Автор: Еремина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ№31
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: "Проектная деятельность в образовательном учреждении"
Тема: "Где живёт дед Мороз"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное бюджетное
образовательное учреждение г. Волгограда
детский сад № 31
Проектная работа
Составители:
Воспитатель:Еремина О.В.
Группа №10 «Капелька»
Название проекта «Где живёт Дед Мороз?»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Участники проекта:, дети 2 – я младшая, родители, воспитатель.
Цель: расширить и углубить представление детей о главных сказочных
персонажах Нового года – Дед Мороз и Снегурочка.
Актуальность проекта: участие детей в проекте позволит обогатить знания
и представление о зиме, о Новогоднем празднике, развить связную речь,
творческие способности детей, укрепит детско-родительские отношения
через совместную деятельность.
Образовательные
области
задачи
Познание
-расширить кругозор детей: дать детям новые знания о Дед
Морозе, месте его проживания, о его роли в празднике Новый
год; познакомить с внучкой Снегурочкой.
-Закрепить знания о зимних явлениях природы.
-Воспитывать желание подкармливать птиц зимой.
Социализация
-Учить эмоционально откликаться на игру, предложенную
взрослыми, подражать её действиям, принимать игровую
задачу.
-Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду
- воспитывать дружелюбие и желание сделать приятное
близким людям.
Физическая культура
-Учить ходить в колонне по кругу и взявшись за руки.
-Учить ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга.
-Учить бросать мяч (снежок) вперёд, в цель.
Художественное
творчество
-совершенствовать изобразительно-технические навыки на
основе выполнения элементов декора для новогодних
украшений.
-Учить детей рисовать округлые и прямые линии; называть
знакомые образы в рисунках: шар, снежный ком, снеговик,
ёлочка.
-Учить раскатывать комок пластилина( теста) круговыми
движениями в шар между ладонями и на доске; называть
полученный результат словом: снежный ком, снеговик, ёлка.
-Закрепить знание цветов: красный, зелёный, жёлтый, синий
и правила пользования ножницами.
Коммуникация
-развивать умение рассказывать о полученных впечатлениях
и отражать эти знания в сюжетно-ролевых и
театрализованных играх.
-Слушать и понимать рассказ воспитателя.
-Активизировать в речи употребление слов (праздник, Дед
Мороз, Снеговик, бусы, ёлочные игрушки).
-Побуждать детей называть предметы, украшающие ёлку, их
цвет, форму.
-Дать представление детям о празднике «Новый Год»
-Побуждать детей составлять небольшой рассказ из 3 -4
предложений по картине.
Труд
-Учить сгребать снег лопаткой в одну кучу.
-Закрепить умение самостоятельно надевать рукавицы.
-Продолжать учить аккуратно складывать одежду после
прогулки в шкаф.
Безопасность
-Познакомить с правилами безопасности во время игры в
снежки и катания с горки.
-Познакомить с правилами безопасности на дороге зимой.
-Закрепить правила поведения в детском саду: играть с
детьми не мешая и не причиняя им боль.
Здоровье
-Продолжать формировать навыки опрятности.
-Дать понятия о полезных и вредных для здоровья продуктах
питания.
Предполагаемый результат.
К концу проекта дети будут:
Иметь элементарное представление о природном явлении – зима.
Уметь рассказывать интересные факты о Дед Морозе.
Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого делать подарки своими
руками.
Проявлять интерес к окружающему миру природы, участвовать в
наблюдениях, происходящих зимой. С интересом рассматривать картинки,
иллюстрации.
Проявлять эмоциональную отзывчивость при чтении художественной
литературы, участвовать в игровых ситуациях.
Работа с родителями.
1. Совместная работа по украшению группы и приёмной.
2. Привлечь родителей принять участие в выставке «Деревня Деда Мороза».
3. Оказать помощь в выборе стихотворений для заучивания.
4. Совместно с родителями оформить «деревню» Деда Мороза.
5. Провести беседу «Как вести себя на детском утреннике».
6. Консультация «Как правильно подготовить ребёнка к встрече с Дедом
Морозом»
8.Составление конспектов занятий и сценария новогоднего утренника
Подготовительный этап
Содержание работы
Ответственный
Составление плана проекта
Воспитатель
Информирование родителей о реализации
проекта.
Воспитатель
Подбор и составление тематической картотеки
подвижных игр.
Воспитатель, инструктор по физическому
воспитанию
Разработка дидактических игр
Воспитатель
Подбор иллюстраций по теме и сюжетных
картинок.
