Напоминание

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ


Автор: Чепайкина Инна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ"
Населённый пункт: НИЖНИЙ ТАГИЛ
Наименование материала: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ» ДЕТСКИЙ САД № 133

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПОЧЕМУЧКИ»

Возраст обучающихся 3 – 7 лет

Срок реализации 4 года

РАЗРАБОТАНА:

Чепайкиной И.А.

Нижний Тагил

2017 г.

1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ – «ПОЧЕМУЧКА»

Год разработки:

2014

Авторы:

Творческая группа: Чепайкина И.А., Скрыник А.А.

Цель:

Развитие

элементов

логического

мышления,

познавательных

интересов с использованием блоков Дьеныша

Задачи:

Задачи. I курс обучения ( 2-4 года):

Обучающие:

Познакомить детей с блоками Дьеныша

Формировать умения выявлять и абстрагировать свойства предмета по

одному признаку и удерживать в памяти, обобщать блоки с учетом

данного свойства.

Развивающие:

Развивать самостоятельность.

Развивать описательную речь (описывать цвет и форму блока).

Развивать

способность

к

замещению,

умению

действовать

по

зрительному образцу.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в своих силах, упорство.

Задачи. II курс обучения (4-5 лет):

Обучающие:

Продолжать формировать умения выявлять и абстрагировать свойства

предмета по двум и трем признакам и удерживать в памяти.

Познакомить детей с символами, обозначающие свойства блока.

Обучение анализу логических закономерностей.

Подвести к осознанию того, что одно множество включает в себя

другое множество.

Развивающие:

Развивать устойчивые связи между образом в альбоме, свойствами

блоков и словами.

Развивать

умение

следовать

определенным

правилам

при

решении

практических задач.

Развивать навыки моделирования.

Воспитательные:

Воспитывать взаимопонимание, умение считаться с другими, помогать

им.

Задачи. III курс обучения (5-6 лет):

Обучающие:

Совершенствовать

умения сравнивать, классифицировать, обобщать

блоки по трем, четырем свойствам.

Познакомить детей с понятием некрасный, немаленький, обобщать

предметы с учетом отсутствия некоторого свойства.

Расширять знания о множествах и подмножествах.

Формировать навык изменять несколько свойств блоков по

заданному

алгоритму;

Развивающие:

Развивать у детей самооценку и взаимоконтроль.

Развивать умение моделировать, декодировать информацию.

Развивать способности к логическим действиям и операциям

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, взаимопонимание.

Воспитывать

умение

играть

коллективно,

подчиняться

игровым

правилам.

Задачи. IV курс обучения (6-7 лет):

Обучающие:

Совершенствовать

умения сравнивать, классифицировать, обобщать

блоки по трем, четырем свойствам.

Закреплять и углублять знания о множествах и подмножествах.

Декодировать

полученную

информацию,

по

знакам

символам

выбирать

нужные

блоки;

устанавливать

логические

связи

между

блоками по четырем признакам.

Развивающие:

Развивать наглядно-схематическое мышление, а с помощью

карточек с отрицанием свойств элементы словесно-логического

мышления.

Развивать у детей самооценку и самоконтроль.

Развивать запоминание графических образов, схем.

Развитие

умений

разбивать

множества

по

трем

совместимым

свойствам,

производить

логические

операции «не»,

«и»,

«или»,

доказательности мышления.

Воспитательные:

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание

играть в игры с математическим содержанием

Воспитывать выдержку, настойчивость, ответственность.

Способствовать формированию навыков общения.

Образовательны

е области

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

развитие.

Вид

Дополнительное образование

Модифицированная, составлена на основе методической литературы.

Срок реализации

4 – 5 лет

Возраст

2 – 7 лет

Количество

обучающихся в

объединении

6-8 детей в подгруппе

Форма

организации и

продолжительно

сть

подгрупповая, продолжительность совместной деятельности зависит от

возрастных особенностей

Форма

организации

итоговых

мероприятий

Фотоотчет;

Дни открытых дверей;

Математические КВН.

