Автор: Билялова Елена Петровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ СОШ №40 им. В.А.Скугаря
Населённый пункт: города Симферополя Республики Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Крымские первоцветы"
Раздел: начальное образование
Крымские первоцветы.
Практическое занятие. Изготовление поделки «Подснежник».
Разработала
воспитатель
продленного
дня
МБОУ
СОШ
№40
им.
В.А.
Скугаря г. Симферополя Билялова Е.П.
(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы
занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)
Цели и задачи: расширять знания о первых цветущих растениях родного
края, раскрыть необходимость охраны первоцветов;
активизировать и обогащать словарный запас;
закреплять умение детей работать с бумагой;
развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, глазомер,
усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;
формировать творческое воображение.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению природы Крыма;
- осознание необходимости охраны первоцветов.
Предметные УУД:
- знание определения «первоцветы»;
- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой; -
умение слушать инструкцию и выполнять действия при работе с бумагой.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать
главное;
- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
- узнавание первоцветов родного края.
Коммуникативные УУД:
- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- умение грамотно строить высказывания.
Регулятивные УУД:
- умение давать самооценку своей деятельности.
Методы
и
формы
работы
учащихся:
практический;
фронтальная
и
индивидуальная работа.
Оборудование:
рисунки
(фотографии)
первоцветов;
пре зент ация
«Первоцветы Крыма»;
на каждого ученика: по 3 модуля «Трилистник» из
белой бумаги (5х5 см), по 1 полоске из зеленой гофрированной бумаги (16х1
см),
тонкая
жесткая
проволока
(13
см),
ножницы,
клей
–
карандаш,
двусторонний скотч, линейка, желтые кружочки для смайликов по количеству
учащихся.
Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о первоцветах, по
3 сложенных модуля «Трилистника», навык складывания модуля.
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Сегодня мы побываем в разных уголках Крыма и узнаем о самых настоящих
чудесах природы нашего края. Готовы ли вы к путешествию?
II. Введение в тему
Учитель читает стихотворение. (Слайд 1)
Зима передала весне бразды правления.
Весна, неся с собою теплоту,
Всё стала пробуждать от зимнего
забвения.
Вселяя в сердцах людей доброту.
И первыми, ручьи пустила,
Чтоб их хрустальный звон,
Всех, всех оповестил кругом:
«ВЕСНА взошла на трон! »
И лишь едва снежок сойдёт,
В проталинах появятся
Нежные примулы, подснежников букеты,
Хрупкие пролески – всё это
ПЕРВОЦВЕТЫ!
И люди рвут их, просто так
Чтоб радовали глаз,
И украшают подоконник у окна.
Из разноцветных ваз.
Но время пройдёт, цветы постоят и
завянут,
Закончится их короткой жизни покой.
На место этих другие поставят,
А эти выкинут недрогнувшей рукой.
Они могли бы ещё долго цвести,
Расти на лоне природы,
И радовать нас своею красотой.
Давая новые всходы.
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем
её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
- О каком времени года идет речь в стихотворении? (О весне).
- Какие изменения происходят в природе весной? (Тает снег, погода
становится теплее, прилетают птицы, распускаются почки, расцветают
цветы…)
– Как вы думаете, чему посвящено наше занятие? (Первым весенним цветам,
первоцветам).
- Что означает слово первоцвет? (Первые весенние цветы; растение, которое
расцветает одним из первых ранней весной).
- Под лучами весеннего солнца начинает таять снег. Талая вода добирается до
земли, и пробуждает подснежники от зимнего сна. Из-под снега появляются
первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и
голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне
первым, и есть подснежник, первоцвет. -
Почему возникает необходимость разговора о первых весенних цветах?
(Первые цветы – это предвестники весны. После долгой зимы люди радуются
каждому теплому деньку, каждому цветочку).
- В сказке «Двенадцать месяцев» среди лютой зимы принцесса захотела
живых цветов. Возможно ли в жизни зимой увидеть первоцветы? (Да, в
Крыму в феврале распускаются подснежники).
- Какие еще первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей).
- Почему автор стихотворения призывает беречь цветы, не рвать их?
(Сорванный цветок не даст семян, луковица в земле останется не развитой, с
годами цветов станет мало или они могут исчезнуть совсем).
- Как вы думаете, есть ли необходимость в охране первоцветов? (Да,
первоцветы нуждаются в охране. С каждым годом их становится меньше.)
- Назовите тему и цель нашего занятия. (Наше занятие посвящено
первоцветам; мы узнаем, какие бывают первоцветы; поговорим о
необходимости охраны первых весенних цветов).