Воспитатель
Сбор «волшебных» домиков для мини-деревни «
Деда Мороза».
Воспитатель, родители
Оформление библиотеки с художественной
литературой по теме
Воспитатель, родители
Составление конспектов занятий, бесед.
Воспитатель
Подбор и составление тематической картотеки
пальчиковой гимнастики
Воспитатель
Разработка сценария новогоднего утренника.
Воспитатель, музыкальный руководитель
Мероприятия проекта
Дата
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Оснащение
педагогического
процесса
День первый
История Деда
Мороз
Беседа.
Рассматривание.
Информация в
буклете
День второй
«Снеговик-
помощник Деда
Мороза»
Пластилинография.
Выставка для
родителей
Пластилин крышки
от сметаны
Что есть у ели?
Приложение№1
Наблюдение.
Формировать у
дошкольников
целостную картину
Вопросы для
беседы
родителей с
Украшение приёмной
ёлочками сделанные
совместно с
мира, в том числе
первичные
ценностные
представления
детьми по теме
ребёнком
День третий
«Приметы
зимы»
Занятие по
коммуникации.
Закреплять умение
отвечать на вопросы
Стенд для
родителей
« Приметы
зимы»
День
четвёртый
«Поможем ёлке
– она живая»
Приложение№1
Наблюдение на
прогулке.
Воспитывать желание
беречь родную
природу
Агитационный
плакат
« Сохраним
наш лес»
Папа принёс
домой ёлку
Сюжетно-ролевая
игра.
Развивать умение
подбирать предметы и
атрибуты для игры
Атрибуты
необходимые для
игры
День пятый
«Снежинка»
Рисование.
Формировать умение
проводить широкие
линии всей кистью, а
узкие линии и точки –
концом ворса кисти.
Консультация
«Зимние
забавы с
малышом»
Изображения
снежинок разных
форм
«Какая? Какое?
Какой?»
Приложение№2
Дидактическая игра.
Учить подбирать
определения ,
соответсвующие
данному предмету
или явлению
Индивидуальн
ые беседы
День шестой
«Заюшкина
избушка»
Чтение русской
народной сказки.
Продолжить работу
по формированию
интереса к книгам.
Выставка для
родителей
Беседа о
пользе
Иллюстрации к
сказке.
Просмотр
театрализованного
представления.
совместного
чтения с
ребёнком
«Сравнение
живой и
игрушечной
ёлки»
Приложение№1
Наблюдение.
Формировать умения
согласовывать слова в
предложениях
Рекомендация
«Небезопасные
зимние
забавы»
Приложение№
3
Игрушечная ёлка
День седьмой
«Украсим
рукавички Деда
Мороза
Аппликация. учить
детей располагать
фигуры на бумаге,
аккуратно наклеивать
их;
развивать речь,
мышление;
закреплять знания
детей о
геометрической
фигуре – круг;
Выставка для
родителей
Подготовить
цв.бумагу,шаблоны
В гостях у
лесных зверей
Сюжетно-ролевая
игра.
Совершенствовать
умения объединяться
в игре, распределять
роли
Маски диких и
домашних животных,
наборы разной
посуды
Подвижные
игры
Приложение№4
Физкультура на
прогулке. Развивать и
совершенствовать
двигательные умения
и навыки
Консультация
«Двигательная
активность
детей в зимний
период»
День восьмой
Открытки на
Рассматривание.
Привлечь
Открытки и
новогоднюю
тему
Приобщать детей к
восприятию
искусства, развивать
интерес к нему
родителей к
сбору
открыток
календарики
День девятый
«Мешок с
подарками»
Занятие по ФКЦМ.
Обогащать словарь
детей по теме
« Времена года. Зима»
В процессе
общения с
ребёнком
использовать
слова на
зимнюю
тематику
Иллюстрации по
теме
День десятый
«Ёлочка-
красавица»
Рисование.
Совершенствовать
умение правильно
кисточку, промывать
кисть перед
использованием
краски другого цвета
Во время
прогулок
показать
ребёнку
сходства и
различия
деревьев
Игрушечная ёлка
Книги на
новогоднюю
тему
Рассматривание.
Учить инсценировать
с помощью взрослого
небольшие отрывки
из понравившихся
произведений
С помощью
родителей
организовать
библиотеку с
интересными
книгами
Книги разных
авторов
День
одиннадцатый
«Новогодний
сапожок»
Занятие аппликация.