Методическое

обеспечение

«Логика и математика для дощкольников» Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая;

«

Математика до школы» А.А.Смоленцева, З.А.Михайлова;

«Давайте

вместе поиграем» ООО «Корвет», альбомы «Логики»

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ПОЧЕМУЧКА»

2.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»

п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что

оно

направлено

на

формирование

и

развитие

творческих

способностей

детей;

удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном

и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного

образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,

профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших

выдающиеся способности

Дополнительная

общеобразовательная

программа

-

дополнительная

общеразвивающая программа «Почемучки» (далее - Программа) разработана в

соответствии с нормативными документами:

Конвенция о правах ребенка

Федеральный

закон

от

29

декабря

2012г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации».

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998

№124-ФЗ

Закон

Российской

Федерации

от

07.02.1992

2300-1

«О

защите

прав

потребителей» (с изменениями от 18 июля 2011 г.)

Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июня

1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013

г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»

Санитарно-эпидемиологические

требования

СанПиН

2.4.1.3049-13

«К

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций».

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об

утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

Устав МАДОУ «Радость».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Радость» комбинированного вида (далее – детские сады МАДОУ «Радость»)

осуществляют образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества

и государства, обеспечивают охрану здоровья и создание благоприятных условий для

разностороннего

развития

личности,

в

том

числе

возможность

удовлетворения

воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

Программа реализуется посредством секционной работы и направлена на:

создание эффективной системы выявления и развития способностей, заложенных в

ребенке;

на формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его

самореализации в познавательной деятельности;

удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и

запросами родителей (их законных представителей);

развитие

индивидуальных

способностей,

креативности,

самостоятельности,

наглядно-схематического мышления детей дошкольного возраста.

2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

А ктуа л ь н о с т ь

д а н н о й

П р о г р а м м ы

о бу с л о вл е н а

з н ач и т е л ь н о й

продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего возникает

недостаток развивающего, познавательного

общения родителей и детей. В связи с

этим

наряду

с

основным

образованием

огромное

значение

приобретает

дополнительное образование дошкольников.

Кроме того, ценность дополнительного образования состоит в том, что оно

способствует практическому применению умений и навыков детей, полученных в

детском

саду,

стимулирует

их

познавательную

мотивацию,

развивает

творческий

потенциал, навыки адаптации к современному обществу, которое предъявляет новые,

все более высокие требования, в том числе и к ребенку.

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов

детей, посещающих детские сады МАДОУ «Радость» в двигательной активности и для

достижения гармонии в психофизическом, эмоциональном здоровье, для достижения

полной гармонии с самим собой и окружающим миром, для возможности реализации

свободы выбора действий, приобщении детей к играм с блоками Дьеныша.

Одна из

важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование

таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать

новое.

На

решение

этой

задачи

должны

быть

направлены

содержание

и

методы

подготовки

мышления дошкольников

к

школьному

обучению,

в

частности

предматематической подготовки.

В

процессе

разнообразных

действий

с

логическими

блоками

(разбиение,

выкладывание

по

определенным

правилам,

перестроение

и

др.)

дети

овладевают

различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической

подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу

относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,

кодирования-декодирования,

а

также логические

операции

«не»,

«и»,

«или».

В

специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются

элементарные

навыки

алгоритмической культуры

мышления,

способность

производить

действия в

уме.

С

помощью

логических

блоков

дети

тренируют

внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести

детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию

двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Использование карточек позволяет развивать у

детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и

декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе

выполнения разнообразных

предметно-игровых

действий.

Карточки-свойства

помогают

детям

перейти

от

наглядно-образного

к

наглядно-схематическому

мышлению,

а

карточки

с

отрицанием

свойств

становятся

мостиком

к

словесно-

логическому мышлению.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация

дополнительной

образовательной

программы

осуществляется

только

по

желанию

родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.

2.3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Содействовать

гармоничному

умственному

развитию

дошкольнико

в

максимально

комфортной

игровой

среде

с

учетом

психо-физиологических

и

индивидуальных особенностей детей. Содействовать проявлению собственных потен-

циальных возможностей детей в процессе проведения логических игр и игровых

упражнений с блоками Дьеныша.

