Автор: Сечкина Мунира Каратаевна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: БФУ имени И.Канта
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Раздел: высшее образование
Сечкина М.К., ст. преподаватель
Ресурсного Центра (кафедры)
иностранных языков
БФУ им. Канта, Калининград
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-
РЕСУРСОВ
Профессионально-ориентированное обучение - далеко не новый подход
в обучении иностранному языку. И в советские времена международное
сотрудничество
в
области
науки
и
техники
требовало
от
выпускников
высших учебных заведений знания иностранного языка. Основной целью
тогда являлось умение использовать информацию из зарубежных источников,
что способствовало как расширению общеобразовательного кругозора, так и
повышению квалификации.
В настоящее время в основе программ, с которыми мы работаем, лежит
следующие
положение,
зафиксированное
в
современных
документах
по
модернизации высшего профессионального образования:
-Владение
иностранным
языком
является
неотъемлемой
частью
профессиональной подготовки всех специалистов в вузе.
А одной из формируемых компетенций в процессе обучения является:
-
способность
свободно
пользоваться
русским
и
иностранным
языками,
как
средством
делового
общения;
способность
к
активной
социальной мобильности. (ОК-8)
Исходя из этих положений, чтения литературы на языке и усвоения
терминологии
и
специальной
лексики
уже
недостаточно.
Необходима
коммуникативная
направленность,
а
именно:
участие
в
международных
научных семинарах и конференциях, общение с зарубежными партнерами,
обмен
информацией.
А
в
условиях
информатизации
обще ства
профессиональная мобильность специалиста будет всегда актуальна. И здесь
главным средством приобретения новых профессиональных знаний и умений
становится именно язык.
Будущий специалист должен сознавать, что чтение на языке и общение
с
зарубежными
коллегами
становится
необходимостью
в
плане
профессионального роста. И в процессе профессионально-ориентированного
обучения надо ориентировать студентов на то, что иностранный язык не
просто
одна
из
дисциплин
в
учебном
плане,
а
инструмент,
который
необходим
как для подготовки компетентного специалиста, так и для его
будущего карьерного роста.
В
настоящее
время
многие
известные
издательства,
к
примеру,
Оксфордское
или
Кембриджское,
создают
курсы
для
профессионального
общения для инженеров, юристов, экономистов, финансистов и т.д., которые
содержат
множество
различных
заданий
для
освоения
терминологии
и
развития
коммуникативных
навыков.
Это
хорошие
учебно-методические
комплексы, включающие современные аутентичные материалы.
Но когда речь заходит о точных науках, например о математике, то, на
мой взгляд, курс должен содержать материалы и по истории дисциплины, и
материалы,
посвященные
основным
разделам
высшей
математики
и
математическим теориям, т.е. быть приближенным к курсу математических
дисциплин, которые студенты изучают на русском языке. Это необходимо для
того, чтобы студент не испытывал трудности и мог изложить на языке любой
изученный материал.
Этим требованиям отвечает учебник В.П. Дорожкиной «Английский
язык
для
студентов-математиков».
Но
у
этого
учебника
нет
аудио-
и
видеоматериалов. Речь пойдет о том, как можно, используя интернет ресурсы,
этот учебник «озвучить».
Для начала можно предложить озвученные математические термины и
чтение символов на сайте: speakenglish.co.uk.
Далее
есть
замечательный
сайт: neok12, который предоставляет
видео-уроки
по
разным
дисциплинам,
в
том
числе
и
по
математике.
Например, возьмем тексты из основного курса учебника «Английский для
студентов-математиков»:
Text 1.Counting. Natural Numbers. Notations;
Text 2. Number System of Mathematics;
Text3. Mathematical Proof;
Text 4. Basic Geometric Concepts и т.д., и посмотрим на названия видео-
уроков сайта – практически полное совпадение по темам. Если совпадают
темы, то и лексический материал тот же, но подача материала отличается, и в
этом есть своё преимущество.
Текстовой материал основан на теоретическом подходе, а видео-уроки
преследуют
практическую
направленность.
Понятно,
что
видео-уроки
не
заменят текстовой материал. Но если включить визуальные способности и
поработать с текстом, потом добавить аудиальные способности, и посмотреть
этот материал, то результат отличный.
Один из способов проверить, насколько хорошо усвоен материал - это
включить
видео-урок
без
звука
и
попросить
студентов
озвучить
или
продемонстрировать решение подобных примеров на доске. Такие задания у
студентов трудностей не вызывают.
Следующий этап работы – это лекции на: youtube. Листая тексты в
учебнике,
можно
найти
лекции
на
сайте
практически
по
всем
темам.
Например,
“A
biographical
history
of
modern
Geometry”,
“Non-Euclidean
Geometry”,
“From
one
to
many
Geometries”
by
Professor
Raymond
Flood,
“Topology” и т.д. - перечислять можно долго.
Хорошей
мотивацией
для
студентов
является
посещение
лекций
приглашенных ученых из разных стран, - в нашем университете это не
редкость,
-
и
участие
в
международных
программах
академического
и
научного
обмена.
А
чтобы
стать
участником
таких
программ
и
пройти
стажировку
или
обучение
в
зарубежных
вузах,
хороший
уровень
профессионального языка необходим.
Необходимость
уделить
должное
внимание
профессионально-
ориентированному обучению продиктовано изменениями образовательных
программ высшего профессионального образования, требующих качественно
иных знаний, умений и навыков.