III. Основная часть
Беседа – презентация «Первоцветы»
Слайд 2. Подснежники
.
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... (Подснежники).
Примерное сообщение ученика: В Крыму подснежником зовут галантус
складчатый с белоснежными, пониклыми, хрупкими цветами. Встречается в
лесах и на тенистых местах по всему горному Крыму. Ежегодно в огромных
количествах уничтожается сборщиками для продажи. Пока подснежник в
Крыму не является редким растением, но уже требует охраны. Галантус
складчатый – эндем Крыма, занесен в Красную книгу Крыма.
Слайд 3. Прострел или сон-трава.
Не успело солнце появиться,
В земле его бутону не сидится.
Голубовато - лиловые колокольчики раскрывает,
Листья свои к свету не пускает.
Народ верил, что он сон навевает,
Людям радость и горе предвещает.
Носит мохнатую шубу в холодную погоду,
Не боится мороза и украшает природу. (Прострел, сон- трава)
Примерное сообщение ученика:
Прострел
крымский,
или
Халлера,
обитает
в
Крыму
на
платообразных
безлесных вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал. Весной
на
склонах
Чатыр-Дага
и
Демерджи
можно
увидеть
безмерное
поле
прострела.
Цветки
крупные
и
мохнатые,
фиолетовой
окраски
разной
интенсивности. Пушок на лепестках, стеблях и листьях защищает цветок от
жаркого солнца днём и от холода ночью. В народе прострел называют сон-
травой. Прострел крымский занесен в Красную книгу.
Слайд 4. Фиалка.
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Голубенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт. (Е.Серова)
Примерное сообщение ученика:
В
крымских
лесах
растёт
удивительный
цветок
фиалка.
Растёт
она
не
поодиночке,
а
кустиками.
Все
лепестки
лесной,
или
собачьей,
фиалки
нежного бледно-голубого или фиолетового цвета. Скромная лесная красавица
прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и
бабочки. Фиалки можно встретить в крымских парках и скверах. На Ай-
Петринской яйле растут нагорные синие и желтые фиалки.
Слайд 5.
Мать-и-мачеха.
На глиняных откосах,
В оврагах, вдоль дорог
Появился первым
Жёлтый огонёк.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)
Примерное сообщение ученика:
Мать-и-мачеха
–
необычное
растение.
Сначала
она
цветёт,
а
потом
отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая,
блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая
и мягкая.
- Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?
- Тёплая сторона - мать, а холодная - мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой
цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот
цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней
весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой
заботится о нашем здоровье.
Растет в горном и степном Крыму по берегам рек, по днищам оврагов,
глинистым канавам.
Слайд 6.
Медуница.
Не успел сойти белый снег,
Появился ранний, смелый побег,
А цветочки у него все разные:
Фиолетовые, синие, голубые, красные…
Они меняют окраску, следуя моде,
Красуются при холодной погоде,
Цветы ароматные -
содержат много нектара,
Цветут в садах, очень любят дубравы. (Медуница)
Примерное сообщение ученика:
В крымских дубовых лесах цветет не совсем обычный цветок, он –
настоящий разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки
только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на
стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Это
ценное лекарственное растение, помогает при многих болезнях.
Слайд 7.
Пролеска.
Небо отразилось на её цветах,
Голубые заросли выросли в лесах.
С первых дней в апреле
Из дубовой прели
Выглянул цветочек -
Синенький глазочек,
Зелёная одёжка,
Луковая ножка. (Пролеска)
Примерное сообщение ученика:
Голубая пролеска любит расти в дубравах, она ближайшая подруга
медуницы. В Крыму растет пролеска двулистная. Ярко-голубые «озерца» из
пролески можно наблюдать на подъеме на гору Роман-Кош.
Слайд 8. Цикламен.
В домах, квартирах – друг старинный -
Цветок на стебле лебедином.
Он распускается зимой,
А лист - овальный, расписной. (Цикламен). Автор: Фёдор Костюк
Примерное сообщение ученика:
Цикламен Кузнецова - редкий, исчезающий вид, эндемик Крыма. Раньше
встречался в нескольких пунктах, но теперь сохранился только у села Русское
Белогорского района. Растет в лесах дуба скального, граба, ясеня, бука. Часть
лесов, где растет цикламен Кузнецова, объявлена заказниками. Причина
уничтожения – красивое зимнецветущее растение. Занесен в Красную книгу.
Слайд 9. Крокус крымский.
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (крокусы)
Примерное сообщение ученика:
Крокус крымский, или шафран крымский, является эндемиком Крыма. Растет
в горах на открытых каменистых местах, травянистых склонах яйл. Все
крымские крокусы – декоративные, подвергаются массовому уничтожению и
нуждаются в охране. Занесены в Красную книгу.
