Автор: Рузанова Инна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад №2"
Населённый пункт: Оренбургская область с. Плешаново
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Плешановский детский сад №2»
Методическая
разработка
родительского
собрания
Тема
: «
Возрастные
особенности
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
»
Выполнила воспитатель Рузанова Инна Ивановна
2017 г.
с. Плешаново
МБДОУ «Плешановский детский сад №2»
Выполнила воспитатель Рузанова И. И.
Родительское собрание в старшей группе.
Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного
возраста»
Цель:
познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет
и формой проведения занятий в детском саду.
Задачи:
формирование у родителей практических умений в области
взаимодействия с детьми;
развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному
взаимодействию с ним;
эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса,
организация их общения.
Оборудование: Клубочек с нитками, цветик - семицветик на каждого
родителя, фломастеры, листочки с вопросами на каждого родителя, смайлики,
презентация.
Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые родители! Рада встречи с вами.
Сегодня у нас первая встреча после летних каникул и нам с ребятами хочется
показать, как мы занимаемся, и как проходят наши занятия в новом учебном
году. А затем мы отпустим детей и продолжим наше общение.
Занятие для родителей по развитию речи в старшей группе тема
«Деревья вокруг нас»
Задачи:
Расширять знания детей о деревьях;
Закрепить умения по внешнему виду узнавать и показывать деревья;
Соотносить лист дерева по его принадлежности к данному дереву;
Упражнять в словообразовании (дуб - дубовый, клен - кленовый и т.д.);
Воспитывать интерес к творчеству, умение замечать красоту в природе
и олицетворять в поделке.
Оборудование: гербарий (лист березы, рябины, дуба, клена), волшебная
коробочка, тарелочки на каждого ребенка (в тарелочках распечатаны листья
береза, клена, дуба, рябины), дидактический материал «Деревья», компьютер,
презентация «Деревья», ватман с изображением дерева, заранее
раскрашенные ладошки детей в осенние цвета.
Ход занятия: Дети становятся в круг и приветствуют гостей.
В: Ребята давайте поприветствуем гостей, повторяйте за мной:
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, быстрый ручеёк,
Здравствуй, вольный ветерок,
Мир, в котором я живу
Всех я очень люблю»
Приветствие сопровождается движением.
В: А теперь повернемся к гостям и дружно поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: Какое сейчас время года, ребята, а у нас за окном какая погода?
Ответы детей.
В: 1,2, 3, к столу пройди.
Послушайте, пожалуйста, загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
Включаю презентацию «Деревья».
В: Ребятки, что это за дерево?
1 слайд: Береза – ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой
формы, на березе есть сережки.
2 слайд: Рябина – ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое,
лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных
попарно. У рябины есть красные ягоды.
3 слайд: Дуб – могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой
корой, лист резиной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть
желуди.
4 слайд: Клен – ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки, а
еще он похож на нашу ладошку.
5 слайд: Тополь – ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы
Почки липкие, есть сережки, летом появляется пух.
6 слайд: Сосна – ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки,
и на сосне есть шишки.
7 слайд: Каштан – ствол у дерева очень мощный, обычно прямой, любимое
дерево парков, у него большие листья, разделённые на 5-7 маленьких
листочков.
В: Ребята, с какими деревьями мы познакомились в презентации?
Ответы детей.
Игра «Детки с ветки»
В: Ребята, вот вы мамины и папины детки. У дерева тоже есть детки. В этой
волшебной коробочке детки с ветки. Угадайте, с какой ветки детки.
Воспитатель просит одного из детей достать из коробочки листок и
спрашивает ребенка.
В: Этот лист с какого дерева? (например, дуба)
Ответ ребенка.
В: Если он с дуба, то он какой? (обращается ко всем детям). Дети хором
отвечают.
Физкультминутка
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх,
потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Работа с раздаточным материалом «Покажи, с какого дерева листочек»
В: Присаживаетесь. Вот мы и узнали, с какой ветки детки. У вас на подносах
тоже листочки. Я буду показывать вам картинку с деревом, а вы найдите
листочек с этого дерева и поднимите ручку верх с листочком.
Показ дерева – береза, дуб, клен, рябина.
В: А теперь возьмите по одному листику и выходите на ковер поиграем с
вами в игру.
Игра « Найди похожий листочек»
Дети выходят на ковер.
