Напоминание

Программа по внеурочной деятельности "Юный краевед-исследователь"


Автор: Миронова Юлия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Бугуруслан
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по внеурочной деятельности "Юный краевед-исследователь"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании НМС зам. директора по ВР директор МАОУ «Гимназия №1» Протокол №___ _________ О.В. Глинская __________ О.А. Кузьмин «__»_________ 2014г. «___»__________ 2014г. «____»_________ 2014г. Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный краевед - исследователь»
Направление: социальное Класс: 1-2 Руководитель: Миронова Ю.Л. учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед-исследо- ватель» для 1-2 класса разработана на основе программы «Я – гражданин России» автора С.В.Сабиной (Программы внеурочной деятельности. (Систе- ма Л.В.Занкова,) А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков Концепции ду- ховно-нравственного воспитания российских школьников. Данная программа имеет социальную направленность. Высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творче- ского, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее сво- ей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. В последнее десятилетие в России произошли экономические и поли- тические изменения, которые привели к значительной социальной дифферен- циации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили вос- питательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной по- степенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотиче- ского сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего по- коления. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о стату- се воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школь- ников с историей, культурой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспи- тательный процесс. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих ро- дителей, бабушек. Для более детального изучения своего края необходима Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
организация исследовательской деятельности, которая является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, разви- тие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, по- скольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познава- тельных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для уча- щихся знаний и способов деятельности. Обучающиеся начальных классов научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям. Программа является пропедевтикой для более глубокого изучения ис- тории, культуры и природных особенностей города Бугуруслана и Оренбург- ской области и в будущем станут основой для реализации учебно-исследова- тельских проектов в среднем и старшем звене школы. Новизной данной программы является то, что в основе лежит си- стемно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельно- го успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Цель:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Для достижения цели должны решаться следующие
задачи
: 1. Формирование системы ценностных ориентаций: а) уважение к истории родного края; б) утверждение нравственных ценностей; в) воспитание любви к малой родине, гордость за её достижения, уважения к традициям старших поколений. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся: а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему ; б) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему; в) развитие умения участвовать в работе ученических конференций. 3.Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности: а) умения сформулировать проблему исследования; б) овладеть методикой сбора, оформления материала; в) мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер- дия и самостоятельности; г) познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; д) прививать навыки организации научного труда, работы со словарями энциклопедиями; е) выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни- кативных способностей и прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Организация социального развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся в 1классе направлена
н а формирование

семейной культуры.

1 класс

«Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи: воспитывать в детях уважение и любовь к семье; формировать чувства ответственности перед будущей семьей. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
В области формирования ценностного отношения к природе, окру-

жающей среде (экологическое воспитание): 2

класс «Мой

край: природа и экология»
. Задачи: формировать осознанное правильное отношение к объектам природы, находящимся рядом; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний обокружающем мире; Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы; прививать любовь к природе, желание о ней заботиться; воспитывать сознательное , развивать познавательную активность; способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, ценностного отношения к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, личная ответственность за свои поступки. На программу «Юный краевед - исследователь» отводится по 1 часу в неделю.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе – коллективная, групповая, в парах, индивидуальная формы работы, работа с привлечением родителей. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная) Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):  Беседы  Сообщения  Встречи с интересными людьми  Литературно – музыкальные композиции  Просмотр и обсуждение видеоматериала  Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)  Творческие конкурсы  Выставки декоративно- прикладного искусства  Коллективные творческие дела  Показательные выступления  Праздники  Викторины  Интеллектуально- познавательные игры  Мониторинги Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
 Поездки, походы по историческим и памятным местам  Тренинги  Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране  Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций  Заочные путешествия  Исследовательская практика  Творческие проекты, исследовательские работы, презентации  Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров  Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко- патриотического содержания ( у р о ч н а я , в н е у р о ч н а я , внешкольная) Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, библиотеками города, краеведческим музеем и драматическим театром имени Гоголя.
Основные методы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исслед овательских раб от, мини-конференция , ко н с ул ьт а ц и я . Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии:
Ø уровневая дифференциация; Ø проблемное обучение; Ø моделирующая деятельность; Ø поисковая деятельность; Ø информационно-коммуникационные технологии; Ø здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».
В ходе реализации программы «Юный краевед-исследователь» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов, которые распределяются по трём уровням.
Первый уровень

результатов
(1 класс)
Второй уровень

результатов
(1-2 класс)
Третий уровень

результатов
(2 класс) духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок, а также предполагает приобретение предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Это взаимодействие обучающихся между предполагает получение школьниками самостоятельного и социального начального опыта общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения; Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи собой на уровне класса, образовательного учреждения. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде, участие в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги
реализации программы могут быть
представлены
через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому д о л ж е н б ы т ь п о с л е д о в а т е л ь н ы м , п о с т е п е н н ы м . Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов социального развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. В результате прохождения программного материала
к концу 1 класса

