Напоминание

СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТЫЙ ГОРОД"


Автор: Малышева Светлана Петровна
Должность: воспитатель i квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЧИСТЫЙ ГОРОД»

Малышева Светлана Петровна

Россия, Нижегородская область, г. Арзамас

e-mail: veronika_malysheva332@mail

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации работы по

становлению у детей дошкольного возраста системы ценностных ориентаций

посредством

реализации

совместного

с

семьёй образовательного

проекта

« Ч и с т ы й

го р од » ,

н ап р а вл е н н о го

н а формирование

экологического

мировоззрения и первичных представлений о малой родине.

Система

ценностных

ориентаций

является

важнейшей

характеристикой

личности

и

показателем

её

сформированности.

Ценностные

ориентации

сложный

социально-психологический

феномен,

характеризующий

направленность

и

содержание

активности

личности,

определяющий

общий

подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным

позициям, поведению, поступкам. [1]

Основы

системы

ценностных

ориентаций

личности

закладываются

в

дошкольном возрасте. Заложенное в дошкольном детстве отношение ребёнок

пронесёт через всю свою жизнь. В последующем от этого отношения будет

зависеть,

на

что

человек

направляет

силу

своего

ума

на

созидание

или

расточительство

богатств

нашего

мира.

[6]

Поэтому

важнейшие

векторы

формирования личности и социализации ребёнка, его нравственного, духовного

развития – это:

- ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд;

- ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность

ценностям справедливости, взаимопомощи, сострадания, верности, доброты;

- уважение к культуре и истории своего народа и своей страны;

- бережное, созидательное, гуманное, вдумчивое, ответственное отношение

к миру. [5]

Исходя из требований ФГОС дошкольного образования [7] и научных

подходов

к

формированию

ценностных

ориентаций

у

детей

дошкольного

возраста

[3],

в

дошкольной

образовательной

организации

(далее

ДОО)

должны

обеспечиваться

условия,

необходимые

для

создания

социальной

ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,

посредством вовлечения семьи в образовательную деятельность и реализации

совместных образовательных проектов, направленных на поддержку различных

видов культурных практик дошкольников.

Создание

развивающей

образовательной

среды,

содействующей

становлению

у

детей

системы

ценностных

ориентаций,

осуществляется

посредством совместного с семьёй образовательного проекта «Чистый город», в

результате реализации которого у детей 4-6 лет формируются представления о

малой

родине,

бережное

и

созидательное

отношение

к

миру

окружающей

природы, позитивное отношение к различным видам труда.

Совместный

образовательный

проект «Чистый

город»

направлен

на

формирование экологического мировоззрения у участников образовательных

отношений, охрану окружающей среды, благоустройство территории ДОО.

Образовательное

содержание

проекта

«Чистый

город»

направлено

на

решение следующих задач:

1.

Формировать начальные представления о родном крае; показывать

красоту родного города и его окрестностей, содействовать накоплению у детей

эстетических впечатлений от созерцания природы.

2.

Продолжать формировать интерес к растительному миру на основе

цветочных культур, расширять представления о строении растения; продолжать

упорядочивать представления об отдельных связях и зависимостях в жизни

природы, во взаимоотношениях в жизни природы, во взаимоотношениях между

природой и человеком.

3.

Продолжать

формировать

начальные

представления

детей

о

рукотворных

материалах

(бумаге,

ткани,

пластмассе,

стекле)

и

их

использовании в жизни человека.

4. Расширять начальные представления о правилах безопасного поведения

в

природе,

на

улице;

формировать

представления

о

правилах

безопасного

обращения с рукотворными материалами.

Реализация

проекта

«Чистый

город»

обеспечивается

организацией

и

проведением:

традиционных

мероприятий

(«Наши

славные

дела»,

«Встречи

с

интересными людьми»);

занятий («Моя улица», «Как гусята Арзик с Масей собрали мусор в

Арзамасе»);

созданием познавательной копилки «Мой славный город Арзамас»

(альбомы «Наши славные дела», «Все работы хороши!», фотоальбом «Где мы

были: путешествие по Арзамасу»).

Образовательная

традиция

«Наши

славные

дела»

вводится

с

целью

формирования

у

детей

позитивных

установок

к

различным

видам

труда

и

стремления участвовать в созидательной деятельности. С начала учебного года

различные трудовые действия детей фиксируются путём фотосъёмки детей за

работой,

зарисовок,

записей,

кто

и

что

сделал.

Собранные

материалы

оформляются в виде альбома под названием «Наши славные дела». Один раз в

три

месяца

проводится

традиционная

беседа,

во

время

которой

дети

рассматривают страницы альбома и вспоминают, кому и как помогли в детском

саду.

