Автор: Душенькина Ольга Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №3" г. Нурлат РТ
Населённый пункт: Город Нурлат, Республика Татарстан
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы"
Раздел: среднее образование
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс:11а
Учитель: Душенькина О.В.
Количество часов:
Всего 35 часов; в неделю 1
Плановых контрольных уроков 2 , сочинений 3, диктантов 4, контр. списываний 1
Административных контрольных уроков 2
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень)
составлена на основе:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012
года, № 273-ФЗ
2. Закона РТ « Об образовании» от 22.07.2013 года № 68- ЗРТ
3.Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
(утвержден приказом
от 5 марта 2004 года N 1089 )
4. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
5. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №3»г.
Нурлат
6. Учебного плана МАОУ «СОШ№3» г.Нурлат
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане
По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 11 классе отводится 1 час в
неделю, т.е. 35 часов. В рабочую программу введены уроки подготовки к ЕГЭ. В программе
отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который отводится 10 %
учебного времени. Данная рабочая программа адаптирована для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Преподавание ведется по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин,
М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество
их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе,
структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших
классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-
коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс
ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся
старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают
речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает
перечень
лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на
особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной
деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким
образом, примерная программа создает условия для реализации углубления
деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей
культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами
социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный
уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях
высшей школы.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к
совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях
общения.
Как и примерная программа для основного общего образования, данная программа состоит
их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические
единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные
сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального
использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это
содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В
третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру
народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы,
поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в
определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг
с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и
включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка
и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия
для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются
на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию
из различных источников, умение работать с текстом),
организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим
становятся
виды
работ,
связанные
с
анализом
текста,
его
переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту
– подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с
заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы,
наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.
Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические
работы,
задания
дифференцированного
характера,
лингвистический
анализ
текста
с
последующим написанием сочинения-рассуждения.
Учебно-тематический план
Наименование раздела
К.р
Рр
тест
Сл.д.
Из истории русского языкознания
1
1
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
1
Простое предложение.
12
1
2
4
Сложное предложение.
7
1
Предложения с чужой речью.
2
1
Культура речи и стилистика.
6
1
1
Обобщение изученного. Подготовка к ЕГЭ.
2
ВСЕГО:
31
3
3
1
5
Содержание учебного предмета «Русский язык» для 11 класса
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и
тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и
другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные.
П р о с т о е п р е д л о ж е н и е
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений
по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные
предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в
неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое
осложненное
предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные
члены
предложения.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие
слова
при
однородных
членах. Знаки препинания при обобщающих
словах.
Обособленные
члены
предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах
и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при
междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного
предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
П р е д л о ж е н и я с ч у ж о й р е ч ь ю
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания
при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Культура речи
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль.
Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа
по
культуре
речи
рассредоточена
по
всем
урокам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы
по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого
государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении
фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и
других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий
выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование
навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные
правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли
иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков
имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и
особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей
работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического
мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного
языка;
нормы
речевого
поведения
в
социально-культурной,
учебно-научной,
официально-
деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и
аудирования:
-
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст,
комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию
автора;
-
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное,
сканирование
и
др.)
в
зависимости
от
коммуникативной задачи;
-
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим
организовывать процесс аудирования;
-
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия
и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника-
тивной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов,
справочной
литературы,
средств
массовой
информации,
в
том
числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-
передавать
содержание
прослушанного
или
прочитанного
текста
в
виде
развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов,
резюме,
конспектов,
аннотаций,
сообщений,
докладов,
рефератов;
уместно
употреблять цитирование;
-
использовать
информацию
исходного
текста
других
видов
деятельности
(при
составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке
докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров;
-
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва-
ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
-
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь-
ность
и
связность
изложения,
выбирать
языковые
средства,
обеспечивающие
правильность, точность и выразительность речи;
-
высказывать
свою
позицию
по
вопросу,
затронутому
в
прочитанном
или
прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного
текста;
-
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные
тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-
этические,
социально-бытовые
темы,
использовать
в
собственной
речи
многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
-
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
-
проводить разные виды языкового разбора;
-
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
-
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка
с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных
задач
и
использования
изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
-
грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные
нормы;
-
эффективно использовать языковые единицы в речи;
-
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
-
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи-
вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в
соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам-
матические
ошибки
и
речевые
недочеты,
тактично
реагировать
на
речевые
погрешности в высказываниях собеседников.
