Автор: Мельникова Светлана Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Средняя школа №26 имени А.С. Пушкина"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути и способы усвоения орфографии в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Мельникова Светлана Федоровна
учитель начальных классов
высшая категория
«Средняя школа №26 имени
А. С. Пушкина» г. Смоленска
Обучение орфографии в начальных классах
Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи, и в
первую
очередь
ее
правильности
–
орфографической,
произносительной,
пунктуационной,
в
жизни
современного
человека?
Грамотность
–
орудие
культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе
общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу
(и, как правило,
безошибочно!) определяют уровень его образованности.
Общеизвестны
успехи
школы
в
приобщении
всех
детей
к
сокровищам
русского языка, в подъеме речевой культуры народа. Получение образования
дает каждому обучающему значительный объем языковых умений и знаний
–
и
в
сфере
выражения
своей
мысли,
устно
и
письменно,
и
в
сфере
восприятия чужой речи, звучащей или записанной. Школьники усваивают
теоретические
сведения
по
грамматике,
фонетике,
лексике,
знакомятся
с
некоторыми понятиями стилистики и теории речи. И все же правильность
устной
и
письменной
речи,
то,
что
в
быту
мы
называем
грамотностью,
особенно грамотность орфографическая, пока отстает от достигнутого уровня
общей культуры обучающихся.
В
общей
системе
формирования
орфографических
умений
и
навыков
важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются
основы
грамотности,
здесь
дети
впервые
сталкиваются
с
понятиями
«правильность речи», «литературная языковая норма».
Методика обучения правописанию опирается не только на правила, но и на
общую систему языкового развития: на усвоение звукового строя и графики;
на процесс овладения чтением, письмом, восприятием речи на слух и на
развитие собственной речи – говорения; на формирующееся у детей»
языковое чувство (имени
или чутье)»; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и
выразительное чтение; на понимание структуры слова, словообразования,
словоизменения,
закономерностей
функционирования
языка,
т.
е.
на
грамматику.
Методика
рассматривает
орфографические
умения
как
составную
часть
речевых
умений:
Повышая
культуру
речи
детей,
мы
способствуем поднятию и орфографической грамотности их», - писал проф.
Н. С. Рождественский.
Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено
системы
языковых
знаний
и
умений.
Механический
путь
обучения
правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь
по
отдельным
видам
орфограмм.
Поэтому
учителю,
обучающему
детей
основам
орфографии,
необходимо
знать,
во-
первых,
природу
русской
орфографии как предмета обучения и, во – вторых, основные пути и способы
усвоения орфографии обучающимися.
И то, и другое – это объективные явления. Закономерности действуют и в
орфографической системе русского языка, и в процессе ее усвоения каждым
учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы
овладения
ею,
учитель
сможет
сознательно
руководить
формированием
соответствующих умений и навыков у обучающихся.
Кроме
двух
названных
факторов,
определяющих
методику
обучения
орфографии в школе, должен быть еще один – индивидуальные особенности
школьника.
Опыт
свидетельствует
о
наличии
существенных
различий
в
усвоении обучающимися грамотного письма при одних и тех же, казалось бы
условиях. Не отказываясь от индивидуальной работы с каждым учеником,
мы, учителя, должны опираться на хорошо известные факторы - на свойства
самой орфографии и на основные пути и способы усвоения орфографии
школьниками.
Орфография, или правописание, обозначается та совокупность правил и
традиций,
которыми
руководствуется
каждый
пишущий
и
которые
обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного.
Можно назвать пять групп таких правил и традиций:
1.соотнесение
букв
со
звуками
речи,
в
произношении
которых
бывают
варианты, их обозначение буквами; это основная и наиболее трудная часть
русской
орфографии,
поскольку
именно
она
учитывает
несовпадения
звучания и написания (безударные
гласные, звонкие и глухие согласные,
непроизносимые согласные и др.);
2.разделение
слов
на
письме,
т.
е.
слитные,
раздельные
и
дефисные
написания слов;
3.употребление
строчных
и
заглавных
букв;
последние
используются
как
сигнал начала предложения и для различения собственных и нарицательных
имен;
4. перенос слов с одной строки на другую;
5. различного рода сокращения слов (м – метр; л – литр; ВУЗ – высшее
учебное заведение и др.).
Однако далеко не все случаи написания регулируются правилами: многие
подчинены традиции, подчас противоречат правилу. В русском языке тысячи
так называемых непроверяемых слов; не охватываются правилами многие
случаи употребления заглавных букв.
Природа орфографии разнообразна. Выбор буквы и или е в слове гр…бной
или в слове пос…дел, написание окончания в глаголе чита…т, употребление
заглавной буквы в слове Орел
(город), при проверке слова гр…бной или
пос…дел школьники подбирают проверочные слова гриб или грёб, сидя или
сед, в зависимости от значения текста разграничивая омофоны; окончание
глагола
настоящего
времени чита…т
проверяют
с
помощью
правила
правописания безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, для
чего
необходимо
с
высокой
точностью
определить
целый
ряд
грамматических характеристик слова; название города
Орёл они могут без
ошибки написать на основе дифференциации значений слов орёл и Орёл и
помня соответствующее правило.
Природу
орфографического
явления
помогают
понять
принципы
орфографии. А это значит увидеть ее систему и воспринять каждое отдельное
правило как часть системы, причем понять орфографическое правило во
взаимосвязи
с
грамматической,
фонетической,
словообразовательной
природой слова и его формы.