В

программе

представлены 4

группы

постепенно

усложняющихся

игр

и

упражнений с логическими блоками:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства блоков

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые

игры

и

упражнения

направлены

на

развитие внимания

и

памяти.

В

отличие

от

вышеуказанных

они

не имеют строго определенного места в системе

работы

с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать

его

память, внимание, восприятие.

Все игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в программе в трех

вариантах (I, II, III). Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей

умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от

других,

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

предметы

на

его

основе).

С

помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать

сразу

двумя

свойствами

(выявлять

и

абстрагировать

два

свойства;

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

предметы

сразу

по

двум

свойствам).

Игры

и

упражнения

третьего

варианта

(III)

формируют

умения

оперировать

сразу

тремя

свойствами.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

Принцип

единства

воспитательных,

развивающих

и

обучающих

целей

и

задач

процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых

формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное

отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Принцип

сотрудничества

участников

образовательного

процесса

и

доступность

обучения.

Принцип интеграции.

Принцип

индивидуально-личностного

подхода:

учет

индивидуальных

возможностей и способностей каждого ребенка.

Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах

работы с детьми.

Принцип свободы выбора.

Принцип успешности.

Принцип

учета

возрастных

психологических

особенностей

детей

при

отборе

содержания и методов воспитания и развития.

Принцип системности.

2.4. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

Программа

предназначена

для

детей,

достигших

возраста

трех

лет

при

отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

Зачисление воспитанников в группы для занятий по Программе осуществляется

в заявительном порядке, в соответствии с договором

об оказании дополнительных

образовательных

услуг

между

родителями

и

образовательной

организацией

в

соответствии

с

Законами

Российской

Федерации

«Об

образовании»

(Статья

54.

«Договор

об

образовании»,

статья

75.

«Дополнительное

образование

детей

и

взрослых»).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОЗРАСТ

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

2 – 4 года

(младшая группа)

К 4 годам умеет считать до трех и показывать соответствующее

количество.

2. Ребенок умеет владеть понятиями: один - много, большой -

маленький, высокий - низкий и т. д.

3. Ребенок знает основные цвета (красный, желтый, зеленый,

синий, белый, черный) .

4. Ребенок знает основные геометрические фигуры (круг, квадрат,

треугольник).

5. Ребенок умеет сравнивать предметы по величине, цвету, форме;

количество предметов.

6. Ребенок умеет подбирать пару к предмету с заданным

признаком.

7.Умеет находить и объяснять несоответствие в рисунках.

8.Умеет обращать внимание на свойства и признаки предметов,

находить сходства и различия между предметами.

9.Запоминает какую либо деталь или признак предмета.

4 – 5 лет

(средняя группа)

В этом возрасте дети более дифференцированно подходят к

выбору предметов по разным параметрам, сравнение множеств по

количеству.

2.Умеет выполнять постройки по образцу; дополнять недостающий

фрагмент.

3.Называет обобщающим словом группу предметов.

4.

Ребенок

умеет

находить

предмет

по

описанию.

Умеет

самостоятельно составлять описание предмета. Основная линия

развития мышления– формирование и развитие наглядно-образного

мышления,

которое

позволяет

ребёнку

думать

о

предметах,

сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Развивается

символическая функция мышления, интериоризация (внутренний

план) схем действий.

5.Определяет

расположение

предметов,

знает

основные

геометрические фигуры.

6.

Ребенок умеет видеть на картинке неправильно изображенные

предметы, объясняет, что не так и почему.

5 – 6 лет

(старшая группа)

В

старшем

дошкольном возрасте

дети

овладеют

логическими

операциями,

смогут

рассуждать,

доказывать

правильность

или

ошибочность решения задачи, научатся оперировать сразу тремя,

четырьмя свойствами.

2.

Ребёнок может устанавливать логическую последовательность

событий, отделять существенные признаки от несущественных,

решать несложные логические задачи.

3.Может планировать этапы создания постройки, находить

конструктивные решения, анализировать образец.

4.Выражает словами местонахождение предмета по отношению к

себе, другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых

геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство,

неравенство сторон).

6 – 7 лет

(подготовительная

группа)

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению

,

установлению связей. Возникновение её важно для дальнейшего

развития

интеллекта.

