Напоминание

"Пути и способы усвоения орфографии в начальных классах"


Автор: Мельникова Светлана Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Средняя школа №26 имени А.С. Пушкина"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути и способы усвоения орфографии в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Мельникова Светлана Федоровна

учитель начальных классов

высшая категория

«Средняя школа №26 имени

А. С. Пушкина» г. Смоленска

Обучение орфографии в начальных классах

Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи, и в

первую

очередь

ее

правильности

орфографической,

произносительной,

пунктуационной,

в

жизни

современного

человека?

Грамотность

орудие

культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе

общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу

(и, как правило,

безошибочно!) определяют уровень его образованности.

Общеизвестны

успехи

школы

в

приобщении

всех

детей

к

сокровищам

русского языка, в подъеме речевой культуры народа. Получение образования

дает каждому обучающему значительный объем языковых умений и знаний

и

в

сфере

выражения

своей

мысли,

устно

и

письменно,

и

в

сфере

восприятия чужой речи, звучащей или записанной. Школьники усваивают

теоретические

сведения

по

грамматике,

фонетике,

лексике,

знакомятся

с

некоторыми понятиями стилистики и теории речи. И все же правильность

устной

и

письменной

речи,

то,

что

в

быту

мы

называем

грамотностью,

особенно грамотность орфографическая, пока отстает от достигнутого уровня

общей культуры обучающихся.

В

общей

системе

формирования

орфографических

умений

и

навыков

важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются

основы

грамотности,

здесь

дети

впервые

сталкиваются

с

понятиями

«правильность речи», «литературная языковая норма».

Методика обучения правописанию опирается не только на правила, но и на

общую систему языкового развития: на усвоение звукового строя и графики;

на процесс овладения чтением, письмом, восприятием речи на слух и на

развитие собственной речи – говорения; на формирующееся у детей»

языковое чувство (имени

или чутье)»; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и

выразительное чтение; на понимание структуры слова, словообразования,

словоизменения,

закономерностей

функционирования

языка,

т.

е.

на

грамматику.

Методика

рассматривает

орфографические

умения

как

составную

часть

речевых

умений:

Повышая

культуру

речи

детей,

мы

способствуем поднятию и орфографической грамотности их», - писал проф.

Н. С. Рождественский.

Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено

системы

языковых

знаний

и

умений.

Механический

путь

обучения

правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь

по

отдельным

видам

орфограмм.

Поэтому

учителю,

обучающему

детей

основам

орфографии,

необходимо

знать,

во-

первых,

природу

русской

орфографии как предмета обучения и, во – вторых, основные пути и способы

усвоения орфографии обучающимися.

И то, и другое – это объективные явления. Закономерности действуют и в

орфографической системе русского языка, и в процессе ее усвоения каждым

учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы

овладения

ею,

учитель

сможет

сознательно

руководить

формированием

соответствующих умений и навыков у обучающихся.

Кроме

двух

названных

факторов,

определяющих

методику

обучения

орфографии в школе, должен быть еще один – индивидуальные особенности

школьника.

Опыт

свидетельствует

о

наличии

существенных

различий

в

усвоении обучающимися грамотного письма при одних и тех же, казалось бы

условиях. Не отказываясь от индивидуальной работы с каждым учеником,

мы, учителя, должны опираться на хорошо известные факторы - на свойства

самой орфографии и на основные пути и способы усвоения орфографии

школьниками.

Орфография, или правописание, обозначается та совокупность правил и

традиций,

которыми

руководствуется

каждый

пишущий

и

которые

обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного.

Можно назвать пять групп таких правил и традиций:

1.соотнесение

букв

со

звуками

речи,

в

произношении

которых

бывают

варианты, их обозначение буквами; это основная и наиболее трудная часть

русской

орфографии,

поскольку

именно

она

учитывает

несовпадения

звучания и написания (безударные

гласные, звонкие и глухие согласные,

непроизносимые согласные и др.);

2.разделение

слов

на

письме,

т.

е.

слитные,

раздельные

и

дефисные

написания слов;

3.употребление

строчных

и

заглавных

букв;

последние

используются

как

сигнал начала предложения и для различения собственных и нарицательных

имен;

4. перенос слов с одной строки на другую;

5. различного рода сокращения слов (м – метр; л – литр; ВУЗ – высшее

учебное заведение и др.).

Однако далеко не все случаи написания регулируются правилами: многие

подчинены традиции, подчас противоречат правилу. В русском языке тысячи

так называемых непроверяемых слов; не охватываются правилами многие

случаи употребления заглавных букв.

Природа орфографии разнообразна. Выбор буквы и или е в слове гр…бной

или в слове пос…дел, написание окончания в глаголе чита…т, употребление

заглавной буквы в слове Орел

(город), при проверке слова гр…бной или

пос…дел школьники подбирают проверочные слова гриб или грёб, сидя или

сед, в зависимости от значения текста разграничивая омофоны; окончание

глагола

настоящего

времени чита…т

проверяют

с

помощью

правила

правописания безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, для

чего

необходимо

с

высокой

точностью

определить

целый

ряд

грамматических характеристик слова; название города

Орёл они могут без

ошибки написать на основе дифференциации значений слов орёл и Орёл и

помня соответствующее правило.

Природу

орфографического

явления

помогают

понять

принципы

орфографии. А это значит увидеть ее систему и воспринять каждое отдельное

правило как часть системы, причем понять орфографическое правило во

взаимосвязи

с

грамматической,

фонетической,

словообразовательной

природой слова и его формы.