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания
на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои
примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.
Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или
4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических
ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается
выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3»
может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех
и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,
5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью
соответствует теме. Фактические ошибки
отсутствуют. Содержание излагается
последовательно. Работа отличается
богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления. Достигнуто
стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускается: 1 орфографическая, или 1
пунктуационная, и 1 грамматические
ошибки.
«4»
Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности, незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен. Стиль работы
отличается единством и достаточной
выразительностью. В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых
недочетов.
Допускается: 2 орфографические, или 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационная
ошибки, или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических
ошибок, а также 2 грамматические
ошибки.
«3»
В работе допущены существенные
отклонения от темы. Работа достоверна в
главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности. Допущены
отдельные нарушения последовательности
изложения. Беден словарь и однообразны
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление. Стиль
работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна. В целом в
работе допускается не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается: 4 орфографические и 4
пунктуационных ошибок, или 3
орфографические и 5 пунктуационных
ошибок, или 7 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок (в
5 классе – 5 орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки.
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено
много фактических неточностей. Нарушена
последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь между
ними, работа не соответствует плану. Крайне
беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо
Допускается: 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных
ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, а также 7 грамматических
выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
ошибок.
Формы контроля:
- Лексико-грамматические тесты,
- письменные контрольные работы,
- устный опрос.
Фома промежуточного контроля – тест в формате ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока
Кол-
во
часо
в
Тип
урока
Требования к уровню
Подготовки обучающихся
Вид
контроля
Элементы
дополнительного
содержания
(ЦОР)
Дата
проведения
урока
По
план
у
По
факт
у
Синтаксис и пунктуация
1
Из истории
русского
языкознания
1
Урок
объяснен
ия нового
материал
а
Знать: основные единицы языка, их
признаки; нормы русского речевого
этикета, его особенности. Уметь:
опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
Стилисти-
ческий ана-
лиз текста
etymolog.r
uslang
5.09
Синтаксис и пунктуация
2
Контрольная
работа по
остаточным
знаниям
1
Урок
контроля
Знать: основные нормы русского
литературного языка.
Уметь: применять изученные
орфограммы; соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации
Т е с т
в
формате
ЕГЭ
19.09
3
Основные
принципы русской
пунктуации.
Словосочетание.
Виды
синтаксической
связи в
словосочетаниях
1
Комбини
рованный
Знать: о
системе
правил
постановки
знаков препинания. Знать: основные виды
пунктограмм. Уметь:
применять в прак-
тике
письма пунктуационные нормы современ-
ного русского литературного языка
Знать: строение словосочетаний,
отношения между компонентами
словосочетания; отличие от слова и
предложения; способы выражения.
Фронталь-
ный
опрос.
Самостоя-
тельная
работа
mapryal.or
g/
26.09
Уметь: вычленять словосочетание из
предложения; подбирать синонимичные
словосочетания как средство вырази-
тельности речи; делать разбор
словосочетаний
4
Простое
предложение.
Классификация
предложений.
1
Комбини
рованный
Знать: основные единицы языка, их
признаки. Уметь: осознавать предложение
как минимальное речевое высказывание;
употреблять в речи предложения, разные
по цели высказывания; работать с
художественными текстами изучаемых
литературных произведений
Коммен-
тированное
письмо.
