Программа по внеурочной деятельности "Юный краевед-исследователь"
Автор: Миронова Юлия Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: город Бугуруслан Наименование материала: учебная программа Тема: Программа по внеурочной деятельности "Юный краевед-исследователь" Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования «город Бугуруслан»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании НМС зам. директора по ВР директор МАОУ «Гимназия №1»
Протокол №___ _________ О.В. Глинская __________ О.А. Кузьмин
«__»_________ 2014г. «___»__________ 2014г. «____»_________ 2014г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный краевед - исследователь»
Направление: социальное
Класс: 1-2
Руководитель:
Миронова Ю.Л.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед-исследо-
ватель» для 1-2 класса разработана на основе программы «Я – гражданин
России» автора С.В.Сабиной (Программы внеурочной деятельности. (Систе-
ма Л.В.Занкова,) А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков Концепции ду-
ховно-нравственного воспитания российских школьников. Данная программа
имеет социальную направленность.
Высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творче-
ского, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее сво-
ей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского
народа.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и поли-
тические изменения, которые привели к значительной социальной дифферен-
циации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили вос-
питательное воздействие российской культуры и образования как важнейших
факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной по-
степенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотиче-
ского сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего по-
коления. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания
сегодня является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание
должно осуществляться на основе качественно нового представления о стату-
се воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных
особенностей, достижений современного педагогического опыта.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школь-
ников с историей, культурой, бытом родного края. Краеведческий подход в
образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспи-
тательный процесс.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих ро-
дителей, бабушек. Для более детального изучения своего края необходима
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
организация исследовательской деятельности, которая
является средством
освоения действительности и её главные цели – установление истины, разви-
тие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, по-
скольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и
определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся
личности. Результатом этой деятельности является формирование познава-
тельных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для уча-
щихся знаний и способов деятельности. Обучающиеся начальных классов
научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут
первые знания по исследованиям.
Программа
является пропедевтикой для более глубокого изучения ис-
тории, культуры и природных особенностей города Бугуруслана и Оренбург-
ской области и в будущем станут основой для реализации учебно-исследова-
тельских проектов в среднем и старшем звене школы.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит си-
стемно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельно-
го успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,
видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности
обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Цель: формирование активной гражданской позиции, чувств любви к
прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города,
формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений
младших школьников.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи :
1. Формирование системы ценностных ориентаций:
а) уважение к истории родного края;
б) утверждение нравственных ценностей;
в) воспитание любви к малой родине, гордость за её достижения, уважения к
традициям старших поколений.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему ;
б) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
в) развитие умения участвовать в работе ученических конференций.
3.Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской
деятельности:
а) умения сформулировать проблему исследования;
б) овладеть методикой сбора, оформления материала;
в) мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер-
дия и самостоятельности;
г) познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности,
со способами поиска информации;
д) прививать навыки организации научного труда, работы со словарями
энциклопедиями;
е) выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них
познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни-
кативных
способностей
и
прививать
интерес
к
исследовательской
деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два главных
вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность
в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение
рекомендаций
по
организации
учебно-исследовательской
деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько
на
формирование
активной
личности,
мотивированной
к
самообразованию,
обладающей
начальными
навыками
самостоятельного
поиска,
отбора,
анализа
и
использования
информации.
Важнейшим
приоритетом начального образования является формирование общеучебных
умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность
всего
последующего
обучения
ребенка.
Развитие
личностных
качеств
и
способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
разнообразной
деятельности:
учебно-познавательной,
практической,
социальной.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем
проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный
характер.
Организация
социального
развития
и
духовно-нравственного
воспитания
обучающихся
в
1классе
направлена н а формирование
семейной культуры.
1 класс
«Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и
младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской
этике;
воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения
к
учению,
труду,
жизни.
