Напоминание

"Сравнительное описание"


Автор: Симакова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №49"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Сравнительное описание"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49»

Урок русского языка

в 3Б классе ( УМК « Школа России»)

Учитель высшей категории

Симакова Наталья Викторовна

Тема урока: Сравнительное описание

Цели урока: дать понятие о видах сравнительного текста-описания;

-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

-формировать умение отличать текст-описание от сравнительного

текста-описания;

-формировать умение самостоятельно составлять сравнительный текст-

описание;

- дать представления о разных видах связи в сравнительном тексте-

описании

- формировать умение использовать разные виды связи в составлении

сравнительного текста-описания.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схем.

(слайды)

Виды заданий и упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: Проявляют позитивное отношение к правильной устной и

письменной

речи

как

показателю

общей

культуры

и

гражданской

позиции человека.

Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка.

Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

принимают

и

сохраняют

учебную

задачу;

вносят

необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок.

Познавательные:

ориентируются

в

своей

системе

знаний:

отличают

новое от уже известного.

Коммуникативные: умеют договариваться о распределении функций и

ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в

совместной деятельности.

1.Мотивация учебной деятельности

-Мы снова отправляемся в гости к тексту.

В добрый путь.

2. Актуализация знаний

-Прочитайте текст в учебнике.

« В наших лесах живет большой пестрый дятел и малый пестрый дятел……»

Какой это текст? Почему? ( Описание. Описываются птицы и какие перья у

них на голове)

-Вспомним схему к тексту описания.

-Сколько картинок можно нарисовать к тексту описания? ( 1 картинку)

-А к нашему новому тексту? ( 2 картинки)

-Так к какому же типу мы его отнесем? Может это будет какой-то новый,

третий тип текста? (Нет.)

-Сравниваются два дятла.

3. Постановка проблемы.

-В каком месте вам не хватило знаний, где затруднялись? (Сравниваются два

дятла.)

Слайд 1. Прием сравнения в тексте.

-Я подготовила задачи урока, но от них осталось 3 слова

Что…..?

Как…….?

Где……?

Попробуйте восстановить пропущенные слова.

Что сравнивать?

Как сравнивать?

Где мы найдем применение этому

сравнению?

4. Поиск решения

-Вернемся к нашему тексту.

-Вы сказали, что это описание.

-Потом вы добавили, что это сравнение.

-Соедините эти два слова вместе, заменив существительное «сравнение»

прилагательным.

Какова же тема сегодняшнего урока? ( Сравнительное описание)

Послушаем стихотворение Б.Заходера « Что на что похоже»

5 Построение проекта выхода из затруднения.

-Вернемся к задачам урока.

Что значит сравнивать?

Правила сравнения или как нужно сравнивать?

Где нужно сравнение?

- И тексты, которые мы сегодня будем изучать – это тексты сравнительного

описания.

-1-ю задачу – что значит сравнивать два предмета - мы уже частично

выполнили. ( Найти сходство и различие)

6. Реализация построенного проекта.

-Возьмите на столе карточку №1

-Ребята, ваши сверстники, тоже высказали свое мнение по этому вопросу -

что значит сравнивать?

-Вы должны выбрать только один вариант ответа из предложенных четырех.

1. Сравнивать два предмет - это значит сказать какой из них больше, а какой

меньше.

2. Сравнивать два предмета – это значит узнать, чем эти два предмета похожи

и чем различаются.

3. Сравнивать два предмета – это значит найти одинаковое в этих предметах.

4. Сравнивать два предмета – это значит найти, чем эти предметы

различаются.

Проверка по эталону.

Итак, что значит сравнивать два предмета? (вариант №2)

1-ю задачу урока мы полностью выполнили.

-Приступим ко 2-й задаче урока.

-Назовите еще раз ключевое слово. ( Как?)

-Возьмите карточку №2

Клубника вверху.

Земляника внизу.

-Этих знаний нам достаточно, чтобы различать клубнику и землянику? (Нет)

- Можно ли, сравнивая, сказать, клубника крупная ягода, а земляника слаще?

(нет, они обе сладкие)

-Ты нашел общие признаки или различные?( Общие)

А так, земляника поспевает в июне, а клубника растет в саду на грядке?( Нет)

- А различное что? (Клубника садовая ягода, а земляника лесная)

Вывод: нельзя сравнивать если называешь разные признаки. Надо сначала

назвать признаки общего сходства, а затем различия.

-Помня об этом приступим к выполнению заданий по карточке №2

-Работаем в паре.

Проверка. Чтение получившихся текстов.

Клубника и земляника одинаково сладки, но клубника слаще, чем земляника.

Обе ягоды поспевают в июне,но клубника - садовая ягода, а земляника –

лесная.

-Какой текст мы изучаем?

-Как мы это делаем?

-Что называем сначала?

-Как можно сравнивать, по каким признакам? ( По форме, по размеру, по

вкусу, по цвету,……..)

-Что надо помнить, сравнивая предметы?

-Без какой части речи невозможно провести сравнительное описание?

Физминутка

Работа в группах.

1-я группа. Составьте текст сравнительного описания « Какие яйца в гнезде»

«Все знают кукушку. Странная птица. Подбрасывает яйца в гнезда других

птиц не заботясь о птенцах. Совсем другое дело горихвостка .Она и своих и

чужих детей накормит и научит летать».

-Рассмотрите обитателей гнезда на карточке Найдите яйцо кукушки.

Сравните с остальными. Составьте сравнительное описание, используя слова:

Похож

Напоминает

Одинаковый

схожи

2-я группа. Сравните волка и собаку с целью различения предметов.

Рассмотрите предметы. Используйте для работы слова:

Различаются

Не

Совсем другой

Различаются

разный

3-я группа. Найдите в тексте ошибку и исправьте ее.

« Однажды я на даче встретил маленького ежонка и маму ежиху. Они были

похожи как две капли воды. Только у ежонка были маленькие, как бусинки,

глаза, а иголки у ежихи длинные, острые и очень колючие. Наверное, она их

распустила, чтобы защитить своего сына».

Проверка работ.

-Что же такое сравнительное описание? ( Это текст, в котором описываются и

сравниваются два предмета)

Чтение учителем текста Л. Пантелеева « Две лягушки»

-Где встречались с этим текстом? ( На уроках внеклассного чтения)

-Назовите автора и название?

-Мы учимся сравнительному описанию у Мастеров слова. Это наша 3-я

задача урока.

6. Рефлексия

Дети читают заранее подготовленные тексты, где есть сравнительное

описание.

7. Включение в систему знаний и повторение

Домашнее задание. Самостоятельно выбрать на доске пару предметов и

провести сравнительное описание. (Карточки можно снимать и уносить

домой)



В раздел образования