обучающиеся должны
Знать: 1.Родословную своей семьи. 2.Происхождение своей фамилии и значение своего имени. 3.Семейные традиции. 4.Владеть информацией о профессии своих родителей. 5.Разнообразие и особенности профессий. 6.Права и обязанности родителей и детей. 7.Вклад своей семьи в историю города, страны. 8.Правила этики и культуры речи. 9.Что такое «проект», «проблема», «гипотеза» Уметь: 1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, у м е т ь м ы с л е н н о с т а в и т ь с е б я в а н а л о г и ч н у ю с и т у а ц и ю . 3.Вести рассказ от начала до конца; 4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты. 5.Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 6.Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи . 7 . П р о г н о з и р о в ат ь , с т а в и т ь п р о бл е м у, в ы д в и г ат ь г и п о т е з у. 8.Ставить вопросы для решения проблемы. В результате прохождения программного материала
к концу 2 класса

обучающиеся должны
Знать: 1.Основы экологической культуры. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
2.Некоторые особенности природы своего края. 3.Значение природы для человека. 4. Группы растений и животных. 5.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. 6. Правила поведения в природе. Уметь: 1.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. 2.Различать изученные растения, животных. 3.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя. 4 .Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главное и второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе; презентовать работу общественности. У обучающихся 1-2 классов будут сформированы
универсальные

учебные действия
, а именно: Личностные и метапредметные результаты Результаты Формируемые умения Средства формирования Личностные самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего организация на занятии парно-групповой работы Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
поведения; гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Оренбургской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; эстетические потребности, ценности и чувства; формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
творческого мышления.

Метапредметные результаты Результаты Формируемые умения Средства формирования Регулятивные адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве . Познавательные умения учиться: ставить и формулировать проблемы; осуществлять расширенный поиск информации с Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; запись, фиксация информации об использованием ресурсов библиотек и Интернета Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; установление причинно- следственных связей. Коммуникативные ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); определять цели, функции участников, способы взаимодействия; формулировать учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве . участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, по- следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин- формацию как ориентир для построения действия.
Формы учета знаний, умений.
В процессе оценки достижения планируемых результатов и подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, исследовательские и проектные работы, выставки с художественно-прикладными и техническими работами, праздники) . В конце каждого семестра и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.


Диагностика.


Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения; - способности; - темперамент; - самооценка; - успешность в деятельности; - уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия; - социально-психологический климат в классе; - общие сведения.
3. Формы диагностики
: - анкетирование; - тестирование; - наблюдение; - беседы. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий.
Содержание программы внеурочной деятельности

«Юный краевед- исследователь»

1 класс (33 часа)

«Семья вся вместе – и душа на месте»

Раздел 1. Я и моя семья (11 ч)
Знакомство учеников друг с другом, с интересами одноклассников и их семьями. Раскрытие тайны имени и происхождение фамилии. Знакомство с понятием «проект», «проблема», «гипотеза», «объект исследования», «источник информации». Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Раздел 2. История моей семьи (9 ч.)
Герб моей семьи. Моя родословная. Игры моих бабушек и дедушек. Семейные традиции. Первые шаги в создании проекта.
Раздел 3. В мире интересных профессий (8 ч.)
Калейдоскоп профессий. Профессии родителей, бабушек, дедушек. Все профессии нужны, все профессии важны. Морально-этическая тема в произведении В. Маяковского «Кем быть?». Вклад моей семьи в историю города, страны. У моих родных золотые руки. Презентация семейных проектов.
Раздел 4.

Культура общения (5 ч.)
О культуре общения. Этикетные ситуации в рассказах Н.Носов, В. Драгунского, В. Осеевой . Семейные правила общения. Презентация группового проекта. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »

Тематический план

программы внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».

1 класс.

«Семья вся вместе – и душа на месте»
Задачи: познакомить с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности; ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон; познакомить с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать; познакомить со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами; воспитывать в детях уважение и любовь к семье; № Наименование разделов и тем Кол-во часов Теоретич еских Практичес- ких Формы организации деятельности учащихся
Я и моя семья

11

5

6
1 Мой дом – моя крепость 1 + игра Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
2 Мои родные. Что такое проект? 1 + фотовернисаж 3 Мое имя и фамилия Что такое проблема? 1 + исследовательска я практика 4 Мое имя и фамилия Постановка проблемы. Определение объекта исследования 1 + исследовательска я практика 5 Досуг в моей семье Как мы познаем мир. 1 + беседа 6 Подвижные семейные игры Учимся наблюдать. 1 + сюжетно-ролевая игра 7 Папа, мама, я – читающая семья Что такое гипотеза 1 + викторина 8 Распределение обязанностей в семье Учимся выдвигать гипотезу 1 + беседа 9 Мои обязанности в семье Удивительный вопрос. 1 + беседа Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
10 Права и обязанности родителей и детей. Учимся ставить вопросы для решения проблемы. 1 + круглый стол 11 Ты – родитель. Повторение «Первые шаги в исследовании». 1 + ролевая игра
История моей семьи

