Автор: Макарова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русскогоязыка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ "ЮЯТК"
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Организация творческой деятельности студентов на занятиях русского языка и культуры речи"
Раздел: среднее профессиональное
Т.А.Макарова, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ РС (Я) «Южно- Якутский технологический колледж».
Организация творческой деятельности студентов на занятиях русского языка и
культуры речи
В
условиях
модернизации
образования
претерпевает
существенные
изменения
и
система
Автономного
Учреждения.
Современный
уровень
развития
техники,
науки
и
технологий
требует
подготовки
конкурентоспособных,
мобильных
специалистов.
А
это
реализуется не просто профессиональным, но и творческим подходом.
По мнению специалистов, научных знаний, полученных современными студентами,
хватает на три-пять лет, значит, необходимо овладеть способами их обновления и пополнения.
Важную
роль
в
подготовке
выпускников
играет
формирование
следующих
компетенций:
1.
Готовность
к
самообразованию,
умение
работать
с
различными
видами
информации;
2.
Умение работать в условиях коллективных норм организации труда;
3.
Умение участвовать в полилоге, диалоге;
4.
Развитие навыков публичного выступления.
Всё
это
предполагает
овладение
коммуникативной
компетентностью.
Сегодня
наблюдается общая негативная тенденция- снижение образовательного и культурного уровня
выпускников школ, а значит, и снижение уровня речевой культуры студентов. Это вызвано
целым рядом причин, среди которых можно выделить:
1.
Отсутствие интереса к изучению общегуманитарных предметов и русского языка;
2.
Превалирование в процессе обучения орфографико- пунктуальной направленности
и недооценка коммуникативной
и воспитательной направленности дисциплины
«Русский язык и культура речи»;
3.
Отсутствие
деятельности,
предполагающей
развитие
творческого
потенциала
учащихся.
Данные причины повлияли на тематический выбор статьи.
Работая со студентами, понимаешь, что изучение предмета «Русский язык и культура
речи» тогда будет результативным, когда занятия будут интересны студентам, и они смогут
проявить
своё
творчество,
не
стесняясь
высказать
своё
мнение
в
микрогруппе,
а
при
необходимости и скорректировать его.
Для того чтобы
учебная деятельность была эффективной, необходимо правильно
подбирать и использовать различные формы совместного творческого труда. Их много и их
выбор зависит в каждом конкретном случае от состава группы, творческого потенциала
студентов, исходной базы.
Приведу примеры лишь некоторых форм активизации работы на занятии
При
изучении
темы
«Язык
и
речь»
студентам
предлагается
таблица.
Цель
предлагаемого задания: подготовить студентов к понятию «литературная норма».
Национальный язык
Нормативная норма
Ненормативная норма
Справочные понятия): нецензурная лексика, диалектные слова, профессионализмы,
русский литературный язык, жаргонизмы, просторечные слова.
Задание: 1) Определите, какие понятия можно отнести к нормативной норме, а какие к
ненормативной.
2) найти в словаре лексическое значение терминов и дать определения;
3) привести примеры диалектных слов, профессионализмов, жаргонизмов,
просторечных слов;
4) высказать своё отношение к проблеме употребления/ неупотребления данных
слов, сфере употребления;
5) защитить своё мнение, суждение.
Преподаватель
при
необходимости
корректирует
ответы
студентов,
иллюстрирует
примерами из художественной литературы и публицистики, а затем переходит к центральному
понятию в культуре речи - литературной норме. В данном случае формируются умения
производить анализ и синтез, сопоставлять, подбирать аргументы, высказывать свою точку
зрения.
При изучении темы «Текст. Стили речи. Типы речи» предлагаю игру «Кубики». Цель
проведения:
выявить
уровень
постижения
студентами
культурно-
ценностных
категорий
текста.
Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его.
Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
I.
Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
II.
Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких
и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
III.
Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
IV.
Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он
неисчерпаемо богат.
V.
Если
вы
ответите,
что
оно
заключается
в
богатстве
словаря,
в
отточенности
синонимических конструкций, то будете правы.
VI.
Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно
сопутствуют
согласным,
не
допуская
обычно
их
большого
стечения.
(
по
И.И.Постниковой и И.М. Подгаецкой).
КОД ответов: IV, I
, V, III, II, VI
Выполняя данное задание, студенты закрепляют знания о тексте, излагают собственное
мнение о звуковой стороне речи.
При изучении раздела «Лексика и фразеология» по теме «Фразеологические нормы»
можно
использовать
игру
«Морской
бой».
Цель
задания:
обогащение
речи
студентов
фразеологизмами. Составляется матрица 7х7 квадратов.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
6
7
7
7
7
7
7
7
Группа делится на три экипажа. Выбирается экспертная комиссия (заслушивает ответ,
оценивает правильность, следит за временем, ведёт счёт, оценивает участие в обсуждении
вопросов каждого студента). Каждому экипажу даются «Правила боя».
Правила боя
1.
Сделайте выстрел (назовите координату).
2.
Прослушайте вопрос (задание).
3.
Обсудите в подгруппе.
4.