Обязательным

условием

проведения

традиционной

беседы

является

участие в мероприятии родителей. Во время беседы на экран проецируются

слайды со страницами альбома, дети вспоминают и рассказывают, как они

помогали

дворнику,

няне,

воспитателю,

как

ухаживали

за

растениями,

как

заботились о птицах и пр.; родители задают детям уточняющие вопросы (что

делают, кому помогают и др.). С помощью родителей проводятся динамические

паузы,

содержание

которых

отражает

детские

трудовые

действия.

Затем

организуется

совместная

трудовая

деятельность,

например,

посев

семян

растений. Так дети получают представление ещё об одном трудовом действии и

о его результате.

Целенаправленному

знакомству

детей

с

различной

трудовой

деятельностью взрослых способствует проведение традиционного мероприятия

«Встречи с интересными людьми» и совместное создание альбома «Все работы

хороши».

Во

время

традиционной

«Встречи…»

приглашённые

родители

рассказывают

детям

о

своей

профессиональной

деятельности

и

о

своём

увлечении (хобби). Итогом «Встречи…» становится совместная деятельность

взрослых и детей по созданию и пополнению альбома «Все работы хороши»:

каждой профессии отводится отдельная глава (несколько страниц). Оформление

каждой главы включает: изображение представителя конкретной профессии

(картинка или фотография); атрибутика (предметы-помощники, специальная

одежда, дополнительные материалы, например, продукты – для повара и т.п.);

результаты труда; дополнительную информацию (правила поведения, правила

обращения с чем-либо и т.п.).

Занятие «Моя улица» проводится в целях закрепления понятий «улица»,

«адрес»

(домашний

адрес

и

адрес

детского

сада),

формирования

понятия

«город», закрепления представлений о правилах поведения в общественных

местах (на улице). С помощью семьи осуществляется предварительная работа:

родители беседуют с ребёнком на тему «Где я живу», помогают запомнить

домашний адрес, во время прогулок по улицам микрорайона рассматривают

дома,

таблички

с

нумерацией

и

названием

улицы,

состояние

цветников

и

газонов возле домов, санитарное состояние улицы.

На

занятии

«Как

гусята

Арзик

с

Масей

собрали

мусор

в

Арзамасе»,

которое проводится в День Земли, у дошкольников формируются ценностные

ориентиры

посредством рассматривания

альбома

«Наши

славные

дела»,

комментирования экологических плакатов, рассматривания выставки поделок

из бросового материала, а посредством игровой мотивации помощи гусятам в

уборке городских улиц от мусора к приближающему празднику – Дню города,

– поддерживается стремление детей участвовать в посильной деятельности по

благоустройству территории ДОО. Родители участвуют в подготовке занятия:

создают выставку поделок «Чудесные штучки из мусорной кучки», рисуют

плакаты к текстам («Ты в парке нашем не сори, а лучше птичек покорми!», «Не

будет наш город хорош, пока ты в нём не приберёшь!», «Город – наше общее

жилище, так сделаем его уютней и чище!»), совершают с ребёнком прогулку к

памятнику арзамасскому гусю, фотографируются возле него и трут «на счастье»

клювик.

После

занятия

семьи

участвуют

в

экологической

акции

по

благоустройству территории детского сада «Земля – наш дом. Украсим дом

цветами!» (помогают вырастить рассаду и оформить клумбы – украсить город к

празднику).

Завершающим мероприятием проекта «Чистый город» является посещение

семьями

праздничных

мероприятий

Дня

города

фотосъёмкой)

и

начало

создания альбома «Где мы были: путешествие по Арзамасу».

Приобщение к мыслям, высказанным нами, и к тому, с чем мы знакомим

ребёнка в самом начале жизни, делает его богаче и позволяет открыть в себе

ещё неизвестные стороны. Каким покажется ребёнку мир, что он полюбит,

каким содержанием наполнится его сосуд, зависит во многом от нас. А нам,

взрослым,

необходимо

помнить

только

об

одном:

не

упустить

из

виду

взросление

и

становление

маленькой

души,

ведь

давно

известно,

что

все

ценности закладываются в раннем детстве и остаются с нами до конца жизни.

Библиографический список:

1.

Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и

развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. журн. – 1984. Т.5. – № 5. – С.

63-70.

2.

Воспитание ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного

возраста: Методическое пособие по экологическому направлению / Сост.

Р.А. Гречишкина. – Батайск, 2009 г.

3.

Голубков,

В.О.

Ценностные

ориентации

детей

старшего

дошкольного

возраста

как

фактор

нравственного

воспитания

/

В.О.

Голубков,

А.

В.

Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3.

– С. 14-17.

4.

Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие

для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011.

5.

Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в

условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.

Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьева. – М.: Просвещение, 2011.

6.

Радуга:

Программа

и

руководство

для

воспитателей

средней

группы

детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994.

7.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).



В раздел образования