Автор: Симакова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №49"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Сравнительное описание"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49»
Урок русского языка
в 3Б классе ( УМК « Школа России»)
Учитель высшей категории
Симакова Наталья Викторовна
Тема урока: Сравнительное описание
Цели урока: дать понятие о видах сравнительного текста-описания;
-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
-формировать умение отличать текст-описание от сравнительного
текста-описания;
-формировать умение самостоятельно составлять сравнительный текст-
описание;
- дать представления о разных видах связи в сравнительном тексте-
описании
- формировать умение использовать разные виды связи в составлении
сравнительного текста-описания.
Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схем.
(слайды)
Виды заданий и упражнений.
Планируемые результаты:
Предметные: Проявляют позитивное отношение к правильной устной и
письменной
речи
как
показателю
общей
культуры
и
гражданской
позиции человека.
Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка.
Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу;
вносят
необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Познавательные:
ориентируются
в
своей
системе
знаний:
отличают
новое от уже известного.
Коммуникативные: умеют договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности.
1.Мотивация учебной деятельности
-Мы снова отправляемся в гости к тексту.
В добрый путь.
2. Актуализация знаний
-Прочитайте текст в учебнике.
« В наших лесах живет большой пестрый дятел и малый пестрый дятел……»
Какой это текст? Почему? ( Описание. Описываются птицы и какие перья у
них на голове)
-Вспомним схему к тексту описания.
-Сколько картинок можно нарисовать к тексту описания? ( 1 картинку)
-А к нашему новому тексту? ( 2 картинки)
-Так к какому же типу мы его отнесем? Может это будет какой-то новый,
третий тип текста? (Нет.)
-Сравниваются два дятла.
3. Постановка проблемы.
-В каком месте вам не хватило знаний, где затруднялись? (Сравниваются два
дятла.)
Слайд 1. Прием сравнения в тексте.
-Я подготовила задачи урока, но от них осталось 3 слова
Что…..?
Как…….?
Где……?
Попробуйте восстановить пропущенные слова.
Что сравнивать?
Как сравнивать?
Где мы найдем применение этому
сравнению?
4. Поиск решения
-Вернемся к нашему тексту.
-Вы сказали, что это описание.
-Потом вы добавили, что это сравнение.
-Соедините эти два слова вместе, заменив существительное «сравнение»
прилагательным.
Какова же тема сегодняшнего урока? ( Сравнительное описание)
Послушаем стихотворение Б.Заходера « Что на что похоже»
5 Построение проекта выхода из затруднения.
-Вернемся к задачам урока.
Что значит сравнивать?
Правила сравнения или как нужно сравнивать?
Где нужно сравнение?
- И тексты, которые мы сегодня будем изучать – это тексты сравнительного
описания.
-1-ю задачу – что значит сравнивать два предмета - мы уже частично
выполнили. ( Найти сходство и различие)
6. Реализация построенного проекта.
-Возьмите на столе карточку №1
-Ребята, ваши сверстники, тоже высказали свое мнение по этому вопросу -
что значит сравнивать?
-Вы должны выбрать только один вариант ответа из предложенных четырех.
1. Сравнивать два предмет - это значит сказать какой из них больше, а какой
меньше.
2. Сравнивать два предмета – это значит узнать, чем эти два предмета похожи
и чем различаются.
3. Сравнивать два предмета – это значит найти одинаковое в этих предметах.
4. Сравнивать два предмета – это значит найти, чем эти предметы
различаются.
Проверка по эталону.
Итак, что значит сравнивать два предмета? (вариант №2)
1-ю задачу урока мы полностью выполнили.
-Приступим ко 2-й задаче урока.
-Назовите еще раз ключевое слово. ( Как?)
-Возьмите карточку №2
Клубника вверху.
Земляника внизу.
-Этих знаний нам достаточно, чтобы различать клубнику и землянику? (Нет)
- Можно ли, сравнивая, сказать, клубника крупная ягода, а земляника слаще?
(нет, они обе сладкие)
-Ты нашел общие признаки или различные?( Общие)
А так, земляника поспевает в июне, а клубника растет в саду на грядке?( Нет)
- А различное что? (Клубника садовая ягода, а земляника лесная)
Вывод: нельзя сравнивать если называешь разные признаки. Надо сначала
назвать признаки общего сходства, а затем различия.
-Помня об этом приступим к выполнению заданий по карточке №2
-Работаем в паре.
Проверка. Чтение получившихся текстов.
Клубника и земляника одинаково сладки, но клубника слаще, чем земляника.
Обе ягоды поспевают в июне,но клубника - садовая ягода, а земляника –
лесная.
-Какой текст мы изучаем?
-Как мы это делаем?
-Что называем сначала?
-Как можно сравнивать, по каким признакам? ( По форме, по размеру, по
вкусу, по цвету,……..)
-Что надо помнить, сравнивая предметы?
-Без какой части речи невозможно провести сравнительное описание?
Физминутка
Работа в группах.
1-я группа. Составьте текст сравнительного описания « Какие яйца в гнезде»
«Все знают кукушку. Странная птица. Подбрасывает яйца в гнезда других
птиц не заботясь о птенцах. Совсем другое дело горихвостка .Она и своих и
чужих детей накормит и научит летать».
-Рассмотрите обитателей гнезда на карточке Найдите яйцо кукушки.
Сравните с остальными. Составьте сравнительное описание, используя слова:
Похож
Напоминает
Одинаковый
схожи
2-я группа. Сравните волка и собаку с целью различения предметов.
Рассмотрите предметы. Используйте для работы слова:
Различаются
Не
Совсем другой
Различаются
разный
3-я группа. Найдите в тексте ошибку и исправьте ее.
« Однажды я на даче встретил маленького ежонка и маму ежиху. Они были
похожи как две капли воды. Только у ежонка были маленькие, как бусинки,
глаза, а иголки у ежихи длинные, острые и очень колючие. Наверное, она их
распустила, чтобы защитить своего сына».
Проверка работ.
-Что же такое сравнительное описание? ( Это текст, в котором описываются и
сравниваются два предмета)
Чтение учителем текста Л. Пантелеева « Две лягушки»
-Где встречались с этим текстом? ( На уроках внеклассного чтения)
-Назовите автора и название?
-Мы учимся сравнительному описанию у Мастеров слова. Это наша 3-я
задача урока.
6. Рефлексия
Дети читают заранее подготовленные тексты, где есть сравнительное
описание.
7. Включение в систему знаний и повторение
Домашнее задание. Самостоятельно выбрать на доске пару предметов и
провести сравнительное описание. (Карточки можно снимать и уносить
домой)