Автор: Яковлева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Родничок"
Населённый пункт: г. Красновишерск
Наименование материала: Комплексно-тематическое планирование
Тема: "Мой край родной – Вишера"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №11
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе
«Мой край родной – Вишера»
Разработала:
Яковлева Л.А.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: «Мой край родной – Вишера»
Результат: 1.Сформировано представление о возникновении города, герба; имеются знания о достопримечательностях,
традициях города, природных богатствах края, замечательных людях Вишеры.
2.Проявляют заботу о чистоте, порядке в своем городе; заботливое отношение к природе; являются активными
участниками в жизни города.
3.Выражают чувство гордости и любви к своему краю.
Итоговое мероприятие: Конкурсная программа «По тропинкам малой родины».
ПЕ
РИ
ОД
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
САМОСТОЯТ
ЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОС
ТЬ
РАБОТА
С СЕМЬЕЙ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
НОД
В ходе режимных моментов
Понедельник
1.Математическое развитие (Т.С.
Бондаренко, стр.131)
Результат: Развиты навыки
вычислительной деятельности,
способность выявлять между
величиной предметов4 владеет
комбинаторными способностями
при работе с геометрическими
фигурами.
2.Рисование «Дом, в котором я
живу» (Т.С. Комарова, стр.99)
Результат: Дети имеют
представление о разновидностях
домов по способу строительства,
материалам; располагать
изображение по всему листу,
определяя место отдельным
предметам, самостоятельны.
3.Физическое развитие (картотек №
21)
Результат: сформировано умение
Утро.
Утренняя гимнастика с
мячом. Беседы на тему: «Где
ты живешь?», «Зачем нужно
знать свой домашний адрес».
Закрепить домашний адрес с
Мишей, Лизой. Объяснение
выражения «Мой дом – моя
крепость». Обсуждение и
решение проблемных
ситуаций «Я потерялся в
городе».
Игра «С Дино я
гулять иду и в
беду не
попаду».
Рассматривание
карты
Красновишерск
ого района.
Привлечь
родителей к
сбору
фотографий и
оформлению
альбома «Мой
край родной –
Вишера».
Внесение карты
области, карты
Красновишерского
района, фотографии
города, памятных мест,
достопримечательносте
й
двигаться в колонне с выполнением
заданий по сигналу воспитателя,
сохранять равновесие в ходьбе по
гимнастической скамейке с
перешагиванием через предметы,
проявляет внимание ловкость в
упражнениях с мячом, соблюдают
безопасность.
Прогулка по улицам
микрорайона. Знакомство с
названиями улиц, их
протяженностью,
значимостью для населения;
многоэтажностью домов и
материалов их изготовления.
Игровое упр. «Найди дом по
описанию, номер дома».
П/и «Бездомный заяц»,
«Пожарные на учениях».
Определение
названий улиц,
на которых
расположены
д/с, школа,
остановка,
магазин.
Побуждать
родителей к
посещению с
детьми
соц.культ.
объектов
города (музей,
выствки, Дом
культуры)
Рисование на песке
домов разной этажности
и конструкции, плана
микрорайона.
Вечер. Путешествие по
карте России, по Уралу.
Чтение стихов о городах.
Знакомство с поэзией
Вишерских поэтов.
Конструировани
е из
строительного
материала
«Дома на нашей
улице», макет
микрорайона,
пазловая игра
«Моя Россия».
Сюжетно-
ролевая игра
«Почта».
Выставка
«Мой двор –
двор моей
мечты»
(сотворчество
взрослых и
детей, макет).
Вторник
1.Социальный мир «Знакомство с
историей Земли Вишерской. Герб
города и района.
Результат: Сформировано
представление о истории
возникновения города, его
символики; обобщены знания детей
о географическом положении
города, административных зданиях,
о труде взрослых;
2.Природный мир «Растительный и
животный мир Вишерского края.
Результат: Расширены
представления детей о
многообразии животного и
растительного мира, их
взаимосвязи в природном мире;
сформировано представление о
бережном отношении к природе,
дети знакомы с правилами
поведения с лесу.
3.В мире музыки (музыкальная
школа в городе).
Результат: дети ознакомлены с
расположение музыкальной школы,
с обучением детей игре на разных
музыкальных инструментах.
Утро. Рассматривание
альбома «Мой край родной –
Вишера». Уточнить название
сёл, деревень, посёлков,
расположенных в нашем
районе. Рассказы детей из
личного опыта «Как я
отдыхал в деревне…».
Игровое упражнение «Найди
сходства и различия между
городом и деревней».
Продуктивная
деятельность
(рисование
«Дом»,
«Детский сад
будущего».
Игра «Жилище
человека»
(эволюция
развития).
Определение
отличительных
особенностей
герба города от
герба района.
Правила
поведения в
природе.