В

теории

орфографии

указываются

морфологический,

фонетический,

традиционный принципы и принцип дифференциации значений слов.

Морфологический

принцип

орфографии

предполагает

единообразное,

одинаковое написание морфемы (корня, приставки, суффикса, окончания)

независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих в

родственных словах, при образовании новых слов и форм, так называемых

позиционных

чередований

звуков,

других

традиционных

несоответствий

письма и произношения.

Письмо,

построенное

по

морфологическому

принципу,

лишь

внешне

расходится с произношением: произносим /гот/, /вада/ - пишем год, вода.

На

самом

деле,

написания

по

морфологическому

принципу

сохраняют

в

буквенном

составе

слова

то

исходное

звучание,

которое

характерно

для

данного корня, данной приставки, другой морфемы - суффикса, окончания.

Морфологическое письмо учитывает сильные и слабые позиции гласных и

согласных в потоке речи; если в родственных словах или в формах одного и

того же слова интересующая нас морфема содержит ту или иную слабую

позицию гласного или согласного звука. То этот звук проверяется по сильной

позиции и обозначается соответствующей буквой.

Для гласных звуков сильная позиция - под ударением, для звонких и глухих

согласных – перед гласными, а также сонорными согласными.

Морфологический принцип охватывает большую часть орфограмм, поэтому

считается

важнейшим,

ведущим

принципом

орфографии.

Его

значение

велико еще и потому, что он требует постоянной опоры на знания учащихся в

области грамматики, словообразования, фонетики и на развитый словарный

запас

учащихся.

Ситуации

проверки

орфограмм

требуют

от

учащихся

решения сложных мыслительных задач с применением всего комплекса их

языковых знаний и умений.

Второй принцип – фонетический. Фонетические написания не вызывают у

пишущего

затруднений,

они,

как

правило,

не

ведут

к

неодинаковому

написанию морфем.

Однако

в

системе

орфографических

правил

есть

отдельные

правила,

которые

опираются

на

фонетический

принцип

и

которые

противоречат

ведущему,

морфологическому

принципу.

Эти

правила

вызывают

у

обучающихся определенные затруднения. Это правила написания приставок.

Все приставки

(по -, над -, на-, в -, при -, пре -, пере -, пред -, и др.)

в

соответствии

с

морфологическим

принципом

имеют

единообразное

написание независимо от от сильных и слабых позиций гласных и согласных;

но приставки, оканчивающиеся на з или этому принципу не подчиняются. Эти

приставки пишутся с буквой з перед гласными или звонкими согласными, в

остальных случаях – с буквой с: безымянный, но бесконечный. Написание з и

с в этих приставках подчинено фонетическому принципу.

Третий

принцип

традиционный.

В

русском

языке

немало

слов,

не

проверяемых правилами. Это слова, пришедшие в русский язык из других

языков

слова.

Они

пишутся

по

традиции,

без

правил.

(Пиджак,

лампа,

индустрия и др.) По традиции пишутся некоторые собственно русские слова.(

Собака,

корова,

калач,

а

также

так

же

некоторые

аббревиатуры,

сложносокращенные слова, заглавная буква во многих составных названиях).

Традиционные

написания

усваиваются

школьниками

на

основе

запоминания, в порядке словарно – орфографической работы.

Четвертый

принцип

принцип

дефференциации.

Он

применяется

в

тех

случаях,

когда

пишущий

хочет

средствами

орфографии

выразить

определенную мысль (Совершил поджог – имя существительное и Он поджёг

лес – глагол. Обломов с большой буквой, когда речь идет о литературном

персонаже, и со строчной,

когда это имя употребляется в нарицательном

значении.)

Выделяется три способа усвоения орфографии школьниками.

Методика

обучения

грамоте

предусматривает

обширный

набор

приемов

звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Он служит основой для

формирования у обучающихся фонематического слуха, того чутья, которое

подсказывает им правильные написания букв не только в сильных позициях

гласных и согласных, но и в слабых.

Звукобуквенный анализ формирует у обучающихся также орфографическую

зоркость, т. е. умение

быстро находить в слове трудные для написания

орфограммы, замечать расхождения между звучанием и написанием.

Звуко-буквенный анализ особенно необходим в начальных классах, так как

на этой ступени обучения дети еще не изучили достаточного количества

орфографических правил и не имеют систематических знаний и умений по

грамматике, к тому же и словарь их беден, поэтому они

не всегда могут

подобрать проверочные слова.

Второй

способ

обучения

орфографии

это

запоминание

графического

состава слова, его «образа». К данному направлению обучения относятся

такие

конкретные

методические

приемы,

как

разнообразные

приемы

списывания,

вывешивание

плакатов

списки

трудных

слов,

приемы

самопроверки путем сравнения с образцом и др.

Третий способ усвоения орфографии – это решение орфографических задач,

или выполнение сложных действий на основе применения правил, способов

проверки.

Орфографическое

действие

это

сложное

мыслительное

действие,

выполняемое

на

основе

алгоритма

и

состоящее

из

ряда

последовательных «шагов».

Сопоставление

звукового

и

буквенного

состава

слов,

запоминание

графического состава слов и решение орфографических задач – таковы три

способа усвоения орфографии обучающимися. Эти способы деятельности

выступают

в

гармоническом

сочетании,

содействуя

один

другому.

Так,

решение любой орфографической задачи требует свободной ориентировки в

звуковом составе слова;

даже самое лучшее решение орфографической

задачи не даст конечного результата без запоминания.



В раздел образования