Автор: Малышев Олег Георгиевич
Должность: педагог-организатор бжд
Учебное заведение: Кудинская СОШ
Населённый пункт: д.Куда, Иркутского района, Иркутской области
Наименование материала: Конспект проведения урока по ОБЖ для учеников 10 классов
Тема: "Автономное пребывание в природной среде"
Раздел: среднее образование
Автор:
педагог-организатор
«Кудинской
СОШ»,
Иркутская
область,
д.Куда.
Описание
материала:
Предлагаю
вам
конспект
непосредственной
образовательной
деятельности
для
учеников
10
классов
по
предмету
«Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности».
Данный
конспект
предназначен
для
учителей,
осуществляющих
проведение
уроков
по
предмету
«Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности»
в
средней
общеобразовательной школе, работающих по учебнику авторов Смирнова
А.Т., Хренникова Б.О.
Конспект проведения урока по предмету Обеспечение безопасности
жизнедеятельности на тему «Автономное пребывание человека в
природной среде»
Цель: Ознакомить обучаемых с понятиями «автономное существование в
природной среде», «добровольная и вынужденная автономия»
Задачи:
Образовательные: сформировать
чёткое
представление
о
понятии
«автономия», «автономия в природной среде», «добровольная автономия»,
«вынужденная автономия»
Развивающие: развитие логического мышления, развитие навыка принятия
самостоятельного решения в трудной ситуации.
Воспитательные: развитие интереса к выработке самостоятельных решений
в неординарных ситуациях, алгоритма действий в сложной обстановке.
Демонстрационный материал: иллюстрации по теме урока.
Методические приёмы: анализ, подведение итогов, беседа-диалог,
рассматривание иллюстраций и беседа по ним.
Ход урока:
Автономное
существование
человека
в
природной
среде
—
это
самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть
добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей
по
собственной
воле,
с
определённой
целью,
на
определённое
время
переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, в силу
независящих
от
него
обстоятельств
оказывается
в
природной
среде
и
вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы
выжить и вернуться к людям. В условиях вынужденной автономии человек
может оказаться, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на
маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при
других непредвиденных обстоятельствах.
Человек и природа неразделимы, человек - неотъемлемая часть природной
среды
и
не
может
существовать
вне
её.
Однако
для
обеспечения
своей
безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания:
построил
города,
развил
комплексную
систему
жизнеобеспечения
и
удовлетворения
своих
потребностей.
При
этом
человек
отделился
от
естественной
природной
среды
и,
проводя
большую
часть
времени
вне
природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага
цивилизации
не
могут
заменить
человеку
то,
что
даёт
ему
общение
с
природой.
Чем
больше
благ
предоставляет
человеку
цивилизация,
тем
сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для
восстановления своих духовных и физических сил.
Общение
с
природой
помогает
человеку
формировать
выдержку,
уверенность
в
себе,
умение
управлять
своими
эмоциями,
анализировать
обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на
их
выполнение,
добиваться
поставленной
цели.
В
процессе
общения
человека с природой происходит совершенствование его физических качеств:
выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него
определённой подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться благами цивилизации. В
природной среде всё иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом
направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить
на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой
Способы добычи воды в условиях автономии:
- сбор дождевой воды (рис.1);
Рис.1: Сбор дождевой воды
- сбор сока растений (рис. 2,3);
Рис.2: Сбор сока растений
Рис.3: Сбор сока растений
- использование воды из открытых водоёмов, (рис.4,5).
Рис.4: Использование воды из открытых водоёмов
Рис.5: Использование воды из открытых водоёмов
а в некоторых случаях - соорудить для себя временное укрытие от непогоды
(рис.6,7).
Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых
(горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказать
первую помощь.
ис.6: Временное укрытие от непогоды
Рис.7: Временное укрытие от непогоды
В
случае
автономного
существования
в
природных
условиях
(добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и
здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами,
уметь
действовать
в
различных
климатических
условиях,
для
чего
необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется
под рукой и что даёт окружающая природная среда.
Внимание!
Деятельность
человека
при
добровольной
автономии
направлена
на
выполнение
поставленной
цели,
а
при
вынужденной
на
возвращение
к
людям и привычной жизни
Цели добровольной автономии
могут
быть
разными:
активный
отдых
на
природе(рис.8,9,10),
Рис.8: Активный отдых на природе
Рис.9: Активный отдых на природе
Рис.10: Активный отдых на природе
исследование человеческих возможностей (рис.11),
Рис.11: Исследование человеческих возможностей.
самостоятельного пребывания в природе , спортивные достижения и др.
Добровольной
автономии
человека
в
природе
всегда
предшествует
серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение
особенностей
природной
среды,
подбор
и
подготовка
необходимого
снаряжения (рис.12,13)
Рис.12: Снаряжение для активного отдыха.
Рис.13: Снаряжение для активного отдыха
и,
главное,
физическая
и
психологическая
подготовка
к
предстоящим
трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу
стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная
автономия накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение
человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и
здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как
выйти к людям. Для этого ему прежде всего необходимо поверить в себя и
свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять реше-
ние, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и
физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной
среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения
единой цели: выжить и выйти к людям. А знаний и умений потребуется
немало. Ведь надо добывать питьевую воду , обеспечивать себя пищей,
устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности,
двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
Выводы:
1)
Опыт
свидетельствует,
что
люди,
оказавшиеся
в
силу
различных
обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного
времени
сохранять
свои
силы
и
надёжно
защищать
себя
от
неблагоприятных природных факторов.
2)
Человеку
необходимо
всегда
быть
в
определённой
степени
подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его
способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать
свои жизненные потребности в еде, тепле, воде за счёт имеющихся запасов
или даров природы.
Вопросы:
1.
При каких обстоятельствах человек может оказаться в условиях
вынужденной автономии в природной среде? Вспомните или найдите в
средствах массовой информации примеры автономного существования в
природной среде.
2.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек,
чтобы решиться на добровольную автономию в природной среде?
3.
Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной си-
туации в природной среде: отправиться немедленно в путь навстречу
помощи
или
ожидать
её
на
месте?
Обоснуйте
свой
ответ
с
учётом
специфики природной среды вашего региона.
4.
Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обуслов-
ливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в ситуации
автономного или добровольного существования? Какой режим поведения
необходим для выживания в той или иной природной зоне?
Задания:
1.
Подберите из художественной литературы примеры автономного
существования человека в природной среде (например, рассказ Джека
Лондона
«Любовь
к
жизни»,
произведение
Б.
Полевого
«Повесть
о
настоящем человеке»).
2.
Используя прочитанный материал, сделайте выводы, ответив на
вопросы:
Какие качества помогают человеку преодолевать трудности?
Как можно развить в себе эти качества?
Сформулируйте
основные
качества,
которые
помогли
герою
художественного произведения выжить в трудных условиях.