Автор: Долгушина Алена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая копилка
Тема: Сценарий фестиваля военно-патриотической песни "К подвигу героев песней прикоснись…"
Раздел: среднее образование
Сценарий фестиваля военно-патриотической песни «К подвигу героев
песней прикоснись…»
Эпиграф (на слайде):
«Только тот подвиг красив, который
совершается для Родины и народа».
Нина Онилова
ВИДЕО И СЛОВА ЗА КАДРОМ
Голос за кадром:
Ведущий 1: Россия, ты священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя.
За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоеванной земле!!!
Ведущий 2: Мы идем по страницам памяти,
Листаем летопись Великой той войны.
И все что скажем мы, сегодня посвящается
Героям и солдатам той войны!
Ты выжил, даже если погребен,
Ты выжил, даже если неизвестен,
Ты смог пройти под шквалистым огнем,
Тебе сегодня посвящаем песни!
Ведущие выходят
Ведущий 1: Приближается 9 мая –72-ая Победная весна. Праздник Победы
дорог каждому, кто любит Родину. В нем память и боль утрат, живущая в
каждой семье, история страны, которую продолжают наши современники,
благодарная забота о тех, кто завоевал для нас эту Победу.
Ведущий 2: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых.
И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость
возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах
моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать
все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы
музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: Песни - как люди: у каждой своя биография, судьба. Одни
умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут
ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся.
Тем
и
дороги
нам
эти
немногие,
такие
разные
и
непохожие,
близкие
и
далекие. О таких песнях у нас и пойдет сегодня речь.
Ведущий 2: Сегодня фестиваль военно-патриотической песни «К подвигу
героев песней прикоснись…», мы посвящаем 72- летию Великой Победы.
Ведущий
1:
В
качестве
почетных
гостей
на
фестивале
присутствуют
участники военных действий. Мы рады приветствовать ветеранов Великой
Отечественной Войны ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ведущий 1: 1941-1945 годы. Великая Отечественная война. Решался вопрос о
самой жизни нашего Отечества. Победу принесли не только армия, но и весь
народ: солдаты на фронте, партизаны, труженики тыла. Но какой ценой? На
каждого
убитого
немецкого
солдата
приходилось
пять
убитых
советских
солдат. Нет единого мнения о том, сколько мы потеряли на этой войне? 20
миллионов? 22 миллиона? 27 миллионов или больше? И всё таки, оптимизм и
вера в лучшее не покидали солдат в трудные минуты, а весёлая песня, вела за
собой.
Ведущий 1: Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но это не так.
С первых суровых дней Великой Отечественной войны песня воевала вместе
с красной армией, вместе с народом.
Ведущий
2
Да,
были
у
нас
замечательные
танки,
самолеты,
орудия,
автоматы… Но «на вооружении» Советской Армии были еще стихи и песни,
которые заставляли сердца наших воинов ненавидеть врага еще яростней,
любить Родину еще нежнее, верить во всепобеждающую силу любви.
Ведущий 1 С литературной композицией мы приглашаем на сцену учащихся
_________________________, __________________.
(выступают чтецы)
Ведущий 2: Сегодня со сцены будут звучать песни, которые были, есть и
будут ярчайшей страницей духовного богатства нашей страны, страницей,
которая
наполнена
надеждой,
несокрушимым
оптимизмом
и
глубокой
любовью к своей Родине!
Ведущий 1: Для одних война стала далёким воспоминанием, для других —
историей. Но и сегодня ни один не остаётся равнодушным, когда слышит
«главную песню Великой Отечественной войны», написанную впервые её
дни
поэтом
Василием
Лебедевым-Кумачом
и
композитором
Александром
Александровым. «Священная война» — это «песня-воин, песня-полководец,
песня-пророк». Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два
дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песню впервые
исполнили на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные
эшелоны. Песня прошла долгий и славный путь.
Ведущий 2: Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства
утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озарённые пламенем дни
начала
войны,
она
напоминает
о
небывалом
мужестве
советских
людей,
отстоявших свою Родину.
Ведущий 1: Открывают фестиваль «К подвигу героев песней прикоснись…»
учащиеся 7 «В» класса в их исполнении прозвучит песня «Вставай,
страна огромная» (Священная война).