Слайд 10. Примула.
Видим мы в садах её -
С трубкой цветик у неё,
Первой по весне цветёт,
И в домах, порой, растёт.
Цвет различный нам подкинула –
Многолетний кустик ... (примула).
Примерное сообщение ученика: Примула, или первоцвет, растет почти на
всей степной и лесостепной территории Крыма. Она не только красива, но и
обладает полезными лекарственными свойствами. Листья примулы имеют
огромное количество аскорбиновой кислоты и каротина. Их можно
употреблять в пищу, добавлять в салаты.
Слайд 11. Интересно об известном.
Сообщение учителя:
Знаете ли вы, почему первоцветы не мерзнут? Ведь когда они цветут, еще нет
настоящего тепла. Дни короткие и ветреные, а ночи морозные. Растение
начинает расти, когда начинается сокодвижение. У подснежников и других
первоцветов сок необычайный, он сахарный! Да-да, в нем содержится много
сахара, а растворы с большим содержанием сахара во время небольших
морозов не замерзают. Поэтому эти цветы не боятся холода.
Слайд 12. Берегите первоцветы!
Не рвите цветы, не губите,
Любуйтесь природой осторожно!
Для детей и внуков сохраните
То, что еще сберечь возможно!
Сообщение учителя:
- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в «Красную
книгу». Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал
опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
IV. Физкультминутка “Весенний цветок”.
Наши нежные цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Закрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Тихо засыпают,
Лепестки колышет.
Головой качают.
V. Практическая часть
- Сегодня мы узнали о том, что почти все первоцветы являются редкими и
охраняемыми растениями. Рвать их ни в коем случае нельзя, да и покупать у
недобросовестных продавцов тоже. Поэтому сегодня мы научимся делать
подснежники своими руками. И, поверьте, мамы таким подснежникам
обрадуются даже больше, чем живым!
Для работы нам понадобятся: 3 модуля «Трилистника» из белой бумаги,
полоска из зеленой гофрированной бумаги, тонкая жесткая проволока,
ножницы, клей – карандаш, двусторонний скотч.
Ход работы: (Слайды 13 – 15)
1.
Нанесите клей на правый лепесток модуля трилистника, как показано
на образце.
2.
Вложите лепесток с клеем в кармашек второго модуля и аккуратно
приклейте его.
3.
Аналогично правый лепесток второго модуля склейте с кармашком
третьего модуля.
4.
Таким же образом соедините лепестки первого и третьего модулей.
Получился конусообразный цветок.
5.
Согните один конец проволоки примерно на 1 см, как показано на
образце.
6.
От зеленой полоски гофрированной бумаги отрежьте 2 кусочка по 3 см.
Приклейте на концы двусторонний скотч.
7.
На загнутый конец проволоки закрепите первый кусочек бумаги и
обмотайте его.
8.
Проденьте проволоку внутрь цветка так, чтобы зеленый «бочонок»
оказался внутри.
9.
Аналогично сверните второй «бочонок» снаружи цветка у основания
лепестков.
10. Из оставшейся полоски сформируйте листик и прикрепите его к
стебельку внизу.
11. Изогните стебелек так, чтобы цветочек смотрел вниз. Подснежник
готов!
VI. Итог занятия
-
Можно ли рвать цветы в лесу, на лугу, в горах? (Нет, они могут быть
редкими и охраняемыми видами).
- Из каких цветов можно составлять букеты? (Из тех, которые люди
специально выращивают для букетов).
- Что мы можем сделать для первоцветов? (Не рвать их, не покупать, можно
посадить в саду и ухаживать за ними, рассказать друзьям и близким об
охране первоцветов).
Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я
цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь
сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
- Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в
лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.
- Давайте подведем итоги нашего занятия. Я предлагаю каждому начать свое
высказывание со слов:
- Сегодня я узнал…, или
-Сегодня я научился…, или
- Я расскажу своим друзьям…
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте соответствующий смайлик.
Использованные источники:
Горбунов Ю. Разноцветный хоровод.
Онегов А. Первый цветок.
s://infourokmaterial.html?mid=69418
jalitaguidebook/flora/galanthus_plicatus.shtml
yuhanson.livejournal208241.html
krymology/index.php
ltraviserdtse-i-sosudy/primula-ili-pervocvet.html
s://stihi2010/08/24/6569
playroomstihi-i-zagadki-pro-cvety/
karapuzovedenie2014/03/zagadki-pro-podsnezhnik-i-veseniye-
cvety.html