Предполагаемый
результат
деятельности:
формирование
у
учащихся
семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу
воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития
ребенка.
В области формирования ценностного отношения к природе, окру-
жающей среде (экологическое воспитание): 2
класс «Мой
край: природа и экология» . Задачи:
формировать осознанное правильное отношение к объектам природы,
находящимся рядом;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний
обокружающем мире;
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы;
прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
воспитывать сознательное , развивать познавательную активность;
способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез,
сравнение);
развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний
в жизни человека, ценностного отношения к окружающему миру, готовность
следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения, личная ответственность за свои поступки.
На программу «Юный краевед - исследователь» отводится по 1 часу в
неделю.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе – коллективная, групповая, в парах,
индивидуальная формы работы, работа с привлечением родителей.
Теоретические занятия
(урочная, внеурочная, внешкольная)
Практические занятия
(урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными
людьми
Литературно – музыкальные
композиции
Просмотр и обсуждение
видеоматериала
Экскурсии (урочная,
внеурочная, внешкольная)
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-
прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-
познавательные игры
Мониторинги
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Поездки, походы по
историческим и памятным
местам
Тренинги
Наблюдение учащихся за
событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Исследовательская практика
Творческие проекты,
исследовательские работы,
презентации
Проведение выставок
семейного художественного
творчества, музыкальных
вечеров
Сюжетно
-
ролевые
игры
гражданского
и
историко-
патриотического
содержания
( у р о ч н а я ,
в н е у р о ч н а я ,
внешкольная)
Программа
реализуется
в
постоянном
взаимодействии
и
тесном
сотрудничестве с семьями
обучающихся,
библиотеками города,
краеведческим музеем и драматическим театром имени Гоголя.
Основные методы.
Методы
проведения
занятий:
беседа,
игра,
практическая
работа,
эксперимент,
наблюдение,
экспресс-исследование,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
защита
исслед овательских
раб от,
мини-конференция ,
ко н с ул ьт а ц и я .
Методы контроля:
консультация, доклад, защита исследовательских работ,
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
научно-
исследовательская
конференция,
участие
в
конкурсах
исследовательских
работ.
Технологии:
Ø уровневая дифференциация;
Ø проблемное обучение;
Ø моделирующая деятельность;
Ø поисковая деятельность;
Ø информационно-коммуникационные технологии;
Ø здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».
В ходе реализации программы «Юный краевед-исследователь» будет
обеспечено
достижение
обучающимися
воспитательных
результатов,
которые распределяются по трём уровням.
Первый уровень
результатов
(1 класс)
Второй уровень
результатов
(1-2 класс)
Третий уровень
результатов
(2 класс)
духовно-нравственные
приобретения, которые
получат обучающиеся
вследствие участия их в
экскурсиях, играх,
выставках, конкурсах
рисунков, поделок, а
также предполагает
приобретение
предполагает
позитивное отношение
детей к базовым
ценностям общества, в
частности к
образованию и
самообразованию. Это
взаимодействие
обучающихся между
предполагает получение
школьниками
самостоятельного и
социального начального
опыта общественного
действия, формирование
у младшего школьника
социально приемлемых
моделей поведения;
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
первоклассниками
новых знаний, опыта
решения проектных
задач по различным
направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи
собой на уровне класса,
образовательного
учреждения. Результат
проявляется в активном
использовании
школьниками метода
проектов,
самостоятельном выборе
тем (подтем) проекта,
приобретении опыта
самостоятельного
поиска, систематизации
и оформлении
интересующей
информации.
взаимодействие
обучающегося с
представителями
различных социальных
субъектов за пределами
образовательного
учреждения, в открытой
общественной среде,
участие в реализации
социальных проектов по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали
Переход
от
одного
уровня
воспитательных
результатов
к
другому
д о л ж е н
б ы т ь
п о с л е д о в а т е л ь н ы м ,
п о с т е п е н н ы м .
