Автор: Кузнецова Ольга Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 19 Населённый пункт: Удмуртская республика город Можга Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Артикуляционная гимнастика для родителей" Раздел: дошкольное образование
Артикуляционая гимнастика
Когда люди делают гимнастику для рук, ног - дело нам
привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали
ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать,
ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца
органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика
просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо
развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения,
именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения
отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают
ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема
не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься
артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух,
трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее
"поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет
и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во
многом преодолеть уже сложившиеся нарушения
звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять
перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы,
взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык
(за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека
артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо
через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно
упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут
получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их
вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не
получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и
спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по
3-5минут и несколько раз в день. Это поможет ему в будущем
правильно и четко говорить и избежать логопедических проблем.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных,
полноценных движений и определённых положений
артикуляционных органов, необходимых для правильного
произношения звуков, и объединение простых движений в
сложные.
Как проводить артикуляционую гимнастику.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше
выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.
Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с
названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше
провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить
названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Для занятий лучше использовать зеркало небольшого размера,
чтобы ребенок видел, что происходит с его лицом и речевыми
органами.
Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.
Артикуляционную гимнастику выполняется только сидя, не стоя ни
лежа а только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были
расслаблены, кроме прямой спины.
Упражнения выполняются в таком порядке-от простых к сложным.
Чтобы ребенку нравилось, что он делает-поиграйте с ним в игру,
типа "сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает","как
белочка улыбается" и т.д.
Если у ребенка не получается сразу упражнения-не беда,
проделайте вместе с ним упражнения и скажите, что у Вас тоже не
получается, но мы потренируемся и все получится. Это придаст ему
уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2
—3
Небольшие секреты логопеда.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему
(шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка,
например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом
или чем-то еще, что любит ваш ребенок.
От теории к практике.
Бегемотик рот открыл,
подержал,потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
Учимся широко и спокойно открывать и закрывать
рот.
Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время
для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть
слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же
смог, вот, смотри, cейчас.
Учимся делать упражнение, которое логопеды
называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем
ребенку время для отдыха и расслабления.
Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение
3—4 раза.
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.
Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в
таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в
спокойное положение.
Как нельзя разговаривать с ребёнком.
Как правильно говорить с ребёнком.
В любом возрасте дети активно подражают речи
взрослого, поэтому, если вы будете говорить
неправильно, ваш малыш будет усваивать
неправильную речь. Чтобы этого не произошло,
важно помнить про два «золотых нельзя»:
Нельзя искажать слова, подражать детскому
произношению и «сюсюкать».
Нужно:
Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь
была четкой и выразительной, грамотной, простой,
ясной.
Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал
окружающие предметы звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» -
показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
Нужно:
Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то
можно воспользоваться следующей схемой:
не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок
произнес слово → попросите ребенка показать на тот
предмет, который вы называете → и только потом
объясните «как звучит» или «как говорит»;
Как сформировать грамотную речь
1. Обязательно исправляйте ошибки в речи
малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь
над ребенком, то обидите его, и ребенок может
потерять к вам доверие.
2. Для развития речевых способностей ребенка
очень важна игровая деятельность, через которую
малыш познает окружающую его реальность.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты,
которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и
так далее).
3. Включайте ребенка не только в игру, но и в
реальное взаимодействие со всеми членами семьи.
Обязательно давайте ребенку полезные поручения.
Благодарите ребенка за помощь.
4. Для развития речи очень важно не только
развивать произносительные навыки, но и
совершенствовать умение ребенка понимать смысл
речи не только в определенной ситуации, но и вне ее.
По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом
то, как прошел его день в детском саду, как прошла
ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком,
вспоминайте самые интересные моменты.
5. Помните о том, что слушая вашу речь,
ребенок впитывает информацию об окружающем
мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком
должно стать не просто обозначение какого-то
явления или предмета, а детальное его описание.
Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон
летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой
вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над
тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко
каркать.»
6. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям
трудно воспринимать слова, оторванные от
изображения.
И главное: поддерживайте все начинания