Напоминание

"Логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста".


Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад № 39"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: проект
Тема: "Логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 39»

г. Петропавловск-Камчатский

Логопедические технологии коррекции

(профилактики) речевых нарушений у детей

раннего возраста.

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с

нарушениями развития

Составила:

Махова Вера Викторовна

учитель-логопед

МАДОУ «ЦРР- детский сад №39»

г. Петропавловска-Камчатского

В

сложившейся

системе

здравоохранения

и

образования

специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи

после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется

возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются

условия для компенсации и коррекции. Таким образом, сегодня особую

актуальность

имеет

определение

основных

направлений

и

содержания профилактической работы по предупреждению нарушений

речи

у

детей

раннего

возраста.

Гораздо

легче

предотвратить

формирование

отклонений

в

развитии

речевых

функций,

чем

их

впоследствии

устранить.

Для

учителя-логопеда,

работающего

на

дошкольном логопункте с детьми старшего дошкольного возраста (от 5

до 7 лет), работа по профилактике речевых нарушений среди детей с

двух

до

трех

лет

актуальна

тем,

что

она

должна

привести

к

сокращению

количества

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

речевыми нарушениями, поступающих в логопункт. Число старших

дошкольников

с

речевыми

нарушениями

неуклонно

растет.

На

логопункте единовременно может заниматься только 25 человек, а по

результатам

первичного

логопедического

обследования

детей,

поступающих в подготовительные группы, только в этом учебном году

было выявлено 26 человек. Среди старших групп речевые нарушения

разных уровней сложности выявлены у 81% детей.

Данный проект рассчитан на работу с детьми 2-3 лет (первая

младшая группа) массового детского сада. Срок реализации проекта – 1

год.

Основной целью логопедической работы с данной категорией детей

является предупреждение и преодоление речевых нарушений у детей

раннего возраста. Необходимо на основе теоретически обоснованных

материалов

разработать,

апробировать

и

определить

эффективность

педагогической технологии предупреждения и преодоления речевых

нарушений у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.

О с н о в н ы е

з а д а ч и :

1 .

С т и м ул я ц и я

р е ч е в о й

и

п с и х и ч е с ко й

а к т и в н о с т и .

2 .

Р а з в и т и е

э м о ц и о н а л ь н о г о

о б щ е н и я

с

в з р о с л ы м .

3.

Совершенствование

способности

к

подражанию

действиям

в з р о с л о г о ,

с в е р с т н и к о в .

4.

Развитие

и

коррекция

психофизиологической

основы

речевой

деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого

д ы х а н и я ,

а р т и к у л я ц и о н н ы х

н а в ы к о в

и

т . д .

5.

Формирование

мотивационно-побудительного

уровня

речевой

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона обеспечивающего

м и н и м а л ь н о е

о б щ е н и е .

7.

Формирование

первоначальных

навыков

грамматического

с т р у к т у р и р о в а н и я

р е ч е в о г о

с о о б щ е н и я .

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Работа по реализации проекта включает в себя четыре этапа:

I. Подготовительный этап (август-сентябрь).

Цель

этапа:

на

основе

теоретически

обоснованных

материалов

разработать технологии предупреждения задержки речевого развития у

детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.

Задачи этапа:

изучить методическую литературу по проблеме;

сформулировать цели и задачи проекта;

определить стратегию и тактику экспериментального исследования;

провести анкетирование родителей и изучить анамнез детей;

привлечь родителей и воспитателей к работе над проектом.

II. Этап работы с детьми в рамках проекта (октябрь-май).

Цель этапа: проведение работы с детьми двух – трёх лет в условиях

массового детского сада, направленной на предупреждение нарушений

речи.

Задачи этапа:

Начало

первичной

диагностики

речи

поступающих

детей

раннего

возраста вместе с родителями ранних групп;

укрепление соматического здоровья;

формирование моторной сферы;

развитие высших психических функций ;

развитие импрессивной речи;

развитие экспрессивной речи.

III. Работа с педагогами и с родителями в рамках проекта (октябрь-

май).

Цель этапа: знакомство педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего

возраста, с проектом по предупреждению нарушений речи в условиях

массового детского сада; привлечение воспитателей и родителей

к

участию.

Задачи этапа:

проведение семинара для педагогов по проблеме проекта;

выработка рекомендаций воспитателям по организации речевой среды в

группе, знакомство их с требованиями к дидактическому материалу;

проведение индивидуальных консультаций с родителями детей групп

раннего

возраста,

имеющими

речевые

нарушения

(по

желанию

родителей); проведение «Дня открытых дверей для родителей

детей

младших групп;

Участие в проведении родительских собраний для родителей детей,

поступивших в детский сад (1-3 года).

IV. Проведение заключительной диагностики (май).

Цель:

анализ

результатов

проделанной

работы

по

профилактике

речевых нарушений у детей раннего возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы определяются на

основе

результатов

диагностического

обследования,

которое

проводится

в

режиме

наблюдения

и

индивидуального

диалога,

в

атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, его поддержки, а

также анкетирования родителей и педагогов групп раннего возраста с

целью выявления речевых нарушений у детей.