Подготовьте ответ и определитесь, кто отвечает.
5.
Дайте чёткий ответ.
6.
Выслушайте комментарий эксперта и уточнения противников.
7.
Проследите за выстрелом следующего экипажа.
8.
Прослушайте вопрос.
9.
Действуйте по прежней схеме.
10. Подготовив ответ, немедленно дайте сигнал.
11. В случае неверного или неполного ответа противника дайте свой ответ, уточните.
Добавьте.
Можно и нужно: участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, отвечать чётко,
ясно, громко; дополнять. Нельзя: кричать, мешать другим, проявлять нетерпимость к
чужому
мнению,
использовать
ненормативную
лексику,
оскорблять
противников,
грубить.
В каждой серии свои вопросы (от 1 до 7), причём они усложняются, а значит, и
увеличиваются
баллы.
Есть
мины
(переход
хода),
«подбитые»
теряют
5
очков,
«подбившие» получают 5 очков.
Например:
Серия 1: - Доскажи словечко… А- Шила…(в мешке не утаишь).
Серия 2: - Что бы это значило? А - На всех парусах…
Серия 3: - Откуда пришли крылатые фразы? А – «Подписано, так с плеч долой!» (Грибоедов
«Горе от ума»).
Серия
4:
- Назовите фразеологизм, соответствующий значению. А- Человек, на которого
сваливают чужую вину (козёл отпущения).
Серия 5: - Составить предложение с фразеологизмом. А – «Дорога ложка к обеду».
Серия
6:
-
Найти
ошибку
в
употреблении
фразеологических
оборотов,
объяснить
и
отредактировать предложение. А – Посетитель ушёл несолоно нахлебавшись.
Серия
7: -
Назвать
пословицу
по
её
описанию.
А
–
В
какой
пословице
говорится
о
максимальном
использовании
резервов
животноводства?
(С
паршивой
овцы
хоть
шерсти
клок).
Игра вызывает интерес, позволяет охватить большой объём материала и обогатить речь
студентов фразеологическими оборотами.
На
занятиях
большое
внимание
уделяю
формированию
умений
организоваться,
выполнять свои действия чётко, последовательно, по алгоритму. Поэтому часто использую в
качестве дидактических средств различного рода алгоритмы. Это позволяет спроектировать
всё учебное занятие в режиме самостоятельной поисковой деятельности.
Безусловно,
это
далеко
не
все
формы
и
методы
обучения,
способствующие
формированию умений коллективно и творчески работать.
Активно использую нестандартные формы занятий:
1.
Игровые технологии:
- игра «Слабое звено» при изучении темы « Слово и его лексическое значение»;
-
«Телеведущий»,
где
студенты
выполняют
различного
рода
творческие
задания-
составление кроссвордов, сканвордов…
2.
Интегрированные
занятия
по
дисциплинам
«Русский
язык
и
культура
речи»
и
«Информатика»; «Русский язык и культура речи» и «Документоведение».
Организация
творческой
деятельности
студентов
на
занятиях
является
действенным
инструментом
в
повышении
качества
образования.
Доказательством
служат
результаты
интернет - экзамена, проведённого в 2010 году, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирования
№ Дидактическая
единица (ДЕ)
Процент правильно выполненных
заданий по учебным группам
Освоение ДЕ по учебным группам
Группа
«Автоматизирова
нные системы
обработки
информации и
управления» -
2009(11)
«Информацион
ное
обеспечение»-
2009(11)
Группа
«Автоматизирова
нные системы
обработки
информации и
управления» -
2009(11)
«Информацион
ное
обеспечение»-
2009(11)
1
Язык и речь
70%
75%
+
+
2
Функциональн
ые стили речи
66%
63%
+
+
3
Лексика и
фразеология.
Лексикографи
я
61%
60%
+
+
4
Фонетика и
орфоэпия
63%
56%
+
+
5
Графика и
орфография
76%
75%
+
+
6
Морфология
57%
59%
+
+
7
Синтаксис и
пунктуация
53%
59%
+
+
8
Лингвистика
текста
54%
66%
+
+
Количество
освоенных ДЕ
8 из8
8из8
Средний
показатель:
63
64
Таким образом, говоря о значимости совместной творческой деятельности студентов на
занятии, можно отметить её позитивные стороны:
В творческий процесс вовлекается каждый;
Вырабатываются навыки работы в коллективе, где важен вклад каждого для
достижения общей цели;
Осуществляется педагогика сотрудничества;
Развивается личность студента;
Формируются коммуникативные умения и навыки.
А
в
целом
воспитывается
инициативный,
творческий,
стремящийся
к
самовыражению специалист, имеющий свою точку
зрения и умеющий её
высказать, а значит – востребованный и конкурентоспособный на современном
динамичном рынке труда.
Список литературы:
1.
Горшков А.И. Русская словесность. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. М: «Дрофа» 2001 г.
2.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М: «Оникс»
2008 г.
3.
Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М: «Дрофа» 2003 г.
4.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М: «Дрофа» 1996 г.
5.
Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. М: изд. Центр «Аз» 1995 г.