Напоминание

Тематические зачеты как способ интеграции предметных знаний школьника


Автор: Брызгалова Елена Львовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: НОУ СОШ "Гелиос"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Тематические зачеты как способ интеграции предметных знаний школьника
Раздел: полное образование





Назад




Тематические зачеты как способ интеграции предметных знаний

школьника

В

процессе

многолетней

преподавательской

практики

мы

все

острее

сталкиваемся с проблемой мобильности и интеграции знаний. Обозначенная тема

всегда будет актуальной в постиндустриальном пространстве, поскольку возрастание

объема информации и скорости ее распространения неизбежно ведут к предметному

дроблению, что зачастую уничтожает интеллектуальную целостность образования.

Интеграция

же

дает

возможность

трансформировать

предметные

(отраслевые)

знания в мобильную мировоззренческую структуру, что можно считать проявлением

социальной компетентности обучающегося и выпускника школы.

Интегрированные

уроки

давно

вошли

в

систему

преподавания

практически

каждого

современного

учителя.

Многие

имеют

свои

уникальные

наработки,

но

хотелось бы остановиться именно на зачетной форме, поскольку она также позволяет

выявить наличие сформированных или несформированных универсальных учебных

действий.

Зачеты,

интегрирующие

несколько

школьных

предметов,

позволяют

выявить у обучающегося:

- наличие знаниевого компонента;

- личностную мировоззренческую позицию;

- коммуникативную культуру;

-

степень

овладения

навыками

самостоятельного

усвоения

определенного

объема информации.

Для учителя такая работа является творческой, поскольку заставляет:

- расширить рамки преподаваемого предмета;

- скорректировать программу, исходя из интересов ученика (конкретного класса),

учитывая здоровьесберегающий фактор;

- разрабатывать и реализовывать единые требования к оценке знаний ученика,

что является немаловажным аспектом учебной деятельности.

В

качестве

примера

приведу

вопросы

и

задания

некоторых

тематических

интегрированных зачетов, которые уже несколько лет реализуются преподавателями

истории совместно с учителями – филологами в выпускных классах.

Вопросы к интегрированному зачету по истории и литературе

«Серебряный век в истории России»

Билет 1.

1. Российская империя на рубеже XIX

- XX вв. Социально-экономическая

характеристика государства.

2. Творчество А. Блока. Анализ стихотворения «Фабрика».

Билет 2.

1.

Политическая характеристика Российской империи.

2. Литературная критика. Обзор.

Билет 3.

1.

Первая буржуазно – демократическая революция в России, и ее влияние на

общество.

2.

Символизм. Общая характеристика. Анализ стихотворения К. Бальмонта

(по выбору).

Билет 4.

1.

Многопартийность. Политические лидеры России начала XX в.

2.

Символизм.

Общая

характеристика.

Анализ

стихотворения

Н.Гумилева

«Жираф».

Билет 5.

1.

Деятельность Государственной Думы. Программа реформ П.А. Столыпина.

2.

Футуризм. Общая характеристика. Анализ стихотворения В. Маяковского

«Облака в штанах».

Билет 6.

1.

От монархии к республике. 1917 год.

2.

Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».

Вопросы к интегрированному зачету по теме «Гражданская война в

произведениях отечественной литературы»

Билет 1.

1. Гражданская война в России. Периодизация.

2. А. Островский «Как закалялась сталь». Образ героя.

Билет 2.

1. Причины Гражданской войны в России.

2. И. Бабель «Конармия». Отражение событий гражданской войны.

Билет 3.

1.

Белое движение. История возникновения, идеология, представители (на

выбор).

2. М. Булгаков «Белая гвардия».

Билет 4.

1. Красное движение. История возникновения, идеология, представители (на

выбор).

2. А.Фадеев «Разгром». Интеллигенция и революция.

Билет 5.

1.

Иностранная интервенция.

2.

Б. Лавренев «Сорок первый». Особенность конфликта.

Билет 6.

1.

Белоказаки. Червонное казачество.

2.

Судьба казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Билет 7.

1.

Итоги и последствия Гражданской войны в России.

2.

Авторская позиция М. Шолохова в «Донских рассказах».

Вопросы к интегрированному зачету по теме «Великая Отечественная

война в произведениях советской и современной литературы»

Литература

1.

Э. Казакевич «Звезда». Общая характеристика произведения.

2.

М. Шолохов «Судьба человека».

3.

В. Кондратьев «Сашка». Военные будни.

4.

Б. Васильев. «В списках не значится». Анализ произведения.

5.

К.

Воробьев

«Это

мы,

господи!»

Общая

характеристика

произведения.

6.

В.

Астафьев

«Прокляты

и

убиты».

Общая

характеристика

произведения.

7.

В. Распутин «Живи и помни».

История

1.

Периодизация Великой Отечественной войны.

2.

Советский тыл.

3.

Фронт. Военные действия 1941 – 1943 гг.

4.

Фронт. Военные действия 1944 – 1945 гг.

5.

Партизанское движение.

6.

Международные отношения в годы Второй мировой войны. Роль

СССР.

7.

Итоги войны и источники победы советского народа.

По данной теме вопросы не интегрированы в билеты, произведения, как и

формулировки, могут быть изменены преподавателями.

Оценка

работы

ученика

в

процессе

подготовки

и

реализации

зачета

традиционно

выставляется

в

баллах,

которые

могут

суммироваться

и

переводиться в итоговую отметку или отдельно оценивать презентацию знаний

по истории, литературе и русскому языку, поскольку зачет предполагает также

речевую презентацию содержания билетов, умение конструктивно вести

диалог, отвечая на вопросы предметной комиссии.

Безусловно,

процесс

учебной

интеграции

предъявляет

определенные

требования

как

к

учителю,

так

и

обучающемуся.

От

педагога

такой

вид

деятельности требует эрудиции, серьезных временных и физических затрат,

основательной

информационной

базы.

От

ученика

-

добротного

владения

общеучебными

навыками

(работой

с

литературой,

анализом

изученного,

систематизацией

информации,

структурированным

изложением

материала

и

др.), чего, конечно же, в полной мере можно достичь в «старшей школе». Но

ведь

процесс

тем

и

интересен,

что

основан

на

принципе

диалектики

(бесконечности и непрерывности), поэтому поиск новых для каждого педагога

форм информационной интеграции является неотъемлемой частью деятельности

учителя - предметника.



В раздел образования