Сбор
экспонатов для
мини музея в
группе. Герб
города
Красновишерс
ка (по замыслу
родителей и
детей).
Пригласить
родителей на
встречу за
круглым
столом.
Альбом «Мой край
родной – Вишера». Герб
города Красновишерска
и Красновишерского
района, буклеты о
городе о районе,
гербарий растений,
альбом «Растительный и
животный мир края».
Выставка музыкальных
инструментов
Прогулка в музей города
Красновишерска. Знакомство
с древними экспонатами
( одежда, утварь…),
материалами о строительстве
посёлка, города,
градообразующих
предприятиях…
Правила
поведения в
общественных
местах.
Привлечь
родителей к
экскурсии
Вечер. Встречи за круглым
столом: рассказы родителей
и детей о своем
труде(лесозаготовители,
нефтяники, бумажники и др.)
Сюжетно-
ролевые игры
«Почта»,
«Поликлиника»,
«Строим
город»,
«Аптека»…
д/и «Из чего
сделано», «Что
сначала, что
потом».
Пригласить
родителей на
встречу .
Продукция предприятий
города (бумага,
древесина…)
С
р
е
д
а
1.Грамота №17 +предложение о
городе и его
достопримечательностях со
знаками ?!.
Результат: Чтение детьми слов в
слоговой таблице. Развито умение
придумывать повествовательные,
вопросительные и восклицательные
предложения по заданной теме или
с заданным словом. Умеют
различать звуки в начале, в
середине и в конце слова и
подбирать правильно слова по
заданию.
2.Лепка «Белый медведь-
скульптура для городского парка»
Утро. Утренняя гимнастика
с мячом. Рассматривание
иллюстраций
«Скульптурные композиции
города». Беседы с детьми об
истории их coздания,
скульпторах. Игровое
упражнение «Что сначала,
что потом». Д/и «Виды
изобразительного
искусства».
Игра м/п
«Морская
фигура».
Продуктивная
деятельность:
барельеф
«Медведь»,
аппликация
рисование
животных.
Помощь
родителей в
создании
альбома
«Памятники
природы
Вишерского
края»
Альбом «Памятники и
скульптурные
композиции города».
Фигурки – скульптуры
зверей.
Результат: Дети различают виды
искусства, умеют лепить фигуру
медведя из целого куска
пластилина, добиваясь сходства с
реальным объектом, соблюдая
пропорции частей тела животного.
3.Физкультурное развитие № 22
(картотек)
Результат: умеют двигаться в
колонне по одному с разным
перестроением по заданию
воспитателя; работать в паре,
перебрасывая мяч друг другу;
соблюдает технику безопасности в
ходьбе и бегу по наклонной доске.
Прогулка. Экскурсия к
памятнику погибшим
воинам в Великой
Отечественной войне.
Игровое
упражнение
«Меткий
стрелок». П/и
«Чье звено
скорее
соберется»,
эстафеты.
Привлечь
родителей к
экскурсии к
памятнику
погибшим
воинам.
Познавательная
литература, буклеты,
альбом о Великой
Отечественной войне,
альбом «Военная
техника».
Вечер. Рассказы о героях –
земляках, героях Советского
союза города
Красновишерска и района, о
воинах Афганистана.
Сюжетно-
ролевая игра
«Разведчики».
Полоса
препятствий
(подлезание,
бег, метание,
прыжки)
Предложить
рассказать
папам,
дедушкам
детей об их
службе в
армии.
Атрибуты к военным
играм, модульные
конструкторы, обручи,
нестандартное
оборудование.
Четверг
1. Познавательное развитие
«Несметные богатства Вишеры»
Результат: Имеют представления о
природных богатствах края, о
бережном их использовании4 знают
профессии людей
(лесозаготовители, нефтяники,
алмазодобытчики, бумажники и
т.д.)
Сформировано чувство гордости за
свой край.
2.Коллетивная аппликация
«Машины на нашей улице».
Результат: Сфорированы умения
передавать форму и взаимное
расположение частей разных
машин, с помощью разнообразных
приемов вырезывания по прямой,
по кругу. Дети умеют работать
коллективно, при создании одной
композиции
3.Физкультура №23 (картотека)
Результат: Дети умеют двигаться в
медленном непрерывном темпе;
сформировано умение влезать на
гимнастическую стенку, не
пропуская реек, сохранять
равновесие при ходьбе по
гимнастической скамейке и
прыжках с ноги на ногу; знают
технику безопасности при
Утро. Утренняя гимнастика.
Знакомство с Красной
книгой Среднего Урала.
Рассматривание объектов
природы, находящихся в
нашем крае. Д/и «Живое не
живое» с мячом. Упражнять
в классификации животного
и растительного мира в игре
«солнышко» Машу, Мишу,
Олю.
Чтение книг
«Детки в
клетке».
