Напоминание

"Организация творческой деятельности студентов на занятиях русского языка и культуры речи"


Автор: Макарова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русскогоязыка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ "ЮЯТК"
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Организация творческой деятельности студентов на занятиях русского языка и культуры речи"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Т.А.Макарова, преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ РС (Я) «Южно- Якутский технологический колледж».

Организация творческой деятельности студентов на занятиях русского языка и

культуры речи

В

условиях

модернизации

образования

претерпевает

существенные

изменения

и

система

Автономного

Учреждения.

Современный

уровень

развития

техники,

науки

и

технологий

требует

подготовки

конкурентоспособных,

мобильных

специалистов.

А

это

реализуется не просто профессиональным, но и творческим подходом.

По мнению специалистов, научных знаний, полученных современными студентами,

хватает на три-пять лет, значит, необходимо овладеть способами их обновления и пополнения.

Важную

роль

в

подготовке

выпускников

играет

формирование

следующих

компетенций:

1.

Готовность

к

самообразованию,

умение

работать

с

различными

видами

информации;

2.

Умение работать в условиях коллективных норм организации труда;

3.

Умение участвовать в полилоге, диалоге;

4.

Развитие навыков публичного выступления.

Всё

это

предполагает

овладение

коммуникативной

компетентностью.

Сегодня

наблюдается общая негативная тенденция- снижение образовательного и культурного уровня

выпускников школ, а значит, и снижение уровня речевой культуры студентов. Это вызвано

целым рядом причин, среди которых можно выделить:

1.

Отсутствие интереса к изучению общегуманитарных предметов и русского языка;

2.

Превалирование в процессе обучения орфографико- пунктуальной направленности

и недооценка коммуникативной

и воспитательной направленности дисциплины

«Русский язык и культура речи»;

3.

Отсутствие

деятельности,

предполагающей

развитие

творческого

потенциала

учащихся.

Данные причины повлияли на тематический выбор статьи.

Работая со студентами, понимаешь, что изучение предмета «Русский язык и культура

речи» тогда будет результативным, когда занятия будут интересны студентам, и они смогут

проявить

своё

творчество,

не

стесняясь

высказать

своё

мнение

в

микрогруппе,

а

при

необходимости и скорректировать его.

Для того чтобы

учебная деятельность была эффективной, необходимо правильно

подбирать и использовать различные формы совместного творческого труда. Их много и их

выбор зависит в каждом конкретном случае от состава группы, творческого потенциала

студентов, исходной базы.

Приведу примеры лишь некоторых форм активизации работы на занятии

При

изучении

темы

«Язык

и

речь»

студентам

предлагается

таблица.

Цель

предлагаемого задания: подготовить студентов к понятию «литературная норма».

Национальный язык

Нормативная норма

Ненормативная норма

Справочные понятия): нецензурная лексика, диалектные слова, профессионализмы,

русский литературный язык, жаргонизмы, просторечные слова.

Задание: 1) Определите, какие понятия можно отнести к нормативной норме, а какие к

ненормативной.

2) найти в словаре лексическое значение терминов и дать определения;

3) привести примеры диалектных слов, профессионализмов, жаргонизмов,

просторечных слов;

4) высказать своё отношение к проблеме употребления/ неупотребления данных

слов, сфере употребления;

5) защитить своё мнение, суждение.

Преподаватель

при

необходимости

корректирует

ответы

студентов,

иллюстрирует

примерами из художественной литературы и публицистики, а затем переходит к центральному

понятию в культуре речи - литературной норме. В данном случае формируются умения

производить анализ и синтез, сопоставлять, подбирать аргументы, высказывать свою точку

зрения.

При изучении темы «Текст. Стили речи. Типы речи» предлагаю игру «Кубики». Цель

проведения:

выявить

уровень

постижения

студентами

культурно-

ценностных

категорий

текста.

Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его.

Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

I.

Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

II.

Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких

и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

III.

Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

IV.

Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он

неисчерпаемо богат.

V.

Если

вы

ответите,

что

оно

заключается

в

богатстве

словаря,

в

отточенности

синонимических конструкций, то будете правы.

VI.

Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно

сопутствуют

согласным,

не

допуская

обычно

их

большого

стечения.

(

по

И.И.Постниковой и И.М. Подгаецкой).

КОД ответов: IV, I

, V, III, II, VI

Выполняя данное задание, студенты закрепляют знания о тексте, излагают собственное

мнение о звуковой стороне речи.

При изучении раздела «Лексика и фразеология» по теме «Фразеологические нормы»

можно

использовать

игру

«Морской

бой».

Цель

задания:

обогащение

речи

студентов

фразеологизмами. Составляется матрица 7х7 квадратов.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

7

Группа делится на три экипажа. Выбирается экспертная комиссия (заслушивает ответ,

оценивает правильность, следит за временем, ведёт счёт, оценивает участие в обсуждении

вопросов каждого студента). Каждому экипажу даются «Правила боя».

Правила боя

1.

Сделайте выстрел (назовите координату).

2.

Прослушайте вопрос (задание).

3.

Обсудите в подгруппе.

4.

