Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г.Москвы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока литературного чтения с использованием технологии "творческая мастерская"
Раздел: начальное образование
2 класс
Л.В. Тверская, учитель ГБОУ прогимназии № 1752 г. Москвы
Конспект урока литературного чтения с
использованием технологии «творческая мастерская»
Тема урока: В.П.Астафьев «Белогрудка» (2 часа)
Тип урока:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- правила культурной речи;
- названия животных, птиц;
- правила построения предложений;
- главные признаки текста, его отличие от набора предложений.
Уметь:
- устанавливать правильную последовательность предложений в тексте;
- озаглавливать части текста;
- хорошо читать;
- понимать авторский замысел;
- самостоятельно решать творческие задачи;
- работать в парах и группах;
- представлять результаты работы групп;
- выполнять основные операции программы ПервоЛого;
- осуществлять обмен файлами в локальной сети через сервер.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные: осознание учебной задачи; выдвижение идеи, её развития;
работа
с
информацией;
применение
знаково-символических
средств;
выполнение
логических
операций;
установление
причинно-следственных
связей;
использование
компьютерных
технологий
для
решения
учебных
задач.
Регулятивные: прогнозирование; управление собственной деятельностью;
осуществление контроля и коррекции.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества, согласование
действий с партнёром; выполнение правил речевого поведения, культуры
речи; умение работать в группах – слушать и слышать друг друга; владение
монологической и диалогической формами речи.
Л и ч н о с т н ы е : смыслообразование;
самоопределение;
самопознание;
эмпатия; нравственная ориентация; способность и привычка к рефлексии.
Оборудование
и
наглядность:
мобильный
компьютерный
класс;
интерактивная доска; ПК учителя, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1-ый час
1.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а
мастерская.
Надеюсь,
работать
нам
будет
интересно.
Погружаясь
в
творческую
лабораторию
писателя,
мы
постараемся
понять
авторский
замысел.
2. Индуктор – создание эмоционального настроя.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, слово, написанное на доске.
Дети: Белогрудка.
Учитель: Давайте поработаем с этим словом. Откройте ноутбуки, зайдите в
программу
ПервоЛого
и
с
помощью
«рисовалки»
нарисуйте
существо,
которое может так называться.
Рисунки детей: белочка, птица, цветок, собака, уточка, кошка, кролик,…
Учитель: Рядом, с помощью текстового редактора программы ПервоЛого,
запишите слова, которые охарактеризовали бы это существо.
Варианты детей: пушистая, маленькая, весёлая, с белой грудкой, мягкая,
ловкая, добрая, озорная, смелая,…
Учитель: Посмотрите друг у друга, что получилось. Обсудите в парах.
Подумайте вместе над заданием. Наиболее понравившиеся слова допишите.
Учитель: А вы хотели бы узнать, кто такая Белогрудка?
Дети: Да, хотели бы.
Учитель:
Тогда
я
прочитаю
вам
рассказ
Виктора
Петровича
Астафьева,
который так и называется «Белогрудка».
Рассказ читается учителем до слов: «Потом был тот страшный день,
когда Белогрудка…».
3. Самоконструкция – индивидуальное создание текста.
Учитель:
Рассказ
я
прочитала
не
до
конца.
Продолжите
рассказ.
Как
мальчики отреагировали на совет охотника? Напишите ваши предложения.
Желающие отправляют свою работу на сервер.
Индивидуальная
работа
детей
на
ноутбуках
в
программе
Перволого
(текстовый редактор).
Каждый из детей видит свой вариант развития дальнейших событий,
проживает эту ситуацию в себе.
По
мере
поступления
работ
на
сервер,
учитель
выводит
их
на
интерактивную доску. Желающие зачитывают свои предложения.
Учитель: Ребята, у вас получились разные варианты продолжения рассказа,
но что-то их объединяет. Как вы думаете, что?
Ответы детей
Учитель: Это стремление к гуманному завершению событий.
4. Физкультминутка.
5. Разрыв - внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего
прежнего знания новому.
Учитель: А сейчас я прочитаю вам, как продолжил рассказ Астафьев.
Рассказ читается учителем до слов: «…, думая, что больше она в Зуятах не
появится».
Чтение
вызывает
у
детей
всплеск
эмоций,
т.к.
авторский
текст
противоположен их представлениям.
6. Социоконструкция – работа обучающихся в парах.
На
персональных
компьютерах MacOs
в
программе
ПервоЛого
подготовлен текст второй части рассказа (той, что читал учитель).
Учитель:
Пользуясь
текстом
второй
части
рассказа,
отберите
наиболее
точные слова, которые могли бы стать заголовком этой части. Обсудите в
парах.