Настольная игра
«Зоопарк», д/и
«С чьей ветки
детки», «Что
кому нужно».
Коллекция природных
ископаемых, спилы
разных пород деревьев,
макет микрорайона,
транспорт, дома разной
конструкции.
Прогулка в лес.
Определение
многоярусности леса «Лес –
многоэтажный дом», лесные
обитатели, богатства леса,
охрана леса
Акция «Семена
трав и
растений» для
подкормки птиц
зимой. Сбор
природного
материала.
Игровое
упражнение
«Звуки леса»,
д/и «Лесник»,
игры –
соревнования
«Кто быстрее
соберет» , «Чья
шишка
дальше…»
Предложить
родителям
принять
участие в
районном
конкурсе
«Пташечка»
(сотворчество
взрослого и
ребенка) из
природного и
бросового
материала.
CD диски «Звуки леса»,
«Голоса птиц», «Шум в
природе», «Знаки леса».
Вечер.
Чтение художественной
литературы «Легенда о
богатырях Земли Вишерской
Ветлане и Полюде», сказки
«Хозяйка медной горы»
Сюжетно-
ролевая игра
«Путешественн
ики», Игровое
упражнение
«Рыбалка»,
создание
макета
«Кладовая
Земли».
Пополнение
центра книги
по теме «Все о
нашем крае».
Атрибуты к игре
«Путешественники».
Веточки ели, березы,
кукла «Хозяйка медной
горы», природные
ископаемые для
создания макета.
Пятница
1.Развитие речи «Путешествия по
родному краю»
Результат: Дети знакомы с
возможностью путешествий по
родному краю на различном
транспорте, охотно делятся
впечатлениями о своих
путешествиях со сверстниками,
составляя грамматически
правильный по содержанию
рассказ.
2.Рисование «Мой край родной»
Результат: Дети отображают в
рисунке свои впечатления о красоте
и богатстве родного края,
располагая изображение по всему
листу, соблюдая пропорции; умеет
использовать разные приемы
работы кистью и красками,
составлять нужные оттенки и цвета
на палитре. Сформирован
эстетический вкус и чувство меры.
3.В мире музыки (песни о городе)
Результат: Ознакомлены с
исполнителями песен посвященных
родному краю
Утро. Утренняя гимнастика
с мячом, рассказ воспитателя
о традициях Вишерского
края (День города,
Говорливское гульбище,
праздник Черничного
пирога, Вишерский Ухаб,
Вишерское ожерелье.
Рассказы детей об участии в
праздниках, где они
проводятся, как можно
добраться до места их
проведения.
Игры с
машинами
«Вишерский
ухаб» (создание
соответствующе
й трассы и ее
проектирования
). Лепка
«Черничный
пирог».
Фотографии,
грамоты
участников
праздничных
конкурсов
«Черничный
пирог»,
«Говорливское
гульбище»,
«Вишерское
ожерелье».
Подборка афиш,
фотографий,
праздников, экспонатов
русской избы, альбом
«Ягоды». Фотографии
путешествий детей по
родному краю.
Прогулка к реке Вишера.
Уточнение расположения
города относительно реки
(как узнать), наблюдение за
жизнью на реке и вблизи ее.
Формировать представление
о чистоте реки, о роли
человека. Экологическая
пирамида.
Игры с
природным
материалом
(песком, водой),
метание
камешка вдаль.
Акция
«Очистим берег
реки».
П/и «Удочка»
«Караси и
щука»
Предложить
родителям
составить и
записать
рассказ по
теме «Отдых
на реке»
Альбом «Птицы»
(зимующие,
перелетные,
водоплавающие), сбор
коллекции камней.
Вечер. Встреча с
творческими людьми
Вишеры (художники,
фотографы, поэты).
Слушание песен о Вишере.
Самостоятельна
я продуктивная
творческая
деятельность
детей на тему
«Мой край
родной».
Выставка
рисунков в
центре
творчества.
Привлечь
родителей к
подготовке к
встрече с
творческими
людьми
Вишеры.
Выставка
картин «Мой
край родной»
(сотворчество
взрослого и
ребенка).
Картины Вишерских
художников,
видеофильмы,
фотографии, сборники
стихов.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Конкурсная программа «По тропинкам малой родины»:
- Фотовыставка «Мой край родной»
- Книга рассказов «Отдых на реке»
- Просмотр фильма «Мой город»
- Исполнение песен о Вишере
- Отгадывание кроссворда «Вишерский край».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко Т.М. «Комплексные занаятия в подготовительной группе» Воронеж, «Учитель. 2005г;
Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Москва «Просвещение», 1993г;
Глыдышева
Н.Н.
,
Сержантова
Ю.Б.
«Рабочая
программа
воспитателя.
Ежедневное
планирование
по
программе
«Детство».