9

1

8
12 Герб моей семьи Что такое источники информации. 1 + конкурс рисунков 13 Моя родословная. Работа с источниками информации. 1 + беседа 14 Игры бабушек, дедушек Учимся создавать проект 1 + тренинг 15 Игры бабушек, дедушек Учимся создавать проект 1 + исследовательска я практика 16 Игры бабушек, дедушек Учимся создавать проект 1 + мониторинг Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
17 Моя семья. Семейные традиции. Учимся создавать проект 1 + тренинг 18 Моя семья. Семейные традиции. Учимся создавать проект 1 + исследовательска я практика 19 Моя семья. Семейные традиции. Учимся создавать проект 1 + мониторинг 20 Великая Отечественная война в истории моей семьи. Повторение «Проблема. Гипотеза. Источники информации.» 1 + исследовательска я практика
В мире интересных

профессий

8

3

5
21 Проект «Калейдоскоп профессий». Учимся презентовать проект 1 + устный журнал 22 Проект «Калейдоскоп 1 + мониторинг Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
профессий». Учимся презентовать проект 23 Семейный проект «Профессии моих родителей» 1 + мониторинг 24 Семейный проект «Профессии моих бабушек и дедушек» 1 + мониторинг 25 Морально-этическая тема в произведении В. Маяковского «Кем быть?» Повторение «Школа почемучек» 1 + этическая беседа 26 Все профессии нужны, все профессии важны. Повторение «Постановка проблемы, выдвижение гипотезы» 1 + беседа 27 Семейный проект «Вклад моей семьи в историю города, страны» 1 + мониторинг 28 Семейный проект «У моих родных золотые 1 + выставка декоративно- Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
руки» прикладного искусства, мониторинг
Культура общения

5

1

4
29 О культуре общения Повторение «Проблема. Объект исследования. Гипотеза.» 1 + беседа 30 Групповой проект «Семейные правила общения» Учимся презентовать групповой проект 1 + мониторинг 31 Этикетные ситуации в рассказах Н.Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. Повторение «Удивительный вопрос» 1 + этическая беседа 32 Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. 1 + Фестиваль «Лучшие проектные работы- 2014» 33
Итоговое занятие
«Семья вся вместе – и 1 + праздник Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
душа на месте»
Содержание программы внеурочной деятельности

«Юный краевед»

2 класс (34 часа).

«Мой край: природа и экология»

Раздел 1 . Наука экология ( 6 ч.)
Почему мы часто слышим слово «Экология»? Работа с источниками информации. Природа и искусство. Постановка проблемы. Определение объекта исследования Отношение человека к природе. Экологическая безопасность. Учимся ставить проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу Экологическая обстановка в родном городе. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
Знакомство с понятием «тема», «этап» проекта. Выделение этапов работы над проектом. Искусство делать сообщение. Защита группового проекта«Экологические проблемы моего города»
Раздел 2. Молчаливые соседи ( 5 ч.)
Знакомство с понятием «актуальность». Интеллектуально-познавательная игра «Животный мир родного края». Постановка и решение проблемы. Групповая работа над проектом. Искусство делать сообщение. Защита группового проекта «Животный мир родного края»
Раздел 3. Пернатые друзья (4 ч.)
Знакомство с понятием «цель проекта». Викторина «Мы – друзья птиц». Перелетные и осёдлые птицы родного края. Знакомство с понятием «задачи проекта». Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!». Художественное слово о птицах. Знакомство с понятием «продукт проекта», «макет», «поделка». Защита семейного проекта «Столовая для пернатых».
Раздел 4 . Растительный мир (5 ч.)
Мини-семинар по итогам экскурсии. Растительный мир родного края. Зелёный мир вокруг нас. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Зелёная аптека Бугуруслана и Бугурусланского района. Сбор материала и создание сборника «Лекарственные травы Бугуруслана и Бугурусланского района».
Раздел 5. Мал золотник -да дорог (7 ч.)
Насекомые Бугуруслана и Бугурусланского района. Насекомые – помощники и вредители. Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми. Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Игра- викторина «Кто важнее?». Как выбрать тему собственного проекта. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
Работа над проектом: тема, актуальность, гипотеза, цель, задачи, этапы работы. Представление собственного проекта.
Раздел 6. Человек – часть живой природы ( 4 ч. )
Люди разные нужны, люди всякие важны. Выращивание лука в домашних условиях. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сбор материалов и информации для коллективной исследовательской работы «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука». Сообщение о результатах исследования по теме «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука».
Раздел 7. Охрана природы (3 ч.)
Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. Создание проекта«Человек! Будь природе другом!». Праздник друзей природы
Тематический план

программы внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».

