Автор: Шабакова Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: конспект урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова
Тема: Духовно-нравственная коллизия в сказке В. Катаева "Цветик - семицветик"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2-м классе (система Л.В. Занкова)
Учебник литературного чтения В.Ю. Свиридовой
Шабакова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»
Тема: Духовно-нравственная коллизия в сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»
Цель: формирование у обучающихся осознанного нравственного выбора в процессе раскрытия
духовно-нравственной коллизии в сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»
Задачи:
Обучающая: формировать у учащихся способность к полноценному восприятию литературного
текста;
обучать
анализу
художественного
произведения;
эмоциональное
вовлечение
детей
в
нравственную проблему, поставленную текстом; продолжать работу над формированием навыка
правильного сознательного чтения целыми словами.
Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся, расширению их словарного
запаса.
Воспитательная:
устанавливать
взаимосвязь
между
поступком
и
внутренним
состоянием
человека.
Оборудование: портрет В.П. Катаева, модель цветика - семицветика, материал для рефлексии,
отрывок мультфильма « Цветик - семицветик», песня «Дорогою добра», раздаточный материал,
«Толковый словарь» Ожегова С.И.
Ход урока.
1.Актуализация знаний
Урок литературного чтения.
-Ребята, с чего начинается любой урок?
1)с повторения материала прошлого урока
2)с выявления темы урока
- Над каким произведением мы сейчас работаем?
- Кто автор?
- К какому жанру можно отнести этот текст?
- Почему это сказка? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
- Почему сказка с таким необычным названием?
- Назовите имя главной героини?
- Что вы можете сказать об этой девочке?
2. Подготовка к восприятию. Сообщение темы.
Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.
-Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Давайте посмотрим на слова в названии темы.
- Как вы их понимаете?
- Где мы можем уточнить значение этих слов? («Толковый словарь» Ожегова С.И.)
Нравственность
–
правила,
определяющие
поведение;
духовные
и
душевные
качества,
необходимые человеку в обществе.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
- Чему будем учиться, что будем выяснять, если тема звучит «Духовно-нравственная проблема в
сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»?
(Будем выяснять: какую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев)
-Что надо уметь делать, чтобы выполнить эти задачи?
1.Уметь правильно читать текст
2.Уметь ориентироваться в тексте
3. Уметь понимать содержание текста
4. Уметь работать с соседом по парте
- Какая часть цветика - семицветика является волшебной? (лепесток)
- Ребята, взгляните, перед вами лежат разноцветные лепестки. Нужно выбрать из них семь,
которые бы составили цветик – семицветик (Работа в парах)
-
Цветик
готов.
А
как
пользоваться
этим
волшебным
предметом?
(Отрывать
лепесток
и
произносить волшебные слова)
- Вот вместе с этим волшебным цветком мы с вами и будем путешествовать по страницам сказки.
Мы будем отрывать по лепестку и вспоминать, какие желания главной героини сказки исполнял
каждый из них.
Работа в парах (Раздаточный материал «Установите соответствие»):
желтый - вернуться домой
красный - склеить вазу
синий - попасть на полюс
зеленый - вернуться с полюса
оранжевый - иметь все игрушки
фиолетовый - отправить игрушки
голубой -
- Сделаем вывод о шести желаниях Жени. Разумные ли они?
- С пользой ли девочка потратила шесть волшебных лепестков?
- Какие чувства она испытывала, когда исполнялись эти её желания?
- Нравится ли вам, как Женя тратит лепестки?
- Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?
- Остался у Жени один голубой лепесток. Как вы думаете, совершит ли Женя какой-нибудь
разумный поступок?
Физминутка
Я - цветочек луговой,
Покачаем головой,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Влево, вправо повернемся,
Раз - нагнемся,
Два – нагнемся,
Тихо сядем и опять
Работать будем продолжать.
- Давайте проверим наши предположения.
3. Работа по новой теме.
- Рассмотрите внимательно страницы 104-107.
-Как мы будем работать с текстом?
Деформированный план работы с текстом (на доске).
-Анализ текста (3)
-Чтение текста (1)
-Выяснение непонятных слов (2)
Чтение последней части сказки, подготовленное учениками.
Класс внимательно следит за чтением по учебнику.
- Все ли слова понятны?
Салки – детская игра, то же, что пятнашки.
- Оправдались ли наши предположения в том, что Женя совершит разумный поступок?
- На что она потратила последний лепесток? (голубой – вернуть здоровье)
- Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно, поскольку поняла, что только
здоровый человек может быть счастливым.)
Просмотр отрывка мультфильма.
-Какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот отрывок?
Чтение по ролям увиденного отрывка.
- Что чувствует девочка, когда загадывает последнее желание?
- В чем же смысл сказки?
-Исполнение какого желания сделало Женю счастливой?
-Важно ли, что не только ее?
-Давайте посмотрим на наш план. Все пункты плана работы с текстом мы выполнили?
- Давайте вспомним задачу, которую мы ставили.
-Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит заботиться о других людях)
-
Какую
же
мудрую
мысль
хочет
донести
до
читателя
В.П.
Катаев?
(Нам
всем
надо
быть
внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувство сострадания и,
если это возможно постараться помочь им, как это сделала Женя)
-
В.П.
Катаев
разработал
тему
ценности
человеческих
поступков.
Из
всех
чудес,
которые
свершились в сказке о цветике – семицветике, самую большую радость его обладательнице
принесло исцеление хромого мальчика.
-Какая из пословиц подходит к этой сказке?
Жизнь прожить - не поле перейти.
Жизнь дана на добрые дела.
Век живи - век учись.
4. Рефлексия.
Появляется под музыку фея.
- Я юная фея и только учусь исполнять желания. Но мне кажется, что, если чего-то очень захотеть
и приложить к этому старания, то ваше желание обязательно сбудется. Хотите попробовать?
Возьмите по белому лепестку, лежащему на вашей парте, и напишите свое самое заветное
желание.
- А теперь давайте шепотом произнесем волшебное заклинание.
- Кто, ребята, из вас из вас хочет рассказать, на что вы тратили свои чувства, желания, используя
волшебный лепесток.
5. Итог урока.
- Скажите, ребята, разве обязательно иметь волшебный цветок, чтобы помогать людям и просто
делать добрые дела?
- Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не
ждать, когда тебя об этом попросят.
- Зачем нам нужен был этот урок?
Оцени свою работу на уроке.
□ я успешно справлялся со всеми заданиями на уроке
□ иногда затруднялся в ответах на вопросы
□ буду стараться работать в следующий раз лучше
6. Домашнее задание (по выбору)
1) Чтение по ролям – стр. 104-107.
2) Придумать свою версию о продолжении сказки, если бы Женя не встретила Витю.
На что она потратит последний лепесток?
Спасибо за урок!