В: Ветер вдруг подул, и листики разлетелись в разные стороны.
«Один, два, три – такой же найди!»
Продуктивная деятельность.
В: Мы с вами хорошо поиграли, проходите за столы. Вчера мы с вами
раскрашивали в осенние цвета наши ладошки. А какие осенние цвета вы
знаете? Ответы детей.
В: Сейчас мы с вами из наших ладошек нашему дереву сделаем крону.
Посмотрите, наши ладошки похожи на листики. А на листики, какого дерева?
Ответ детей.
В: Правильно на листики клена. Давайте приклеим их на дерево.
Дети приклеивают ладошки.
Во время работы говорю пословицу «Сломать дерево недолго, вырастить –
годы». Беседуем.
В: Ребята, какое у нас получилось дерево.
Д: Осеннее.
В: А ведь правду говорят «Растение – земли украшение».
Спасибо ребята можете пойти поиграть в зал со Светланой Викторовной.
Уважаемые родители, вы посмотрели, как занимаются наши детки. Теперь
вы знаете, как проходят наши занятия. И я бы хотела еще сегодня поговорить
конкретно о наших детях, достижениях, проблемах. Мы, коллектив нашей
группы хотим, чтобы мы с вами были одна дружная, крепкая семья. И это мы
сейчас с вами увидим.
Игра »Клубочек»
Передаем клубочек друг другу, разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что
вас радует в вашем ребенке?» (Родители, называя положительные качества
ребенка, постепенно разматывают клубок).
Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу
посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные
дети.
Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос: «Что огорчает вас в вашем
ребенке?» (родители, называя негативные качества ребенка, постепенно
сматывают клубок).
Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых,
наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того
чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы.
Хорошо, если вас связывают общие увлечения. А как мы их любим! А какими
мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами!
Вот сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Цветик - семицветик»
(на столах родителей лежат цветы со стебельками)
Перед вами цветик – семицветик. Представьте, что это ваш малыш, нежный,
цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или
семейные прозвища. На стебельке - имя, которым вы обращаетесь к ребенку,
когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения
цветка). Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в
семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории
вашей семьи.
Ну, а сейчас мы узнаем, как вы знаете своих деток. На столе лежат листочки
с вопросами, родители поочереди отвечают.
1. До скольки ваш ребенок может считать?
2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу? Как вы
думаете?
3. На ваш взгляд ваш ребенок ориентируется в частях суток?
4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?
5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?
6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку?
7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он
относится к живым рыбкам, растениям?
8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в
будущем определенную профессию?
9. Как вы думаете, ваш ребенок вежливый?
10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине?
(больше - меньше, короче, одинаковые)
11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях?
12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из
квадрата – круг, из прямоугольника – овал?
13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес
к этому виду деятельности?
14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома?
15. Чем ваш ребенок информирует, придя из детского сада?
16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук?
Сможет придумать слово на заданный звук?
17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с
действиями обидчика?
18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве
по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).
Хочу напомнить Вам, что теперь мы старшая группа. У нас изменился режим
дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный
процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на
основные нормативно-правовые документы, регламентирующими
деятельность ДОУ:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
2.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования
и науки Российской Федерации от 21.10.2010 года № 03-248 «О
разработке основной общеобразовательной программы дошкольного
образования»;
3.
СанПиН 2. 4. 1. 3049-13: "Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций".
На сегодняшний день мы работаем по Образовательной программе
дошкольного образования. Ваши детки стали старше, в связи с этим у них
увеличиваются
их
обязанности.
И
мне
бы
очень
хотелось,
чтобы
Вы,
родители, относились серьезно к образовательному процессу.
Согласно ст.18 Закона РФ об образовании, п.1: «Родители являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
детском возрасте».
Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст, его
особенности?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка-дошкольника.
Однако
он
далеко
не
всегда
верно
оценивается
родителями,
не
представляется
им
столь
значимым,
как
например,
последующий 7-й год жизни.
6-й
год
жизни
дошкольника
характерен
нарастанием
физических
и
интеллектуальных
сил,
развитием
способности
к
целенаправленной
систематической коллективной, произвольной регуляции деятельности своего
поведения.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по
сравнению
с
воспитанием
детей
среднего
дошкольного
возраста,
нельзя
упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или
школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители
будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом
году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в
условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую
и
более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд,
обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной
деятельности.