Решение

многих

типов

интеллектуальных

задач

происходит

в

образном

плане.

Образные

представления

обеспечивают

понимание

условий

задачи,

их

соотнесение

с

реальностью, а затем - контроль за решением.

К

концу

дошкольного

детства

образное

мышление

детей

не

является сугубо конкретным и ситуативным. Ребёнок способен не

только

представить

предмет

во

всей

полноте

и

разнообразии

характеристик,

но

также

способен

выделить

его

существенные

свойства

и

отношения.

У

него

формируется

наглядно-

схематическое

мышление.

Это

особый

вид

мышления,

который

выражается в том, что ребёнок понимает и успешно использует

различные

схематические

изображения

предмета

(план,

макет,

простейший

чертёж).

Дети

начинают

понимать

и

условные

изображения

значительно

более

абстрактных

взаимосвязей:

отношений между словами в предложении, между буквами в слове,

между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к

обучению

детей

грамоте

и

математике

с

опорой

на

наглядно-

условные отображения основных закономерностей внутри учебного

материала.

В Программе учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и

состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

индивидуальные потребности детей;

возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом

их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

2.5. ОБЪЕМ ЗАНЯТИЙ (НЕДЕЛЯ/МЕСЯЦ)

Длительность

занятий

зависит

от

возраста

детей,

устанавливается

в

соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

ВОЗРАСТ

МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЁМ ЗАНЯТИЙ В

НЕДЕЛЮ/МЕСЯЦ

2 – 3 года

10 минут

40 минут

3 – 4 года

(младшая группа)

15 минут

60 минут

4 – 5 лет

(средняя группа)

20 минут

80 минут

5 – 6 лет

(старшая группа)

25 минут

100 минут

6 – 7 лет

(подготовительная группа)

30 минут

120 минут

ОБЪЕМ НАГРУЗКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ Части с

/

. деятельности

Цель

продолжительность

1

Вводная часть

Развитие интереса у детей к

предстоящим играм и игровым

упражнениям.

2-3 минуты

2

Основная часть

для

развития

умений

в ы я в л я т ь

и

абстрагировать

свойства

блоков

для

развития

умений

сравнивать

предметы

по

их свойствам;

для развития действий

классификации и

обобщения;

для развития способности к

логическим

действиям и

операциям

Младшая группа –

9-10 минут.

Средняя группа –

12 – 14 минут

Старшая группа –

17 -19 минут

Подготовительная

группа – 20 – 23

минуты

Заключительная

Предусматривает рефлексию

Младшая группа-

3 минуты

Средняя – 4 мин.

Старшая группа –

4-5 минут

Подготовительная

группа – 4-6 мин.

2.6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛЫ

ЭТАПЫ, ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Начальная

диагностика

Интерес к действиям с предметами

разной формы и активность в их

освоении. Действия частично –

поисковые. Начинают выделять

отношение, сходство и различие блоков.

Осваивают сенсорные эталоны цвета,

формы, отражают их в продуктивной

деятельности. Преобразуют предметно -

игровые ситуации.

2

МОДУЛЬ 1:

Игровые

упражнения в

альбомах

Этап 1

«Маленькие

логики»

Задачи:

Побуждать детей к сравнению

логических блоков и выделять один, два

признака (логического компонента игры

или образовательной составляющей:

цвет и форма, или цвет и размер).

Вызвать интерес к воссозданию

силуэтов в альбоме.

Этап 2

«Лепим

нелепицы»

Пятый год жизни – наиболее

благоприятный период для освоения

знаковой культуры.

Задачи:

1.Способствовать практическому

сравнению объектов по трем свойствам,

активизировать название общих

свойств, групп.

2.Развивать навыки: обследование,

сопоставление, соотнесение,

воссоздание в альбоме.

3.Познакомить детей со знаками –

символами, обозначающие свойства

блоков и использовать полученные

знания при работе в альбоме.

4.Развивать умение называть

обобщающим словом группу блоков,

самостоятельно составлять описание

предметов.