Достижение
трёх
уровней
воспитательных
результатов
обеспечивает
появление
значимых
эффектов
социального
развития
и
воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение
базовых
национальных
ценностей,
развитие
нравственного
самосознания,
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного
отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса
обучающиеся должны
Знать:
1.Родословную своей семьи.
2.Происхождение своей фамилии и значение своего имени.
3.Семейные традиции.
4.Владеть информацией о профессии своих родителей.
5.Разнообразие и особенности профессий.
6.Права и обязанности родителей и детей.
7.Вклад своей семьи в историю города, страны.
8.Правила этики и культуры речи. 9.Что
такое «проект», «проблема», «гипотеза»
Уметь:
1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников,
у м е т ь
м ы с л е н н о
с т а в и т ь
с е б я
в
а н а л о г и ч н у ю
с и т у а ц и ю .
3.Вести рассказ от начала до конца;
4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные
опыты.
5.Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал
с определённой целевой установкой.
6.Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи .
7 . П р о г н о з и р о в ат ь ,
с т а в и т ь
п р о бл е м у,
в ы д в и г ат ь
г и п о т е з у.
8.Ставить вопросы для решения проблемы.
В результате прохождения программного материала
к концу 2 класса
обучающиеся должны
Знать:
1.Основы экологической культуры.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
2.Некоторые особенности природы своего края.
3.Значение природы для человека.
4. Группы растений и животных.
5.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
6. Правила поведения в природе.
Уметь:
1.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
2.Различать изученные растения, животных.
3.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
4 .Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и
процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главное и
второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
У обучающихся 1-2 классов будут сформированы универсальные
учебные действия , а именно:
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
Личностные
самостоятельность и
личная ответственность
за свои поступки,
установка на здоровый
образ жизни;
ценностное отношение к
окружающему миру,
готовность следовать
нормам этического ,
нерасточительного,
здоровьесберегающего
организация на занятии
парно-групповой работы
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
поведения;
гражданская
идентичность в форме
осознания "Я" как
гражданина своего
города, Оренбургской
области, России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю;
эстетические
потребности, ценности и
чувства;
формирование у детей
мотивации к обучению,
о помощи им в
самоорганизации и
саморазвитии;
развитие
познавательных навыков
учащихся, умений
самостоятельно
конструировать свои
знания, ориентироваться
в информационном
пространстве, развитие
критического и
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
творческого мышления.
Метапредметные результаты
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
Регулятивные
адекватно воспринимать
предложения учителей,
товарищей, родителей и
других людей по
исправлению
допущенных ошибок;
учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с
учителем;
планировать свое
действие в соответствии
с поставленной задачей
и условиями ее
реализации, в том числе
во внутреннем плане,
осуществлять итоговый
и пошаговый контроль
по результату.
в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве .
Познавательные
умения учиться: ставить
и формулировать
проблемы;
осуществлять
расширенный поиск
информации с
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого и
исследовательского
характера;
осуществлять поиск
необходимой
информации для вы-
полнения учебных
заданий с
использованием учебной
литературы;
основам смыслового
чтения художественных
и познавательных
текстов, выделять
существенную
информацию из текстов
разных видов;
осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных
признаков;
запись, фиксация
информации об
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
окружающем мире, в
том числе с помощью
ИКТ, заполнение
предложенных схем с
опорой на прочитанный
текст;
установление причинно-
следственных связей.
Коммуникативные
ставить вопросы,
обращаться за помощью,
формулировать свои
затруднения, предлагать
помощь и
сотрудничество;
договариваться о
распределении функций
и ролей в совместной
деятельности;
учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика);
определять цели,
функции участников,
способы
взаимодействия;
формулировать
учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов к
решению проблемы;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе
учета интересов и
позиций всех его
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
собственное мнение и
позицию;
допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения,
в том числе не
совпадающих с его
собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и
взаимодействии;
учитывать разные
мнения и стремиться к
координации различных
позиций в
сотрудничестве .
