Автор: Малышева Светлана Петровна
Должность: воспитатель i квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Раздел: дошкольное образование
СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЧИСТЫЙ ГОРОД»
Малышева Светлана Петровна
Россия, Нижегородская область, г. Арзамас
e-mail: veronika_malysheva332@mail
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации работы по
становлению у детей дошкольного возраста системы ценностных ориентаций
посредством
реализации
совместного
с
семьёй образовательного
проекта
« Ч и с т ы й
го р од » ,
н ап р а вл е н н о го
н а формирование
экологического
мировоззрения и первичных представлений о малой родине.
Система
ценностных
ориентаций
является
важнейшей
характеристикой
личности
и
показателем
её
сформированности.
Ценностные
ориентации
–
сложный
социально-психологический
феномен,
характеризующий
направленность
и
содержание
активности
личности,
определяющий
общий
подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным
позициям, поведению, поступкам. [1]
Основы
системы
ценностных
ориентаций
личности
закладываются
в
дошкольном возрасте. Заложенное в дошкольном детстве отношение ребёнок
пронесёт через всю свою жизнь. В последующем от этого отношения будет
зависеть,
на
что
человек
направляет
силу
своего
ума
–
на
созидание
или
расточительство
богатств
нашего
мира.
[6]
Поэтому
важнейшие
векторы
формирования личности и социализации ребёнка, его нравственного, духовного
развития – это:
- ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд;
- ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность
ценностям справедливости, взаимопомощи, сострадания, верности, доброты;
- уважение к культуре и истории своего народа и своей страны;
- бережное, созидательное, гуманное, вдумчивое, ответственное отношение
к миру. [5]
Исходя из требований ФГОС дошкольного образования [7] и научных
подходов
к
формированию
ценностных
ориентаций
у
детей
дошкольного
возраста
[3],
в
дошкольной
образовательной
организации
(далее
–
ДОО)
должны
обеспечиваться
условия,
необходимые
для
создания
социальной
ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,
посредством вовлечения семьи в образовательную деятельность и реализации
совместных образовательных проектов, направленных на поддержку различных
видов культурных практик дошкольников.
Создание
развивающей
образовательной
среды,
содействующей
становлению
у
детей
системы
ценностных
ориентаций,
осуществляется
посредством совместного с семьёй образовательного проекта «Чистый город», в
результате реализации которого у детей 4-6 лет формируются представления о
малой
родине,
бережное
и
созидательное
отношение
к
миру
окружающей
природы, позитивное отношение к различным видам труда.
Совместный
образовательный
проект «Чистый
город»
направлен
на
формирование экологического мировоззрения у участников образовательных
отношений, охрану окружающей среды, благоустройство территории ДОО.
Образовательное
содержание
проекта
«Чистый
город»
направлено
на
решение следующих задач:
1.
Формировать начальные представления о родном крае; показывать
красоту родного города и его окрестностей, содействовать накоплению у детей
эстетических впечатлений от созерцания природы.
2.
Продолжать формировать интерес к растительному миру на основе
цветочных культур, расширять представления о строении растения; продолжать
упорядочивать представления об отдельных связях и зависимостях в жизни
природы, во взаимоотношениях в жизни природы, во взаимоотношениях между
природой и человеком.
3.
Продолжать
формировать
начальные
представления
детей
о
рукотворных
материалах
(бумаге,
ткани,
пластмассе,
стекле)
и
их
использовании в жизни человека.
4. Расширять начальные представления о правилах безопасного поведения
в
природе,
на
улице;
формировать
представления
о
правилах
безопасного
обращения с рукотворными материалами.
Реализация
проекта
«Чистый
город»
обеспечивается
организацией
и
проведением:
традиционных
мероприятий
(«Наши
славные
дела»,
«Встречи
с
интересными людьми»);
занятий («Моя улица», «Как гусята Арзик с Масей собрали мусор в
Арзамасе»);
созданием познавательной копилки «Мой славный город Арзамас»
(альбомы «Наши славные дела», «Все работы хороши!», фотоальбом «Где мы
были: путешествие по Арзамасу»).
Образовательная
традиция
«Наши
славные
дела»
вводится
с
целью
формирования
у
детей
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
стремления участвовать в созидательной деятельности. С начала учебного года
различные трудовые действия детей фиксируются путём фотосъёмки детей за
работой,
зарисовок,
записей,
кто
и
что
сделал.
Собранные
материалы
оформляются в виде альбома под названием «Наши славные дела». Один раз в
три
месяца
проводится
традиционная
беседа,
во
время
которой
дети
рассматривают страницы альбома и вспоминают, кому и как помогли в детском
саду.