Подготовительная группа», Волгоград «Учитель», 2012г;
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», подготовительная группа. Москва, «Окрипторий» 2010г;
Комарова Т.С. «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду», Москва «Просвещение», 1991г;
Кобзева Т.Г., Холодова И.А. «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» Волгоград «Учитель», 2010г.;
Курочкина Н.А «Дети и пейзажная живопись. Времена года» учебно-наглядное пособие, «Детство – пресс», 2003г.,
Куцакова Л.Г. «Конструирование ихудожественный труд в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2005г.;
Лыкова И.А. «Изодеятельность в детском саду» Москва «Карапуз» 2010г.;
Лыкова И.А. «Лепим фантазируем, играем» Книга для занятий с детьми дошкольного возраста» Москва ТЦ «Сфера» 2010.;
Литвинова О.М. «Физкультурные занятия в детском саду» Москва «Карапуз» 2010г.;
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Развернутое перспективное планировании по программе «Детство» подгтовоительная группа»
Волгоград «Учитель» 2009г.;
В. А. Колбин «Таёжные были». Соликамск: «Типограф», 2011. — 67с.
В. А. Колбин «По Вишерскому Уралу. Страницы орнитологической экспедиции», 2010. — 56с.
В. В. Семенов и др. «Вишера заповедная» Гос. природ. заповедник «Вишерский». — Соликамск., 2009. — 64 с. : фот., карты.
Под общ. ред. Е. А. Зиновьева. — «Заповедник Вишерский: итоги и перспективы исследований (15 лет с основания)» Федер.
агентство по образованию, Перм. гос. ун-т, Гос. природ. заповедник "Вишерский"Пермь : Перм. гос. ун-т, 2006. — 157 с. : рис., табл.
С. П. Стенно «История заповедного дела в Пермском крае» Управление по охране окруж. среды Министерства градостроительства и
развития инфраструктуры Перм. края, Перм. гос. ун-т. — Пермь : Богатырев П. Г., 2006. — 238 с. : ил.
ТА. И. Шепель и др. «Животный мир Вишерского края: Позвоночные животные» Пермь : Кн. мир, 2004. — 208 с. : вкл.
«Вишерский край — особо охраняемые природные территории» : Учеб. пособие. — Красновишерск, 2002. — 24 с. : ил.
Фотоальбом «Заповедник Вишерский. Жемчужина древнего Урала». Пермь : Проект. бюро «Рейкьявик», 2010. — 143 с.
Фотоальбом «Путешествие к Тулымскому камню» В. Колбин, П. Бахарев, С. Ильиных, В. Семёнов., 2009 — 48с.
«Вы слыхали, как поют дрозды?» Журнал «Наука в фокусе» В. Колбин, май 2011
«ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ» Журнал «Наука и жизнь» В. Колбин, № 8, 2010 год
«Прощай, волшебная флейта птицелова!» Журнал «Вокруг света» В. Колбин, 09.11.2009
«Животные страсти и песни на границе» Журнал «Вокруг света» В. Колбин, 23.09.2009
«Экология за дымовой завесой» Журнал «Вокруг света» В. Колбин, 14.04.2009
«СВИРИСТЕЛИ» Журнал «Наука и жизнь», В. Колбин, № 12. 2008
«ОДИНОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ» Журнал «Наука и жизнь» В. Колбин, № 8. 2008
«КЕДРОВКА» Журнал «Наука и жизнь» В. Колбин, № 6. 2008
«КРЫЛАТЫЕ ПЕРЕСМЕШНИКИ» Статья в журнале «Наука и жизнь» В. Колбин, № 4. 2008
Колбина Н., Колбин В., «Вишерский еатуралист. Альманах о природе Северного Урала. Красновишерск 2005»
Лаевская М.А. «Красная книга Северного Урала», Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 1996г.
Подюков И.А. «Вишерская старина» Фольклорный сборник , ОО Пермь 2011г.
Семенов В.В., Акимов В.А. «Вишера заповедная», Соликамск ОО Типограф, 2008г.
Яковлев И. «У древних скал», Красновишерск, 2002г.
«В тайге Северного Урала» В. Колбин «В мире животных». — 2007. — № 12. — С.16-23.
«Вишерский заповедник: развитие в интересах Прикамья» В. В. Семенов. Заповед. острова.-2003.- № 3.-С.3.
«Жемчужина горного Урала» Игорь Попов Заповед. острова. — 2000. — № 9. — С.6.
«Вишерский заповедник» Заповедники и национальные парки России. — М., 1998. — С.83.
Фильм «Природное наследие Пермского края», познавательные телефильмы о живой природе заповедной Вишеры и Северного
Прикамья, телекомпания «Урал-информ ТВ», 2007.
Фильм «Живое Прикамье», серия телевизионных научно-популярных фильмов о природе Пермского края, производство заповедник
«Вишерский» - «Урал-информ ТВ».