Напоминание

Духовно-нравственная коллизия в сказке В. Катаева "Цветик - семицветик"


Автор: Шабакова Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: конспект урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова
Тема: Духовно-нравственная коллизия в сказке В. Катаева "Цветик - семицветик"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения во 2-м классе (система Л.В. Занкова)

Учебник литературного чтения В.Ю. Свиридовой

Шабакова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»

Тема: Духовно-нравственная коллизия в сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»

Цель: формирование у обучающихся осознанного нравственного выбора в процессе раскрытия

духовно-нравственной коллизии в сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»

Задачи:

Обучающая: формировать у учащихся способность к полноценному восприятию литературного

текста;

обучать

анализу

художественного

произведения;

эмоциональное

вовлечение

детей

в

нравственную проблему, поставленную текстом; продолжать работу над формированием навыка

правильного сознательного чтения целыми словами.

Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся, расширению их словарного

запаса.

Воспитательная:

устанавливать

взаимосвязь

между

поступком

и

внутренним

состоянием

человека.

Оборудование: портрет В.П. Катаева, модель цветика - семицветика, материал для рефлексии,

отрывок мультфильма « Цветик - семицветик», песня «Дорогою добра», раздаточный материал,

«Толковый словарь» Ожегова С.И.

Ход урока.

1.Актуализация знаний

Урок литературного чтения.

-Ребята, с чего начинается любой урок?

1)с повторения материала прошлого урока

2)с выявления темы урока

- Над каким произведением мы сейчас работаем?

- Кто автор?

- К какому жанру можно отнести этот текст?

- Почему это сказка? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

- Почему сказка с таким необычным названием?

- Назовите имя главной героини?

- Что вы можете сказать об этой девочке?

2. Подготовка к восприятию. Сообщение темы.

Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Давайте посмотрим на слова в названии темы.

- Как вы их понимаете?

- Где мы можем уточнить значение этих слов? («Толковый словарь» Ожегова С.И.)

Нравственность

правила,

определяющие

поведение;

духовные

и

душевные

качества,

необходимые человеку в обществе.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

- Чему будем учиться, что будем выяснять, если тема звучит «Духовно-нравственная проблема в

сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»?

(Будем выяснять: какую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев)

-Что надо уметь делать, чтобы выполнить эти задачи?

1.Уметь правильно читать текст

2.Уметь ориентироваться в тексте

3. Уметь понимать содержание текста

4. Уметь работать с соседом по парте

- Какая часть цветика - семицветика является волшебной? (лепесток)

- Ребята, взгляните, перед вами лежат разноцветные лепестки. Нужно выбрать из них семь,

которые бы составили цветик – семицветик (Работа в парах)

-

Цветик

готов.

А

как

пользоваться

этим

волшебным

предметом?

(Отрывать

лепесток

и

произносить волшебные слова)

- Вот вместе с этим волшебным цветком мы с вами и будем путешествовать по страницам сказки.

Мы будем отрывать по лепестку и вспоминать, какие желания главной героини сказки исполнял

каждый из них.

Работа в парах (Раздаточный материал «Установите соответствие»):

желтый - вернуться домой

красный - склеить вазу

синий - попасть на полюс

зеленый - вернуться с полюса

оранжевый - иметь все игрушки

фиолетовый - отправить игрушки

голубой -

- Сделаем вывод о шести желаниях Жени. Разумные ли они?

- С пользой ли девочка потратила шесть волшебных лепестков?

- Какие чувства она испытывала, когда исполнялись эти её желания?

- Нравится ли вам, как Женя тратит лепестки?

- Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?

- Остался у Жени один голубой лепесток. Как вы думаете, совершит ли Женя какой-нибудь

разумный поступок?

Физминутка

Я - цветочек луговой,

Покачаем головой,

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Влево, вправо повернемся,

Раз - нагнемся,

Два – нагнемся,

Тихо сядем и опять

Работать будем продолжать.

- Давайте проверим наши предположения.

3. Работа по новой теме.

- Рассмотрите внимательно страницы 104-107.

-Как мы будем работать с текстом?

Деформированный план работы с текстом (на доске).

-Анализ текста (3)

-Чтение текста (1)

-Выяснение непонятных слов (2)

Чтение последней части сказки, подготовленное учениками.

Класс внимательно следит за чтением по учебнику.

- Все ли слова понятны?

Салки – детская игра, то же, что пятнашки.

- Оправдались ли наши предположения в том, что Женя совершит разумный поступок?

- На что она потратила последний лепесток? (голубой – вернуть здоровье)

- Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно, поскольку поняла, что только

здоровый человек может быть счастливым.)

Просмотр отрывка мультфильма.

-Какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот отрывок?

Чтение по ролям увиденного отрывка.

- Что чувствует девочка, когда загадывает последнее желание?

- В чем же смысл сказки?

-Исполнение какого желания сделало Женю счастливой?

-Важно ли, что не только ее?

-Давайте посмотрим на наш план. Все пункты плана работы с текстом мы выполнили?

- Давайте вспомним задачу, которую мы ставили.

-Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит заботиться о других людях)

-

Какую

же

мудрую

мысль

хочет

донести

до

читателя

В.П.

Катаев?

(Нам

всем

надо

быть

внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувство сострадания и,

если это возможно постараться помочь им, как это сделала Женя)

-

В.П.

Катаев

разработал

тему

ценности

человеческих

поступков.

Из

всех

чудес,

которые

свершились в сказке о цветике – семицветике, самую большую радость его обладательнице

принесло исцеление хромого мальчика.

-Какая из пословиц подходит к этой сказке?

Жизнь прожить - не поле перейти.

Жизнь дана на добрые дела.

Век живи - век учись.

4. Рефлексия.

Появляется под музыку фея.

- Я юная фея и только учусь исполнять желания. Но мне кажется, что, если чего-то очень захотеть

и приложить к этому старания, то ваше желание обязательно сбудется. Хотите попробовать?

Возьмите по белому лепестку, лежащему на вашей парте, и напишите свое самое заветное

желание.

- А теперь давайте шепотом произнесем волшебное заклинание.

- Кто, ребята, из вас из вас хочет рассказать, на что вы тратили свои чувства, желания, используя

волшебный лепесток.

5. Итог урока.

- Скажите, ребята, разве обязательно иметь волшебный цветок, чтобы помогать людям и просто

делать добрые дела?

- Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не

ждать, когда тебя об этом попросят.

- Зачем нам нужен был этот урок?

Оцени свою работу на уроке.

□ я успешно справлялся со всеми заданиями на уроке

□ иногда затруднялся в ответах на вопросы

□ буду стараться работать в следующий раз лучше

6. Домашнее задание (по выбору)

1) Чтение по ролям – стр. 104-107.

2) Придумать свою версию о продолжении сказки, если бы Женя не встретила Витю.

На что она потратит последний лепесток?

Спасибо за урок!



В раздел образования