Автор: Думпе Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 37 «Колокольчик»
Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
средствами художественной литературы»
Подготовила воспитатель: Думпе Е.Г.
г. Сургут 2017г.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной
потребностью на всю жизнь - в годы отрочества , то душа подростка будет пустой, на свет божий
выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира.
Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает
благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и развития личности.
Настроение недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия особенно остро проявляются в
молодежной среде. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего
поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие
нравственные принципы.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания
детей – это показывают многочисленные исследования педагогов. Произведения литературы всегда
содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с
той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет
вырабатываться правильная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет
поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, обедняется его словарный
запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Нарушается процесс
социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями. Не
читающие дети, став взрослыми не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному
отчуждению представителей различных поколений в семье.
Таким образом, для решения данной проблемы возникает необходимость организации
целенаправленного комплекса педагогической работы.
Поэтому определяется
цель ДОУ
:
- Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования
и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их
жизненного успеха;
- Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь
каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Для достижения этой цели можно выделить следующие
задачи ДОУ:
•
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
•
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех
участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
•
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
•
Организовать положительно-коммуникативное взаимодействие между детьми и взрослыми на
примере литературных произведений
•
Воспитывать бережное отношение к книге у дошкольников
.
В качестве основных
методов и приемов
работы с детьми по нравственному развитию можно
использовать:
чтение и анализ художественных произведений, выделение героев с различными чертами
характера;
создание проблемных ситуаций ; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и
материалами;
моделирование сказочных сюжетов;
проигрывание этюдов с неопределенным концом (как бы ты поступил в этой ситуации);
знакомые герои в новых обстоятельствах;
сочинение новых сказок;
метод проектов. ( Н-р: проект «Моя любимая бабушка». проект «Вижу, пишу, читаю»)
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Для того чтобы решить поставленные задачи, можно использовать следующие формы работы с
родителями:
1.Традиционные:
- «Информационный центр для родителей»
В котором ведется просветительская работа: предлагать материал для чтения детям дома;
рассказывать о пользе чтения; вовлекать родителей в различные литературные конкурсы.
- «Родительские собрания»
На них рассказать, что роль чтения в развитии реб
ё
нка очень велика. Чтение, рассказывание и
пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на
интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
«Практические занятия для родителей»
На них необходимо давать рекомендации, показывать при
е
мы работы с книгой, предлагать
упражнения для устранения предпосылок дисграфии (не способность овладения письмом).
- «Участие в конкурсах»
В рамках преемственности в работе с библиотечной системой можно предложить принимать участие в
конкурсах детям вместе с родителями, которые будут изготавливать поделки, рукописные книги,
рисунки по мотивам прочитанных произведений, придумывать и декламировать стихи.
- «Книжный центр в группе».
С помощью родителей подбирается литература, соответствующая возрасту детей, учитываются их
интересы, обязательно присутствует региональный компонент, тематическое планирование, портреты
писателей.
- «Посещение семьей библиотеки в детском саду»
В библиотеке детского сада находятся книги для чтения, развивающая литература, рукописные книги,
изготовленные совместно педагогами и родителями с детьми. Как и в городской библиотеке на
читателей заводится абонемент.
- «Городская библиотека »
Посещения городской детской библиотеки являются полезными, где специалисты помогают подобрать
книги, заинтересовать чтением детей. В рамках преемственности между детским садом и детской
библиотекой, специалисты проводят интересные занимательные игры, конкурсы, представления для
детей по любимым произведениям.
2. Нетрадиционные формы:
- Кросс-букинг — это так называемый обмен
прочитанными книгами, газетами, журналами.
Порой, когда дети вырастают, многие книжки
становятся не нужными, они лежат и пылятся на
полках. Правильнее всего отдавать эти книжки
в библиотеки, своим знакомым, в детские дома,
которые нуждаются в них.
Суть кросс - букинга в том, что человек,
прочитав книгу оставляет ее в общественном
месте, чтобы случайный прохожий нашел ее и
прочитал. Он обязан передать книгу тем же
способом следующему счастливчику. На
каждую книгу наносится специальная наклейка,
в которой указывается сайт и информация о
книге
Но в стенах детского сада можно немного
кросс-букинг упростить: дети будут приносить
книги из домашней библиотеки, делится своими
впечатлениями о героях сказок, об истории
появления книги в семье, быстро запоминать
авторов книг. В свободной деятельности, дети
которые овладели навыками чтения, с радостью
читают своим друзьям.
- Театрализованная деятельность родителей,
которая может быть результатом проекта. В младших группах можно использовать показ спектакля
родителями детей. Дети с интересом будут наблюдать за происходящим на сцене, узнавать в родителях
образы знакомых и полюбившихся героев, прочитанных ранее произведений. В старших группах
можно привлечь родителей к изготовлению атрибутов для театра.
- Издание группового журнала.
Эта форма используется с целью приобретения
родителями дополнительных педагогических
знаний. В журнале в доступной форме
рассказывается о том, как правильно выбрать
книгу для ребенка, какие произведения выбрать
по данному возрасту, как самим изготовить
книгу в домашних условиях. Все страницы
журнала иллюстрируются фотографиями детей.
Заключение
Чтение как часть досуга человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. У
сегодняшнего читателя на чтение меньше времени. Но книга вечна и будет передаваться из поколения в
поколение. Поэтому книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать
его интересным, ведь процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем
личности.
От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с
книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Спасибо за внимание !