(выступает 7 В класс)
(презентация «Священная война»)
Ведущий 1: Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Ведущий 2: Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Ведущий 1: Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу,
надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их
яростнее сражаться и защищать Родину.
Ведущий 2: До каждой семьи дошли отголоски войны. Всё меньше среди нас
тех, кто прошел ту войну. Воевал на фронте, ковал победу в тылу. Но мы
рады,
что
и
сегодня
среди
нас
есть
те,
кого
мы
по
праву
называем
–
ВЕТЕРАНЫ!
Ведущий 1: В исполнении учащихся 8 «В» класса прозвучит песня «До
свиданья, мальчики», слова и музыка - Булата Окуджавы.
(выступает 8 В класс)
Ведущий 1: У времени есть своя память – история. Грозный сорок первый…
Он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими
жизни многих девчонок и мальчишек…Они хотели вернуться в тёплые дома,
на родные улицы, в свои города и деревеньки. Очень хотели,… но гибли под
пулями, бросались на амбразуры.
Ведущий 2: Звучит песня послевоенной поры «Последний бой», написанная
для киносаги из пяти фильмов «Освобождение». Слова Михаила Ножкина,
исполняют учащиеся 8 «Г» класса.
(выступает 8 Г класс)
Ведущий 1: В какое бы время мы не жили, нам, мирным людям, не хотелось
бы столкнуться с ужасом войны.
Ведущий 2: В 1941 году, мы стремились избежать Великой Отечественной
войны, но она ворвалась в каждый дом, унесла миллионы жизней. Советские
люди встали на защиту Отечества, на фронте и в тылу, в партизанских
отрядах и в подполье день за днем они ковали победу, не жалея для разгрома
врага сил и своих жизней.
Ведущий 1: Говорят “У войны не женское лицо”, но… медсестры, связистки,
разведчицы – они очень много сделали. Они рисковали своей жизнью.
Ведущий
2: «Баллада
о
зенитчицах», так
называется
стихотворение
Роберта Рождественского в исполнении Виноградовой Дарьи, Саватеевой
Анастасии и Аксеновой Дарьи.
(выступают чтецы)
Ведущий 1: В истории, поэзии, в картинах, фотографиях, кинофильмах. Всё
дальше от нас война. Но не проходит года, чтобы на экране не появился
новый фильм о событиях военных лет.
Ведущий 2: На сцене ученики 7 «Г» класса с песней “Баллада о солдате”.
Эта песня впервые прозвучала в кинофильме "В трудный час”, посвященном
трагическим дням 1941 года. Музыку к фильму написал композитор Василий
Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом Михаилом Матусовским написана и
песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по
всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать
гимном солдатскому подвигу.
(выступает 7 Г класс)
Ведущий 1: Истории возникновения песен различны. Вот одна их них.
Ведущий 2: Песня была написана 1985 году в честь освобождения города
Вена
от
фашистов.
Эта
прекрасная
музыкальная
композиция
посвящена
героям Венской военной операции. Герои освободители принесли к городу на
Дунае
долгожданный
мир
и
спокойствие.
Советские
воины
подарили
майскую победу.
Ведущий 1: Майский вальс был создан двумя отечественными деятелями
искусства. Музыку сочинил талантливый композитор Игорь Лученок, а стихи
к песне написал поэт Михаил Ясень.
Ведущий 2: На сцене ученики 8 «Б» класса с песней «Майский вальс»
(выступает 8 Б класс)
Ведущий
1:
Каждое
литературное
произведение
имеет
свою
историю.
Стихотворение « Журавли» не исключение. Написал его дагестанский поэт
Расул Гамзатов. В то время он находился в Японии, его потрясла история про
японскую
девочку,
которая
верила
в
легенду
и
надеялась,
что
она
выздоровеет, если сделает 1000 бумажных журавликов.
Ведущий 2: Дети со всего света присылали ей журавлей. За 8 месяцев
накопилось 644 журавля, но девочка умерла. Памятник- монумент появился
через 3 года после её смерти.