Этап 3

«Спасатели

приходят на

помощь»

«Давайте вместе

поиграем»

Этап 4

«Давайте вместе

поиграем»; «На

золотом

крыльце»;

«Спасатели

приходят на

помощь»

На шестом году жизни

совершенствуются умения сравнивать и

классифицировать блоки, моделировать

заданный образец.

Задачи:

1.Формировать навык изменять

несколько свойств блоков по заданному

алгоритму.

2.Развивать умение моделировать

предмет, декодировать информацию,

ориентироваться на наличие и

отсутствие свойства при решении

игровых задач.

3.Познакомить с понятие отрицание,

научить обобщать предметы с учетом

отсутствия некоторого свойства.

4.Формировать представления о этапах

планирования создания постройки.

Развивать умение находить

конструктивное решение, анализировать

образец.

На седьмом году жизни возможен

переход от наглядно-схематического

мышления к словесно-логическому.

Задачи:

1.Совершенствовать умение

расшифровывать (декодировать)

информацию о наличии или отсутствии

определенных свойств у предметов по

их знаково-символистическим

обозначениям.

Этап 4 «Давайте

вместе

поиграем»; «На

золотом

крыльце»;

«Спасатели

приходят на

помощь»

2.Формировать представления о

линейном и разветвленном алгоритме и

выполнять задание согласно заданному

алгоритму.

3.Совершенствовать умение разбивать

на множества по трем совместимым

свойствам и перейти на на разбитие по

четырем свойствам, производить

логические операции «не», «или».

4.Продолжать развивать умение

классифицировать и обобщать предметы

и выделять закономерности.

5.Находить место блока на дереве

(алгоритм), указать общее свойство

группы.

3

МОДУЛЬ 2

Творческие

игры и

логические

действия и

операции,

решение

арифметически

х задач

«Игры с

обручами»;

«Игровое

дерево»,

«Сочиняем

сказку»

«Загадки без

слов»

Альбомы:

«Поиск

затонувшего

клада»;

«Праздник в

стране блоков».

Логический

поезд № 2

Данные игры и игровые упражнения

предназначены главным образом для

старших дошкольников. Развивать

фантазию, уверенность в своих

возможностях, самоконтроль и

самооценку.

Совершенствовать умение планировать

место каждого блока на дереве

(алгоритм), указывать общее свойство

группы, придумывать логические

деревья, правила игры «Раздели блоки».

«Помоги фигурам выбраться из леса» -

развитие логического мышления,

умения рассуждать, декодировать

информацию.

Поиск затонувшего клада: ориентировка

по схеме вертикально, для решение

примера; ориентировка по схеме

горизонтально, для выбора свойства

блока на основе ответа. Умение найти

блок «камень», обладающий 4

свойствами на основе ответов.

РАЗДЕЛЫ

ЭТАПЫ, ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5

МОДУЛЬ 3

Игровые

упражнения и

игры на

выявление и

абстрагирование

свойств:

«Найди

клад»;

«Угадайка»;

«Помоги

муравьишкам»;

«Автострада»

«Найди клад»

Этап № 1 –

используется 8

квадратных блоков

разного цвета и

размера

Этап № 2 –

Количество блоков

увеличивается до 16. В

их число входят все

блоки одного цвета,

но разной формы,

размера и толщины.

Этап № 3 –

Количество блоков —

24: все одинаковые

по размеру, но разные

по форме, цвету и

толщине.

«Автострада»

Этап № 1 –

Для выкладывания

дорожек используются

правила, которые

требуют ориентировки

на два свойства

блоков.

Этап № 2 - Дети

строят дорожки

(цепочки) по

правилам, которые

требуют учета трех

Игры

и

упражнения

этой

группы

помогут

развить у малышей умения

выделять в предметах от одного до

четырех

различных

свойств

(цвет,

ф о р м у ,

р а з м е р ,

т о л щ ину),

абстрагировать

одни

от

других,

называть

их.

С

их помощью

дети

получат

первые

представления

о

з а м е щ е н и и свойств

з н а к а м и -

символами,

освоят

умение

строго

след о в а т ь

п р а в и л а м

п р и

выполнении действий, приблизятся к

пониманию

того,

что

нарушение

п р а в и л

н е

п о з в о л я е т получить

верный результат.

