Автор: Пояркова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ" АШИ № 4 "
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Концептуальные и методологические основы ФГОС в воспитательной работе"
Раздел: среднее образование
Концептуальные и методологические основы ФГОС
в воспитательной работе .
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к
личностному
самоопределению
на
основе
развития
самосознания
и
мировоззрения,
выработки
ценностных
ориентаций
и
личностных
смыслов,
включая формирование гражданской идентичности. В программу воспитания и
социализации ГОБОУ "АШИ №4" закладывается новая стратегия воспитания -
социальное
конструирование
гражданской
идентичности
как
базовой
предпосылки
укрепления
государственности.
В
программу
закладываются
требования
к
результатам
социально-личностного
развития
учащихся,
требований к результатам сформированности гражданской идентичности.
Структура гражданской идентичности включает четыре основных компонента:
когнитивный,
ценностный,
эмоциональный,
поведенческий.
Требования
к
результатам формирования гражданской идентичности учащихся в нашей школе-
интернате
рассматриваются
как показатели
сформированности
гражданской
идентичности обучающихся..
В рамках когнитивного компонента требования включают:
-
создание
историко-географического
образа,
включающего
представление
о
территории
и
границах
России,
ее
географических
особенностях,
знание
основных исторических событий развития государственности и общества, знание
истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
-
формирование
образа
социально-политического
устройства
России,
представление
о
её
государственной
организации,
знание
государственной
символики (гимн, флаг, герб, знание государственных праздников);
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
-
освоение
общекультурного
наследия
России
и
общемирового
культурного
наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание
конвенционального характера морали;
-
сформированность
социально-критического
мышления,
ориентация
в
особенностях социальных отношений и взаимодействий;
-
экологическое
сознание,
признание
высокой
ценности
жизни
во
всех
ее
проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание
основ
здорового
образа
жизни
и
здоровьесберегающих
технологий,
правил
поведения в чрезвычайных ситуациях;
В рамках ценностного и эмоционального компонента программы обучающиеся
овладевают:
- гражданским патриотизмом, любовью к Родине, чувством гордости за свою
страну;
- уважением к истории страны, её культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности;
-
уважением
и
принятием
других
народов
России
и
мира,
межэтнической
толерантностью, готовностью к равноправному сотрудничеству;
- уважению к личности и её достоинству, доброжелательному отношению к
окружающимся,
нетерпимостью
к
любым
видам
насилия
и
готовностью
противостоять им;
- уважению ценностей семьи, любви к природе, признанию ценности своего
здоровья и здоровья других, оптимизму в восприятии мира;
- сформированностью позитивной моральной самооценки и моральных чувств -
чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины
при их нарушении;
Деятельностный
компонент
позволит
сформировать
основы
гражданской
идентичности личности обучающегося:
-участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
-
выполнение
норм
и
требований
школьной
жизни
и
обязанностей
ученика.
знание прав учащихся и умение ими пользоваться;
- умение вести диалог на основе взаимного уважения, конструктивно разрешать
конфликты;
- выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников
в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
-
участвовать
в
общественной
жизни
(благотворительные
организации,
посещение культурных мероприятий,
реализации установок здорового образа
жизни);
-умению
строить
жизненные
планы
с
учетом
конкретных
социально-
исторических, политических и экономических условий;
Общие вопросы интегрированного образования основой государственной
политики
в
отношении
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
комплексная
(
социальная,
психолого-педагогическая)
поддержка,
позволяющая
им
достигнуть
оптимального
уровня
самостоятельной
жизнедеятельности.
Интеграция - выборочное помещение учащихся с ОВЗ,
одаренных
детей
в
обычные
общеобразовательные
классы.
Интегрированное
обучение - обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях
общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися и
одаренными
детьми.
Благодаря
этому
происходит
сближение
двух
образовательных
систем
-
общей
и
специальной.
