Автор: Носонова Нелли Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №100
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: А.А.Блок "Ветхая избушка", "Сны". Средства художественной выразительности для создания поэтического образа.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока литературного чтения
В 3 классе УМК « Школа России» ФГОС
(урок спланирован на основе системно – деятельностного подхода)
Тема урока: А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной
выразительности для создания поэтического образа.
Тема урока. Тип
урока.
А.А Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной
выразительности в создании поэтического образа. Урок открытия
нового знания.
Цель урока
Познакомиться с поэзией А.Блока, научиться понимать и
читать его стихи.
Задачи
1.
Организовать поиск необходимой информации о жизни и
творчестве А.А.Блока в группе.
2.
Выявить общие черты и различия в поэтических
произведениях А.Блока и И.Сурикова «Детство».
3.
Учиться понимать авторское слово, настроение, читать
выразительно.
4.
Сформулировать средства художественной выразительности ,
выбранные автором для создания образа.
Планируемый
результат (УУД)
Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и
приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений,
структурирование знаний, осознанное построение речевого
высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и
восприятие поэтического текста;
Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно –
следственных связей, построение логической цепочки рассуждений,
доказательство;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в
монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании
прочитанного, осознавать ценность детства; самоопределение в
заинтересованности чтения лирических стихотворений.
Межпредметные
связи
Русский язык.
Ресурсы
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс,
карточки для исследовательской деятельности, компьютер, медиа
проектор, мультимедийная презентация.
Сценарий урока.
Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1.
Мотивация
учебной
деятельности
(1–2 мин)
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: действия
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества.
Послушайте строки
стихотворения:
«Кончил учитель
урок,
Мирно сидит на
крылечке.
Звонко кричит
пастушок.
Скачут барашки,
овечки.
Солнце за горку
ушло,
Светит косыми
лучами.
(Немного
грустные
стихи; автор не
знаком.)
В воздухе сыро,
тепло,
Белый туман за
прудами.
Старый учитель
сидит,
Верно, устал от
работы:
Много трудов и
заботы».
- Вас заинтересовали
стихи? Чем? Знаете ли
автора? Хотелось бы
познакомиться с
другими стихами
этого автора?
Откройте учебник на
с.50, Прочтите имя
поэта.
-Сформулируйте тему
урока (кадр1).
- А с какой целью мы
будем знакомиться со
стихами А.Блока?
(кадр2)
-
А.А.Блок.
Познакомимся
со стихами
А.Блока
Научиться
понимать его
стихи, читать
выразительно,
понять –
нравятся ли
его стихи .
2. Актуализация
знаний и пробное
учебное действие
(4–5 мин)
Познавательные
общеучебные УУД:
умение структурировать
знания, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности;
Логические: анализ,
синтез, выбор оснований.
Регулятивные: контроль,
коррекция по эталону,
Прогнозирование.
Работа в группах.
- Возьмите карточки
со статьёй о
биографии А.Блока
(кадр3). Изучите
статью и выберите
цитаты, подходящие
по содержанию к
кадрам(4-7)
презентации.
1.Родители и
родственники поэта.
2.Первые стихи в 5
лет.
3.Гимназия.
4. Университет.
Выборочное
чтение.
3. Построение
проекта выхода из
Адекватно понимать
оценку взрослого и
Прогнозирование по
заголовку.
затруднения (4–6
мин)
сверстника;
прогнозирование,
целеполагание.
Общеучебные
универсальные действия:
поиск и выделение
информации, смысловое
чтение,структурирование
знаний.
умение
структуировать
знания,
формулировать
прблему,
Строить речевые
высказывания.
- Прочтите название
первого
стихотворения
«Ветхая избушка».
Значение какого слова
необходимо
объяснить? Подбери
синоним.
- Предположи, о чем
пойдёт речь в
стихотворении.
Первичное
прочтение.
(по цепочке)
- Верным оказалось
ваше предположение?
О чём говорит
стихотворение? Какое
оно по настроению?
Подтверди словами
текста.
Чтение, рисование
словесных картин.
Что хотел сказать
автор последними
строками
стихотворения: «Ан,
уж дом растаял…»
(старая)
(версии детей)
Быстро
проходит
детство.
4. Реализация
построенного
проекта (5 – 8 мин)
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели,
построение речевого
высказывание.
Целеполагание как
постановка учебной
задачи,планирование,
пргнозирование.
Культура поведении в
учебном диалоге.
(кадр8)
Какое
стихотворение,
прочитанное
раньше, напоминает
вам стихотворение
А.Блока?
- Прочтите
стихотворение
«Детство» наизусть.
-В чем сходство и
различие этих
поэтических
произведений?
(кадр9)
-Дочитаем стихи до
конца. Какую сказку
рассказала бабушка?
И.З.Суриков
«Детство»
-Крестьянские
дети, радость,
зимние
забавы…
Р.н.с «Иван –
царевич и
Серый волк»
5. Первичное
закрепление с
комментированием
Анализ, синтез,
подведение под понятие,
установление причинно-
- Вернёмся к стихам
А. Блока «Сны».
Послушайте, я
во
внешней речи (4–
5 мин)
следственных связей.
Стимулирование к
выражению собственного
высказывания
прочту, а вы
подумайте о каких
сказках идёт речь в
стихах.
(кадр10)
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону (3–5
мин).
Контроль в форме
сличения с заданным
эталоном, коррекция,
оценка
Логические УУД: анализ,
синтез,установка
причинно-следственных
связей, доказательство.
- Прочтите стихи
самостоятельно,
выделите слова,
лексическое
значение вам не
понятно.
(кадр11)
-Сравните выбранные
вами слова, со
словами на слайде.
Прочтите объяснение.
Остались ли не
понятные слова?
(кадр 12)
7. Включение в
систему знаний и
повторение (5–8
мин)
Умение организовать
общение в группе:
слушать, договариваться,
убеждать; культура
поведения в учебном
диалоге.
Владение монологической
и диалогической речью,
умение выражать свои
мысли.
Объективная оценка
результата деятельности.
Прочтите стихи ещё
раз.
Как меняется
настроение на
протяжении
стихотворения?
- Какую сказку вы
вспомнили,
подтвердите словами
текста.
(кадр 13)
-Что общего в стихах
И. Сурикова и А.
Блока.?
- Что хотели сказать
поэты своими
стихами?
А.С.Пушкин
«Сказка о
мёртвой
царевне…»
Сны.
Детство –
лучшая пора.
8. Рефлексия
деятельности на
уроке (2–3 мин)
Общеучебные УУД:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
смысловое чтение,
извлечение необходимой
информации;
Оценка- выявление и
- Ответьте на вопросы
теста, занесите ответы
в реф лексивные
карты.
Сверьте ответы со
слайдом .Устно
ответьте на 2
последних вопроса.
(14 – 15)
- Оцените свою
работу на уроке в
осознание того, что уже
усвоено и что ещё нужно
усвоить.
рефлексивных картах.
Д/з. Выучить
стихотворение
«Ветхая избушка»
Сделай рисунок к
стихотворению «Сны»
и подтверди словами
текста.