Само-
стоятельная
работа
Орфоэпичес
кий
диктант
philology.r
u/default.htm
3.10
5
Грамматическая
основа. Способы
выражения
главных членов
предложения. Тире
между под-
лежащим и ска-
зуемым.
Синтаксический
разбор простого
предложения
1
Комбини
рованный
Знать: основные единицы языка, их
признаки. Уметь: находить подлежащее в
предложении, определять способ его
выражения; согласовывать подлежащее со
сказуемым, различать сказуемые по
составу слов, по способу выражения
лексического и грамматического значений;
стилистически различать простые и
составные глагольные сказуемые;
Трениро-
вочное
упражнение.
Комментиро
ванное
письмо
philology.r
u/default.htm
10.10
6
Предложения с
однородными
членами. Знаки
препинания в
предложениях с
однородными
членами.
Обобщающие слова
Комбини
рованный
Знать: правила постановки знаков
препинания при однородных членах,
связанных союзами. Уметь: правильно
ставить знаки препинания при
однородных членах, связанных союзами;
определять стилистическую окраску
союзов в предложении с однородными
членами
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
Словарный
диктант
«Правописа
rus.1septe
mber
17.10
ние НЕ с
разными
частями
речи»
7
Сочинение на
морально-
этическую тему по
заданному тексту.
1
Развития
речи
Знать:
п р и з н а к и
т е к с т а
и
е г о
функционально-смысловых
типов (пове-
ствование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
совершенствовать и редактировать собст-
венный текст
Сочинение
24.10
8
Обособление.
Необособленные и
обособленные
определения и
приложения,
обстоятельства,
дополнения.
1
Комбини
рованный
Знать: определения обособленных и
уточняющих членов предложения,
правила постановки знаков препинания.
Уметь: определять обособленные и
уточняющие члены предложения,
отличать их, правильно расставлять знаки
препинания в этих предложениях.
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
rus.1septe
mber
7.11
9
Уточняющие,
пояснительные и
присоединительные
члены
предложения.
1
Комбини
рованный
Знать: правила постановки знаков
препинания в предложениях с обо-
собленными и уточняющими членами.
Уметь: применять изученные правила при
решении грамматических задач;
производить синтаксический и пунктуа-
ционный разборы; использовать
разнообразные конструкции в связной речи
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
mapryal.or
g/
14.11
10
Пунктуация при
сравнительном
обороте.
Пунктуация при
обращении.
1
Комбини
рованный
Знать: грамматические нормы
построения предложений со сравни-
тельными оборотами, правила
постановки знаков препинания в
предложениях с обособленными членами.
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
edu.r
u/modules.php?
op=modload&na
me=Web_Links
21.11
Уметь: применять изученные правила
при решении грамматических задач;
производить синтаксический и пунктуа-
ционный разборы; использовать
разнообразные конструкции в связной
речи
Словарный
диктант
«Правописа
ние Н и НН
в разных
частях
речи»
&file=index&l_
op=viewlink&ci
d=299&fids[]=2
79/
11
Вводные слова и
вставные
конструкции.
1
Комбини
рованный
Знать: основные единицы языка, их
признаки; вводные слова и предложения
как средство выражения субъективной
оценки высказывания. Уметь: находить в
художественных произведениях,
изучаемых на уроках литературы,
предложения с вводными словами,
выписывать их, делать синтаксический и
пунктуационный разборы этих
предложений
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
philology.r
u/default.htm
28.11
12
Пунктуация при
междометии,
утвердительных,
отрицательных,
вопросительно-
восклицательных
словах.