Психолого-педагогическое
сопровождение
-
создание
специальных
технологий
помощи
решения
возникающих
проблем
ребенка
путем
объединения
деятельности
различных
категорий
специалистов:
психолога,
педагога,
логопеда,
дефектолога.
Особенности
поурочного
планирования
в
КИО
заключается
в
поурочном
планировании деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка.
Составляется общий план для класса с включением в него блоков-заданий для
детей с ЗПР и одаренных детей, нуждающихся в силу особенностей развития в
дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. На
уроке
проводится
дифференцированное
закрепление
нового
материала
и
проведение
опроса,
дается
разноуровневое
домашнее
задание.
Начальное
выделение групп с ЗПР постепенно должно исчезать, поскольку в результате все
дети должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Задача педагога
при планировании - отразить в ходе урока траекторию деятельности детей с ЗПР,
одаренных детей находящихся в классе в направлении: от задержки к "норме",
от"нормы" к развитию одаренности. Использовать в обучении опору на зону
ближайшего развития.
Какой подход положен в основу реализации ФГОС?
Развитие человека рассматривается современной педагогикой как расширение
круга доступных ему видов и форм деятельности и потому сегодня стали активно
разрабатываться
деятельностные
принципы
педагогики.
В
настоящее
время
системно-деятельностный подход положен в основу реализации новых ФГОС. В
Законе
"Об
образовании
в
РФ"
в
ст.7
сказано,
что
государственные
образовательные
стандарты
являются
основой
объективной
оценки
уровня
образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получения
образования.
Внедрение
образовательных
стандартов
в
школьную
практику
актуализировало
решение
вопросов,
связанных
с
проектированинем
и
реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые
стандарты
отвечают
идеям
компетентностного
подхода,
который
определяет
целевую
ориентацию
учебного
процесса
на
формирование
определенных
компетенций,
отражающих
готовность
человека
действовать
в
конкретных
ситуациях. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию
идеи
непрерывного
образования
на
уровне
школы
при
у с л о в и и
сформированности
у
обучающихся
универсальных
учебных
действий:
регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование
УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой
зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического
проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их
реализации.
Основными принципами построения школьного курса по предмету на основе
системно-деятельностного подхода должны стать:
принцип системного построения курса по предмету;
принцип
описания
курса
предмета
в
единстве
общего,
особенного
и
еденичного;
принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной
направленности обучения предмету;
принцип предметной деятельности при изучении курса;
принцип развивающего обучения;
Традиционное
обучение
предмету
и
обучение,
построенное
на
системно-
деятельностном
подходе,
различаются
по
следующим
позициям:
по
содержанию,
методам
и
средствам
обучения;
по
характеру
процесса
управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению
учебного
процесса;
по
отводимому
на
обучение
количеству
часов;
по
результатам обучения;
При
системно-деятельностном
подходе
к
реализации
ФГОС
системаобразующим элементом учебного процесса являются различные виды
деятельности: субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность
является основой, средством и условием развития личности.
При
системно-деятельностном
подходе,
который
реализует
компетентностную
парадигму
образования,
целью
которого
является
формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию
личности;
способы
общения
сводятся
к
пониманию,
признанию,принятию
личности, к учету точки зрения; тактика строится на идеях сотрудничества;
позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития.
Реализация
системно-деятельностного
подхода
в
образовании
осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:
определение
и
формирование
основных
результатов
обучения
и
воспитания
в
терминах
сформированности
личностных
качеств
и
универсальных учебных действий;
определение
функций,
содержания
и
строуктуры
универсальных
учебных действий;
определение круга учебных предметов в рамках которых оптимально
могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных
действий и в какой форме;
разработка системы типовых задач для диагностики сформированности
универсальных учебных действий на каждой ступени обучения.
ФГОС
нового
поколения
призваны
стать
"проводниками"
перспективных
отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и
развития
системы
образования,
исходя
из
стратегических
интересов
и
культурно-образовательных тенденций России.