Напоминание

"Концептуальные и методологические основы ФГОС в воспитательной работе"


Автор: Пояркова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ" АШИ № 4 "
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Концептуальные и методологические основы ФГОС в воспитательной работе"
Раздел: среднее образование





Назад




Концептуальные и методологические основы ФГОС

в воспитательной работе .

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к

личностному

самоопределению

на

основе

развития

самосознания

и

мировоззрения,

выработки

ценностных

ориентаций

и

личностных

смыслов,

включая формирование гражданской идентичности. В программу воспитания и

социализации ГОБОУ "АШИ №4" закладывается новая стратегия воспитания -

социальное

конструирование

гражданской

идентичности

как

базовой

предпосылки

укрепления

государственности.

В

программу

закладываются

требования

к

результатам

социально-личностного

развития

учащихся,

требований к результатам сформированности гражданской идентичности.

Структура гражданской идентичности включает четыре основных компонента:

когнитивный,

ценностный,

эмоциональный,

поведенческий.

Требования

к

результатам формирования гражданской идентичности учащихся в нашей школе-

интернате

рассматриваются

как показатели

сформированности

гражданской

идентичности обучающихся..

В рамках когнитивного компонента требования включают:

-

создание

историко-географического

образа,

включающего

представление

о

территории

и

границах

России,

ее

географических

особенностях,

знание

основных исторических событий развития государственности и общества, знание

истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

-

формирование

образа

социально-политического

устройства

России,

представление

о

её

государственной

организации,

знание

государственной

символики (гимн, флаг, герб, знание государственных праздников);

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,

ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,

традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

-

освоение

общекультурного

наследия

России

и

общемирового

культурного

наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание

конвенционального характера морали;

-

сформированность

социально-критического

мышления,

ориентация

в

особенностях социальных отношений и взаимодействий;

-

экологическое

сознание,

признание

высокой

ценности

жизни

во

всех

ее

проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание

основ

здорового

образа

жизни

и

здоровьесберегающих

технологий,

правил

поведения в чрезвычайных ситуациях;

В рамках ценностного и эмоционального компонента программы обучающиеся

овладевают:

- гражданским патриотизмом, любовью к Родине, чувством гордости за свою

страну;

- уважением к истории страны, её культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности;

-

уважением

и

принятием

других

народов

России

и

мира,

межэтнической

толерантностью, готовностью к равноправному сотрудничеству;

- уважению к личности и её достоинству, доброжелательному отношению к

окружающимся,

нетерпимостью

к

любым

видам

насилия

и

готовностью

противостоять им;

- уважению ценностей семьи, любви к природе, признанию ценности своего

здоровья и здоровья других, оптимизму в восприятии мира;

- сформированностью позитивной моральной самооценки и моральных чувств -

чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины

при их нарушении;

Деятельностный

компонент

позволит

сформировать

основы

гражданской

идентичности личности обучающегося:

-участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

-

выполнение

норм

и

требований

школьной

жизни

и

обязанностей

ученика.

знание прав учащихся и умение ими пользоваться;

- умение вести диалог на основе взаимного уважения, конструктивно разрешать

конфликты;

- выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников

в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

-

участвовать

в

общественной

жизни

(благотворительные

организации,

посещение культурных мероприятий,

реализации установок здорового образа

жизни);

-умению

строить

жизненные

планы

с

учетом

конкретных

социально-

исторических, политических и экономических условий;

Общие вопросы интегрированного образования основой государственной

политики

в

отношении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

является

комплексная

(

социальная,

психолого-педагогическая)

поддержка,

позволяющая

им

достигнуть

оптимального

уровня

самостоятельной

жизнедеятельности.

Интеграция - выборочное помещение учащихся с ОВЗ,

одаренных

детей

в

обычные

общеобразовательные

классы.

Интегрированное

обучение - обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях

общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися и

одаренными

детьми.

Благодаря

этому

происходит

сближение

двух

образовательных

систем

-

общей

и

специальной.

