"Игры с пением и музыкальным сопровождением в художественно - творческом развитии детей старшего возраста"
Автор: Малюк Оксана Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ № 163 Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Игры с пением и музыкальным сопровождением в художественно - творческом развитии детей старшего возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад № 163»
Тема: Игры с пением и музыкальным сопровождением в
художественно – творческом развитии детей старшего
возраста.
Составила: музыкальный руководитель
Малюк Оксана Александровна
г. Хабаровск 2015г.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из
самых любимых и интересных видов деятельности детей. С помощью этих
игр можно не только доставить радость и удовольствие детям, но и решать
различные педагогические задачи по развитию музыкальных способностей.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его
двигательной
деятельности,
обеспечению
возможности
реализовать
его
естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из
любимых
видов
двигательной
деятельности
дошкольников.
Сегодня
мне
хочется рассказать про подвижные игры с музыкальным сопровождением.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных
фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,
развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой
стороны – развиваются в художественном и творческом плане, получают
моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют
свои
музыкальные
познания.
Всё
это
в
конечном
итоге
способствует
воспитанию
личности
в
целом.
Следовательно,
музыкальные
игры
-
действенное средство разностороннего развития.
Игры с музыкальным сопровождением являются жизненной потребностью
для развития детей дошкольного возраста. С помощью музыкальных игр
решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные,
оздоровительные.
В
процессе
игр
создаются
благоприятные
условия
для
развития моторики детей, формирования их нравственных качеств, навыков
жизни в коллективе.
Выполнение игровых действий доставляет ребенку большое удовольствие.
Играя,
ребенок
упражняется
в
исполнении
знакомых
танцевальных
движениях. С помощью подвижных музыкальных игр он овладевает новыми,
более
сложными
движениями.
Многократное
повторение
этих
движений
развивает
внимание,
волю,
координацию,
ловкость.
Подвижные
игры
с
музыкальным сопровождением - это коллективные игры, поэтому у детей
вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои
движения
с
движениями
других
играющих.
Совместные
действия
детей
создают
условия
для
общих
радостных
переживаний,
общей
активной
деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт
играть
дружно,
уступая
и
помогая
друг
другу.
Подвижные
игры
с
музыкальным
сопровождением
помогают
ребенку
преодолеть
робость
и
застенчивость. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию
музыкальной памяти детей и повышают их музыкальную культуру. В игре,
подражая
действиям
взрослых
и
товарищей,
ребенок
естественно
и
непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения. Ребенок
с удовольствием выполняет движения и действия, связанные с творческими
заданиями, воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы
вызывают
у
детей
яркие
эмоциональные
импульсы,
разнообразные
двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движений под
музыку.
Интересно
использование
игр
на
праздниках,
на
развлечениях.
Музыка
поднимает
настроение
ребенка,
побуждает
его
двигаться
более
энергично,
красиво
соответствии
с
характером
и
формой
музыкального
произведения.
Ученые
установили,
что
восприятие,
мышление,
принятие
решений
возможны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий
мозга
человека.
И,
что
именно
музыкально
-
ритмическая
деятельность
положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией
между
левым
и
правым
полушариями
мозга
ребенка.
Именно
музыка
определяет
темп
и
ритм
движений,
чередование
фраз
и
разделов,
подсказывает детям игровой образ и выполняемые действия.
ПАМЯТКА «Организация игр с пением и музыкальным сопровождением»
1.
Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.
2.
Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с
программными требованиями.
3.
Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками,
зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т.д.
4.
Обучение музыкальным играм должно представлять организованную
систему.
5.
Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не
дожидаясь пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
6.
Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
7.
В играх следует использовать как можно больше народного фольклора,
т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка.
8.
Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей
детей.
9.
Заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может
привести к утомлению играющих.
10.Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё
удовольствие.
11.Не стоит забывать о подведении итогов игры.
Музыкальная игра для старших дошкольников, сохраняя
преемственность с играми младшего возраста, имеет ряд особенностей,
проявляющиеся в следующих показателях.
- Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.
-Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах
воспринимаемых явлений.
-Изменение характера игрового обращения детей и педагога (появление
направленности на сверстника, как на партнёра по игровой деятельности;
более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и
ребёнка, как взрослый-ведомый, взрослый-консультант, взрослый-
наблюдатель).
- В отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг
с другом в игры с пением и муз. сопровождением, составлять их,
придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.
Наличие у детей определенного - музыкального и жизненного – опыта
позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно
использовать умения, полученные в повседневной жизни.
Уровни художественно-творческого развития детей старшего возраста,
проявляющиеся в музыкальных играх.
Низкий. Ребенок не обращается к музыкальной игре самостоятельно,
предпочитая ей другие занятия. В игре действует по предложенному образцу
не умеет самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для
передачи музыкально-игрового образа. Запас игровых навыков для передачи
творческого замысла ограничен. Испытывает затруднения при согласовании
движений с характером музыки. Реакция на смену музыки замедлена.
Средний. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм, охотно в них
участвует. Проявляет активную двигательную реакцию на смену характера
музыки. Умеет различать и передавать в движении особенности
выразительных средств музыки, обращая внимание в первую очередь на темп
и метроритм. Хорошо ориентируется в пространстве во время подвижных
музыкальных игр, сознательно участвует в построении и перестроении в
соответствии с изменением характера музыки. Однако испытывает
затруднение в выборе средств воплощения музыкально-игрового образа и
нуждается в помощи педагога.
Высокий. Ребенок увлечен музыкально-игровой деятельностью, испытывает
потребность в ней. Проявляет инициативу и самостоятельность в
конструировании игры и объяснении игровых действий. Проявляет быструю
реакцию на смену характера музыки при развитии музыкально-игрового
образа. Умеет согласовывать свои действия с характером музыки. Осознанно
относится к реализации творческого замысла в игре. В процессе
интерпретации музыкально- игрового образа точно передаёт характер и
эмоционально-образное содержание музыки. Проявляет способность к
импровизации в игре.
Большие потенциальные возможности в художественно-творческом
развитии заключаются в народной музыке. Народные музыкальные игры
ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и
бытом народов , трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием,
чувством юмора. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс
станет более ярким и эмоционально обогащенным. Существует множество
музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное
мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную
мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том,
что пора «бежать в укрытие». Таким образом, музыкальный слух
улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки,
и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят
массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.
Если мы будете использовать музыкальные игры на каждом занятии, дети
станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой,
увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от
чрезмерных шалостей. Можно давать задание воспитателям или родителям,
чтобы они выучили заранее слова музыкальных игр, если необходимо знать
наизусть большой куплет песни или несколько куплетов. Прежде, чем
проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет
проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением,
может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как
затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой
интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или
используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение,
органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной
отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память,
ритм и совершенствует основные движения. Музыкальные игры
организуются на основе музыкальных произведений с яркими и
выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить
пластически.
Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных
игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений ,
составляющих основу этих игр. Напомним, что произведение, призванное
стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой,
основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не
обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского
репертуара.
Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать
собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение,
эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу
необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться
ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь
соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.
Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации
музыкальных игр с детьми, – с амому быть творческой личностью . Работая
над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог
обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и
видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.
При подготовке использованы материалы интернет-ресурсов:
1. Педсовет. org 13-й Всероссийский интернет-педсовет. Роль подвижных игр
в развитии основных движений.
2. Социальная сеть работников образования «NSPORTAL.RU». Подвижные
игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья.
3.
Сайт
«Социальная
сеть
работников
образования
«НАША
СЕТЬ».
Применение игровых технологий в ДОУ.
4. Сайт дошкольного работника «КАЛИНА». Игровые технологии
5. Информационный портал о государственных и частных детских садах.
Подвижные игры в детском саду.