Напоминание

Внеурочное занятие-исследование "Эколог и "Я"


Автор: Портнягина Светлана Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Гимназия г. Надыма"
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие-исследование "Эколог и "Я"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «ЭКОЛОГ и «Я». Тип занятия: занятие – исследование Цели:  развивать исследовательских и коммуникативных способностей обучающихся;  дать элементарные навыки экологического мониторинга отдельных компонентов окружающей среды;  пополнить знания учащихся по экологии;  Воспитание ценностного отношения к живой природе и своему здоровью. Оборудование: презентация; плакаты экологического направления; вода дистиллированная, водопроводная, из озера Янтарного; штативы; листы белой бумаги; пробирки, мензурки, датчик температуры, мутности, буклеты. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. Этап Учитель Обучающиеся Введение в тему. ( З ву ч и т м у з ы к а звуки природы - т ё п л ы й л е т н и й ветер) При входе предлагаются части нескольких картинок с изображением сезонов года. В течение нашей работы будет проходить видео и фотосъемка, а по результатам я предлагаю сделать презентацию или видеоролик и представить его. Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Мы сегодня поговорим и постараемся выяснить какое влияние оказывает человек на окружающую среду. А все это мы рассмотрим на примере одного из регионов России, а что это за регион должны ответить вы. У Вас на столах лежат контуры, за минуту постарайтесь собрать контур и сказать о каком регионе пойдет речь. Обучающиеся по желанию в ы б и р а ю т к а р т и н к у и рассаживаются за столы с такими же пейзажами. Обучающие ся собирают контур ЯНАО (на слайде). На какие 4 вида среды делится окружающий мир? ВОДА, ПОЧВА, ВОЗДУХ, ЖИВАЯ ПРИРОДА В О Д А (слайд с изображением Что входит в понятие водные запасы нашей страны? моря, реки, озера, океаны и т.д.
водоемов) Какое значение имеет вода для всей планеты? -формирует климат: -влажность, -температура; -основа живого вещества; -в водной среде возникла жизнь; -вода - среда обитания многих живых существ. Какие проблемы испытывают водоемы сегодня? -загрязнение; -нерациональное использование питьевой воды. Цель Исходя их того что вы видите на столах и из того что мы уже сказали, как бы сформулировали цель нашего исследования? Как определить, хотя бы на первый взгляд, можно ли пить эту воду или купаться в ней? Итак,
наша цель –
Первично определить качество воды с помощью обоняния, на цвет, на прозрачность. Ответы ребят Вместе с учителем выходят на цель Задачи А на какие задачи вы бы разделили нашу цель? 1. Провести эксперимент по выявлению свойств воды. 2. Сделать выводы о качестве воды. Фиксируют цель и задачи Гипотеза Учитель предлагает сформулировать: Гипотеза Объект предмет исследования Формулируют Мини исследование « Метод качественного определения цветности воды» Объект исследования: вода ( дистиллированная, водопроводная, из озера) Оборудование: штативы с пробирками: 1- дистиллированная вода; 2- вода из водопровода; 3- вода из озера. Ход работы: 1. Подставьте чистый лист бумаги за пробирки. Какого цвета вода в пробирке №1, №2, №3. 2. Понюхайте все 3 пробирки. Где есть неприятный запах? 3. Чтобы проверить прозрачность воды, надо налить в специальный сосуд 30 см водного столба. Под сосуд положить газету. Если через 30 см водного столба текст можно прочитать, то вода прозрачная. 4. Определение мутности воды с помощью датчика мутности. Формулировка вывода: вода, в какой пробирке наиболее чистая? какая вода течет из нашего школьного водопровода? Какой вывод мы сделаем по состоянию Озера Янтарного? Примечание: данное исследование не является точным, для более точного анализа необходимо приглашать представителей СЭС. Такие исследования проводятся в школах каждую четверть. Работают по алгоритму Ребята заполняют бланки исследования.
Эталоном чистоты является дистиллированная вода. ВОЗДУХ. ( на слайдах идут картины) В разное время суток, в разные дни, в разные времена года воздушные массы по своему прекрасны. Какое значение для планеты имеют воздушные массы? -дыхание для всех живых существ; -формирование климата -ветра, шторма, ураганы, бури; -образование озонового слоя. Вспомните, каков состав воздуха? Азот, кислород, другие газы и примеси. Какие проблемы сегодня испытывает воздушное пространство? Загрязнение: -транспортом, -предприятиями, -отходами от горения мусора, резины, -содержимое баллончиков. Мини исследование: Определение содержание к и с л о р о д а в помещение и на улице. Цель: определить с помощью приборов температуру в помещении и на улице, сопоставить результаты с полученными ранее и со средними показателями. Ход работы: Включите LabQuest. Подключите к нему датчик температуры. Измерьте температуру в помещении, зафиксируйте результат. Измерьте температуру на улице, зафиксируйте результат. В конце исследований измерьте еще раз температуру и сравните с показаниями проведенными ранее. Что происходит с температурой? Подключите датчик измерения содержания кислорода. Измерьте показания в помещении и на улице. Суще ствует ли какая взаимо связь между эти ми показателями? Об изменении, каких показателей еще мы можем сказать? Сравните с показателями воздуха средними, что можете сказать? Как влияет низкое содержание кислорода в наших условиях на здоровье человека? Выполняют работу. При изменение содержания кислорода в помещении температура повышается. Содержание кислорода на Я м а л е н и ж е с р е д н и х показателей. Ребята заполняют бланки исследования. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ. (слайды) Красотой нашей природы восхищались многие талантливые, одаренные люди. Они использовали свои наблюдения в создаваемых произведения. Наша природа это бесценное богатство нашей страны! Какое значение для планеты имеют живые организмы? *питание, *образование кислорода и озонового слоя, *лекарство для животных и человека, *одежда для человека, *кров для животных, *эстетическое воздействие на человека. Какие проблемы грозят живым организмам? *загрязнение окружающей среда, *неоправданное истребление, *пожары.
Что мы, простые люди, можем сделать для улучшения состояния окружающей среды?  не сорить,  не разводить костры,  не уничтожать без надобности животных, растения. Предлагаю встать в круг Итак, мы с вами подошли к некому завершению работы. С чего мы сегодня начали наше знакомство, к чему пришли? Перед ребятам блюдо с разрезанным на кусочки яблоком и предлагается всем угоститься и обсудить, что получилось, что не вышло, что нового узнали, в чем удостоверились. Наше блюдо пусто, вот так и нашей природой. Обучающие вспоминают этапы работы, выводы, которые сделали. Как яблоко на блюде, У нас земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна. Не мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков. Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ, Не то Земли не будет У каждого из нас. ( М.Дудин.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Метод качественного определения цветности

