Автор: Усенко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Суксунский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: посёлок Суксун Пермский край
Наименование материала: Цикл занятий для детей младшего. среднего, старшего возраста
Тема: ОО "Речевое развитие"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Суксунский детский сад «Колокольчик»»
Цикл занятий по развитию речи ОО
«Речевое развитие» младший,
средний, старший возраст.
Воспитатель: Усенко Е.Н.
2016 год.
Содержание:
1.Актуальность
2.Результаты диагностики.
3.Конспект НОД для младшего возраста «Кошка Мурка»
4.Результаты диагностики.
5.Конспект НОД для среднего возраста: Составление рассказа по сюжетной
картине «Зима в лесу»
6.Результаты диагностики.
7.Коспект НОД для старшего возраста «Составление и отгадывание загадок»
8.Заключение.
9.Список используемой литературы.
Актуальность:
Перед педагогами и родителями стоит проблема связной монологической речи у
детей. Результат обучения дошкольника связной речи зависит от многих
причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку
речевое общение. Большую роль в развитие речи ребёнка играет семья, где
ребенок приобщается к культуре речевого общения. Простота, выразительность
и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка
детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся
один на один с собой. Много времени проводит перед телевизором. Никакие
игрушки роботы, компьютеры не научат ребёнка общаться. Современные дети
много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию.
Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи -
он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается
восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей.
Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.
Развитие монологической речи неотделимо от решения отдельных задач
речевого развития: обогащения и активации словаря, формирования
грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Упущенные
возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются
в школьные годы. Для решения этой проблемы мной разработаны
конспекты непосредственно-образовательной деятельности для всех возрастных
категорий.
Для младшего возраста конспект НОД с целью формирования звуковой
культуры речи на тему «Кошка Мурка».
Перед проведением непосредственно образовательной деятельности мной было
проведено обследование детей. В ходе наблюдений и бесед был выявлен
следующий результат:
(дикция, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность)
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
Столбец2
Поставлены следующие задачи:
1.формировать умение произносить звукоподражания с разной силой голоса.
2.Повторять за взрослым небольшой рассказ.
3.Упражнять детей в чётком произношении звука «м».
4. Закрепить произношение звука «м» в словах, фразовой речи.
5. Активизировать в речи детей слова мягкая, пушистый, зоркие. Материал:
игрушка кошка, чудесный мешочек, игрушки, в названии которых есть звук
«м». Ход:
Дети стоят в кругу:
Воспитатель читает потешку:
Как у нас Макар добрый да ласковый.
А у нашей Настеньки ясны глазоньки.
Наш Дима смелый и ловкий.
А у нашей Риты умная головка.
Остальные, остальные – мои детки дорогие
все хорошие да все пригожие! Воспитатель:
Скажите, какое сейчас время года? Дети: Зима.
А какой праздник, который вы все любите, отмечают зимой?
Дети: Новый год.
Воспитатель: На празднике мы радуемся, веселимся, значит, праздник
радостный, весёлый! (Дети повторяют)
А что мы ещё делаем на празднике? Дети:
Танцуем, играем, поём песенки. Воспитатель:
Оказывается, песенки поют не только люди, но и животные. Свою песенку поёт
петушок – ку-ка-ре-ку! Поёт курочка, ко-ко-ко! Зовёт свих цыпляток. Цыплятки
прибежали: пи-пи-пи! Пришли уточки, запели кря-кря-кря! Гуси: га-га-га!
Коровушка запела: му-у-у! Телёночек: мо-о-о! Козочка: ме-е-е! Козлятки…
(Дети повторяют)
Воспитатель: Слышите, кто-то ещё поёт свою песенку (слышится мяу)
Кто это?
Кошечка. Давайте, поздороваемся с ней. Дети
садятся на стульчики. Воспитатель: Это -
кошка Мурка. (Дети повторяют.) Посмотрите, какая она красивая.
Мягкая шёрстка, пушистый хвостик, озорные глазки. (3-4 ребёнка повторяют)
Что-то наша Мурка загрустила, наверное, хочет кушать. Она просит: «Дайте
мне молока!» Дети повторяют. Давайте накормим её.
Подставьте ладошки, и скажите: «Пей, Мурка, молоко!» Дети повторяют.
Наелась Мурка и запела другую, ласковую песню: мур – мур, и захотела
поиграть с ребятками.
Проводится игра «Чудесный мешочек» Дети достают игрушки, в названии
которых есть звук «м» и дарят их Мурке.