Поощрять стремления
детей украшать
изделия подручным
матерьялом.Поощрять
проявление
активности и
творчества
Организовать
выставку для
родителей
Обратить
внимание
родителей на
то, что дети
хотят получить
в подарок от
Деда Мороза
Новогодний сапожок
Украшение ёлки
игрушками
Совместная
деятельность. Вовлечь
детей в процесс
оформления
Сбор
экспонатов для
музея ёлочных
игрушек
Ёлка, ёлочные
украшения
групповой комнаты
День
двенадцатый
Пальчиковая
гимнастика
«Снежок»
Приложение№5
Разучивание. Учить
соблюдать речевые
паузы, снизить
психическое
напряжение
Текст в папке-
передвижке в
рубрике
«Учите с
нами»
В.Сутеев «Ёлка»
Чтение. Дать понятие
о том, как важны в
книге рисунки
Иллюстрации к
тексту
День
тринадцатый
Ёлочные
украшения
Рассматривание. Дать
понятие о первых
ёлочных украшениях
Рассказы
родителей об
интересных
ёлочных
украшениях их
детства
Ёлочные украшения
изготовленные из
разных материалов
День
четырнадцатый
«Кто
внимательный?»
Приложение№2
Дидактическая игра.
Учить находить и
выделять на слух
слова ,
противоположные по
смыслу
Организовать
дома игры с
антонимами,
синонимами
Новогодняя
почта
Оформление.
Продолжить
знакомство с
новогодним
оформлением
детского сада
Рассказать
родителям об
особенностях
новогодней
почты
Почтовый ящик
День
шестнадцатый
«Дворец Деда
Мороза»
Конструирование.
Знакомство детей с
архитектурой.
Рассказы
родителей об
интересных
построениях из
личного опыта
Презентация «Кто
такой Дед Мороз»
А.Барто «Ёлка»
Чтение.
Поддерживать
внимание и интерес к
слову в литературном
произведении
День
семнадцатый
«Бывает-не
бывает»
Приложение№2
Дидактическая игра.
Учить представлять
ситуации ,
выраженные в словах
Поощрять
словотворчеств
о ребёнка,
тактично
подсказывая
правильные
формы слов
«Праздник
новогодней ёлки
для кукол»
Приложение№6
Развлечение.
Побуждать детей к
проявлению
инициативы и
самостоятельности в
выборе роли, сюжета
и средств
перевоплощения
Игрушечная ёлка,
куклы, мягкие
игрушки, угощение
для кукол
День
восемнадцатый
«Новый год»
Чтение. Учить
передавать своими
словами события,
происходящие с
героями
Оформить
стенгазету
«Новый год»
Музей ёлочных
игрушек
Экскурсия. Развитие
интереса к
посещению музеев и
выставок
Организация
первого
посещения
музея, рассказ
о назначении
музея.
День
девятнадцатый
В. Степанов
«Серебряный
ключик»
Чтение. Воспитывать
любовь к
литературному жанру
- сказка
Иллюстрации к
тексту
День
двадцатый
«В гостях у
Снегурочки»
Приложение№7
Занятие по
коммуникации.
Побуждать детей
эмоционально
передавать свои
Игрушки Снегурочка
чувства , понимать
поэтический образ
«Колючая
красавица»
Оформление.
Активное включение
детей в отбор
созданных ими работ
для оформления
альбома или
организации выставки
Рассказы
родителей о
новогодних
традициях
своей семьи
Фотографии детей на
фоне ёлки
День двадцать
первый
«Чудесный
мешочек»
Дидактическая игра.
Развивать
произвольную память
и словарный запас
детей
Рассказать о
методике
проведения
дидактических
игр
Пальчиковая
гимнастика
«Снег-снежок»
Приложение№5
Разучивание.
Развивать речь,
память и воображение
в гармоничном
единстве
Объяснить
пользу
пальчиковой
гимнастики
День двадцать
третий
«В гостях у
лисички»
Новогодний утренник.
Развивать интерес к
познавательным
развлечениям
Консультация
«Как вести
себя на
детском
празднике»
Фотосессия
с Дедом Морозом и
Снегурочкой.
Используемая литература:
1.
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А.Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с
2.
«Юный эколог»\ С.Н.Николаева; М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г-77с
3.
«Формирование основ безопасности у дошкольников»\ К.Ю. Белая М;
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-62с
4.
Развитие речи (тропинки) \ О.С.Ушакова М; издательский центр
«Вентана-Граф» 2010-192с
5.