Оборудование:
3 пробирки стеклянные с водой из различных источников, лист белой бумаги (в качестве фона),
Выполнение анализа:

1.
Возьмите пробирку №1, наполненную водой.
2.
Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Отметьте наиболее подходящий оттенок из приведенных в табл. 1 и запишите в таблицу (прилагается)
Цветность воды
Таблица 1
Метод качественного определения запаха
Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной (20°С) и при повышенной (60°С) температуре воды. Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям (табл.2): 1) естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.); 2) искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды. Выполнение анализа: 1. Поднесите пробирку к себе и понюхайте, имеется ли запах у данной пробы? 2. Определите характер и интенсивность запаха. 3. Проделайте опыт с остальными образцами. 4. Сделайте вывод о характере и интенсивности запаха. Таблица 2 Для питьевой воды допускается запах не более 2 баллов.
Определение мутности воды
Слабо-желтоватая Коричневатая Светло-желтоватая Красно-коричневатая Желтая Другая (укажите какая) Интенсивно-желтая
1. Возьмите пробирку №1 налейте воду в бутылек для проведения исследования, правильно установите в прибор и зафиксируйте результат. 2. Проделайте тоже самое с пробирками № 2 и №3. 3. Сделайте вывод о мутности данных образцов.
Определение прозрачности воды
Чтобы проверить прозрачность воды, надо налить в специальный сосуд 30 см водного столба. Под сосуд положить газету. Если через 30 см водного столба текст можно прочитать, то вода прозрачная. Проделайте это с 3 пробами воды.
Пробы Воздуха
1. Включите LabQuest. 2. Подключите к нему датчик температуры. 3. Измерьте температуру в помещении, зафиксируйте результат. 4. Измерьте температуру на улице, зафиксируйте результат. 5. В конце исследований измерьте еще раз температуру и сравните с показаниями проведенными ранее. Что происходит с температурой? 6. Подключите датчик измерения содержания кислорода. 7. Измерьте показания в помещении и на улице. 8. Существует ли какая взаимосвязь между этими показателями? 9. Об изменении, каких показателей еще мы можем сказать? 10. Как влияет низкое содержание кислорода в наших условиях на здоровье человека?
Бланк исследования

Проб воды

Цель

Задачи

Гипотеза

Объект

исследования

Предмет

исследования
№ пробирки Цветност ь воды Интенсивност ь запаха Оценка интенсивности запаха Определение мутности Определение прозрачности 1 2 3 Вывод


В раздел образования