Ведущий 1: На высоком постаменте хрупкая девочка держит над головой
журавля, устремившегося ввысь. Это детский памятник Миру. Расул Гамзатов
был потрясён смертью ребёнка, а при посадке в самолёт ему сообщили о
смерти его матери.
Ведущий
2:Стихи
попали
к
Марку
Бернесу,
первому
исполнителю
этой
песни, и он показал их композитору Яну Френкелю, который написал музыку.
Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела
мировую известность.
Ведущий 1: С песней «Журавли» на сцену приглашаются ученики 7 «А»
класса.
(выступает 7 А класс)
НА СЛАЙДЕ .« Я вылетел в Москву и в самолёте думая о матери, вспомнил и
умершего
отца
и
погибших
на
войне
братьев.
Вот
так
и
родилось
стихотворение «Журавли».
Ведущий 1:
Я бы с песни начала рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня всех в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!
Ведущий 2: Действительно, в период той или иной войны, в страшное и
тяжелое для всех время, с человеком всегда была песня – песня и в горе, и в
радости.
Ведущий 1: Песня выражает наши чувства, мысли, характер и судьбы…
Ведущий 2: В годы Великой Отечественной Войны песня внушала оптимизм
нашему народу, возможно во многом благодаря песни, мы одержали победу
над немецкими войсками.
Ведущий 2: Мы приглашаем на сцену учащихся 7 Б класса с песней Олега
Газманова «Офицеры»
(выступает 7 Б класс)
Ведущий
1:
Стать
настоящим,
преданным
защитником
Отечества
–
ответственный
поступок
сильного
человека.
Иногда,
с
раннего
детства
мальчишки мечтают стать в будущем летчиками, десантниками, матросами и
еще совсем маленькими они говорят: “Мама, я обязательно буду солдатом…”.
Ведущий 2: При слове «солдат» у каждого перед глазами встаёт образ бойца,
почти
героя,
бравого
и
подтянутого
юноши.
И
мы
надеемся,
что
наши
мальчики достойно будут нести службу в армии, будут стараться и по праву
называться солдатами Российской Армии.
Ведущий 1: Земля России – наше достоянье,
Её защита – это долг и честь.
И будет мир, как яркое сиянье,
Пока солдаты у России есть!
Ведущий
2:
В
исполнении учащихся
8
«А»
класса
прозвучит
песня
«Служу России»
(выступает 8 А класс)
Ведущий 1: Подходит к своему логическому завершению наш фестиваль
военно-патриотической песни «К подвигу героев песней прикоснись…».
Ведущий
2:
Скоро,
совсем
скоро,
наступит
праздник
"День
Победы",
праздник со слезами на глазах. Сколько их, молодых парней, легло навечно в
землю, для того чтобы на минуту приблизить этот день, сколько их не
увидело своих детей и внуков, сколько их... миллионы лучших, миллионы
красивых и умных, добрых и смелых!!!
Ведущий 1: Исполняют песню «День победы» - все участники фестиваля и
весь
зрительный
зал,
ведь
эта
песня
является
самым
популярным
музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная
война.
(Звучит мелодия «День Победы»)
Ведущий 1: Конкурс военно-патриотической песни «К подвигу героев песней
прикоснись…» подошел к концу.
Ведущий
2:
Сегодня
мы
с
вами
смогли
вспомнить
и
познакомиться
с
некоторыми песнями военных лет. Надеемся, что они останутся в нашей
памяти надолго. Мы прощаемся с вами! До новых встреч!!!
Стихотворения для чтецов:
Чтец 1:
Над могильной плитой под стрелой обелиска -
Только взглянешь, и к горлу комок -
Опустилась рука, положила записку:
"С днём рожденья тебя, мой сынок!"
Это мама пришла, поседевшая рано,
Белый шрам от войны на виске.
И дышала гвоздика - незажившая рана -
На пронзительно чистом листке.
С днём рожденья, солдат! Поклоняются люди,
Облака и цветы, и трава.
Никогда для тебя смертной даты не будет,
Если мама осталась жива.
Начертала война на трагических плитах
Имена... имена... имена...
Вы навек рождены, вы вовек не забыты,
Если Родина-мать спасена.
Чтец 2:
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! - прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И каждый день, родное, поле
Приносит ветром имена.