участников;
с учетом целей
коммуникации
достаточно точно, по-
следовательно и полно
передавать партнеру
необходимую ин-
формацию как ориентир
для построения
действия.
Формы учета знаний, умений.
В процессе оценки достижения планируемых результатов и
подведении
итогов
реализации
Программы
(ежегодно
в
мае)
будут
использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (проекты, творческие работы, исследовательские и проектные работы,
выставки
с
художественно-прикладными
и
техническими
работами,
праздники) .
В конце каждого семестра и по итогам года проводятся церемонии
награждения
учащихся,
которые
предусматривают
вручение
похвальных
грамот,
дипломов,
призов
по
нескольким
номинациям,
что
позволяет
отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором.
Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года,
объявляются учащимся задолго до его окончания.
Диагностика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения
дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в
свою
очередь,
делает
воспитательную
работу
более
рациональной
и
экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения.
3. Формы диагностики :
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Диагностическое
сопровождение
внеурочной
деятельности
ребёнка
предполагает
изучение
результативности
формирования
универсальных
учебных действий.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Юный краевед- исследователь»
1 класс (33 часа)
«Семья вся вместе – и душа на месте»
Раздел 1. Я и моя семья (11 ч)
Знакомство
учеников
друг
с
другом,
с
интересами
одноклассников
и
их
семьями. Раскрытие тайны имени и происхождение фамилии.
Знакомство
с
понятием
«проект»,
«проблема»,
«гипотеза»,
«объект
исследования»,
«источник
информации».
Понятие
о
проектах
и
исследовательской деятельности учащихся.
Раздел 2. История моей семьи (9 ч.)
Герб моей семьи. Моя родословная. Игры моих бабушек и дедушек.
Семейные традиции. Первые шаги в создании проекта.
Раздел 3. В мире интересных профессий (8 ч.)
Калейдоскоп
профессий.
Профессии
родителей,
бабушек,
дедушек.
Все
профессии
нужны,
все
профессии
важны.
Морально-этическая
тема
в
произведении В. Маяковского «Кем быть?». Вклад моей семьи в историю
города,
страны.
У
моих
родных
золотые
руки. Презентация
семейных
проектов.
Раздел 4.
Культура общения (5 ч.)
О культуре общения. Этикетные ситуации в рассказах Н.Носов,
В. Драгунского, В. Осеевой . Семейные правила общения.
Презентация группового проекта.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Тематический план
программы внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».
1 класс.
«Семья вся вместе – и душа на месте»
Задачи:
познакомить с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской
деятельности;
ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему,
развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с
различных сторон;
познакомить
с
понятием
«гипотеза»,
развитие
исследовательского
и
творческого мышления, развитие умения прогнозировать;
познакомить со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и
экспериментами;
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
№
Наименование разделов
и тем
Кол-во
часов
Теоретич
еских
Практичес-
ких
Формы
организации
деятельности
учащихся
Я и моя семья
11
5
6
1
Мой дом – моя крепость 1
+
игра
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
2
Мои родные.
Что такое проект?
1
+
фотовернисаж
3
Мое имя и фамилия
Что такое проблема?
1
+
исследовательска
я практика
4
Мое имя и фамилия
Постановка проблемы.
Определение объекта
исследования
1
+
исследовательска
я практика
5
Досуг в моей семье
Как мы познаем мир.
1
+
беседа
6
Подвижные семейные
игры
Учимся наблюдать.
1
+
сюжетно-ролевая
игра
7
Папа, мама, я –
читающая семья
Что такое гипотеза
1
+
викторина
8
Распределение
обязанностей в семье
Учимся выдвигать
гипотезу
1
+
беседа
9
Мои обязанности в
семье
Удивительный вопрос.
1
+
беседа
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
10
Права и обязанности
родителей и детей.
Учимся ставить
вопросы для решения
проблемы.
