Автор: Дубовицкая Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: статья
Тема: "Условия формирования высокой оценки педагогической деятельности учителя родительской общественностью"
Раздел: начальное образование
Условия формирования высокой оценки педагогической деятельности
учителя родительской общественностью
Ребенок,
учитель
и родители.
Ребенок
занимает
вершину
этого
треугольника, родители и учителя — места у его основания. Оно должно быть
максимально
прочным
и устойчивым,
его
не должно
«перекашивать»
ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей
с педагогом и педагога с родителями — это если и не половина успеха, то очень
серьезный взнос в процесс образования ребенка.
На
сегодняшний
день
очень
важно,
чтобы
учитель
имел
авторитет
не
только в глазах своих воспитанников, но и в глазах их родителей. Насколько
высоко будет оценен труд учителя родительской общественностью, настолько
интересен, важен и нужен будет ребенку Ваш предмет.
Для
успешного
формирования
высокой
оценки
со
стороны
родителей,
учитель
должен
приложить
не
мало
усилий.
Поделюсь
своим
опытом
по
взаимодействию и сотрудничеству с родителями моих воспитанников.
В первую очередь я стараюсь узнать основные принципы воспитания в
каждой семье, благодаря этому мне легче выстраивать отношения с учеником и
не нарушать тот процесс воспитания, который налажен в семье ребенка.
Но
родителям, я в свою очередь, даю понять, что учитель не может строить свою работу,
выполняя все их пожелания. Обязательно учитываю в своей работе проблемы семьи,
так как они оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Если
родители
в
разводе,
то
на
собрания
и
различные
мероприятия
приглашаю
обоих
родителей.
Каждую неделю, в отведенный день, любой родитель может подойти ко мне с
интересующими его вопросами. При встрече выслушиваю родителей и всегда нахожу,
чем
похвалить
их
ребенка
(ведь
они
этого
всегда
так
ждут),
даже
если
встреча
состоялась по причине каких-то отрицательных моментов школьной жизни. Стараюсь
не критиковать ребенка, а излагать ситуацию так, чтобы родители сделали для себя
правильный вывод о дальнейшем воспитании ребенка.
По
окончанию
каждой
четверти
проводятся
родительские
собрания
по
определенной
тематике.
На
таких
собраниях
рассказываю
родителям
возрастные
психологические
особенности
их
детей
для
успешного
дальнейшего
совместного
взаимодействия и воспитания. Есть традиция, наряду с тематическими собраниями,
проводить
«вечера
вопросов
и
ответов».
На
них
я
приглашаю
всех
желающих
родителей,
у
которых
накопились
вопросы
и
они
готовы
их
задать
и
совместно
обсудить. Как правило, практически все родители посещают такие вечера.
А также по окончанию каждой четверти пишу родителям благодарственные письма
за воспитание детей. Поздравляю с праздниками и награждаю дипломами за активное
участие в жизни школы, класса.
Привлекаю родителей как можно чаще посещать школу. Для этого в стенах нашей
школы проводятся: дни открытых дверей, на которых родители могут посмотреть, как
работают их дети на уроках, оценить деятельность педагога и принять участие в
различных мероприятиях. В течении всего дня в классе присутствует плакат под
названием
«Забор
гласности»,
на
нем
родители
записывают
свои
пожелания
по
проведению таких дней и оставляют отзывы. Все пожелания и рекомендации мной
учитываются при подготовке к следующему дню открытых дверей для того, чтобы
каждый родитель видел, что его голос услышан.
Такие праздники, как «День знаний», «Осенняя ярмарка», «23 февраля» и «8
марта» организовываю таким образом, чтобы родители были не просто зрителями, но и
непосредственными участниками. На каждом празднике «Знаний» готовлю конкурс для
родителей с шуточными заданиями и награждаю их презентами в виде карандашей и
ручек
для
помощи
их
ребенку
при
подготовке
домашнего
задания.
На
одном
из
праздников, родители выступали в роле «гостей из прошлого» для этого я их нарядила
в атрибутику пионеров и раздала стихи-поздравления для детей.
На «Осенней ярмарке» родители совместно с детьми готовят угощения на продажу
и выступают в роле продавцов своих изделий. Готовят костюмы и зазывалки для
покупателей, принимают участие за прилавком.
