Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ


Автор: Сечкина Мунира Каратаевна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: БФУ имени И.Канта
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Раздел: высшее образование





Назад




Сечкина М.К., ст. преподаватель

Ресурсного Центра (кафедры)

иностранных языков

БФУ им. Канта, Калининград

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-

РЕСУРСОВ

Профессионально-ориентированное обучение - далеко не новый подход

в обучении иностранному языку. И в советские времена международное

сотрудничество

в

области

науки

и

техники

требовало

от

выпускников

высших учебных заведений знания иностранного языка. Основной целью

тогда являлось умение использовать информацию из зарубежных источников,

что способствовало как расширению общеобразовательного кругозора, так и

повышению квалификации.

В настоящее время в основе программ, с которыми мы работаем, лежит

следующие

положение,

зафиксированное

в

современных

документах

по

модернизации высшего профессионального образования:

-Владение

иностранным

языком

является

неотъемлемой

частью

профессиональной подготовки всех специалистов в вузе.

А одной из формируемых компетенций в процессе обучения является:

-

способность

свободно

пользоваться

русским

и

иностранным

языками,

как

средством

делового

общения;

способность

к

активной

социальной мобильности. (ОК-8)

Исходя из этих положений, чтения литературы на языке и усвоения

терминологии

и

специальной

лексики

уже

недостаточно.

Необходима

коммуникативная

направленность,

а

именно:

участие

в

международных

научных семинарах и конференциях, общение с зарубежными партнерами,

обмен

информацией.

А

в

условиях

информатизации

обще ства

профессиональная мобильность специалиста будет всегда актуальна. И здесь

главным средством приобретения новых профессиональных знаний и умений

становится именно язык.

Будущий специалист должен сознавать, что чтение на языке и общение

с

зарубежными

коллегами

становится

необходимостью

в

плане

профессионального роста. И в процессе профессионально-ориентированного

обучения надо ориентировать студентов на то, что иностранный язык не

просто

одна

из

дисциплин

в

учебном

плане,

а

инструмент,

который

необходим

как для подготовки компетентного специалиста, так и для его

будущего карьерного роста.

В

настоящее

время

многие

известные

издательства,

к

примеру,

Оксфордское

или

Кембриджское,

создают

курсы

для

профессионального

общения для инженеров, юристов, экономистов, финансистов и т.д., которые

содержат

множество

различных

заданий

для

освоения

терминологии

и

развития

коммуникативных

навыков.

Это

хорошие

учебно-методические

комплексы, включающие современные аутентичные материалы.

Но когда речь заходит о точных науках, например о математике, то, на

мой взгляд, курс должен содержать материалы и по истории дисциплины, и

материалы,

посвященные

основным

разделам

высшей

математики

и

математическим теориям, т.е. быть приближенным к курсу математических

дисциплин, которые студенты изучают на русском языке. Это необходимо для

того, чтобы студент не испытывал трудности и мог изложить на языке любой

изученный материал.

Этим требованиям отвечает учебник В.П. Дорожкиной «Английский

язык

для

студентов-математиков».

Но

у

этого

учебника

нет

аудио-

и

видеоматериалов. Речь пойдет о том, как можно, используя интернет ресурсы,

этот учебник «озвучить».

Для начала можно предложить озвученные математические термины и

чтение символов на сайте: speakenglish.co.uk.

Далее

есть

замечательный

сайт: neok12, который предоставляет

видео-уроки

по

разным

дисциплинам,

в

том

числе

и

по

математике.

Например, возьмем тексты из основного курса учебника «Английский для

студентов-математиков»:

Text 1.Counting. Natural Numbers. Notations;

Text 2. Number System of Mathematics;

Text3. Mathematical Proof;

Text 4. Basic Geometric Concepts и т.д., и посмотрим на названия видео-

уроков сайта – практически полное совпадение по темам. Если совпадают

темы, то и лексический материал тот же, но подача материала отличается, и в

этом есть своё преимущество.

Текстовой материал основан на теоретическом подходе, а видео-уроки

преследуют

практическую

направленность.

Понятно,

что

видео-уроки

не

заменят текстовой материал. Но если включить визуальные способности и

поработать с текстом, потом добавить аудиальные способности, и посмотреть

этот материал, то результат отличный.

Один из способов проверить, насколько хорошо усвоен материал - это

включить

видео-урок

без

звука

и

попросить

студентов

озвучить

или

продемонстрировать решение подобных примеров на доске. Такие задания у

студентов трудностей не вызывают.

Следующий этап работы – это лекции на: youtube. Листая тексты в

учебнике,

можно

найти

лекции

на

сайте

практически

по

всем

темам.

Например,

“A

biographical

history

of

modern

Geometry”,

“Non-Euclidean

Geometry”,

“From

one

to

many

Geometries”

by

Professor

Raymond

Flood,

“Topology” и т.д. - перечислять можно долго.

Хорошей

мотивацией

для

студентов

является

посещение

лекций

приглашенных ученых из разных стран, - в нашем университете это не

редкость,

-

и

участие

в

международных

программах

академического

и

научного

обмена.

А

чтобы

стать

участником

таких

программ

и

пройти

стажировку

или

обучение

в

зарубежных

вузах,

хороший

уровень

профессионального языка необходим.

Необходимость

уделить

должное

внимание

профессионально-

ориентированному обучению продиктовано изменениями образовательных

программ высшего профессионального образования, требующих качественно

иных знаний, умений и навыков.



В раздел образования