Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад № 39"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: проект
Тема: "Логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста".
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 39»
г. Петропавловск-Камчатский
Логопедические технологии коррекции
(профилактики) речевых нарушений у детей
раннего возраста.
Проект коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с
нарушениями развития
Составила:
Махова Вера Викторовна
учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР- детский сад №39»
г. Петропавловска-Камчатского
В
сложившейся
системе
здравоохранения
и
образования
специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи
после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется
возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются
условия для компенсации и коррекции. Таким образом, сегодня особую
актуальность
имеет
определение
основных
направлений
и
содержания профилактической работы по предупреждению нарушений
речи
у
детей
раннего
возраста.
Гораздо
легче
предотвратить
формирование
отклонений
в
развитии
речевых
функций,
чем
их
впоследствии
устранить.
Для
учителя-логопеда,
работающего
на
дошкольном логопункте с детьми старшего дошкольного возраста (от 5
до 7 лет), работа по профилактике речевых нарушений среди детей с
двух
до
трех
лет
актуальна
тем,
что
она
должна
привести
к
сокращению
количества
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
речевыми нарушениями, поступающих в логопункт. Число старших
дошкольников
с
речевыми
нарушениями
неуклонно
растет.
На
логопункте единовременно может заниматься только 25 человек, а по
результатам
первичного
логопедического
обследования
детей,
поступающих в подготовительные группы, только в этом учебном году
было выявлено 26 человек. Среди старших групп речевые нарушения
разных уровней сложности выявлены у 81% детей.
Данный проект рассчитан на работу с детьми 2-3 лет (первая
младшая группа) массового детского сада. Срок реализации проекта – 1
год.
Основной целью логопедической работы с данной категорией детей
является предупреждение и преодоление речевых нарушений у детей
раннего возраста. Необходимо на основе теоретически обоснованных
материалов
разработать,
апробировать
и
определить
эффективность
педагогической технологии предупреждения и преодоления речевых
нарушений у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.
О с н о в н ы е
з а д а ч и :
1 .
С т и м ул я ц и я
р е ч е в о й
и
п с и х и ч е с ко й
а к т и в н о с т и .
2 .
Р а з в и т и е
э м о ц и о н а л ь н о г о
о б щ е н и я
с
в з р о с л ы м .
3.
Совершенствование
способности
к
подражанию
действиям
в з р о с л о г о ,
с в е р с т н и к о в .
4.
Развитие
и
коррекция
психофизиологической
основы
речевой
деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого
д ы х а н и я ,
а р т и к у л я ц и о н н ы х
н а в ы к о в
и
т . д .
5.
Формирование
мотивационно-побудительного
уровня
речевой
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона обеспечивающего
м и н и м а л ь н о е
о б щ е н и е .
7.
Формирование
первоначальных
навыков
грамматического
с т р у к т у р и р о в а н и я
р е ч е в о г о
с о о б щ е н и я .
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Работа по реализации проекта включает в себя четыре этапа:
I. Подготовительный этап (август-сентябрь).
Цель
этапа:
на
основе
теоретически
обоснованных
материалов
разработать технологии предупреждения задержки речевого развития у
детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.
Задачи этапа:
изучить методическую литературу по проблеме;
сформулировать цели и задачи проекта;
определить стратегию и тактику экспериментального исследования;
провести анкетирование родителей и изучить анамнез детей;
привлечь родителей и воспитателей к работе над проектом.
II. Этап работы с детьми в рамках проекта (октябрь-май).
Цель этапа: проведение работы с детьми двух – трёх лет в условиях
массового детского сада, направленной на предупреждение нарушений
речи.
Задачи этапа:
Начало
первичной
диагностики
речи
поступающих
детей
раннего
возраста вместе с родителями ранних групп;
укрепление соматического здоровья;
формирование моторной сферы;
развитие высших психических функций ;
развитие импрессивной речи;
развитие экспрессивной речи.
III. Работа с педагогами и с родителями в рамках проекта (октябрь-
май).
Цель этапа: знакомство педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего
возраста, с проектом по предупреждению нарушений речи в условиях
массового детского сада; привлечение воспитателей и родителей
к
участию.
Задачи этапа:
проведение семинара для педагогов по проблеме проекта;
выработка рекомендаций воспитателям по организации речевой среды в
группе, знакомство их с требованиями к дидактическому материалу;
проведение индивидуальных консультаций с родителями детей групп
раннего
возраста,
имеющими
речевые
нарушения
(по
желанию
родителей); проведение «Дня открытых дверей для родителей
детей
младших групп;
Участие в проведении родительских собраний для родителей детей,
поступивших в детский сад (1-3 года).
IV. Проведение заключительной диагностики (май).
Цель:
анализ
результатов
проделанной
работы
по
профилактике
речевых нарушений у детей раннего возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы определяются на
основе
результатов
диагностического
обследования,
которое
проводится
в
режиме
наблюдения
и
индивидуального
диалога,
в
атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, его поддержки, а
также анкетирования родителей и педагогов групп раннего возраста с
целью выявления речевых нарушений у детей.