Кошка Мурка благодарит детей и уходит. Вывод:
Работая над формированием звуковой культуры речи, у детей наблюдается
положительная динамика:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Столбец2
Большую роль в развитии монологической речи детей играет составление
описательных рассказов. Рассказов из личного опыта, пересказ литературных
произведений, чтение стихов. Работая с сюжетными картинами, мной был
выявлен уровень умения детей составлять рассказ по картине.
с
о
с
т
а
в
л
я
ю
т
р
а
с
с
к
а
з
с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
о
с
о
с
т
а
в
л
я
ю
т
р
а
с
с
к
а
з
с
п
о
м
о
щ
ь
ю
в
о
с
п
и
т
а
т
е
л
я
н
е
у
м
е
ю
т
с
о
с
т
а
в
л
я
т
ь
р
а
с
с
к
а
з
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
С целью формирования умений внимательно рассматривать картину и
составлять рассказ, отражающий содержание картины, мной разработан
конспект НОД по развитию монологической речи детей среднего возраста:
« Составление рассказа по сюжетной картине» на тему «Зима в лесу»
Задачи:
1.Обогащать знания детей о времени года «Зима», уточнить представления о
жизни животных в зимнее время года.
2. Формировать умение внимательно рассматривать картину и составлять
небольшой рассказ, отражающий содержание картины.
3. Развивать связную монологическую речь.
4. Воспитывать такие черты характера, как отзывчивость, желание помочь.
Материал и оборудование: Презентация с изображением картины «Зима в лесу»
и опорными картинками, помогающими в последовательном составлении
рассказа, игрушка Незнайка, картинки с изображением зимних явлений,
предметов.
Ход:
Воспитатель представляет детям гостей.
Затем проводится организационная игра:
Поиграем мы немножко,
мы похлопаем в ладошки.
Будем пальчики считать 1,2,3,4,5.
На другой руке опять 1,2,3,4,5.
Да и глазкам нашим тоже захотелось поиграть.
Посмотри ты вверх и вниз, вправо, влево не ленись.
А сейчас будем играть: мы на плечико дышать.
Носиком вдохнули, на плечико подули.
Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, к нам оказывается ещё гость. (Появляется
Незнайка) Незнайка рассматривает картину.
Незнай
ка: Какая у вас красивая картина. Я знаю, это лето!
Воспитатель: Опять Незнайка всё перепутал. Разве это лето?
Дети: Нет, это зима.
Воспитатель: Как вы узнали, что это зима?
Дети: Кругом лежит снег: на земле, на деревьях.
Дети: Солнце светит, но не греет.
Незнайка: Какая же это зима, если животные гуляют? Животные зимой должны
спать.
Воспитатель: Разве все животные зимой спят?
Дети: Зимой спят медведи и ёжики.
Незнайка: А это кто, почему они не спят, разве им не холодно?
Дети: Это зайчик и белочка. Им не холодно, потому, что они надели тёплые
шубки.
Незнайка: Как много рассказали, я ничего не запомнил.
Воспитатель: Придётся ещё раз рассказать Незнайке, что такое зима.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель составляет рассказ с помощью картинок.
В лесу наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Солнце светит, но не
греет. Зайчик надел тёплую белую шубку и грызёт веточки у деревьев. Белка
тоже надела тёплую серую шубку и грызёт орешки. Медведь спит в берлоге, а
ёжик спит в своей норе. В лесу тихо и спокойно.
Затем рассказ повторяют 3 – 4 ребёнка.
Незнайка благодарит детей за красивый рассказ.
Воспитатель: Ребята, давайте, чтобы Незнайка лучше запомнил, что такое зима,
подарим ему картинки с изображением зимы.
Дети приносят Незнайке картинки и называют, что на них изображено.
В конце НОД подводится итог. Дети ещё раз повторяют признаки зимы.
Вывод:
Составляя рассказы по сюжетным картинам, у детей появляется интерес к
рассматриванию картин, дети могут составить рассказ в определённой
последовательности. При систематической работе по составлению рассказов по
сюжетной картине у детей повысился уровень развития монологической речи.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Столбец2
Одной из форм работы по развитию речи является составление и отгадывание
загадок. Не все дети понимают, что отгадать загадку, это значит объяснить.
Многие дети испытывают трудность при составлении загадок. Для детей
старшего возраста мной разработан конспект НОД по составлению и
отгадыванию загадок.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»: Совершенствовать речь, как средство общения.
Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно
характеризовать предмет. Формировать умение высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
ОО «Познавательное развитие»: Развивать умение анализировать загадки для
определения отгадки, составлять загадки, используя разные признаки.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Закреплять знания детей о том,
как называется наша страна, край , посёлок, а также своё полное имя и
отчество. ОО
«Физическое развитие»: Обеспечивать оптимальную двигательную активность
детей в течение НОД. ОО
«Художественно-эстетическое развитие»: Воспитывать интерес к фольклору.