1
Комбини
рованный
Знать: основные единицы языка, их
признаки; междометия, утвердительные,
отрицательные, вопросительно-
восклицательные слова как средство вы-
ражения субъективной оценки
высказывания. Уметь: находить в ху-
дожественных произведениях, изучаемых
на уроках литературы, предложения с
междометиями, утвердительными,
отрицательными, вопросительно-
восклицательными словами, выписывать
их, делать синтаксический и
пунктуационный разборы этих
предложений
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
Словарный
диктант
«Правописа
ние слов с
приставкам
и»
philology.r
u/default.htm
5.12
13
Сочинение на
морально-
1
Развития
речи
Знать: признаки текста и его
функционально-смысловых типов (пове-
Сочинение
proshkolu.
ru/club/lit/
12.12
этическую тему
ствование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
совершенствовать и редактировать собст-
венный текст
14
Контрольная
работа в формате
ЕГЭ
1
Контроль
знаний
Знать: основные нормы русского
литературного языка.
Уметь: применять изученные
орфограммы; соблюдать основные прави-
ла орфографии и пунктуации
Тест
19.12
15
Повторение и
обобщение
изученного о
простом
предложении
1
Урок
системат
изации
ЗУН
Знать: основные нормы русского
литературного языка.
Уметь: применять изученные
орфограммы; соблюдать основные прави-
ла орфографии и пунктуации
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
proshkolu.
ru/club/lit/
9.01
16
Сложное пред-
ложение. Слож-
носочиненное
предложение
(ССП). Знаки
препинания в
сложносочиненном
предложении
1
Комбини
рованный
Знать: основные группы ССП по
значению союзам.
Уметь: объяснять постановку знаков
препинания, находить в тексте ССП и
производить их пунктуационный разбор
предложении. Знакомство с
теоретическими сведениями о знаках
препинания в сложносочиненном
предложении, совершенствование пунк-
туационных навыков, навыка
синтаксического разбора ССП
Беседа,
проблемные
задания
uroki.
net/
d
ocrus.
htm/
16.01
17
Сложноподчи-
ненное предло-
жение (СПП).
Сложноподчи-
ненное предло-
1
Комбини
рованный
Знать: отличительные признаки СПП,
средства связи главного предложения с
придаточным. Уметь: правильно ставить
знаки препинания и составлять схемы
СПП; видеть в предложении указательные
Беседа,
проблемные
задания
philology.r
u/default.htm
23.01
жение с одним
придаточным.
Синонимия
сложноподчи-
ненных предло-
жений и предло-
жений с прича-
стным и деепри-
частными оборо-
тами
слова и определять в соответствии с этим
вид придаточного; находить слово, к
которому относится придаточное
предложение, и задавать от него вопрос
18
Сложноподчи-
ненные предло-
жения с несколь-
кими придаточ-
ными. Недочеты и
ошибки в по-
строении слож-
ноподчиненных
предложений.
1
Комбини
рованный
Уметь: различать СПП с однородным,
параллельным и последовательным
подчинением, составлять схемы, произ-
водить синтаксический разбор
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
philology.r
u/default.htm
30.01
19
БСП. Знаки
препинания в
бессоюзном
сложном
предложении.
1
Комбини
рованный
Знать: отличительные признаки БСП,
Уметь: правильно ставить знаки
препинания и составлять схемы БСП
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
gum
fakrussian.sh
tml/
6.02
20
Сложные пред-
ложения с разными
видами связи.
Период. Знаки
препинания в
периоде.
1
Комбини
рованный
Знать: отличительные особенности
сложных предложений с разными видами
связи.
Уметь: видеть сложные предложения с
разными видами связи, определять виды
придаточных.
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
gum
fakrussian.sh
tml/
13.02
21
Обобщение изу-
ченного о сложном
предложении
1
Комбини
рованный
Знать: отличительные особенности
сложных предложений с разными видами
связи.
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
20.02
Уметь: видеть сложные предложения с
разными видами связи, определять виды
придаточных.
тельная
работа
Тест
«Правописа
ние слов
слитно,
раздельно»
Предложения с чужой речью
22
Оформление на
письме прямой
речи и диалога.
1
Комбини
рованный
Знать: правила постановки знаков
препинания. Уметь: находить подобные
предложения в тексте, объяснять знаки
препинания, конструировать предложения,
подбирать синонимичные конструкции
русского литературного языка.