На мероприятиях, посвященных празднованию 23 февраля и 8 марта, дети готовят
поздравления для своих родителей, дедушек и бабушек. На уроках технологии готовим
для них небольшие презенты своими руками в виде открыток, цветов и поделок.
Ежегодно в нашей школе проводится мероприятие под названием «Мама, папа, я –
спортивная семья», одна семья из класса принимает участие в спортивных конкурсах,
остальные готовят плакаты, кричалки, различную атрибутику болельщиков и активно
выступают в их роле.
При
подготовке
к
такому
мероприятию
как
«Конкурс
строя
и
песни»
также
посвященному «Дню защитника Отечества», родители готовят костюмы для детей.
Нами были выполнены собственноручно костюмы гусаров.
При подготовке к празднованию «Нового года» родители не остаются в стороне и
самостоятельно украшают класс для своих детей. Принимают участие в утреннике,
танцуют вместе с детьми и водят хороводы вокруг елки.
В нашей школе есть замечательная традиция – семейный клуб «Исток», который
собирает ежегодно семьи для проведения заседаний в дружелюбной обстановке.
В результате мониторинга родительского мнения в сентябре 2002 года
было
установлено что,
по мнению родителей, им не хватает неформального общения с
педагогами и родителями детей разных возрастов. Это и стало первой вехой в создании
семейного
клуба
«ИСТОК».
Целью
клуба
является
просвещение
родителей
по
современным вопросам воспитания, через создание благоприятной психологической
обстановки во время тематических заседаний клуба.
С начала мы решили обратиться к «истокам» народной педагогики, вспомнив
лучшие традиции народа в вопросах воспитания детей. Подчеркивая ценность семьи,
как важного института нашего общества, мы проследили сложные педагогические
вопросы
через
поговорки,
пословицы,
колыбельные.
В
творческой
форме
группы
родителей
представили
свой
опыт,
представили
творческий
калейдоскоп
русских
народных
праздников,
тем
самым,
показав
преемственность
поколений.
Надолго
останется в памяти ребят, коллег, родителей выставка поделок и сувениров, которая
представила огромную палитру интересных занятий наших семей.
Следующий большой блок, которому мы уделили внимание – это исследование
семейных
традиций
и
праздников,
их
роль
в
создании
положительного
психологического климата в семье. Дети писали интересные сочинения о праздниках и
традициях своих семей, совместно мы разработали «кодекс семьи».
Одно
из
очередных
заседаний
клуба
было
проведено
в
форме
ролевой
игры
«Семья»,
где
каждая
семья
решала
не
простые
семейные
задачи
и
проблемные
ситуации. Особенностью данной игры является то, что дети и родители поменялись
социальными ролями и попробовали взглянуть на мир друг друга через призму новых
ощущений и эмоций.
Ярко
прошло
заседание
«Конфликты
в
семье.
Пути
решения»,
на
котором
психологи,
педагоги,
родители
и
ребята
в
рамках
психологических
тренингов
и
упражнений искали пути взаимодействия и сотрудничества.
Важным
аспектом
деятельности
клуба
является
пропаганда
ЗОЖ.
Творческие
выступления волонтеров школы, школьного парламента, специалистов, медицинских
работников дают возможность родителям и ребятам получить профессиональные и
доступные ответы на интересующие их вопросы в рамках тематических заседаний
«Скажи здоровью – Да!», «Здоровье – наше богатство?» и т.д.
Последнее заседание клуба прошло в преддверии замечательного праздника Дня
матери. Совместными усилиями с ребятами нам удалось подарить праздник всем
любимым мамам, ведь наша встреча так и называлась: «Мама, что теплей любви
твоей?!»
Деятельность семейного клуба еще раз показала, что большинство родителей,
готовы
к
диалогу
с
педагогами
и
администрацией
школы,
был
сломлен
психологический барьер в общении между родителями и детьми разных поколений,
неоднократно подчеркивалась роль семьи для каждого ребенка. Главное, с моей точки
зрения, участники еще раз утвердились во мнении, что каждая семья индивидуальна, ее
мир
достоин
уважения,
что
только
в
счастливой
семье
может
вырасти
поистине
счастливый ребенок.
Все это, я думаю, и позволяет наладить контакт с родителями, для того, чтобы они
не просто высоко оценили деятельность педагога, а для того, чтобы их ребенку было
комфортно
учиться
и
расти
в
дружелюбной
атмосфере
сотрудничества
учителя
и
родителей.