Оборудование: Кукла Незнайка, картинки для отгадывания загадок, картинки
для составления загадок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание и
составление загадок, разучивание потешки «Петушок» Ход:
- Игра «Теремок» В теремок приходят дети, которые называют своё полное имя,
отчество и фамилию.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? Как нас называют?
Дети: Мы живём в стране Россия, нас называют Россияне!
Воспитатель: В каком крае мы живём? Как нас называют?
Дети: Мы живём в Пермском крае, нас называют Пермяки!
Воспитатель: В каком посёлке мы живём?
Дети: Мы живём в посёлке Суксун, нас называют Суксунцы!
Воспитатель: Дорогие Суксунцы загадки любите? А что больше любите:
отгадывать или загадывать?
Можно договориться так: сначала отгадаем, потом загадаем. Согласны?
Что решили сделать?
Дети: Отгадать и загадать загадки!
Воспитатель: Начнём с самой лёгкой загадки, которую отгадает только тот, кто
умеет внимательно слушать. «Сижу верхом. Не знаю на ком. Знакомца встречу.
Соскочу, привечу»
Кто повторит загадку? Все
слова понятны? Что значит сидеть верхом?
Это значит сверху, наверху. Что значит слово привечать?
Это значит здороваться, приветствовать. Почему так говорится: Не знаю на
ком? Потому что на ком шапка, тот и снимает её.
Когда встречает, тогда и здоровается. Отгадали
загадку? Отгадали, потому что смогли объяснить. Отгадать - это значит
объяснить. Появляется Незнайка, который говорит, что тоже любит загадки, и
просит ему загадать загадку. Детям предлагается сесть на стульчики.
Воспитатель: Незнайка, слушай загадку:
Не царь, а с короной. Не
всадник, а со шпорами. Не
сторожем стоит. А
всех рано будит.
Незнайка: Знаю, знаю, это солнышко, оно рано встаёт и всех будит. Незнайка,
но ведь солнышко - не сторож, не всадник, и не царь.
Ребята повторите ещё раз загадку. Теперь надо объяснить: Что такое корона?
Незнайка: Это такой воротник!
Нет, Незнайка, это украшение, которое надевает царь на голову. У того про кого
мы говорим, есть какое то украшение на голове (Гребешок).
Незнайка: там ещё про всадника, куда же петух будет шпоры надевать, если у
него рук нет? Шпоры надевают для того, чтобы управлять лошадью, когда
всадник сидит верхом. А у петуха на ногах есть такой отросток, который тоже
называют шпора. Она нужна ему во время драки для защиты кур. Но, а вот
сторожем его назвали, потому что он поёт в одно, и тоже время. Послушайте
ребята, как правильно надо объяснить Незнайке.
Незнайка, это петух, потому что, на голове у него гребешок, на ногах шпоры, он
рано встаёт и всех будет. Дети повторяют. А ещё Незнайка мы знаем потешку
про петушка. Дети встают в круг, проводится игра с использованием потешки.
Ходит по двору петушок, на голове у него красный гребешок Под носом
красная бородка, нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, лапами Петя
кучи разгребает, курочек- хохлатушек созывает. Курочки -хохлатугики,
хлопотуньи- хозяюшки, пёстреньки-рябенькие, беленькие — чёрненькие,
собирайтесь с ребятами, малыми ребятами, я вам зёрнышек припас.
Загадки мы отгадали, а сейчас загадаем. На столах лежат картинки с
изображением разных предметов. Сейчас вы со своим дружочком выберите
одну картинку на двоих и придумаете загадку, нужно назвать такие признаки
предмета: форму, цвет, из какого материала сделан и где используют. Дети
составляют загадки.
Чем мы сегодня занимались? Отгадывали и загадывали загадки. Что значит
отгадать? Отгадать - это объяснить. А как правильно нужно составить загадку?
Назвать признаки предмета, явления. Результаты обследования детей перед
проведением НОД:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
Столбец2
Результа
ты обследования после проведения НОД:
высокий уровень
средний уровень
низкий кровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Столбец2
Заключение: Таким образом, используя разные формы работы по развитию
речи, у детей формируется звуковая культура речи, дети свободно составляют
описательные рассказы, рассказы по картине, самостоятельно придумывают и
отгадывают загадки, у детей значительно повышается речевое общение.
Список используемой литературы:
1.Гризик Т.И. «Говорим правильно. Слушаем и беседуем» Пособие
для детей, 2015 год. 2.Гризик Т.И.
«Речевое развитие детей » Методическое пособие для воспитателей, 2015 год.
3.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду», 2014 год.
4.Наглядный материал из сети интернет.