Уметь: применять изученные
орфограммы; соблюдать основные прави-
ла орфографии и пунктуации
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
festival.1s
eptembersubj
ects/8
27.02
23
Разные способы
оформления на
письме цитат.
1
Комбини
рованный
Фронталь-
ный опрос.
Словарный
диктант
6.03
Культура речи и стилистика
24
Культура речи.
Нормы
литературного
языка
1
Комбини
рованный
Знать: нормы литературного языка.
Уметь: строить речь с применением
различных способов в зависимости от
условий
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
etymolog.r
uslang
13.03
25
Специфика на-
учного стиля (на
основе работ ы с
текстом упр. 550)
1
Комбини
рованный
Знать: признаки текста и его
функционально-смысловых типов (пове-
ствование, описание, рассуждение);
функциональные стили. Уметь: свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме в соответствии с
ситуацией речевого общения, задачами
речи; соблюдать нормы
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
festival.1s
eptembersubj
ects/8
3.04
26
Специфика офи-
1
Комбини
Знать: признаки официально – делового
Фронталь-
festival.1s
10.04
циально-делового
стиля.
рованный
стиля. Уметь: составлять тексты
официально-делового стиля
ный опрос.
Практиче-
ская работа
«Составлен
ие до-
кументов»
eptembersubj
ects/8
27
Сочинение на
морально-
этическую тему
1
Развития
речи
Знать: признаки текста и его
функционально-смысловых типов (пове-
ствование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
совершенствовать и редактировать собст-
венный текст
Сочинение
17.04
28
Особенности стиля
художественной
литературы. Текст
и его признаки.
Комплексный
анализ текста
1
Комбини
рованный
Знать: основные признаки
художественного стиля, признаки текста и
его функционально-смысловых типов
(повествование, описание, рассуждение);
основные нормы русского литературного
языка. Уметь: различать стили речи;
определять тему, основную мысль текста;
анализировать структуру и языковые
особенности
текста; воспроизводить текст
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
festival.1s
eptembersubj
ects/8
24.04
29
Итоговая
контрольная работа
в формате ЕГЭ
1
Контроль
знаний
Знать: основные нормы русского
литературного языка.
Уметь: применять изученные
орфограммы; соблюдать основные прави-
ла орфографии и пунктуации
Тест
8.05
Обобщение изученного
30
Работа над
ошибками в
контрольной работе
1
Урок
сис-
тематиза-
Знать: основные нормы русского
литературного языка.
Уметь: применять изученные
орфограммы; соблюдать основные прави-
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
15.05
ции ЗУН,
коррекци
и знаний
ла орфографии и пунктуации
тельная
работа
31
Итоговое
обобщение
1
Урок сис-
тематиза-
ции ЗУН,
коррекци
и знаний
Повторить изученное
Фронталь-
ный опрос.
Самостоя-
тельная
работа
22.05
Контроль уровня обученности
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
итого
Административный
контроль ЗУНов
1
1
2
Количество
плановых
контрольных работ
1
1
2
Практических
работ
1
2
3
Лабораторных
работ
-
-
-
-
-
-
Других видов работ
-
3
1
-
4
Экскурсий
-
-
-
-
-
Планирование контроля
Плановые контрольные работы(количество часов): 2
Зачеты (по каким темам, месяц) - 0
Административные контрольные работы: 2
Практические работы: 3
Проектные работы : 0
Литература
Основная литература
1. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.
Мещерина.Москва «Русское слово», 2011год.
2. Поурочные разработки 10-11 класс. Авторы Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г.
Холявина
Образовательные электронные ресурсы:
ege.
edu.
ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
repetitor.1c - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по
пунктуации, орфографии и др.
Приложение №1
Итоговая контрольная работа по русскому языку
(тест в формате ЕГЭ)
Вариант 1
Часть1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки,
Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (……. )нарёк местных жителей
«индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за
коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле
американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от
друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое
разнообразие обычаев и верований.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными
жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные
обычаи.