В
теории
орфографии
указываются
морфологический,
фонетический,
традиционный принципы и принцип дифференциации значений слов.
Морфологический
принцип
орфографии
предполагает
единообразное,
одинаковое написание морфемы (корня, приставки, суффикса, окончания)
независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих в
родственных словах, при образовании новых слов и форм, так называемых
позиционных
чередований
звуков,
других
традиционных
несоответствий
письма и произношения.
Письмо,
построенное
по
морфологическому
принципу,
лишь
внешне
расходится с произношением: произносим /гот/, /вада/ - пишем год, вода.
На
самом
деле,
написания
по
морфологическому
принципу
сохраняют
в
буквенном
составе
слова
то
исходное
звучание,
которое
характерно
для
данного корня, данной приставки, другой морфемы - суффикса, окончания.
Морфологическое письмо учитывает сильные и слабые позиции гласных и
согласных в потоке речи; если в родственных словах или в формах одного и
того же слова интересующая нас морфема содержит ту или иную слабую
позицию гласного или согласного звука. То этот звук проверяется по сильной
позиции и обозначается соответствующей буквой.
Для гласных звуков сильная позиция - под ударением, для звонких и глухих
согласных – перед гласными, а также сонорными согласными.
Морфологический принцип охватывает большую часть орфограмм, поэтому
считается
важнейшим,
ведущим
принципом
орфографии.
Его
значение
велико еще и потому, что он требует постоянной опоры на знания учащихся в
области грамматики, словообразования, фонетики и на развитый словарный
запас
учащихся.
Ситуации
проверки
орфограмм
требуют
от
учащихся
решения сложных мыслительных задач с применением всего комплекса их
языковых знаний и умений.
Второй принцип – фонетический. Фонетические написания не вызывают у
пишущего
затруднений,
они,
как
правило,
не
ведут
к
неодинаковому
написанию морфем.
Однако
в
системе
орфографических
правил
есть
отдельные
правила,
которые
опираются
на
фонетический
принцип
и
которые
противоречат
ведущему,
морфологическому
принципу.
Эти
правила
вызывают
у
обучающихся определенные затруднения. Это правила написания приставок.
Все приставки
(по -, над -, на-, в -, при -, пре -, пере -, пред -, и др.)
в
соответствии
с
морфологическим
принципом
имеют
единообразное
написание независимо от от сильных и слабых позиций гласных и согласных;
но приставки, оканчивающиеся на з или этому принципу не подчиняются. Эти
приставки пишутся с буквой з перед гласными или звонкими согласными, в
остальных случаях – с буквой с: безымянный, но бесконечный. Написание з и
с в этих приставках подчинено фонетическому принципу.
Третий
принцип
–
традиционный.
В
русском
языке
немало
слов,
не
проверяемых правилами. Это слова, пришедшие в русский язык из других
языков
слова.
Они
пишутся
по
традиции,
без
правил.
(Пиджак,
лампа,
индустрия и др.) По традиции пишутся некоторые собственно русские слова.(
Собака,
корова,
калач,
а
также
так
же
некоторые
аббревиатуры,
сложносокращенные слова, заглавная буква во многих составных названиях).
Традиционные
написания
усваиваются
школьниками
на
основе
запоминания, в порядке словарно – орфографической работы.
Четвертый
принцип
–
принцип
дефференциации.
Он
применяется
в
тех
случаях,
когда
пишущий
хочет
средствами
орфографии
выразить
определенную мысль (Совершил поджог – имя существительное и Он поджёг
лес – глагол. Обломов с большой буквой, когда речь идет о литературном
персонаже, и со строчной,
когда это имя употребляется в нарицательном
значении.)
Выделяется три способа усвоения орфографии школьниками.
Методика
обучения
грамоте
предусматривает
обширный
набор
приемов
звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Он служит основой для
формирования у обучающихся фонематического слуха, того чутья, которое
подсказывает им правильные написания букв не только в сильных позициях
гласных и согласных, но и в слабых.
Звукобуквенный анализ формирует у обучающихся также орфографическую
зоркость, т. е. умение
быстро находить в слове трудные для написания
орфограммы, замечать расхождения между звучанием и написанием.
Звуко-буквенный анализ особенно необходим в начальных классах, так как
на этой ступени обучения дети еще не изучили достаточного количества
орфографических правил и не имеют систематических знаний и умений по
грамматике, к тому же и словарь их беден, поэтому они
не всегда могут
подобрать проверочные слова.
Второй
способ
обучения
орфографии
–
это
запоминание
графического
состава слова, его «образа». К данному направлению обучения относятся
такие
конкретные
методические
приемы,
как
разнообразные
приемы
списывания,
вывешивание
плакатов
–
списки
трудных
слов,
приемы
самопроверки путем сравнения с образцом и др.
Третий способ усвоения орфографии – это решение орфографических задач,
или выполнение сложных действий на основе применения правил, способов
проверки.
Орфографическое
действие
–
это
сложное
мыслительное
действие,
выполняемое
на
основе
алгоритма
и
состоящее
из
ряда
последовательных «шагов».
Сопоставление
звукового
и
буквенного
состава
слов,
запоминание
графического состава слов и решение орфографических задач – таковы три
способа усвоения орфографии обучающимися. Эти способы деятельности
выступают
в
гармоническом
сочетании,
содействуя
один
другому.
Так,
решение любой орфографической задачи требует свободной ориентировки в
звуковом составе слова;
даже самое лучшее решение орфографической
задачи не даст конечного результата без запоминания.