Цель. Развитие умений выявлять в

предметах,

абстраг и р о в а т ь

и

называть

цвет,

форму,

размер,

толщину.

Цель. Развитие

устойчивой

связи

между образом свойства и словами,

которые

его

обозначают,

умений

выявлять и абстрагировать свойства.

Цель. Развитие

умений

выделять

свойства в предметах, абстрагировать

эти

свойства

от

других,

следовать

определенным правилам при решении

практических задач, самостоятельно

составлять

алгоритм

простейших

действий (линейный алгоритм).

свойств

6

МОДУЛЬ № 4

игры и

упражнения

этой группы

направлены на

развитие умения

сравнивать:

«Дорожки»,

«Домино»,

«Найди пару»;

«Две дорожки»

«Дорожки»,

«Домино»

Этап № 1 –

Учитывается 1

свойство блоков

Этап № 2 –

Учитывается 2

свойства

Этап № 3 –

Учитывается 3

свойства

Игры и упражнения этой группы

помогут

развить

у

детей умения

сравнивать

предметы

по

одному,

двум и трем свойствам, видеть в них

общее и различное.

Они

помогают

ребенку

овладеть

этим

умением

в

разных ситуациях:

когда в его поле зрения находятся не

только сравниваемые

предметы,

но

и другие. «ДОРОЖКИ», «Домино»

Цель. Развитие умений выделять и

абстрагировать цвет, форму, размер,

толщину, сравнивать предметы по

заданным свойствам.

«НАЙДИ ПАРУ»

Ц е л ь . Развитие

во сприятия,

внимания,

умения

анализировать

и

с р а в н и в а т ь

п р е д м е т ы

п о

с а м о с т о я т е л ь н о

в ы д еленным

свойствам.

7

МОДУЛЬ № 5 –

классификация

и обобщение:

«Где, чей

гараж?»;

«Засели

домики», «У

кого в гостях

Вини-пух и

пятачок?»

ЭТАП № 1 –

Дети анализируют,

сравнивают и

обобщают фигуры в

таблице по двум

свойствам

ЭТАП № 2 –

Дети анализируют,

сравнивают и

обобщают фигуры в

таблице по трем

свойствам

Игры и упражнения этой группы

помогут

развивать у детей умения

классифицировать и обобщать

предметы по одному, двум, трем и

четырем свойствам. При этом

сначала малыши освоят умения

классифицировать и обобщать

предметы по заданным свойствам,

затем — по самостоятельно

выделенным. Они постепенно

перейдут от классификации и

обобщения предметов по отдельным

свойствам к выделению

закономерностей.

«ГДЕ ЧЕЙ ГАРАЖ»

Цель. Развитие умений

классифицировать.

«У КОГО В ГОСТЯХ ВИННИ-

ПУХ И ПЯТАЧОК?»

Цель. Развитие способности

анализировать, сравнивать,

обобщать.

8

МОДУЛЬ 6 игры

направлены на

логические

действия и

операции:

«Загадки без

слов»; «Помоги

фигурам

выбраться из

леса»; «Где

спрятался

Джери?»;

«Раздели блоки»

ЭТАП № 1 –

«Помоги фигурам

выбраться из леса»

предъявляют одну

карточку с

совместимыми

свойствами.

ЭТАП № 2 –

предъявляют две

карточки с

совместимыми

свойствами.

ЭТАП № 1-

«Где спрятался

Джери»

Перед детьми

выкладывают 10—12

блоков.

ЭТАП № 2 –

Количество блоков 12

—18.

ЭТАП № 3 –

Количество

блоков

постепенно

увеличивается до 24.

Э т и

и г р ы

и

у п р а ж н е н и я

предназначены главным образом для

старших дошкольников. Они помогут

развить

у

детей

умения

разбивать

множества на классы по совместимым

свойств а м ,

р а з в и т ь

у м е н и е

производить

логические

операции

«не», «и», «или», умения с помощью

этих

операций

строить

правильные

в ы с к а з ы в а н и я ,

код и р о в ат ь

и

д е ко д и р о в а т ь

и н ф о р м а ц и ю о

свойствах

предметов.

