Напоминание

"Изобразительная деятельность как педагогическая инновация в развитии речи детей-билингвов."


Автор: Грунчева Ксения Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ №23
Населённый пункт: Ярославская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительная деятельность как педагогическая инновация в развитии речи детей-билингвов."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изобразительная деятельность как педагогическая инновация в

развитии речи детей-билингвов.

Среди детей дошкольного возраста с недоразвитием или нарушением

речи

различной

этиологии

и

степени

выраженности

особую

группу

составляют дети с билингвизмом (двуязычие).

Проблема обучения и воспитания детей, которые овладевают русским

языком

как

вторым,

становится

актуальной,

особенно

с

расширением

межкультурных связей.

Если

родители

являются

носителями

разных

языков,

можно

предположить,

что

ребенок

будет

усваивать

одновременно

два

языка.

Множество

исследований

доказывают,

что

каждый

из

этих

языков

усваивается в такой же последовательности, как и у одноязычного ребенка, и

никаких принципиальных опасностей в двуязычии нет.

В основном, предложения, которые ребёнок использует в своей речи, не

являются смешением двух языков. Однако, возможны случаи комбинации

значений разных слов. Например, к английскому слову «toy» ребенок может

присоединить русский суффикс «-ка», в итоге получится «тойка». Подобное

явление достаточно часто встречается у двуязычных детей.

Так же, словарный запас билингва, по сравнению со сверстниками,

может

быть

несколько

меньше,

следовательно,

возможны

трудности

в

словообразовании

и

в

выражении

мыслей.

Среди

детей-билингвов

встречается

задержка

речевого

развития,

которой

нужно

уделять

особое

внимание, и устранять, как только она возникла. Как правило, ЗРР может

являться причиной неправильного обучения ребенка.

Так же, частым у детей-билингвов является нарушение речи, связанное

с невозможностью качественно воспринять весь объем информации, а из-за

разных

особенностей

произношения

непохожих

друг

на

друга

языков,

у

ребёнка могут возникать различные трудности с правильной речью.

Это

требует

создания

специальных

условий

для

обучения

ребенка-

билингва.

Одним

из

методов

развития

речи

таких

детей

является

изобразительная деятельность, которая способствует:

-

Профилактике нарушений письма и чтения;

-

Развитию моторики;

-

Развитию наглядно-образного мышления;

-

Развитию

памяти,

внимания,

восприятия

и

мышления,

что

непосредственно влияет на развитие речи;

-

Расширению словарного запаса (в соответствии с темой занятия);

-

Формированию «языковой интуиции»;

-

П р а в и л ь н о м у

у п о т р е б л е н и ю

о к о н ч а н и й ,

п р е д л о г о в

(словообразованию);

-

Развитию

понимания

и

использованию

идиом,

юмора,

фольклора,

сленга современных речевых оборотов;

-

Проникновению

в

русскоязычную

среду

(ребенок

знакомится

с

особенностями культуры страны);

-

Развитию правильного звукопроизношения;

-

Развитию

чувственно-двигательной

координации,

так

как

требует

согласованного участия многих психических функций.

Слово включается в изо-деятельность: в процессы памяти, восприятия,

мышления.

Мы

лучше

запоминаем

то,

что

проговариваем,

оречевляем.

Обозначение

с

помощью

речи

различных

качеств

предметов

приводит

к

лучшей дифференциации формы, цвета, пространственных отношений и т.д.

Язык является межличностным образованием и состоит из системы

знаков. Для обучения маленького ребенка языку необходима какая-то иная

система знаков, более индивидуальных и более «мотивированных»: таковым

может являться рисунок, отражающий образ того или иного слова.

Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку окунуться

в русскоязычную среду, понять русские традиции, народную культуру. Это не

только отражение окружающей и социальной действительности в сознании,

но и выражение отношения к ней, ее моделирование. Некоторые ученые

склонны рассматривать рисование как путь совершенствования организма.

«Художественное самовыражение» требует согласованного участия многих

психических

функций,

развивает

чувственно-двигательную

координацию,

выступает

как

способ

моделирования

взаимоотношений

и

выражения

различного

рода

эмоций.

Поэтому

следует

широко

применять

изобразительную деятельность в развитии речи.

Процесс

овладения

словарем

имеет

специфические

особенности.

Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-

действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает,

прежде

всего,

названиями

наглядно

представленных

или

доступных

его

деятельности

групп

предметов,

явлений,

качеств,

свойств,

отношений,

которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Таким образом, прослеживается неразрывную связь мышления и речи,

и поэтому лишь подтверждается мысль о том, что ребенку легче построить

свое высказывание, опираясь на определенные образы, которые в результате

речемыслительной деятельности облекаются в слова.

Использование

изобразительной

деятельности

во

многих

случаях

выполняет

и

психотерапевтическую

функцию,

помогая

ребенку-билингву

комфортно

ощущать

себя

среди

сверстников

и

легко

погружаться

в

русскоязычную среду.

Ребенок

использует

художественное

самовыражение

как

способ

осмысления и своих взаимоотношений с действительностью. По рисунку

можно судить как о степени психической зрелости, так и об уровне его

интеллектуального развития.

Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться расширения

словарного

запаса,

правильного

употребления

ребенком

окончаний,

предлогов, союзов, и т.д.

Темы,

предлагаемые

для

рисования,

могут

быть,

самыми

разнообразными.



В раздел образования