Подготовьте ответ и определитесь, кто отвечает.

5.

Дайте чёткий ответ.

6.

Выслушайте комментарий эксперта и уточнения противников.

7.

Проследите за выстрелом следующего экипажа.

8.

Прослушайте вопрос.

9.

Действуйте по прежней схеме.

10. Подготовив ответ, немедленно дайте сигнал.

11. В случае неверного или неполного ответа противника дайте свой ответ, уточните.

Добавьте.

Можно и нужно: участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, отвечать чётко,

ясно, громко; дополнять. Нельзя: кричать, мешать другим, проявлять нетерпимость к

чужому

мнению,

использовать

ненормативную

лексику,

оскорблять

противников,

грубить.

В каждой серии свои вопросы (от 1 до 7), причём они усложняются, а значит, и

увеличиваются

баллы.

Есть

мины

(переход

хода),

«подбитые»

теряют

5

очков,

«подбившие» получают 5 очков.

Например:

Серия 1: - Доскажи словечко… А- Шила…(в мешке не утаишь).

Серия 2: - Что бы это значило? А - На всех парусах…

Серия 3: - Откуда пришли крылатые фразы? А – «Подписано, так с плеч долой!» (Грибоедов

«Горе от ума»).

Серия

4:

- Назовите фразеологизм, соответствующий значению. А- Человек, на которого

сваливают чужую вину (козёл отпущения).

Серия 5: - Составить предложение с фразеологизмом. А – «Дорога ложка к обеду».

Серия

6:

-

Найти

ошибку

в

употреблении

фразеологических

оборотов,

объяснить

и

отредактировать предложение. А – Посетитель ушёл несолоно нахлебавшись.

Серия

7: -

Назвать

пословицу

по

её

описанию.

А

В

какой

пословице

говорится

о

максимальном

использовании

резервов

животноводства?

паршивой

овцы

хоть

шерсти

клок).

Игра вызывает интерес, позволяет охватить большой объём материала и обогатить речь

студентов фразеологическими оборотами.

На

занятиях

большое

внимание

уделяю

формированию

умений

организоваться,

выполнять свои действия чётко, последовательно, по алгоритму. Поэтому часто использую в

качестве дидактических средств различного рода алгоритмы. Это позволяет спроектировать

всё учебное занятие в режиме самостоятельной поисковой деятельности.

Безусловно,

это

далеко

не

все

формы

и

методы

обучения,

способствующие

формированию умений коллективно и творчески работать.

Активно использую нестандартные формы занятий:

1.

Игровые технологии:

- игра «Слабое звено» при изучении темы « Слово и его лексическое значение»;

-

«Телеведущий»,

где

студенты

выполняют

различного

рода

творческие

задания-

составление кроссвордов, сканвордов…

2.

Интегрированные

занятия

по

дисциплинам

«Русский

язык

и

культура

речи»

и

«Информатика»; «Русский язык и культура речи» и «Документоведение».

Организация

творческой

деятельности

студентов

на

занятиях

является

действенным

инструментом

в

повышении

качества

образования.

Доказательством

служат

результаты

интернет - экзамена, проведённого в 2010 году, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования

№ Дидактическая

единица (ДЕ)

Процент правильно выполненных

заданий по учебным группам

Освоение ДЕ по учебным группам

Группа

«Автоматизирова

нные системы

обработки

информации и

управления» -

2009(11)

«Информацион

ное

обеспечение»-

2009(11)

Группа

«Автоматизирова

нные системы

обработки

информации и

управления» -

2009(11)

«Информацион

ное

обеспечение»-

2009(11)

1

Язык и речь

70%

75%

+

+

2

Функциональн

ые стили речи

66%

63%

+

+

3

Лексика и

фразеология.

Лексикографи

я

61%

60%

+

+

4

Фонетика и

орфоэпия

63%

56%

+

+

5

Графика и

орфография

76%

75%

+

+

6

Морфология

57%

59%

+

+

7

Синтаксис и

пунктуация

53%

59%

+

+

8

Лингвистика

текста

54%

66%

+

+

Количество

освоенных ДЕ

8 из8

8из8

Средний

показатель:

63

64

Таким образом, говоря о значимости совместной творческой деятельности студентов на

занятии, можно отметить её позитивные стороны:

В творческий процесс вовлекается каждый;

Вырабатываются навыки работы в коллективе, где важен вклад каждого для

достижения общей цели;

Осуществляется педагогика сотрудничества;

Развивается личность студента;

Формируются коммуникативные умения и навыки.

А

в

целом

воспитывается

инициативный,

творческий,

стремящийся

к

самовыражению специалист, имеющий свою точку

зрения и умеющий её

высказать, а значит – востребованный и конкурентоспособный на современном

динамичном рынке труда.

Список литературы:

1.

Горшков А.И. Русская словесность. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

общеобразовательных учреждений. М: «Дрофа» 2001 г.

2.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М: «Оникс»

2008 г.

3.

Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М: «Дрофа» 2003 г.

4.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М: «Дрофа» 1996 г.

5.

Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. М: изд. Центр «Аз» 1995 г.



В раздел образования