2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что,
благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии,
именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».
3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря
Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа,
высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.
4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось
ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался
до Индии.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во
втором предложении? Выпишите это слово.
На самом деле
Поэтому
Именно
Так
В связи с этим
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
КОМАНДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом
предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом
фрагменте словарной статьи.
Команда, -ы, ж.
1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».
2. Автоматически передаваемый сигнал, вызывающий действие какой-нибудь системы,
механизма. Система команд.
3. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой офицера.
4. Группа связанных чем-нибудь людей. Команда президента.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
при´нял тамо´жня на´долго перелила´ озло´бить
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят
семьями в выходные дни.
ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая
Родину.
Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо,
и это придавало ей царственный вид.
Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ
пейзажем осени.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
береговые КАТЕРА скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ ТРОЕ братьев у новых ТУФЛЕЙ без ВИШЕН
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с
Несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в
реставрации.
2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».
3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому
проекту.
6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного
писателя.
8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.
9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
К..рпорация обж..гать пом..стить расст..лая с..туация
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
р..спорядиться, с..гласие
чере..чур, бе..болезненный,
пр..образовать, пр..следовать
о..пирать, по..тянуть
без..мянный, сверх..зобретательный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Блюд..чко Зареч..нский
претерп..вать привередл..вый плутони..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
догон..шь, разбуд..шь
беспоко..шься шепч..шься
расчист..вший
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте
скобки и выпишите это слово.
Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.
Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.
В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.
Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.
Мост (не)построен.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы
несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.
(В) ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В)
ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.
А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то,
признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.
(В) СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО) КРУГ
было покрыто водой.
(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы
пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает
одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом,
был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.
15. Укажите предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к
темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
3) За чаем собрались гости да хозяева.
4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми
5)Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом
человеческого счастья.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых
потоках ливня.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало
творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3)
вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые
В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма
города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского
искусства.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не
совладать (5) тихо и горько заплакал.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется,
нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это
происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как
меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало
отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения,
новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили
«отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы
говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».
(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко
принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда
всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи»,
«дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть,
20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые
слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в
частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы
используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать
не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно
же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за
его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать
филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори,
делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в
отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX
веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как
правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не
художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую
очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и
интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь
начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится.
(32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них
подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться –
язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им
пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем
обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье
детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас
главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся
сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо
сейчас исправлять.
(По В. Костомарову)
20. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?
1) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он
был в предшествующую эпоху.
3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.
4) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.
21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение и повествование
4) Рассуждение
22. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.
1) бесцельные
2) безуспешные
3) старательные
4) вредные
23.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при
помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места
пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в
таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр
запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой
клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно
лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение
некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным
словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как
А_____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп - Б _____ (в предложениях 1 – 4).
Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как В_____
(«сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), Г _____ («что ни говори», «бог знает
что»), риторический вопрос и другие».
Список терминов:
1)метонимия 2)сравнение
3)сравнительный оборот 4)ирония
5)разговорные слова и фразеологизмы
6)заимствованные слова
7)литота
8)риторический вопрос
9)синтаксический параллелизм
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его
редких способностях к обучению.(2) (…….), дельфины очень сообразительны: в морях они
спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы
пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей.(3) Об уме дельфинов
говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что
интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь
доказано.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны
человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в
неволе осваивать различные трюки.
2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его
редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и
способности дельфина равны человеческим.
3) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные
трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми
способностями.
4) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его
редких способностях к обучению, о том, что дельфины – это представители второй земной
цивилизации.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во
втором предложении? Выпишите это слово.
На самом деле
Бесспорно
Именно
Так как
Без сомнения
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
СПОСОБНОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом
предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом
фрагменте словарной статьи.