1
+
круглый стол
11
Ты – родитель.
Повторение «Первые
шаги в исследовании».
1
+
ролевая игра
История моей семьи
9
1
8
12
Герб моей семьи
Что такое источники
информации.
1
+
конкурс рисунков
13
Моя родословная.
Работа с источниками
информации.
1
+
беседа
14
Игры бабушек, дедушек
Учимся создавать
проект
1
+
тренинг
15
Игры бабушек, дедушек
Учимся создавать
проект
1
+
исследовательска
я практика
16
Игры бабушек, дедушек
Учимся создавать
проект
1
+
мониторинг
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
17
Моя семья. Семейные
традиции.
Учимся создавать
проект
1
+
тренинг
18
Моя семья. Семейные
традиции.
Учимся создавать
проект
1
+
исследовательска
я практика
19
Моя семья. Семейные
традиции.
Учимся создавать
проект
1
+
мониторинг
20
Великая Отечественная
война в истории моей
семьи.
Повторение «Проблема.
Гипотеза. Источники
информации.»
1
+
исследовательска
я практика
В мире интересных
профессий
8
3
5
21
Проект «Калейдоскоп
профессий».
Учимся презентовать
проект
1
+
устный журнал
22
Проект «Калейдоскоп
1
+
мониторинг
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
профессий».
Учимся презентовать
проект
23
Семейный проект
«Профессии моих
родителей»
1
+
мониторинг
24
Семейный проект
«Профессии моих
бабушек и дедушек»
1
+
мониторинг
25
Морально-этическая
тема в произведении
В. Маяковского
«Кем быть?»
Повторение «Школа
почемучек»
1
+
этическая беседа
26
Все профессии нужны,
все профессии важны.
Повторение
«Постановка проблемы,
выдвижение гипотезы»
1
+
беседа
27
Семейный проект
«Вклад моей семьи в
историю города,
страны»
1
+
мониторинг
28
Семейный проект «У
моих родных золотые
1
+
выставка
декоративно-
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
руки»
прикладного
искусства,
мониторинг
Культура общения
5
1
4
29
О культуре общения
Повторение «Проблема.
Объект исследования.
Гипотеза.»
1
+
беседа
30
Групповой проект
«Семейные правила
общения»
Учимся презентовать
групповой проект
1
+
мониторинг
31
Этикетные ситуации в
рассказах Н.Носова,
В. Драгунского,
В. Осеевой.
Повторение
«Удивительный вопрос»
1
+
этическая беседа
32
Что мы узнали и чему
научились за год. Моя
лучшая работа.
1
+
Фестиваль
«Лучшие
проектные
работы- 2014»
33
Итоговое занятие
«Семья вся вместе – и
1
+
праздник
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
душа на месте»
Содержание программы внеурочной деятельности
«Юный краевед»
2 класс (34 часа).
«Мой край: природа и экология»
Раздел 1 . Наука экология ( 6 ч.)
Почему мы часто слышим слово «Экология»? Работа с источниками
информации. Природа и искусство. Постановка проблемы. Определение
объекта исследования Отношение человека к природе. Экологическая
безопасность. Учимся ставить проблему, определять объект исследования,
выдвигать гипотезу Экологическая обстановка в родном городе.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Знакомство с понятием «тема», «этап» проекта. Выделение этапов
работы над проектом. Искусство делать сообщение. Защита группового
проекта«Экологические проблемы моего города»
Раздел 2. Молчаливые соседи ( 5 ч.)
Знакомство с понятием «актуальность». Интеллектуально-познавательная
игра «Животный мир родного края». Постановка и решение проблемы.
Групповая работа над проектом. Искусство делать сообщение. Защита
группового проекта «Животный мир родного края»
Раздел 3. Пернатые друзья (4 ч.)
Знакомство с понятием «цель проекта». Викторина «Мы – друзья птиц».
