Автор: Грунчева Ксения Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ №23
Населённый пункт: Ярославская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительная деятельность как педагогическая инновация в развитии речи детей-билингвов."
Раздел: дошкольное образование
Изобразительная деятельность как педагогическая инновация в
развитии речи детей-билингвов.
Среди детей дошкольного возраста с недоразвитием или нарушением
речи
различной
этиологии
и
степени
выраженности
особую
группу
составляют дети с билингвизмом (двуязычие).
Проблема обучения и воспитания детей, которые овладевают русским
языком
как
вторым,
становится
актуальной,
особенно
с
расширением
межкультурных связей.
Если
родители
являются
носителями
разных
языков,
можно
предположить,
что
ребенок
будет
усваивать
одновременно
два
языка.
Множество
исследований
доказывают,
что
каждый
из
этих
языков
усваивается в такой же последовательности, как и у одноязычного ребенка, и
никаких принципиальных опасностей в двуязычии нет.
В основном, предложения, которые ребёнок использует в своей речи, не
являются смешением двух языков. Однако, возможны случаи комбинации
значений разных слов. Например, к английскому слову «toy» ребенок может
присоединить русский суффикс «-ка», в итоге получится «тойка». Подобное
явление достаточно часто встречается у двуязычных детей.
Так же, словарный запас билингва, по сравнению со сверстниками,
может
быть
несколько
меньше,
следовательно,
возможны
трудности
в
словообразовании
и
в
выражении
мыслей.
Среди
детей-билингвов
встречается
задержка
речевого
развития,
которой
нужно
уделять
особое
внимание, и устранять, как только она возникла. Как правило, ЗРР может
являться причиной неправильного обучения ребенка.
Так же, частым у детей-билингвов является нарушение речи, связанное
с невозможностью качественно воспринять весь объем информации, а из-за
разных
особенностей
произношения
непохожих
друг
на
друга
языков,
у
ребёнка могут возникать различные трудности с правильной речью.
Это
требует
создания
специальных
условий
для
обучения
ребенка-
билингва.
Одним
из
методов
развития
речи
таких
детей
является
изобразительная деятельность, которая способствует:
-
Профилактике нарушений письма и чтения;
-
Развитию моторики;
-
Развитию наглядно-образного мышления;
-
Развитию
памяти,
внимания,
восприятия
и
мышления,
что
непосредственно влияет на развитие речи;
-
Расширению словарного запаса (в соответствии с темой занятия);
-
Формированию «языковой интуиции»;
-
П р а в и л ь н о м у
у п о т р е б л е н и ю
о к о н ч а н и й ,
п р е д л о г о в
(словообразованию);
-
Развитию
понимания
и
использованию
идиом,
юмора,
фольклора,
сленга современных речевых оборотов;
-
Проникновению
в
русскоязычную
среду
(ребенок
знакомится
с
особенностями культуры страны);
-
Развитию правильного звукопроизношения;
-
Развитию
чувственно-двигательной
координации,
так
как
требует
согласованного участия многих психических функций.
Слово включается в изо-деятельность: в процессы памяти, восприятия,
мышления.
Мы
лучше
запоминаем
то,
что
проговариваем,
оречевляем.
Обозначение
с
помощью
речи
различных
качеств
предметов
приводит
к
лучшей дифференциации формы, цвета, пространственных отношений и т.д.
Язык является межличностным образованием и состоит из системы
знаков. Для обучения маленького ребенка языку необходима какая-то иная
система знаков, более индивидуальных и более «мотивированных»: таковым
может являться рисунок, отражающий образ того или иного слова.
Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку окунуться
в русскоязычную среду, понять русские традиции, народную культуру. Это не
только отражение окружающей и социальной действительности в сознании,
но и выражение отношения к ней, ее моделирование. Некоторые ученые
склонны рассматривать рисование как путь совершенствования организма.
«Художественное самовыражение» требует согласованного участия многих
психических
функций,
развивает
чувственно-двигательную
координацию,
выступает
как
способ
моделирования
взаимоотношений
и
выражения
различного
рода
эмоций.
Поэтому
следует
широко
применять
изобразительную деятельность в развитии речи.
Процесс
овладения
словарем
имеет
специфические
особенности.
Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-
действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает,
прежде
всего,
названиями
наглядно
представленных
или
доступных
его
деятельности
групп
предметов,
явлений,
качеств,
свойств,
отношений,
которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Таким образом, прослеживается неразрывную связь мышления и речи,
и поэтому лишь подтверждается мысль о том, что ребенку легче построить
свое высказывание, опираясь на определенные образы, которые в результате
речемыслительной деятельности облекаются в слова.
Использование
изобразительной
деятельности
во
многих
случаях
выполняет
и
психотерапевтическую
функцию,
помогая
ребенку-билингву
комфортно
ощущать
себя
среди
сверстников
и
легко
погружаться
в
русскоязычную среду.
Ребенок
использует
художественное
самовыражение
как
способ
осмысления и своих взаимоотношений с действительностью. По рисунку
можно судить как о степени психической зрелости, так и об уровне его
интеллектуального развития.
Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться расширения
словарного
запаса,
правильного
употребления
ребенком
окончаний,
предлогов, союзов, и т.д.
Темы,
предлагаемые
для
рисования,
могут
быть,
самыми
разнообразными.