Напоминание

"Крымские первоцветы"


Автор: Билялова Елена Петровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ СОШ №40 им. В.А.Скугаря
Населённый пункт: города Симферополя Республики Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Крымские первоцветы"
Раздел: начальное образование





Назад




Крымские первоцветы.

Практическое занятие. Изготовление поделки «Подснежник».

Разработала

воспитатель

продленного

дня

МБОУ

СОШ

№40

им.

В.А.

Скугаря г. Симферополя Билялова Е.П.

(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы

занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о первых цветущих растениях родного

края, раскрыть необходимость охраны первоцветов;

активизировать и обогащать словарный запас;

закреплять умение детей работать с бумагой;

развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, глазомер,

усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;

формировать творческое воображение.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению природы Крыма;

- осознание необходимости охраны первоцветов.

Предметные УУД:

- знание определения «первоцветы»;

- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой; -

умение слушать инструкцию и выполнять действия при работе с бумагой.

Познавательные УУД:

- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать

главное;

- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

- узнавание первоцветов родного края.

Коммуникативные УУД:

- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- умение грамотно строить высказывания.

Регулятивные УУД:

- умение давать самооценку своей деятельности.

Методы

и

формы

работы

учащихся:

практический;

фронтальная

и

индивидуальная работа.

Оборудование:

рисунки

(фотографии)

первоцветов;

пре зент ация

«Первоцветы Крыма»;

на каждого ученика: по 3 модуля «Трилистник» из

белой бумаги (5х5 см), по 1 полоске из зеленой гофрированной бумаги (16х1

см),

тонкая

жесткая

проволока

(13

см),

ножницы,

клей

карандаш,

двусторонний скотч, линейка, желтые кружочки для смайликов по количеству

учащихся.

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о первоцветах, по

3 сложенных модуля «Трилистника», навык складывания модуля.

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Сегодня мы побываем в разных уголках Крыма и узнаем о самых настоящих

чудесах природы нашего края. Готовы ли вы к путешествию?

II. Введение в тему

Учитель читает стихотворение. (Слайд 1)

Зима передала весне бразды правления.

Весна, неся с собою теплоту,

Всё стала пробуждать от зимнего

забвения.

Вселяя в сердцах людей доброту.

И первыми, ручьи пустила,

Чтоб их хрустальный звон,

Всех, всех оповестил кругом:

«ВЕСНА взошла на трон! »

И лишь едва снежок сойдёт,

В проталинах появятся

Нежные примулы, подснежников букеты,

Хрупкие пролески – всё это

ПЕРВОЦВЕТЫ!

И люди рвут их, просто так

Чтоб радовали глаз,

И украшают подоконник у окна.

Из разноцветных ваз.

Но время пройдёт, цветы постоят и

завянут,

Закончится их короткой жизни покой.

На место этих другие поставят,

А эти выкинут недрогнувшей рукой.

Они могли бы ещё долго цвести,

Расти на лоне природы,

И радовать нас своею красотой.

Давая новые всходы.

Берегите цветы, не губите!

Творенье природы не рвите!

Заботясь о своей Земле, мы продлеваем

её век.

Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!

- О каком времени года идет речь в стихотворении? (О весне).

- Какие изменения происходят в природе весной? (Тает снег, погода

становится теплее, прилетают птицы, распускаются почки, расцветают

цветы…)

– Как вы думаете, чему посвящено наше занятие? (Первым весенним цветам,

первоцветам).

- Что означает слово первоцвет? (Первые весенние цветы; растение, которое

расцветает одним из первых ранней весной).

- Под лучами весеннего солнца начинает таять снег. Талая вода добирается до

земли, и пробуждает подснежники от зимнего сна. Из-под снега появляются

первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и

голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне

первым, и есть подснежник, первоцвет. -

Почему возникает необходимость разговора о первых весенних цветах?

(Первые цветы – это предвестники весны. После долгой зимы люди радуются

каждому теплому деньку, каждому цветочку).

- В сказке «Двенадцать месяцев» среди лютой зимы принцесса захотела

живых цветов. Возможно ли в жизни зимой увидеть первоцветы? (Да, в

Крыму в феврале распускаются подснежники).

- Какие еще первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей).

- Почему автор стихотворения призывает беречь цветы, не рвать их?

(Сорванный цветок не даст семян, луковица в земле останется не развитой, с

годами цветов станет мало или они могут исчезнуть совсем).

- Как вы думаете, есть ли необходимость в охране первоцветов? (Да,

первоцветы нуждаются в охране. С каждым годом их становится меньше.)

- Назовите тему и цель нашего занятия. (Наше занятие посвящено

первоцветам; мы узнаем, какие бывают первоцветы; поговорим о

необходимости охраны первых весенних цветов).