Диагностическое обследование включает четыре этапа:

Первый этап – подготовительный (включает подготовку необходимого

оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые

будут

использоваться при обследовании, планирование удобного время для

бесед, наблюдений, общения с детьми).

Второй этап – обследование.

Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов.

Четвёртый

этап

обобщение

результатов

обследования

и

использование их в дальнейшей работе с педагогами и родителями.

Основные направления

работы

по

профилактики

речевых

нарушений у детей раннего возраста включают:

ф

о

р

м

и

р

о

в

а

н

и

е

:

-

к о м м у н и к а т и в н о й

и

о б о б щ а ю щ е й

ф у н к ц и й

р е ч и ;

- артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

-

первоначальных

навыков

фонематического

во с п р и я т и я ;

-

з в у к о с л о г о в о й

с т р у к т у р ы

с л о в а ;

-

в н у т р е н н е г о

и

в н е ш н е г о

л е к с и к о н а ;

-

начальных

навыков

грамматического

оформления

высказывания;

- внутренней семантической структуры предложения (из 2-3 слов);

с

о

з

д

а

н

и

е

:

- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

- организованного семейного воспитания детей.

Содержание коррекционно-развивающей работы соотносится с

основными

направлениями

работы

по

профилактике

речевых

нарушений у детей раннего возраста:

1 . Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса

(общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж

лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей

и

пальцев

рук,

самомассаж

биологически

активных

точек);

формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и

артикуляторных

движений

(восприятие

схемы

тела,

формирование

пространственного

чувства,

пальчиковые

игры,

упражнения

на

определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития

общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие

з р и т е л ь н о - м о т о р н о й

ко о р д и н а ц и и ;

р а з в и т и е

н а в ы к о в

самообслуживания.

2 . Развитие

высших

психических

функций:

сенсорно-перцептивной

деятельности

и

эталонных

представлений,

памяти

(речеслуховой,

зрительной,

двигательной),

внимания

(зрительного,

слухового,

двигательного),

восприятия

(зрительного,

слухового),

мыслительной

деятельности

во

взаимосвязи

с

развитием

речи

(познавательной

активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,

мыслительных

операций,

умения

действовать

целенаправленно),

творческих

способностей,

межанализаторного

взаимодействия;

формирование

ведущих

видов

деятельности

(предметной,

игровой);

обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах

деятельности.

3 . Развитие

импрессивной

речи:

понимания

слов,

обозначающих

предметы,

действия,

признаки;

грамматических

категорий

и

предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов,

обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи,

звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря,

совершенствование

процессов

поиска

слов,

перевода

слова

из

пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-

практического

общения

с

окружающими,

развитие

знаний

и

представлений об окружающем;

5

. Работа

с

родителями

(совместное

обсуждение

программ

профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами

обследования,

особенностями

и

возможностями

ребенка,

с

планом

развивающей

работы

с

ребенком;

анкетирование

родителей;

согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий;

посещение

занятий;

консультации

для

родителей

о

причинах,

особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления;

занятия-консультации

для

родителей

по

развитию

моторной,

познавательной

сфер,

импрессивной

и

экспрессивной

речи;

просветительская

работа

(подготовка

памяток,

подбор

и

распространение

логопедической

и

психолого-педагогической

литературы).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и

приемы:

массаж,

гимнастика,

подражание,

вс л у ш и ва н и е ,

рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-

игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего

возраста следует строить с учетом основных положений специальной

педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное

и

дифференцированное

«пошаговое»

обучение;

использование

специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая

дифференциация

и

индивидуализация

обучения;

обязательное

включение родителей в развивающий процесс).

Планируемые результаты проекта:

Повышение

компетентности

педагогов

и

родителей

в

вопросах

речевого развития ребёнка;

Стимуляция речевого развития детей раннего возраста в соответствии с

закономерностями речевого онтогенеза;

Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в

речевой деятельности детей 2 - 3 лет;

Уменьшение

количества

детей

с

нарушениями

речи

к

старшему

дошкольному возрасту.

Критерии анализа проделанной работы над проектом:

1.

Проведение

сравнительной

диагностики

в

рамках

непосредственно

образовательной

деятельности,

а

так

же

индивидуально. Форма проведения мониторинга должна представлять

собой

преимущественно

наблюдение

за

активностью

ребенка

в

различные

периоды

пребывания

в

дошкольном

учреждении,

анализ

продуктов детской деятельности.

2.

Анализ результатов анкетирования родителей. Проведение

консультаций

для

родителей

о

развитии

речи

детей

2-3

лет

и

предупреждении речевых нарушений в данном возрасте. Привлечение

родителей

и

воспитателей

к

работе

над

проектом

путем

создания

«обратной связи».

3. Повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах

речевого развития ребёнка;

4. Своевременное устранение возрастных специфических трудностей

в речевой деятельности детей 2 – 3 лет.

5. Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему

дошкольному возрасту.

Список литературы:

1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции

психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С.8-16.

2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки

речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью

псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. –

Екатеринбург, 2007. - 26 с.

3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые

пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.

4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском

возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.:

Академия, 2002. - 232 с.

5. Смирнова Л.И. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для

воспитателей и родителей – М.: Мозаика- Синтез, 2006.



В раздел образования