавать эти книжки

в библиотеки, своим знакомым, в детские дома,

которые нуждаются в них.

Суть кросс - букинга в том, что человек,

прочитав книгу оставляет ее в общественном

месте, чтобы случайный прохожий нашел ее и

прочитал. Он обязан передать книгу тем же

способом следующему счастливчику. На

каждую книгу наносится специальная наклейка,

в которой указывается сайт и информация о

книге

Но в стенах детского сада можно немного

кросс-букинг упростить: дети будут приносить

книги из домашней библиотеки, делится своими

впечатлениями о героях сказок, об истории

появления книги в семье, быстро запоминать

авторов книг. В свободной деятельности, дети

которые овладели навыками чтения, с радостью

читают своим друзьям.

- Театрализованная деятельность родителей,

которая может быть результатом проекта. В младших группах можно использовать показ спектакля

родителями детей. Дети с интересом будут наблюдать за происходящим на сцене, узнавать в родителях

образы знакомых и полюбившихся героев, прочитанных ранее произведений. В старших группах

можно привлечь родителей к изготовлению атрибутов для театра.

- Издание группового журнала.

Эта форма используется с целью приобретения

родителями дополнительных педагогических

знаний. В журнале в доступной форме

рассказывается о том, как правильно выбрать

книгу для ребенка, какие произведения выбрать

по данному возрасту, как самим изготовить

книгу в домашних условиях. Все страницы

журнала иллюстрируются фотографиями детей.

Заключение

Чтение как часть досуга человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. У

сегодняшнего читателя на чтение меньше времени. Но книга вечна и будет передаваться из поколения в

поколение. Поэтому книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать

его интересным, ведь процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем

личности.

От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с

книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Спасибо за внимание !



В раздел образования