Обязательным
условием
проведения
традиционной
беседы
является
участие в мероприятии родителей. Во время беседы на экран проецируются
слайды со страницами альбома, дети вспоминают и рассказывают, как они
помогали
дворнику,
няне,
воспитателю,
как
ухаживали
за
растениями,
как
заботились о птицах и пр.; родители задают детям уточняющие вопросы (что
делают, кому помогают и др.). С помощью родителей проводятся динамические
паузы,
содержание
которых
отражает
детские
трудовые
действия.
Затем
организуется
совместная
трудовая
деятельность,
например,
посев
семян
растений. Так дети получают представление ещё об одном трудовом действии и
о его результате.
Целенаправленному
знакомству
детей
с
различной
трудовой
деятельностью взрослых способствует проведение традиционного мероприятия
«Встречи с интересными людьми» и совместное создание альбома «Все работы
хороши».
Во
время
традиционной
«Встречи…»
приглашённые
родители
рассказывают
детям
о
своей
профессиональной
деятельности
и
о
своём
увлечении (хобби). Итогом «Встречи…» становится совместная деятельность
взрослых и детей по созданию и пополнению альбома «Все работы хороши»:
каждой профессии отводится отдельная глава (несколько страниц). Оформление
каждой главы включает: изображение представителя конкретной профессии
(картинка или фотография); атрибутика (предметы-помощники, специальная
одежда, дополнительные материалы, например, продукты – для повара и т.п.);
результаты труда; дополнительную информацию (правила поведения, правила
обращения с чем-либо и т.п.).
Занятие «Моя улица» проводится в целях закрепления понятий «улица»,
«адрес»
(домашний
адрес
и
адрес
детского
сада),
формирования
понятия
«город», закрепления представлений о правилах поведения в общественных
местах (на улице). С помощью семьи осуществляется предварительная работа:
родители беседуют с ребёнком на тему «Где я живу», помогают запомнить
домашний адрес, во время прогулок по улицам микрорайона рассматривают
дома,
таблички
с
нумерацией
и
названием
улицы,
состояние
цветников
и
газонов возле домов, санитарное состояние улицы.
На
занятии
«Как
гусята
Арзик
с
Масей
собрали
мусор
в
Арзамасе»,
которое проводится в День Земли, у дошкольников формируются ценностные
ориентиры
посредством рассматривания
альбома
«Наши
славные
дела»,
комментирования экологических плакатов, рассматривания выставки поделок
из бросового материала, а посредством игровой мотивации помощи гусятам в
уборке городских улиц от мусора к приближающему празднику – Дню города,
– поддерживается стремление детей участвовать в посильной деятельности по
благоустройству территории ДОО. Родители участвуют в подготовке занятия:
создают выставку поделок «Чудесные штучки из мусорной кучки», рисуют
плакаты к текстам («Ты в парке нашем не сори, а лучше птичек покорми!», «Не
будет наш город хорош, пока ты в нём не приберёшь!», «Город – наше общее
жилище, так сделаем его уютней и чище!»), совершают с ребёнком прогулку к
памятнику арзамасскому гусю, фотографируются возле него и трут «на счастье»
клювик.
После
занятия
семьи
участвуют
в
экологической
акции
по
благоустройству территории детского сада «Земля – наш дом. Украсим дом
цветами!» (помогают вырастить рассаду и оформить клумбы – украсить город к
празднику).
Завершающим мероприятием проекта «Чистый город» является посещение
семьями
праздничных
мероприятий
Дня
города
(с
фотосъёмкой)
и
начало
создания альбома «Где мы были: путешествие по Арзамасу».
Приобщение к мыслям, высказанным нами, и к тому, с чем мы знакомим
ребёнка в самом начале жизни, делает его богаче и позволяет открыть в себе
ещё неизвестные стороны. Каким покажется ребёнку мир, что он полюбит,
каким содержанием наполнится его сосуд, зависит во многом от нас. А нам,
взрослым,
необходимо
помнить
только
об
одном:
не
упустить
из
виду
взросление
и
становление
маленькой
души,
ведь
давно
известно,
что
все
ценности закладываются в раннем детстве и остаются с нами до конца жизни.
Библиографический список:
1.
Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и
развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. журн. – 1984. Т.5. – № 5. – С.
63-70.
2.
Воспитание ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного
возраста: Методическое пособие по экологическому направлению / Сост.
Р.А. Гречишкина. – Батайск, 2009 г.
3.
Голубков,
В.О.
Ценностные
ориентации
детей
старшего
дошкольного
возраста
как
фактор
нравственного
воспитания
/
В.О.
Голубков,
А.
В.
Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3.
– С. 14-17.
4.
Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие
для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011.
5.
Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в
условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.
Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьева. – М.: Просвещение, 2011.
6.
Радуга:
Программа
и
руководство
для
воспитателей
средней
группы
детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994.
7.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).