III. Основная часть

Беседа – презентация «Первоцветы»

Слайд 2. Подснежники

.

На проталинках лесных

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые... (Подснежники).

Примерное сообщение ученика: В Крыму подснежником зовут галантус

складчатый с белоснежными, пониклыми, хрупкими цветами. Встречается в

лесах и на тенистых местах по всему горному Крыму. Ежегодно в огромных

количествах уничтожается сборщиками для продажи. Пока подснежник в

Крыму не является редким растением, но уже требует охраны. Галантус

складчатый – эндем Крыма, занесен в Красную книгу Крыма.

Слайд 3. Прострел или сон-трава.

Не успело солнце появиться,

В земле его бутону не сидится.

Голубовато - лиловые колокольчики раскрывает,

Листья свои к свету не пускает.

Народ верил, что он сон навевает,

Людям радость и горе предвещает.

Носит мохнатую шубу в холодную погоду,

Не боится мороза и украшает природу. (Прострел, сон- трава)

Примерное сообщение ученика:

Прострел

крымский,

или

Халлера,

обитает

в

Крыму

на

платообразных

безлесных вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал. Весной

на

склонах

Чатыр-Дага

и

Демерджи

можно

увидеть

безмерное

поле

прострела.

Цветки

крупные

и

мохнатые,

фиолетовой

окраски

разной

интенсивности. Пушок на лепестках, стеблях и листьях защищает цветок от

жаркого солнца днём и от холода ночью. В народе прострел называют сон-

травой. Прострел крымский занесен в Красную книгу.

Слайд 4. Фиалка.

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Голубенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт. (Е.Серова)

Примерное сообщение ученика:

В

крымских

лесах

растёт

удивительный

цветок

фиалка.

Растёт

она

не

поодиночке,

а

кустиками.

Все

лепестки

лесной,

или

собачьей,

фиалки

нежного бледно-голубого или фиолетового цвета. Скромная лесная красавица

прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и

бабочки. Фиалки можно встретить в крымских парках и скверах. На Ай-

Петринской яйле растут нагорные синие и желтые фиалки.

Слайд 5.

Мать-и-мачеха.

На глиняных откосах,

В оврагах, вдоль дорог

Появился первым

Жёлтый огонёк.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)

Примерное сообщение ученика:

Мать-и-мачеха

необычное

растение.

Сначала

она

цветёт,

а

потом

отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая,

блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая

и мягкая.

- Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?

- Тёплая сторона - мать, а холодная - мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой

цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот

цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней

весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой

заботится о нашем здоровье.

Растет в горном и степном Крыму по берегам рек, по днищам оврагов,

глинистым канавам.

Слайд 6.

Медуница.

Не успел сойти белый снег,

Появился ранний, смелый побег,

А цветочки у него все разные:

Фиолетовые, синие, голубые, красные…

Они меняют окраску, следуя моде,

Красуются при холодной погоде,

Цветы ароматные -

содержат много нектара,

Цветут в садах, очень любят дубравы. (Медуница)

Примерное сообщение ученика:

В крымских дубовых лесах цветет не совсем обычный цветок, он –

настоящий разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки

только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на

стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Это

ценное лекарственное растение, помогает при многих болезнях.

Слайд 7.

Пролеска.

Небо отразилось на её цветах,

Голубые заросли выросли в лесах.

С первых дней в апреле

Из дубовой прели

Выглянул цветочек -

Синенький глазочек,

Зелёная одёжка,

Луковая ножка. (Пролеска)

Примерное сообщение ученика:

Голубая пролеска любит расти в дубравах, она ближайшая подруга

медуницы. В Крыму растет пролеска двулистная. Ярко-голубые «озерца» из

пролески можно наблюдать на подъеме на гору Роман-Кош.

Слайд 8. Цикламен.

В домах, квартирах – друг старинный -

Цветок на стебле лебедином.

Он распускается зимой,

А лист - овальный, расписной. (Цикламен). Автор: Фёдор Костюк

Примерное сообщение ученика:

Цикламен Кузнецова - редкий, исчезающий вид, эндемик Крыма. Раньше

встречался в нескольких пунктах, но теперь сохранился только у села Русское

Белогорского района. Растет в лесах дуба скального, граба, ясеня, бука. Часть

лесов, где растет цикламен Кузнецова, объявлена заказниками. Причина

уничтожения – красивое зимнецветущее растение. Занесен в Красную книгу.

Слайд 9. Крокус крымский.