Психолого-педагогическое

сопровождение

-

создание

специальных

технологий

помощи

решения

возникающих

проблем

ребенка

путем

объединения

деятельности

различных

категорий

специалистов:

психолога,

педагога,

логопеда,

дефектолога.

Особенности

поурочного

планирования

в

КИО

заключается

в

поурочном

планировании деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка.

Составляется общий план для класса с включением в него блоков-заданий для

детей с ЗПР и одаренных детей, нуждающихся в силу особенностей развития в

дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. На

уроке

проводится

дифференцированное

закрепление

нового

материала

и

проведение

опроса,

дается

разноуровневое

домашнее

задание.

Начальное

выделение групп с ЗПР постепенно должно исчезать, поскольку в результате все

дети должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Задача педагога

при планировании - отразить в ходе урока траекторию деятельности детей с ЗПР,

одаренных детей находящихся в классе в направлении: от задержки к "норме",

от"нормы" к развитию одаренности. Использовать в обучении опору на зону

ближайшего развития.

Какой подход положен в основу реализации ФГОС?

Развитие человека рассматривается современной педагогикой как расширение

круга доступных ему видов и форм деятельности и потому сегодня стали активно

разрабатываться

деятельностные

принципы

педагогики.

В

настоящее

время

системно-деятельностный подход положен в основу реализации новых ФГОС. В

Законе

"Об

образовании

в

РФ"

в

ст.7

сказано,

что

государственные

образовательные

стандарты

являются

основой

объективной

оценки

уровня

образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получения

образования.

Внедрение

образовательных

стандартов

в

школьную

практику

актуализировало

решение

вопросов,

связанных

с

проектированинем

и

реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые

стандарты

отвечают

идеям

компетентностного

подхода,

который

определяет

целевую

ориентацию

учебного

процесса

на

формирование

определенных

компетенций,

отражающих

готовность

человека

действовать

в

конкретных

ситуациях. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию

идеи

непрерывного

образования

на

уровне

школы

при

у с л о в и и

сформированности

у

обучающихся

универсальных

учебных

действий:

регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование

УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой

зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического

проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их

реализации.

Основными принципами построения школьного курса по предмету на основе

системно-деятельностного подхода должны стать:

принцип системного построения курса по предмету;

принцип

описания

курса

предмета

в

единстве

общего,

особенного

и

еденичного;

принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной

направленности обучения предмету;

принцип предметной деятельности при изучении курса;

принцип развивающего обучения;

Традиционное

обучение

предмету

и

обучение,

построенное

на

системно-

деятельностном

подходе,

различаются

по

следующим

позициям:

по

содержанию,

методам

и

средствам

обучения;

по

характеру

процесса

управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению

учебного

процесса;

по

отводимому

на

обучение

количеству

часов;

по

результатам обучения;

При

системно-деятельностном

подходе

к

реализации

ФГОС

системаобразующим элементом учебного процесса являются различные виды

деятельности: субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность

является основой, средством и условием развития личности.

При

системно-деятельностном

подходе,

который

реализует

компетентностную

парадигму

образования,

целью

которого

является

формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию

личности;

способы

общения

сводятся

к

пониманию,

признанию,принятию

личности, к учету точки зрения; тактика строится на идеях сотрудничества;

позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития.

Реализация

системно-деятельностного

подхода

в

образовании

осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:

определение

и

формирование

основных

результатов

обучения

и

воспитания

в

терминах

сформированности

личностных

качеств

и

универсальных учебных действий;

определение

функций,

содержания

и

строуктуры

универсальных

учебных действий;

определение круга учебных предметов в рамках которых оптимально

могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных

действий и в какой форме;

разработка системы типовых задач для диагностики сформированности

универсальных учебных действий на каждой ступени обучения.

ФГОС

нового

поколения

призваны

стать

"проводниками"

перспективных

отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и

развития

системы

образования,

исходя

из

стратегических

интересов

и

культурно-образовательных тенденций России.



В раздел образования