В

результате

этих игр и упражнений ребенок сможет

свободно

рассуждать,

обосновывать

правомерность

или

ошибочность

своих действий.

«Загадки без слов»;

«Помоги

фигурам

выбраться

из

леса»

Цель.

Развитие умений

расшифровывать (декодировать)

информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у

предметов по их знаково-

символическим обозначениям.

«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ДЖЕРРИ?»

Цель. Развитие логического

мышления, умения кодировать

информацию о свойствах предметов

с помощью знаков-символов и

декодировать ее.

ЭТАП № 1 –

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»

-

классификация по

трем признакам,

отрицание (игра с

двумя обручами)».

Э Т А П

2

классификация

по

трем

п р и з н а ка м ,

отрицание

(игра

с

тремя обручами)».

ЭТАП № 3

-классификация по

трем признакам,

отрицание (игра с

четырьмя

обручами)».

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ-2»

Ц е л ь . Развитие

умений

разбивать

множество

по

двум

совместимым

свойствам,

производить

логические

операции «не», «и», «или».

9

МОДУЛЬ 7

«Давайте вместе

поиграем»- игры

на

сопоставление

объекта с

образцом:

«Художник»,

«Магазин»

«Магазин»

ЭТАП № 1 – одно

свойство блока

ЭТАП № 2 –

На одной «денежке»

изображено свойства

двух блоков

ЭТАП № 3 – три,

четыре свойства

блока

«Магазин». Цель: развитие умения

выявлять и абстрагировать свойства;

развитие умения рассуждать,

аргументировать свой выбор.

«Художник». Цель: развитие умения

анализировать форму предмета;

развитие умения сравнивать по их

свойствам, развитие художественных

способностей.

2.7. СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ИГРАХ И ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ.

Воз-

раст

ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ И

МАТЕРИАЛЫ

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРАХ

3-4

года

Блоки Дьеныша,

игровой комплекс

«Давайте вместе

поиграем»,

Альбомы-игры:

«Маленькие логики»

Эмоциональные действия взрослого с предметами

как способ вовлечения в игру на основе подражания.

Совместные действия с целью получения результата:

в обследовании свойств предметов; в частичном

преобразовании и воссоздании новых форм.

Побуждение ребенка к называнию цвета, форм,

действий. Помощь в построении высказываний.

Одобрение результативных и успешных действий и

высказываний.

4-5

лет

Блоки Дьеныша;

игровой комплекс

«Давайте вместе

поиграем», игровые

альбомы: «Лепим

нелепицы», «Дом с

колокольчиком»

Эмоционально-заинтересованный отклик на

проявление самостоятельности, познавательных

инициатив, участие в результативных групповых

действиях. Содействие помощь проявлениям

творчества: формулировке игровой задачи, поиску и

отбору материалов (блоков); уточнению хода

решения задачи, участию оценки результатов. Диалог

со взрослым, поощрение самостоятельных речевых

высказываний по поводу организации поиска и

полученного результата.

5-6

лет

Блоки Дьеныша;

игровой комплекс

«Давайте вместе

поиграем»; игровые

альбомы: «На золотом

крыльце», «Спасатели

приходят на помощь»,

«Праздник в стране

блоков»; схематичное

изображение домов,

деревьев, знаки-

символы, обручи.

Эмоционально-заинтересованный отклик на

творческие проявления в самостоятельном решении

познавательных задач, сообразительность как

условие успеха.

Практическая помощь направленная на точность

выполнения логических и математических действий,

помощь при построении логических высказываний.

Поощрение взаимоконтроля через поочередное

выполнение действий в парах.

6-7

лет

Блоки Дьеныша; игро-

вой комплекс «Давай-

те вместе поиграем»;

игровые альбомы: «На

золотом крыльце»,

«Спасатели приходят

на помощь», «Поиск

затонувшего клада»

Поощрение проявлений исследовательских умений в

практической деятельности: формулировать

проблемы, выдвигать предложения, проверять их

практически. Создание ситуаций прогнозирование

результата действий в уме при поддержки взрослого.

Конструирование и реконструирование своих

действий. Эмоциональный отклик на стремление

проверить свой результат или помощь другу.



В раздел образования