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились... (крокусы)

Примерное сообщение ученика:

Крокус крымский, или шафран крымский, является эндемиком Крыма. Растет

в горах на открытых каменистых местах, травянистых склонах яйл. Все

крымские крокусы – декоративные, подвергаются массовому уничтожению и

нуждаются в охране. Занесены в Красную книгу.

Слайд 10. Примула.

Видим мы в садах её -

С трубкой цветик у неё,

Первой по весне цветёт,

И в домах, порой, растёт.

Цвет различный нам подкинула –

Многолетний кустик ... (примула).

Примерное сообщение ученика: Примула, или первоцвет, растет почти на

всей степной и лесостепной территории Крыма. Она не только красива, но и

обладает полезными лекарственными свойствами. Листья примулы имеют

огромное количество аскорбиновой кислоты и каротина. Их можно

употреблять в пищу, добавлять в салаты.

Слайд 11. Интересно об известном.

Сообщение учителя:

Знаете ли вы, почему первоцветы не мерзнут? Ведь когда они цветут, еще нет

настоящего тепла. Дни короткие и ветреные, а ночи морозные. Растение

начинает расти, когда начинается сокодвижение. У подснежников и других

первоцветов сок необычайный, он сахарный! Да-да, в нем содержится много

сахара, а растворы с большим содержанием сахара во время небольших

морозов не замерзают. Поэтому эти цветы не боятся холода.

Слайд 12. Берегите первоцветы!

Не рвите цветы, не губите,

Любуйтесь природой осторожно!

Для детей и внуков сохраните

То, что еще сберечь возможно!

Сообщение учителя:

- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в «Красную

книгу». Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал

опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

IV. Физкультминутка “Весенний цветок”.

Наши нежные цветки

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Тихо засыпают,

Лепестки колышет.

Головой качают.

V. Практическая часть

- Сегодня мы узнали о том, что почти все первоцветы являются редкими и

охраняемыми растениями. Рвать их ни в коем случае нельзя, да и покупать у

недобросовестных продавцов тоже. Поэтому сегодня мы научимся делать

подснежники своими руками. И, поверьте, мамы таким подснежникам

обрадуются даже больше, чем живым!

Для работы нам понадобятся: 3 модуля «Трилистника» из белой бумаги,

полоска из зеленой гофрированной бумаги, тонкая жесткая проволока,

ножницы, клей – карандаш, двусторонний скотч.

Ход работы: (Слайды 13 – 15)

1.

Нанесите клей на правый лепесток модуля трилистника, как показано

на образце.

2.

Вложите лепесток с клеем в кармашек второго модуля и аккуратно

приклейте его.

3.

Аналогично правый лепесток второго модуля склейте с кармашком

третьего модуля.

4.

Таким же образом соедините лепестки первого и третьего модулей.

Получился конусообразный цветок.

5.

Согните один конец проволоки примерно на 1 см, как показано на

образце.

6.

От зеленой полоски гофрированной бумаги отрежьте 2 кусочка по 3 см.

Приклейте на концы двусторонний скотч.

7.

На загнутый конец проволоки закрепите первый кусочек бумаги и

обмотайте его.

8.

Проденьте проволоку внутрь цветка так, чтобы зеленый «бочонок»

оказался внутри.

9.

Аналогично сверните второй «бочонок» снаружи цветка у основания

лепестков.

10. Из оставшейся полоски сформируйте листик и прикрепите его к

стебельку внизу.

11. Изогните стебелек так, чтобы цветочек смотрел вниз. Подснежник

готов!

VI. Итог занятия

-

Можно ли рвать цветы в лесу, на лугу, в горах? (Нет, они могут быть

редкими и охраняемыми видами).

- Из каких цветов можно составлять букеты? (Из тех, которые люди

специально выращивают для букетов).

- Что мы можем сделать для первоцветов? (Не рвать их, не покупать, можно

посадить в саду и ухаживать за ними, рассказать друзьям и близким об

охране первоцветов).

Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я

цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь

сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

- Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в

лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.

- Давайте подведем итоги нашего занятия. Я предлагаю каждому начать свое

высказывание со слов:

- Сегодня я узнал…, или

-Сегодня я научился…, или

- Я расскажу своим друзьям…

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте соответствующий смайлик.

Использованные источники:

Горбунов Ю. Разноцветный хоровод.

Онегов А. Первый цветок.

s://infourokmaterial.html?mid=69418

jalitaguidebook/flora/galanthus_plicatus.shtml

yuhanson.livejournal208241.html

krymology/index.php

ltraviserdtse-i-sosudy/primula-ili-pervocvet.html

s://stihi2010/08/24/6569

playroomstihi-i-zagadki-pro-cvety/

karapuzovedenie2014/03/zagadki-pro-podsnezhnik-i-veseniye-

cvety.html



В раздел образования