Автор: Горчакова Любовь Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР Детский сад №269"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Зима в изображении русских художников"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 269» г. Перми
"Зима в изображении русских художников".
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
Горчакова Любовь Рудольфовна –
воспитатель первой
квалификационной категории
2017г.
"Зима в изображении русских художников".
(И.Шишкин, К.Юон, Э.Грабарь)
ЗАДАЧИ:
-Познакомить с зимними пейзажами И.Шишкина, К.Юона,Э.Грабаря.
-Совершенствовать умение анализировать содержание картины.
-Помочь детям понять замысел художника, идею его полотна.
-Помочь детям выразить в речи свои впечатления о картине.
В группе оформлена выставка репродукция картин известных русских художников о зиме
(пейзажи).
Ход:
1 часть
- Ребята, хочу вас пригласить в галерею.
- Послушайте стихотворения русского поэта
Воспитатель читает детям строки А.С.Пушкина "Мороз и солнце..."
-К какому из пейзажей можно отнести эти строки? (Э.Грабарь "Зимний пейзаж").
Что может быть чудесней русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен!
-Как рассказал своими средствами художник об этой чудесной поре?
Дети с помощью воспитателя описывают содержание картины:
Поляна сверкает, словно ее осыпал блестками и разукрасил добрый волшебник Снег
белый, мягкий, пушистый. Трудно поверить, что он холодный. Иной раз он даже кажется
не белым, а розовым, теплым. Длинные прозрачные сине-голубые тени ложатся от
деревьев: елей и берез. Красив лес, будто одетый в нарядное платье-белое, прозрачное, из
кружев, в которые превратились длинные ветви берез. Темно-зеленые ели широко
разметали развесистые лапы. От сверкающей вокруг белизны они кажутся еще зеленее, их
пронизывают глубокие таинственные темные тени. А искрящийся снег запушил и укутал
каждую елку. Прекрасна русская зима!
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови интересные слова»
-Какой снег зимой?
- А зима какая?
- За что вы любите зиму?
Описание картины 2 – 3 человека
2 часть
Воспитатель предлагает детям "войти" в зимний лес и представить себе его звуки, запахи,
краски. (игра - пантомима). Звучит отрывок из балета «Щелкунчик»: «Зимний лес»
П.И. Чайковского
В своей картине художник изобразил такой зимний день, когда хочется ходить по лесу,
слушать, как потрескивают от мороза деревья, как скрипит под ногами глубокий снег.
Вдыхать чистый морозный воздух. Еще и еще любоваться природой. Потому что каждый
человек всякий раз найдет в ней что-то новое и неповторимое.
3 часть
Воспитатель обращает внимание детей на полотно И.Шишкина "На севере диком".
Читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова "Сосна"
-Какое настроение было у художника и поэта?
-Какие строки стихотворения говорят об этом?
- Как вы считаете о чем думает сосна? (воспитатель дочитывает стихотворения)
-Какими средствами отобразил художник это настроение?
Одинокая сосна на голой вершине, ночь, мороз. Только луна спасает сосну от одиночества.
4 часть
"Русская зима" К.Юона
-Какой день изобразил на своей картине художник К.Юон?
Пасмурный зимний день, небо затянуто снежными тучами, но иногда теплая: дети и
взрослые гуляют, радуются зиме.
-Как вы думаете, изменилось бы настроение картины, если на ней не было бы людей и
животных?
Да, пейзаж выглядел бы грустно, живые существа оживляют его.
Людям весело, и нам передается их радость.
Описание картины 2 -3 человека.
- Ребята подойдите к той картине которая вам больше всего нравиться, или (какое
настроение вызывает картина к той и подойдите).
Мы сегодня с вами тоже будем художниками и нарисуем свою зимнюю картину.
Подготовьте, материал с помощью которого вы будете изображать зиму (фон, краски,
гуашь, восковые мелки, пастель, цветная бумага, вата, блёстки)
Дети садятся за столы и рисуют зимний пейзаж.
После рисования воспитатель с детьми обсуждают, рассматривают детские рисунки о
зиме.