2 класс.

«Мой край: природа и экология»
Задачи: учить работать над проектом исследования: самостоятельно выбирать тему проекта, определять её актуальность и ставить цель и задачи; выделять главное и второстепенное в собранном материале; определять этапы работы над проектом; совершенствовать умения ставить проблему исследования, выдвигать гипотезу; Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез,сравнение), творческого воображения, познавательных возможностей детей; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний об окружающем мире; формировать осознанное правильное отношение к объектам природы, находящимся рядом; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. № Наименование разделов и тем Кол-во часов Теоре- иче- ских Практи- ческих Формы организации деятельности учащихся
Наука экология.

6

3

3
1 Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Работа с источниками информации. Путешествие в природу. 1 + заочное путешествие 2 Природа и искусство. Постановка проблемы. Определение объекта исследования 1 + беседа 3 Отношение человека к природе. Экологическая 1 + беседа Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
безопасность. Учимся ставить проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу 4 Экологическая обстановка в родном городе. Знакомство с понятием «тема», «этап» проекта. Выделение этапов работы над проектом. 1 + исследовательская практика 5 Групповая работа над проектом «Экологические проблемы моего города» 1 + исследовательская практика 6 Искусство делать сообщение. Защита группового проекта«Экологические проблемы моего города» 1 + мониторинг
Молчаливые соседи
5
2

3
7 Знакомство с понятием «актуальность» Интеллектуально- познавательная игра 1 + интеллектуально- познавательная игра Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
«Животный мир родного края». 8 Актуальная тема проекта. Выделяем главное и второстепенное. Животный мир родного края. 1 + беседа 9 Искусство задавать вопросы. Посещение краеведческого музея. 1 + экскурсия в краеведческий музей 10 Постановка и решение проблемы. Групповая работа над проектом. 1 + исследовательская практика 11 Искусство делать сообщение. Защита группового проекта «Животный мир родного края» 1 + мониторинг
Пернатые друзья

4

2

2
12 Знакомство с понятием «цель проекта» Викторина «Мы – 1 + викторина Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
друзья птиц». Перелетные и осёдлые птицы родного края. 13 Знакомство с понятием «задачи проекта» Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!» 1 + экскурсия 14 Художественное слово о птицах. Знакомство с понятием «продукт проекта», «макет», «поделка» 1 + беседа 15 Защита семейного проекта «Столовая для пернатых» 1 + мониторинг
Растительный мир

5

2

3
16 Экспресс-исследование Экскурсия в парк 1 + экскурсия 17 Мини-семинар по итогам экскурсии. Растительный мир родного края. 1 + мониторинг 18 Зелёный мир вокруг нас 1 + интеллектуально- познавательная игра 19 Растения – сорняки и 1 + сообщения учащихся Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
вредители здоровья человека. 20 Зелёная аптека Бугуруслана и Бугурусланского района. Сбор материала и создание сборника «Лекарственные травы Бугуруслана и Бугурусланского района». 1 + исследовательская практика
«Мал золотник – да

дорог»

7

2

5
21 Насекомые Бугуруслана и Бугурусланского района. Насекомые – помощники и вредители 1 + сообщения учащихся 22 Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми. 1 + беседа 23 Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков 1 + мониторинг Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
24 Игра-викторина «Кто важнее?» 1 + интеллектуально- познавательная игра 25 Как выбрать тему собственного проекта. Работа над проектом: тема, актуальность, гипотеза, цель, задачи, этапы работы. 1 + тренинг 26 Представление собственного проекта. 1 + мониторинг 27 Представление собственного проекта. 1 + мониторинг
Человек – часть живой

природы

4

1

3
28 Люди разные нужны, люди всякие важны. 1 + сообщения 29 Выращивание лука в домашних условиях. Знакомство с наблюдением как методом исследования. 1 + исследовательская практика 30 Сбор материалов и информации для коллективной исследовательской работы «Влияние 1 + исследовательская практика Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
условий хранения на рост и развитие репчатого лука» 31 Сообщение о результатах исследования по теме «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука» 1 + мониторинг
Охрана природы.

3

1

2
32 Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. 1 + беседа 33 Создание проекта «Человек! Будь природе другом!» 1 + мониторинг 34 Итоговое занятие Праздник друзей природы 1 + сюжетно-ролевая игра патриотического содержания Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »

Список литературы.

1 .
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.-142 с.
2.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »

3 .
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
5 .
Проектные задачи в навальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова.- М.: Просвещение, 2011.-176с.
6.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
7.
Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»
8.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
9.
Семёнова Н.А. Методы и формы обучения: Учитель – ученик. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.
10.
Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»
11.
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
12.
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. / Сост. Е.Н. Петрова- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »


В раздел образования