«Чтение художественной литературы во второй младшей группе»\
Н.А.Карпухина Воронеж, 2012-205с
6.
«Истоки русской народной культуры в детском саду»\ И.Г.Гаврилова ,
Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008-150с
7.
«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников»\О.С.Ушакова , А.Г.Арушанова, М; Просвещение, 1996
8.
«Знакомим дошкольников с литературой»\ О.С.Ушакова, М, 1998
Приложение№1
Наблюдение «Что есть у ели?»
Цель: показать, что у ели есть ствол, ветви покрытые иголками. Их много, они маленькие,
зелёные, колючие. Ветви на ели разные: внизу-большие, раскидистые, вверху-маленькие и
редкие. Ель-стройное и красивое дерево, похожее на пирамидку.
Наблюдение «Поможем ёлке-она живая»
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели: показать, как
стряхивают снег с ветвей, чтобы под тяжестью снега они не ломались; как прикапывают
ствол снегом, чтобы корням было теплее.
Наблюдение «Сравнение живой и игрушечной ёлки»
Цель: показать отличие живой ели от искусственной( живая растёт на участке, она стоит на
одном месте, приятно пахнет, красива от инея и снега; искусственную ёлку сделали на
заводе, она похожа на настоящую-у неё тоже есть ветви и ствол, но она не пахнет и не
растёт, её можно переносить и ставить в любое место и наряжать ёлочными игрушками-
тогда она станет красивой).
Приложение№2
Дидактические игры
« Бывает – не бывает»
Цель - воспитывать внимание к слову, учить представлять ситуации , выраженные в слове,
закреплять и уточнять знания о зиме и новогоднем празднике.
Организация
Воспитатель: в гости к нам пришёл Незнайка. Он говорит, что знает, что бывает на свете, а
чего не бывает. Незнайка будет говорить предложения, а вы, ребята исправить допущенные
ошибки:
Дед Мороз привозит подарки на тракторе
Праздник Новый год отмечаем летом
Зимой прилетают перелётные птицы
Ёлку украшают сломанными игрушками
Новый год праздник грусти и печали
«Какая? Какое? Какой?»
Цель: учить подбирать определения ,соответствующие данному предмету или явлению.
Активизировать в речи детей ранее изученные слова.
Организация
Воспитатель: я буду называть вам какой-нибудь предмет или явление, а вы по очереди
называйте мне как можно больше признаков, подходящее под это слово.
Снег – белый, лёгкий , липкий , пушистый
Дед Мороз – добрый, смешной , озорной
Праздник – радостный, долгожданный, чудесный
Снегурочка – красивая, улыбчивая, весёлая
Лёд - гладкий, скользкий , холодный
«Кто внимательный?»
Цель: учить различать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу ( антонимы),
воспитывать интерес к устному народному творчеству, расширять активный словарь детей.
Организация
Воспитатель: какие вы знаете пословицы? Я тоже знаю пословицы, в них есть слова
противоположного значения. Сейчас посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдёт
слова с противоположным значением.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Труд кормит, а лень портит.
После выявления антонимов воспитатель уточняет их значение.
«Почему так называют»
Цель : познакомить с происхождением ( этимологией) некоторых слов, учить использовать
слова в разговорной речи, воспитывать культуру речи детей.
Организация
Воспитатель загадывает загадку про Деда Мороза.
Почему Дедушку Мороза так называют? Вместе с детьми обсудить варианты ответов. Как
ещё его можно назвать?
Вспомните, как зовут внучку Деда Мороза ? ( Снегурочка)
Что такое снегопад?
Почему праздник называется Новый год?
Что означает слово подарок?
Приложение №3
Рекомендации для родителей
«Небезопасные зимние забавы»
Существует множество увлекательных и полезных игр и занятий для детей в зимнее время.
Но без должной организации прогулки и без присмотра за детьми зимние забавы могут
оказаться травмоопасными. Главное, что необходимо помнить родителям, ребёнок должен
постоянно находиться в поле вашего зрения, особенно если он катается на ледяной горке
или на катке. Снежную горку необходимо подготовить: освободить от коряг и камней,
проследить, чтобы спуск не выходил на проезжую часть или водоём.
Правила игры в снежки
- снежки лучше лепить в варежках. (объясни почему)
-нельзя целиться снежком в голову (что может произойти в этом случае?)
-нельзя кидаться обледенелыми снежками и кусочками льда
(чем это опасно?)
