Автор: Герасимова Алевтина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение различных форм проведения классного часа как фактора повышения воспитательного воздействия на учащихся".
Раздел: начальное образование
Внедрение различных форм проведения классного часа как
фактора повышения воспитательного воздействия на учащихся.
Наш ученик - это не только школьник, но и прежде всего человек с многогранными
интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?
Это не праздные вопросы - это вопросы жизни. Воспитать гражданина,
целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, - это
долг каждого учителя-воспитателя.
Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с учащимися на
классных часах и внеклассных мероприятиях.
Эта работа имеет разнообразные формы:
- дискуссионные формы;
- формы состязательного характера;
- творческие формы;
- игровые формы;
- формы психологического просвещения;
- подвижные формы;
- формы работы вне школы.
Дискуссионные формы:
диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему. Главная
ценность этой формы - формирование диалектического мышления учащихся;
дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое
мнение. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность;
конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения
каких-либо вопросов;
круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо
вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке;
гостиная - одна из форм культурно-досугового общения. В формате гостиной
могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об
известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях;
салон - это вечер - воспоминание о прошедших эпохах , где участники
обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе,
художественных произведениях;
лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток
времени цикл лекций по установленной тематике.
Формы состязательного характера:
конкурс - это соревнование в каком-либо виде человеческой деятельности;
викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные
вопросы из различных областей знания;
клуб веселых и находчивых (КВН) - юмористическая игра, в которой команды
различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные
вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных
сцен;
смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно
полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей
оценкой достигнутого уровня и награждением победителей;
презентация - представление учащимся чего-то нового с определенными целями;
турнир - это состязание с четным числом игроков;
олимпиада.
Творческие формы:
праздник - это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию;
фестиваль - массовое празднество, показ достижений профессионального и
самодеятельного художественного творчества;
выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда,
изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов;
устный журнал - короткие, доступные научные сообщения чередуются диалогом
основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами;
концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных номеров
по определенной, заранее составленной программе;
спектакль - произведение сценического искусства.
Игровые формы:
ролевая игра - игра развлекательного назначения, участники которого действуют в
рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли;
интеллектуальная игра - индивидуальное или коллективное выполнение заданий,
требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного
времени и соревнования.
Формы психологического просвещения:
исследование;
тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений,
навыков и социальных установок;
Подвижные формы:
веселые старты;
день здоровья.
Формы работы вне школы:
экскурсия - форма организации обучения, которая позволяет проводить
наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в
естественных условиях;
поход.
Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы школы.
Чтобы воспитать у учащихся дух патриотизма, применяя игровые формы, мы
проводили военно – патриотическую игру «Зарницу», применяя формы работы вне
школы, ходили на экскурсию к «Вечному огню», применяя творческие формы,
участвовали в Дне науки с творческими проектами, посвящённых 9 Мая, применяя
подвижные формы, проводили «Шляпное сражение», посвящённое Дню защитника
Отечества.
Чтобы воспитывать духовно - нравственные чувства и этическое сознание, мы
принимали участие в творческих проектах «Помоги птицам», «Пусть всегда будет
солнце», организовывали выставку «Спешите делать добро», применяя дискуссионные
формы, проводили дискуссии по теме «Что такое хорошо и что такое плохо».
Чтобы развить и пропагандировать здорового образа жизни, мы проводили весёлые
старты, применяя творческие формы, проводили конкурс рисунков и организовывали
выставку «Безопасная дорога», применяя формы состязательного характера,
проводили викторину о правильном питании, применяя формы работы вне школы,
ездили кататься на тюбингах.
Классные часы и внеклассные мероприятия дают возможность школьникам
посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной,
развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои
творческие силы. С их помощью учащиеся приобретают богатую дополнительную
информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим
применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству,
деловые черты характера.