Диагностическое обследование включает четыре этапа:
Первый этап – подготовительный (включает подготовку необходимого
оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые
будут
использоваться при обследовании, планирование удобного время для
бесед, наблюдений, общения с детьми).
Второй этап – обследование.
Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов.
Четвёртый
этап
–
обобщение
результатов
обследования
и
использование их в дальнейшей работе с педагогами и родителями.
Основные направления
работы
по
профилактики
речевых
нарушений у детей раннего возраста включают:
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
е
:
-
к о м м у н и к а т и в н о й
и
о б о б щ а ю щ е й
ф у н к ц и й
р е ч и ;
- артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;
-
первоначальных
навыков
фонематического
во с п р и я т и я ;
-
з в у к о с л о г о в о й
с т р у к т у р ы
с л о в а ;
-
в н у т р е н н е г о
и
в н е ш н е г о
л е к с и к о н а ;
-
начальных
навыков
грамматического
оформления
высказывания;
- внутренней семантической структуры предложения (из 2-3 слов);
с
о
з
д
а
н
и
е
:
- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;
- организованного семейного воспитания детей.
Содержание коррекционно-развивающей работы соотносится с
основными
направлениями
работы
по
профилактике
речевых
нарушений у детей раннего возраста:
1 . Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса
(общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж
лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей
и
пальцев
рук,
самомассаж
биологически
активных
точек);
формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и
артикуляторных
движений
(восприятие
схемы
тела,
формирование
пространственного
чувства,
пальчиковые
игры,
упражнения
на
определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития
общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие
з р и т е л ь н о - м о т о р н о й
ко о р д и н а ц и и ;
р а з в и т и е
н а в ы к о в
самообслуживания.
2 . Развитие
высших
психических
функций:
сенсорно-перцептивной
деятельности
и
эталонных
представлений,
памяти
(речеслуховой,
зрительной,
двигательной),
внимания
(зрительного,
слухового,
двигательного),
восприятия
(зрительного,
слухового),
мыслительной
деятельности
во
взаимосвязи
с
развитием
речи
(познавательной
активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,
мыслительных
операций,
умения
действовать
целенаправленно),
творческих
способностей,
межанализаторного
взаимодействия;
формирование
ведущих
видов
деятельности
(предметной,
игровой);
обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах
деятельности.
3 . Развитие
импрессивной
речи:
понимания
слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
грамматических
категорий
и
предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);
4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов,
обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи,
звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря,
совершенствование
процессов
поиска
слов,
перевода
слова
из
пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-
практического
общения
с
окружающими,
развитие
знаний
и
представлений об окружающем;
5
. Работа
с
родителями
(совместное
обсуждение
программ
профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами
обследования,
особенностями
и
возможностями
ребенка,
с
планом
развивающей
работы
с
ребенком;
анкетирование
родителей;
согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий;
посещение
занятий;
консультации
для
родителей
о
причинах,
особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления;
занятия-консультации
для
родителей
по
развитию
моторной,
познавательной
сфер,
импрессивной
и
экспрессивной
речи;
просветительская
работа
(подготовка
памяток,
подбор
и
распространение
логопедической
и
психолого-педагогической
литературы).
В работе необходимо применять практические и наглядные методы и
приемы:
массаж,
гимнастика,
подражание,
вс л у ш и ва н и е ,
рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-
игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.
Работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего
возраста следует строить с учетом основных положений специальной
педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное
и
дифференцированное
«пошаговое»
обучение;
использование
специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая
дифференциация
и
индивидуализация
обучения;
обязательное
включение родителей в развивающий процесс).
Планируемые результаты проекта:
Повышение
компетентности
педагогов
и
родителей
в
вопросах
речевого развития ребёнка;
Стимуляция речевого развития детей раннего возраста в соответствии с
закономерностями речевого онтогенеза;
Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в
речевой деятельности детей 2 - 3 лет;
Уменьшение
количества
детей
с
нарушениями
речи
к
старшему
дошкольному возрасту.
Критерии анализа проделанной работы над проектом:
1.
Проведение
сравнительной
диагностики
в
рамках
непосредственно
образовательной
деятельности,
а
так
же
индивидуально. Форма проведения мониторинга должна представлять
собой
преимущественно
наблюдение
за
активностью
ребенка
в
различные
периоды
пребывания
в
дошкольном
учреждении,
анализ
продуктов детской деятельности.
2.
Анализ результатов анкетирования родителей. Проведение
консультаций
для
родителей
о
развитии
речи
детей
2-3
лет
и
предупреждении речевых нарушений в данном возрасте. Привлечение
родителей
и
воспитателей
к
работе
над
проектом
путем
создания
«обратной связи».
3. Повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах
речевого развития ребёнка;
4. Своевременное устранение возрастных специфических трудностей
в речевой деятельности детей 2 – 3 лет.
5. Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему
дошкольному возрасту.
Список литературы:
1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции
психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С.8-16.
2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки
речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. –
Екатеринбург, 2007. - 26 с.
3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые
пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.
4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском
возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.:
Академия, 2002. - 232 с.
5. Смирнова Л.И. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для
воспитателей и родителей – М.: Мозаика- Синтез, 2006.