Перелетные и осёдлые птицы родного края. Знакомство с понятием «задачи
проекта». Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!».
Художественное слово о птицах. Знакомство с понятием «продукт
проекта», «макет», «поделка». Защита семейного проекта «Столовая для
пернатых».
Раздел 4 . Растительный мир (5 ч.)
Мини-семинар по итогам экскурсии. Растительный мир родного края.
Зелёный мир вокруг нас. Растения – сорняки и вредители здоровья человека.
Зелёная аптека Бугуруслана и Бугурусланского района. Сбор материала и
создание сборника «Лекарственные травы Бугуруслана и Бугурусланского
района».
Раздел 5. Мал золотник -да дорог (7 ч.)
Насекомые Бугуруслана и Бугурусланского района. Насекомые – помощники
и вредители. Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых
насекомыми. Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Игра-
викторина «Кто важнее?». Как выбрать тему собственного проекта.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Работа над проектом: тема, актуальность, гипотеза, цель, задачи, этапы
работы. Представление собственного проекта.
Раздел 6. Человек – часть живой природы ( 4 ч. )
Люди разные нужны, люди всякие важны. Выращивание лука в домашних
условиях. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сбор
материалов и информации для коллективной исследовательской работы
«Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука». Сообщение
о результатах исследования по теме «Влияние условий хранения на рост и
развитие репчатого лука».
Раздел 7. Охрана природы (3 ч.)
Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего
края. Создание проекта«Человек! Будь природе другом!». Праздник друзей
природы
Тематический план
программы внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».
2 класс.
«Мой край: природа и экология»
Задачи:
учить работать над проектом исследования: самостоятельно выбирать тему
проекта, определять её актуальность и ставить цель и задачи;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
определять этапы работы над проектом;
совершенствовать умения ставить проблему исследования, выдвигать
гипотезу;
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
способствовать
развитию
основных
процессов
мышления
(анализ,
синтез,сравнение),
творческого воображения, познавательных возможностей детей;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний
об окружающем мире;
формировать осознанное правильное отношение к объектам природы,
находящимся рядом;
воспитывать
бережное
отношение
к
окружающей
среде,
необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы.
№
Наименование разделов
и тем
Кол-во
часов
Теоре-
иче-
ских
Практи-
ческих
Формы организации
деятельности
учащихся
Наука экология.
6
3
3
1
Вводное занятие.
Почему мы часто
слышим слово
«Экология»?
Работа с источниками
информации.
Путешествие в природу.
1
+
заочное путешествие
2
Природа и искусство.
Постановка проблемы.
Определение объекта
исследования
1
+
беседа
3
Отношение человека к
природе. Экологическая
1
+
беседа
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
безопасность.
Учимся ставить
проблему, определять
объект исследования,
выдвигать гипотезу
4
Экологическая
обстановка в родном
городе.
Знакомство с понятием
«тема», «этап»
проекта.
Выделение этапов
работы над проектом.
1
+
исследовательская
практика
5
Групповая работа над
проектом
«Экологические
проблемы моего
города»
1
+
исследовательская
практика
6
Искусство делать
сообщение.
Защита группового
проекта«Экологические
проблемы моего
города»
1
+
мониторинг
Молчаливые соседи
5
2
3
7
Знакомство с понятием
«актуальность»
Интеллектуально-
познавательная игра
1
+
интеллектуально-
познавательная игра
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
«Животный мир
родного края».
8
Актуальная тема
проекта.
Выделяем главное и
второстепенное.
Животный мир родного
края.
1
+
беседа
9
Искусство задавать
вопросы.
Посещение
краеведческого музея.
1
+
экскурсия в
краеведческий музей
10
Постановка и решение
проблемы.
Групповая работа над
проектом.
1
+
исследовательская
практика
11
Искусство делать
сообщение.
Защита группового
проекта «Животный мир
родного края»
1
+
мониторинг
Пернатые друзья
4
2
2
12
Знакомство с понятием
«цель проекта»
Викторина «Мы –
1
+
викторина
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
друзья птиц».