СПОСОБНОСТЬ, -и, ж. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими
способностями. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие-нибудь
действия. Способность двигаться. Покупательная способность населения.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
посла´ла
сняла´
нажи´вший
дони´зу
позвони´т
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать
его удивительный голос.
Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий,
КРАСОЧНЫЙ.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГОВ гораздо ЛУЧШЕ ЧЕТЫРЬМЯ способами ЛЯГТЕ килограмм ЯБЛОК
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с
Несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на
нашу профессию.
2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.
3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт
цитаты из него.
4) Картина изображала корабль, вздымающейся на гребень морского вала.
5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено
и описано большое количество древних берестяных грамот.
6)Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь
больного.
7) В журнале «Непоседе» много интересных заданий для учеников младших классов.
8) Малыш громко кричал, что хочу эту машину.
9) Автор подвергает героя различным испытаниям и этим раскрыл полно его характер.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
перег..ревший
проб..раться,
ср..внительный,
тр..пинка,
агр..ном
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти
слова, вставив пропущенные буквы.
О..бить, по..строить
з..частую, п..завчера
пред..стория, не..звестный
пр..ложение, пр..огромный
во..делывать, ра..думывать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
угодл..вый отта..вать
откле..вать вол..вой
жемчуж..нка
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
завиду..шь негоду..шь
выпячива..мый бре..шься
завис..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте
скобки и выпишите это слово.
(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
Киты часто глотают предметы, явно (не) служащие для них кормом.
Я поселился в (не) большой, светлой комнате.
В квартире всё оставалось (не) тронутым со дня отъезда Лизы.
Альпиниста влекут (не) покорённые вершины.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(По) этому пути давно не ездили, (от) того дорога поросла густой травой.
Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.
Пришлось отказаться (от) того, что было задумано, так как деньги (на) счёт не поступили.
Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними,
за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим
временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые
штаны.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки
жизни.
3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
5) На небе появились сизые тучи ( ) и в воздухе повеяло сыростью.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и
быстро захвативший (4) весь лес.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к
сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют
пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат
местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые
Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую
ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от
старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику
часто приходилось догонять его вприпрыжку.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая
сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто
дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными
пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о
края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-
серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В
такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что
наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…
(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком
волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской
котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка
грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-
кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак
невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на
якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично
отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными
инструкциями, на душе лежал камень. (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и
ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был
появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни
смеха… (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из
переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек.
(15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись.
(16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на
глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец
посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть
время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг
сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и,
согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким
мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая
руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса
глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так
можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и
тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю
ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле,
радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы
угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за
другом по опустевшей остановке.
(По И. Новикову)
20. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) Глядя на ликующее семейство, герой рассказа тоже хотел бы радоваться жизни.
2) Осеннее ненастье наполнило души людей унынием.
3) Подошедший мужчина и две его дочери раздражали своим безудержным весельем
некоторых людей, стоящих на остановке.
4) Герой рассказа находится в угнетённом состоянии из-за того, что во время проверки
нарушил должностную инструкцию.
21. В каком варианте ответа перечислены все типы речи, представленные в
предложениях 14 – 25?
1) повествование
2) описание и рассуждение
3) повествование, описание и рассуждение
4) описание
22. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 8 2) 10 3) 20 4) 4
23.Среди предложений 19 – 26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при
помощи наречия и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места
пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в
таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №
1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Чтобы воссоздать гнетущую обстановку осеннего ненастья, в начале текста автор
использует такие тропы, как _____ («промозглая сырость», «неподвижно-тяжёлая вода»),
_____ («бинтами изморози», «скулы зданий»). _____ в предложении 15 выступает как
средство характеристики героев текста. Такой приём, как _____ (предложение 29), помогает
подчеркнуть контраст между ликующим семейством и уныло оцепеневшей толпой».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) эпитеты
4) диалектизм
5) противопоставление
6) литота
7) лексический повтор
8) метафоры
9) парцелляция
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приложение №2
Лист изменений