Подумайте
вместе
над
заданием.
Напишите
на
доске
маркером
заголовок, который вы придумали к этой части.
Дети работают в парах по заданию учителя.
Учитель:
Прочитайте
все
заголовки,
которые
были
придуманы
вашими
одноклассниками. Выберите наиболее точное название этой части.
Варианты
ответов
детей:
«Белогрудка
осиротела»,
«Беда»,
«Сирота»,
«Горе матери», «Несчастье Белогрудки».
Учитель:
С
помощью
текстового
редактора
программы
ПервоЛого,
запишите
тот
заголовок,
который,
по
вашему
мнению,
больше
всего
подходит к этой части рассказа.
7. Динамическая пауза
2-ой час
8. Социализация – работа обучающихся в группах.
Учитель:
А
теперь
я
предлагаю
вам
объединиться
в
группы.
Название заголовка будет соответствовать названию вашей группы.
- Но перед началом работы вы обязательно должны договориться, кто какую
часть работы будет выполнять, распределить обязанности.
1 задание для групп.
Учитель: Вы озаглавили вторую часть рассказа. А теперь слева от заголовка
запишите те слова, которые раскрывают поступки Белогрудки. А справа
напишите слова, которые выражают ваше отношение к ней.
Обсудите
в
своей
группе.
Подумайте
вместе
над
заданием.
Наиболее
понравившиеся слова запишите.
Дети работают в группах по 5-7 человек. На одном компьютере выполняют
задание, а остальные компьютеры используют для работы с текстом.
Гимнастика для глаз
2 задание для групп.
У ч и т е л ь : Третью,
заключительную
часть
рассказа
допишите
самостоятельно, используя слова из левого и правого столбиков, которые
характеризуют Белогрудку и ваше отношение к ней.
Гимнастика для глаз
3 задание для групп.
Учитель:
После
завершения
работы
выразите,
обозначьте
чувства,
испытанные вами в конце своего рассказа, цветом.
Дети выполняют работу на персональных компьютерах MacOs в программе
Перволого.
С
помощью
«черепашки»
обозначают
цветными
кружками
чувства, испытанные в конце своего рассказа.
Переживая
вместе
с
главным
героем
рассказа
события,
дети
как
бы
становятся участниками происходящего.
Учитель: Готовую работу
вы сохраняете и отправляете через сервер на
компьютер учителя. Все ваши работы я буду выводить на интерактивную
доску.
Кто-то
из
вашей
группы
представит
работу.
После
урока
мы
распечатаем её на цветном принтере.
Дети выполняют работу на компьютерах
MacOs в программе Перволого.
Заключительную часть рассказа ребята сохраняют и через сервер передают
на компьютер учителя. После урока каждый получает свою работу.
9. Физкультминутка.
10. Афиширование – представление коллективных работ.
Учитель: Получена первая работа. Прошу кого-то из группы прочитать её и
объяснить выбор цвета.
Все работы по очереди выводятся на экран.
11. Разрыв – внутреннее осознание неполноты своего знания.
Учитель: А сейчас я прочитаю вам авторское заключение этого рассказа.
Учитель дочитывает рассказ до конца.
Учитель:
Теперь
передайте
при
помощи
цвета
чувства,
которые
вы
испытали, прослушав конец рассказа В.П.Астафьева.
Дети выполняют работу на персональных компьютерах MacOs в программе
Перволого.
С
помощью
«черепашки»
обозначают
цветными
кружками
чувства, испытанные в конце рассказа.
12. Рефлексия.
Учитель: Подумайте и объясните, почему вы выбрали именно этот цвет для
обозначения авторского конца рассказа.
Ответы детей:
- Чёрный цвет – смерть Белогрудки и её деток.
- Красный – кровь, смерть.
- Зелёный, жёлтый - сколько бы люди ни творили зла, природа прекрасна.
Природу нужно беречь.
Любой цвет, выбранный детьми, ярко демонстрировал их протест против
насилия
и
жестокости.
Все
детские
работы
призывают
к
бережному
отношению к природе.
Пережитое
и
высказанное
на
мастерской
становится
личной
позицией
ребёнка.
13. Домашнее задание (по желанию):
-
нарисовать
иллюстрацию
к
произведению
Астафьева
«Белогрудка»
и
принести на выставку рисунков;
- нарисовать на компьютере иллюстрацию к произведению Астафьева
«Белогрудка» и выложить на форум (сайт класса).
14. Подведение итогов.
Учитель:
Какие
виды работ вам понравились во время мастерской и
почему?
Ответы детей
Учитель: Мастерская окончена. Спасибо всем за работу!