Напоминание

"Технология модульного обучения"


Автор: Горячева Татьяна Вениаминовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ-СОШ.им. Ю.Фисенко
Населённый пункт: Саратовская область с.Подлесное
Наименование материала: статья
Тема: "Технология модульного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа

с. Подлесное Марксовского района Саратовской области школа им. Ю.В.Фисенко

Доклад

«Технология модульного обучения»

Выполнила учитель технологии

Горячева Т.В.

2017г.

Технология модульного обучения

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

законченный блок информации; целевую программу действий ученика;

рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по

содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по

методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения

состоят в следующем:

содержание обучения представляется в законченных самостоятельных

комплексах, освоение которых осуществляется в соответствии с

поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе

не только указание на оббьем изучаемого содержания, но и на уровень его

усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной

форме как рационально действовать;

изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через

модули и , безусловно, реализуется процесс индивидуального общения

управляемого и управляющего;

ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию,

самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной

помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности

учащихся, их умение работать с учетом индивидуальных способов

проработки учебного материала.

Исходные научные идеи.

1.Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда

учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом

активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных.

Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения,

ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее

принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки,

обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный

образовательный процесс.

2.Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если

школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или

одноклассников ( подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в

зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию

функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других,

завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону

актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации

содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной

деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах

постоянного и сменного состава).

3.В основании модульной технологии находится и программированное

обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность

школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка

результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль –

эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного

обучения.

4.Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса

обучения, т.к. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил,

времени и средств.

Системы действий учителя и ученика

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении

модульной программы.

Первый шаг – это представление учебного курса как системы, т.е. первичное

структурирование содержания.

Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением

выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.

Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого

класса по каждой стержневой линии.

Отборный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о

содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса

к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется

технологическая карта.

Ее возможный вариант.

Технологическая карта по каждой параллели классов.

Стержневые линии.

Ведущие знания.

Второстепенные знания.

Сопутствующее повторение.

Трудно усваемые темы.

Внутрипредметные связи.

Межпредметные связи.

Пути преодоления трудностей.

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все

содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг- создание модульной программы, компонентами которой

являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной

программы.

Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть

выбранной для нее крупной темы или раздела.

Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех

уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для

жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели

интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях – для каждого

модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный

блок информации, т. е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг – градация интегрирующих дидактических целей на частные

дидактические цели и формирование содержания учебных элементов,

составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель –

интегрирующие дидактические цели – частные цели с подобранным под

каждую из них содержанием.

Шестой шаг – построение самого модуля.

Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей

цели.

Затем дается задание для входящего контроля, цель которого -

установить готовность учащихся к работе.

Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные

элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий

ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и

умений.

Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля- резюме,

обобщающее ход выполнения заданий.

Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени

овладения содержания модуля.

Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля

и возможные ошибки учащихся при их построении.

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности

обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация

интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к

комплексной дидактической цели модульной программы;

реализованная обратная связь – основа управляемости и

контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной

контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и

промежуточный - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно,

выразительно, в диалоговой форме;

при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися

знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и

систематизация;

структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того

или иного типа.

Первый шаг- определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг- разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того

или иного типа учебного занятия.

Третий шаг – формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг – определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг – формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к

деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных

связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной

самостоятельности; проблемы, ориентируют на поиск проблем и их решений;

отражают механизм усвоения знаний; дает возможность рационально

распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на

каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача –

разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует,

организует, координирует, консультирует, т.е., используя потенциал

модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Ограничения

Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной

деятельности.

Материальные возможности школы.

Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что

создает дефицит времени.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно

осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно- урочную

систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с

модульной.



В раздел образования