Напоминание

"Музыка на детском празднике в синтезе различных видов искусств"


Автор: Шестакова Наталья Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №20 Калинка
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка на детском празднике в синтезе различных видов искусств"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыка на детском празднике в

синтезе различных видов искусств

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании

детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом

души человеческой». Наши дети живут и развиваются в

непростых условиях музыкального социума. Современную

музыку, которая звучит повсюду и культивируется

средствами массовой информации, хотим мы этого или не

хотим, слышат и наши дети. Ее ритмы, сверхвысокие и

сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя

сознание, попадают в область подсознания, и оказывают

сильнейшее, отрицательное воздействие на эмоциональное

состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы

максимально оградить от такой музыки детей, дать им

возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку.

Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо

формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические

ценности.

Синтез подразумевает ограниченное соединение разных

видов искусств или свободную комбинацию нескольких

видов искусств, образующих новое и единое эстетическое

целое.

Взаимодействие искусств способствует взаимообогащению,

усиливает познавательные и воспитательные возможности

и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и

живопись охватывают духовную жизнь ребенка, обогащают

новыми чертами и возможностями.

Взаимодействие искусств на занятиях по слушанию музыки

приводит к значительному и более раннему развитию

музыкального восприятия дошкольников.

Предусматривается проведение специальных

интегрированных занятий, которые включают в себя

различные виды художественной деятельности детей,

а именно: слушание музыки, чтение стихов,

художественной прозы, просмотр слайдов,

видеоматериалов, музыкальное движение, рисование.

Основной особенностью таких музыкальных занятий

является наличие трех основных элементов:

1. Восприятие музыки происходит как переживание

определенного эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что,

в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3. Дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт

и только что пережитое эстетическое чувство от слушания

музыки, и испытывают потребность воплотить свое

воображение в какую-либо объективную форму.

Эти занятия направлены на развитие эмоциональной сферы

детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт

ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем

выразительнее его творчество.

Детям предоставляется возможность познать, как одно и то

же явление отражается в разных видах искусства, какие

художественные средства использовали композитор,

художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как

музыкальному руководителю не только дать ребенку

знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное

явление целостно.

Мы стремимся, чтобы была осуществлена межпредметная

связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на

музыкальных и других художественно-эстетических

занятиях. Заранее обсуждаем с воспитателем темы и

музыкальные произведения, которые предлагается

воплотить в детских рисунках или других видах детского

творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит

накопление музыкальных и художественных впечатлений, а

воспитатель проводит подготовительную работу по

формированию навыков и умений, которые будут

необходимы детям для практического воплощения

музыкального образа. Это объединяет работу двух

педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, а

также содействует развитию нашего творческого

содружества. Такая межпредметная связь повышает

познавательную и творческую активность детей. Я считаю,

знакомить детей с разными по стилю музыкальными

произведениями очень важно — это позволяет значительно

расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует

формированию основ музыкальной культуры, приобщает ее

к ценностям. Просматривая слайды, дети получают

представление о предметах старины, костюмах, прическах.

На занятиях я рассказываю детям о ярких фрагментах

биографий ряда композиторов- классиков.

Использование на занятиях произведений «самых

молчаливых искусств» - живописи, скульптуры,

архитектуры также помогает детям слушать и воспринимать

музыку, создавать необходимое настроение, значительно

обогащать восприятие музыкального образа.

Созерцание картин помогает создать поэтическую

атмосферу, которая настраивает детей на восприятие

музыки.

Произведения изобразительного искусства,

художественной прозы и поэзии мы подбираются с учетом

принципа стилевого и содержательного соответствия

изучаемой музыке. Этот принцип очень важен.

Важно сохранить приоритет музыки. т. е. музыка — это

главное. Слово и живопись, лишь помогают ребенку лучше

понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Дать детям представления о специфике различных видов

искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия),

выразительных особенностях их художественных средств,

возможностях своим оригинальным языком передать

мысли и настроения в разных видах художественной

деятельности детей. Отличительной особенностью этого

вида занятий, предполагающих синтез различных видов

искусства, является необычная форма его организации. Она

отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не

формально, а продуманно объединять разные виды

художественной деятельности, чередовать их, находить

черты близости и различия в произведениях, средствах

выразительности каждого вида искусства, по-своему

передающему музыкальный образ. Через сравнение,

сопоставление художественных образов дети глубже

прочувствуют индивидуальность произведения,

приблизятся к пониманию специфики каждого вида

искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным

героям» интересно не только проследить как по-разному

или похоже передается один и тот же образ в разных видах

искусства, но и сравнить несколько музыкальных

произведений на одну и ту же тему.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети

и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный

переход от одного вида художественной деятельности к

другому делает эти занятия очень динамичными и

увлекательными для детей любого возраста. Постоянная

смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе

занятий в творческий процесс включается собственное

созидание ребенка, его творчество, продуктом которого

являются рисунки, пластика движений, словесное

творчество. При подборе содержания, надо

ориентироваться на ребенка, на то, что ему близко и

дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский

фольклор и разные виды искусства.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в

жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные

виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства

и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо

помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои

мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...»

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения,

костюмов, хорошо подобранный репертуар — все это

важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в

пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает

детский организм, улучшает координацию движений.

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется

планомерно и систематически, не нарушая общего ритма

жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей,

их интересы, индивидуальные особенности, он умеет

каждый день пребывания детей в детском саду сделать для

них радостным и содержательным.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно

закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают

речь, творческую инициативу и эстетический вкус,

способствуют становлению личности ребенка,

формированию нравственных представлений

(положительное отношение к проявлению доброты,

осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному

воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на

занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных

занятиях и занятиях по художественному слову.

Развлечения как бы объединяют все названные виды

искусства, дающие возможность творчески использовать их,

чтобы сделать радостным пребывание детей в детском

саду.



В раздел образования