Автор: Белая Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Чульман
Наименование материала: Разработка НОД
Тема: "Люблю тебя, моя Якутия"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №24 «Солнышко»
п. Чульман, Нерюнгринского района
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
миром «Люблю тебя, моя Якутия»
Воспитатель: Белая И.В.
- п. Чульман 2017 -
Цель: вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям
Республики Саха (Якутия), обобщить знания детей о родном крае.
Задачи:
1 . Систематизировать
представление
о республике Саха (Якутия), о
творчестве якутского народа, животном и растительном мире Якутии.
2 . Расширить
знания
детей
о
полезных
ископаемых,
добываемых
в
республике.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Демонстрационный
материал: географическая
карта,
волшебный
цветок,
макеты
полезных
ископаемых,
значки
полезных
ископаемых,
картинки животных (олень, медведь, лиса, белка, лось, тигр, крокодил),
картинки растений (сосна, лиственница, ель, стланик, яблоня, пальма), маска-
солнце.
Раздаточный материал: ураса на каждого ребенка.
Предварительная
работа: чтение
стихотворений,
рассматривание
иллюстраций,
посещение
музея;
домашнее
задание
–
разучивание
стихотворений о Якутии; материал познавательного характера (о полезных
ископаемых республики), знакомство с картой, бытом якутов.
Подготовка к занятию: в центре – карта Якутии, волшебный цветок,
столы расставлены полукругом, на столе экспонаты полезных ископаемых,
картинки животных, растений.
Ход занятия:
1. Мотивация. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники».
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и
узнаем много нового. А куда? Послушайте стихотворение.
Я - якут. Он - якутянин. Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа. Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!
Воспитатель: Так
куда
мы
с
вами
отправимся
в
путешествие?
(по
Якутии)
Воспитатель
показывает волшебный
цветок,
который
поможет
в
путешествии, и предлагает оторвать первый лепесток.
1)
Беседа о городах республики Саха (Якутия).
Воспитатель: Ребята. Посмотрите, перед вами картинки городов, кто
знает название столицы нашей республики? (Якутск). Найдите его картинку,
давайте
отметим
его
на
карте. Якутск
–
промышленный,
научный
и
культурный центр республики. В нем действуют десятки предприятий, он
является крупным речным портом и авиа портом.
Какой
город
находится
недалеко
от
нашего
поселка?
(Нерюнгри)
Нерюнгри
город
молодой
и
красивый.
В
Нерюнгри
есть
каменные
и
деревянные дома, кукольный театр, музей, кинотеатр, много магазинов, школ
и детских садов. А еще его называют городом шахтеров. Почему? (потому
что в нем добывают уголь).
Воспитатель предлагает оторвать следующий лепесток.
2) «Богатство края».
Воспитатель выносит столик, на котором лежат полезные ископаемые –
золото, уголь, алмазы, с обозначениями.
Воспитатель: Ребята,
что
это?
(полезные
ископаемые)
Что
значит
полезные
ископаемые?
(приносят
пользу
человеку).
Эти
полезные
ископаемые добывают у нас в Якутии, но это лишь некоторые, с которыми
мы с вами познакомимся. Это уголь, он обозначается на карте вот таким
знаком,
давайте
отметим
на
карте
(г.
Нерюнгри).
А
это
золото,
оно
обозначается на карте вот таким знаком, давайте отметим его на карте. А еще
есть в нашей Якутии алмазы, давайте отметим их тоже на карте. Какую
пользу приносят эти полезные ископаемые людям.
Воспитатель: Якутия
–
край
особенный,
необыкновенный.
Здесь
богатый растительный и животный мир.
Игра «Путаница».
Работа с картинками растений.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать животных,
которые
водятся
только
в
Якутии
(медведь,
олень,
лось,
белка,
лиса).
Поместите их на карту.
Работа с картинками животных.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать растения,
которые
растут
только
в
Якутии.( сосна,
лиственница,
ель,
сланник).
Поместите их на карту.
Воспитатель предлагает оторвать следующий лепесток.
3) Подвижная якутская игра «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным
шагом, говоря «Хейро» (солнце). Ведущий сидит на корточках в середине
круга. Встает, выпрямляется, вытягивает руки в стороны и говорит: «Раз, два,
три – беги». Все игроки разбегаются в стороны. На сигнал «Раз, два, три –
круг быстрее собери» дети встают в круг, которых не задело солнце. Игра
продолжается…
Воспитатель предлагает оторвать следующий лепесток.
4) «Народное творчество».
– Что означает выражение «народное творчество»? (творчество народа).
Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, животными
и растениями. Самое большое богатство-это многонациональный народ, у
которого есть свое народное творчество. Посмотрите, ребята, сколько всего
интересного здесь собрано. В основном народы Якутии расписывали свои
изделиями узорами, красивым орнаментом. Давайте рассмотрим его. Сейчас
я
в а м
п р е д л а г а ю
р а с п и с а т ь
я к у т с к и й
д о м и к ,
к о т о р ы й
называется ураса. Составление коллективной работы.
Стихотворение
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: давайте теперь закроем глаза и вернемся в детский сад.
Итог: Что вы запомнили из нашего путешествия? Что вам больше всего
понравилось? Были ли у вас трудности?