Перелетные и осёдлые
птицы родного края.
13
Знакомство с понятием
«задачи проекта»
Прогулка в парк.
Экологическая акция
«Поможем птицам!»
1
+
экскурсия
14
Художественное слово о
птицах.
Знакомство с понятием
«продукт проекта»,
«макет», «поделка»
1
+
беседа
15
Защита семейного
проекта «Столовая для
пернатых»
1
+
мониторинг
Растительный мир
5
2
3
16
Экспресс-исследование
Экскурсия в парк
1
+
экскурсия
17
Мини-семинар по
итогам экскурсии.
Растительный мир
родного края.
1
+
мониторинг
18
Зелёный мир вокруг нас
1
+
интеллектуально-
познавательная игра
19
Растения – сорняки и
1
+
сообщения учащихся
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
вредители здоровья
человека.
20
Зелёная аптека
Бугуруслана и
Бугурусланского района.
Сбор материала и
создание сборника
«Лекарственные травы
Бугуруслана и
Бугурусланского
района».
1
+
исследовательская
практика
«Мал золотник – да
дорог»
7
2
5
21
Насекомые Бугуруслана
и Бугурусланского
района.
Насекомые –
помощники и вредители
1
+
сообщения учащихся
22
Ядовитые насекомые.
Первая помощь при
травмах, нанесённых
насекомыми.
1
+
беседа
23
Охрана полезных
насекомых. Борьба с
вредителями.
Создание экознаков
1
+
мониторинг
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
24
Игра-викторина «Кто
важнее?»
1
+
интеллектуально-
познавательная игра
25
Как выбрать тему
собственного проекта.
Работа над проектом:
тема, актуальность,
гипотеза, цель, задачи,
этапы работы.
1
+
тренинг
26
Представление
собственного проекта.
1
+
мониторинг
27
Представление
собственного проекта.
1
+
мониторинг
Человек – часть живой
природы
4
1
3
28
Люди разные нужны,
люди всякие важны.
1
+
сообщения
29
Выращивание лука в
домашних условиях.
Знакомство с
наблюдением как
методом исследования.
1
+
исследовательская
практика
30
Сбор материалов и
информации для
коллективной
исследовательской
работы «Влияние
1
+
исследовательская
практика
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
условий хранения на
рост и развитие
репчатого лука»
31
Сообщение о
результатах
исследования по теме
«Влияние условий
хранения на рост и
развитие репчатого
лука»
1
+
мониторинг
Охрана природы.
3
1
2
32
Красная книга – важная
книга. Охраняемые
животные и растения
нашего края.
1
+
беседа
33
Создание проекта
«Человек! Будь природе
другом!»
1
+
мониторинг
34
Итоговое занятие
Праздник друзей
природы
1
+
сюжетно-ролевая
игра
патриотического
содержания
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
Список литературы.
1 . Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
младших
школьников:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение,
2011.-142 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская,
И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-
151 с.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»
3 . Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова
А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
5 . Проектные
задачи
в
навальной
школе:
пособие
для
учителя
/
[А.Б.
Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова.-
М.: Просвещение, 2011.-176с.
6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
7. Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете
«Первое сентября»
8. Савенков
А.И.
Методика
исследовательского
обучения
младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
9. Семёнова
Н.А.
Методы
и
формы
обучения:
Учитель
–
ученик.
Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.
10. Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления
"Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»
11. Черемисина
В.Г.
Духовно-нравственное
воспитание
детей
младшего
школьного
возраста
[Текст]
/
сост.
В.Г.Черемисина.
-
Кемерово:
КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
12. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. / Сост. Е.Н.
Петрова- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Фёдоров», 2011г.
Миронова
Юлия
Леонидовна
,
учитель
начальных
классов
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«
Гимназия
№1»
муниципального
образования
«
город
Бугуруслан
»