У
детей
5-6-летнего
возраста
продолжается
процесс
окостенения
скелета, развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся
способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга
ребёнка.
Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми,
крепкими, выносливыми. Самое важное достижение ребёнка этого возраста
заключается
в
том,
что
многие
выполняемые
ими
движения
и
действия
становятся подконтрольными сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и
точно
регулирует
их
силу,
т.е.
направляет
их
на
достижение
результата,
контролирует, согласовывает между собой. Поэтому, например, дети 6-го года
жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно
рассматривать
книги,
рисовать,
лепить.
В
связи
с
этими
особенностями
продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 20
минут, как в средней группе, а 25- 30 минут.
Возможность
произвольно
регулировать
свои
движения
является
наиболее
существенным
показателем
общего
развития
старшего
дошкольника. Качественные изменения в развитии 5-летних детей отчётливо
обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что,
прежде всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и
уже значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду,
дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из
них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть
равнодушным
к
тому,
во
что
и
как
играют
дети,
надо
советовать
им,
подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности, т.к. игра должна быть
средством воспитания.
Освоение
движений
и
способность
к
управлению
ими
наиболее
заметно сказываются в новых возможностях трудовой деятельности ребёнка.
Дети
старшей
группы
в
состоянии
выполнять
более
сложные
трудовые
обязанности в группе, дома, требующие согласованных действий, способны
работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг
другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже
довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из
детей или он сам.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более
богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это
надо развивать как в детском саду, так и дома.
Очень
важно
заботиться
о
развитии
мышления
и
речи
детей,
необходимо
отвечать
на
детские
вопросы,
которые
выражают
интерес
к
причинно-следственным связям (почему? зачем?), выслушивать их рассказы
о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т.д.).
Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на
предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются
зачатки
интеллектуальных
чувств.
Эстетические
переживания
детей
разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают
удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты
в свои рисунки, игры. Особенное развитие получают нравственные чувства –
дети
радуются,
когда
помогают
товарищам,
стремятся
быть
полезными
окружающим, сопереживают близким им людям, стремятся на деле выразить
эти чувства.
С самого раннего детства мы, взрослые сознательно, или нет, готовим
ребёнка
к
выполнению
своей
гендерной
роли.
В
соответствии
с
общепринятыми
традициями
ориентируем
его
в
том,
что
значит
быть
мальчиком
или
девочкой.
В
девочках
воспитываем
нежность,
мягкость,
душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство, непоседливость. Ребёнок, в
свою
очередь, через подражание взрослым, учится быть мальчиком или
девочкой.
В старшем дошкольном возрасте, становится наиболее заметна разница
в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным
содержанием игр и физическими показателями. У мальчиков доминируют
игры
подвижного
характера.
Девочки
предпочитают
спокойные
игры
с
преобладанием статических поз. Мальчики и девочки берут на себя разные
роли, используя при этом свой уже достаточно богатый двигательный опыт.
У девочек в этом возрасте, обычно лучше, чем у мальчиков развита
речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их
биологический
возраст
старше.
Но
у
мальчиков
больше
выражена
индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.
Формирование
ценностей
своего
пола происходит,
прежде
всего,
в
семье.
Огромную
роль
здесь
играют
семейные
традиции.
Мальчику
объясняют,
что
он
–
будущий
мужчина,
значит,
как
папа,
должен
быть
сильным, защищать слабых. В семье мальчики подражают папе, а девочки –
маме.
Психологические
особенности
детей
в
этом
возрасте
таковы,
что
воспитывая
девочку,
нужно
чаще
её
хвалить,
говорить
ей
комплименты.
Девочке необходимо постоянное подтверждение, что её любят.
Мальчику тоже приятно, когда им восхищаются, его нахваливают, но с
5-6
лет
мальчику
недостаточно,
просто
чувствовать
себя
любимым.
Ему
хочется,
чтобы
его
хвалили за
личные
достижения.
Он
стремится
быть
лучшим, быть лидером. Когда родители смотрят на сына и восхищаются
качествами, присущими мужскому полу, он приобретает уверенность, которая
помогает ему вырабатывать мужские черты характера.
Вот и подошла к концу наша встреча. На столах лежат смайлики,
выходя
из
зала, выберите
то
лицо,
с
каким
настроением
вы
уходите
и
прикрепите к доске. До новых встреч.
(Предложить пиктограммы)