Правила перехода водоёма
-в начале зимы лёд наиболее тонкий и легко ломается со звонким треском, выходить на
него опасно;
-в начале весны лёд ломается бесшумно, и выходить на него тоже опасно;
-лучше двигаться по льду по тропинкам и оставленным следам, с помощью палки
прощупывая перед собой путь.
Правила катания с горки
-нельзя подниматься на горку с той стороны, откуда скатываются на санках и ледянках
взрослые и дети;
-после того, как скатился с горки запрещено лежать и отдыхать там, где все катаются;
-ещё одно правило -скатываться с горы головой вперёд опасно!
Приложение№4
Подвижные игры во второй младшей группе
«Два мороза»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие
располагаются в одном из них. Водящие-встают посередине, лицом к играющим и
произносят текст:
Я-Мороз Красный нос. Я-Мороз синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!
После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их
поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них
дотронулись и до окончания перебежки стоят не двигаясь.
«Ловишки»
Цель: развивать увёртливость, ловкость, быстроту реакции.
Ход игры: дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны
добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не
поймал. Кого заденут, считается пойманным. После 2-3 пробежек пойманные
подсчитываются. Выбирают нового ловишку.
«Пробеги тихо»
Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.
Ход игры: дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают
водящего, он садится посередине и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно
бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит « Стой!» и
бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если
он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на
свои места. Так поочерёдно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая
пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.
Приложение№5
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, ( загибают пальчики начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили ( лепят меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий ( показывают круг, сжимают ладони, гладят одной рукой
другую)
И совсем-совсем не сладкий.(грозят пальчиком)
Раз –подбросим,два-поймаем,
три-уроним и ..сломаем ( движения по тексту)
Раз,два ,три ,четыре ,пять (загибают пальчики по одному) «Снег-снежок»
Мы во двор пошли гулять ( идут пальчиками)
Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя руками)
Птичек крошками кормили ( крошащие движения руками)
С гоки мы потом катались ( гладить ладони)
А ещё в снегу валялись (ладошки ложить на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли ( имитируют движения)
Приложение№6
Развлечение «Праздник новогодней ёлки для кукол»
Музыкальный руководитель включает музыку, и дети заходят в группу и садятся на
стульчики. Воспитатель раздаёт детям игрушки (кукла, машинка, мишка, Петрушка и
другие), читая соответствующие стихи.
У Толи и Катюши, есть разные игрушки:
Свинья с поросёнком,
Корова с телёнком,
Курочка хохлатка
И жёлтые цыплятки.
Все игрушки из игрового уголка знакомы детям, но выглядят они по-новогоднему(с
бантиками, мишурой и другое). Воспитатель предлагает поближе подойти к ёлке и показать
её игрушкам. Музыкальный руководитель включает фонограмму знакомой новогодней
песни, и поёт её вместе с детьми. Затем дети вместе со своими игрушками садятся на
стульчики. Детям сообщают, что к ним приехали гости. Воспитатель ввозит санки, на
которых сидят Дед Мороз со Снегурочкой, рядом лежит мешок с подарками.
Далее дети поют знакомые песни, читают стихи (не обязательно новогодние), играют и
танцуют вместе с игрушками. Когда все желающие выступят, Дед Мороз говорит, что привёз
детям угощение( каждому по конфетке), рассаживает всех за общий празднично
оформленный стол и начинается чаепитие. Дети сидят за столами и понарошку угощают
свои игрушки. После чаепитие игрушки и атрибуты остаются в группе для свободного
пользования детьми.
Приложение№7
Конспект занятия по коммуникации
«В гостях у Снегурочки»
Цель: воспитывать интерес к русской лирике. Побуждать эмоционально передавать свои
чувства, ритмично читать стихи о природе. Активизировать в речи прилагательные и
глаголы. Развивать интонационную выразительность.
Демонстрационный материал: кукла-Снегурочка, картина «Зима. Ёлочка», иллюстрации к
стихам о зиме, игрушки-мишка, лисичка, зайчик.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает отправиться в зимний лес к Снегурочке. Дети вместе с
воспитателем конструируют из большого конструктора самолёт, и улетают в гости к лесным
зверятам и Снегурочке.
Снегурочка встречает гостей, приглашает прогуляться в зимнем лесу. Дети любуются
заснеженными деревьями.
Потом Снегурочка приглашает всех на зимнюю лесную полянку, где дети читают знакомые
стихи о зиме ( можно использовать картинки-подсказки).
Снегурочка благодарит детей за приятную встречу и дарит маленькую ёлочку, а дети
приглашают её на празднование Нового года.