Напоминание

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии "творческая мастерская"


Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г.Москвы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока литературного чтения с использованием технологии "творческая мастерская"
Раздел: начальное образование





Назад




2 класс

Л.В. Тверская, учитель ГБОУ прогимназии № 1752 г. Москвы

Конспект урока литературного чтения с

использованием технологии «творческая мастерская»

Тема урока: В.П.Астафьев «Белогрудка» (2 часа)

Тип урока:

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- правила культурной речи;

- названия животных, птиц;

- правила построения предложений;

- главные признаки текста, его отличие от набора предложений.

Уметь:

- устанавливать правильную последовательность предложений в тексте;

- озаглавливать части текста;

- хорошо читать;

- понимать авторский замысел;

- самостоятельно решать творческие задачи;

- работать в парах и группах;

- представлять результаты работы групп;

- выполнять основные операции программы ПервоЛого;

- осуществлять обмен файлами в локальной сети через сервер.

Метапредметные результаты (УУД):

Познавательные: осознание учебной задачи; выдвижение идеи, её развития;

работа

с

информацией;

применение

знаково-символических

средств;

выполнение

логических

операций;

установление

причинно-следственных

связей;

использование

компьютерных

технологий

для

решения

учебных

задач.

Регулятивные: прогнозирование; управление собственной деятельностью;

осуществление контроля и коррекции.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, согласование

действий с партнёром; выполнение правил речевого поведения, культуры

речи; умение работать в группах – слушать и слышать друг друга; владение

монологической и диалогической формами речи.

Л и ч н о с т н ы е : смыслообразование;

самоопределение;

самопознание;

эмпатия; нравственная ориентация; способность и привычка к рефлексии.

Оборудование

и

наглядность:

мобильный

компьютерный

класс;

интерактивная доска; ПК учителя, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1-ый час

1.

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а

мастерская.

Надеюсь,

работать

нам

будет

интересно.

Погружаясь

в

творческую

лабораторию

писателя,

мы

постараемся

понять

авторский

замысел.

2. Индуктор – создание эмоционального настроя.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, слово, написанное на доске.

Дети: Белогрудка.

Учитель: Давайте поработаем с этим словом. Откройте ноутбуки, зайдите в

программу

ПервоЛого

и

с

помощью

«рисовалки»

нарисуйте

существо,

которое может так называться.

Рисунки детей: белочка, птица, цветок, собака, уточка, кошка, кролик,…

Учитель: Рядом, с помощью текстового редактора программы ПервоЛого,

запишите слова, которые охарактеризовали бы это существо.

Варианты детей: пушистая, маленькая, весёлая, с белой грудкой, мягкая,

ловкая, добрая, озорная, смелая,…

Учитель: Посмотрите друг у друга, что получилось. Обсудите в парах.

Подумайте вместе над заданием. Наиболее понравившиеся слова допишите.

Учитель: А вы хотели бы узнать, кто такая Белогрудка?

Дети: Да, хотели бы.

Учитель:

Тогда

я

прочитаю

вам

рассказ

Виктора

Петровича

Астафьева,

который так и называется «Белогрудка».

Рассказ читается учителем до слов: «Потом был тот страшный день,

когда Белогрудка…».

3. Самоконструкция – индивидуальное создание текста.

Учитель:

Рассказ

я

прочитала

не

до

конца.

Продолжите

рассказ.

Как

мальчики отреагировали на совет охотника? Напишите ваши предложения.

Желающие отправляют свою работу на сервер.

Индивидуальная

работа

детей

на

ноутбуках

в

программе

Перволого

(текстовый редактор).

Каждый из детей видит свой вариант развития дальнейших событий,

проживает эту ситуацию в себе.

По

мере

поступления

работ

на

сервер,

учитель

выводит

их

на

интерактивную доску. Желающие зачитывают свои предложения.

Учитель: Ребята, у вас получились разные варианты продолжения рассказа,

но что-то их объединяет. Как вы думаете, что?

Ответы детей

Учитель: Это стремление к гуманному завершению событий.

4. Физкультминутка.

5. Разрыв - внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего

прежнего знания новому.

Учитель: А сейчас я прочитаю вам, как продолжил рассказ Астафьев.

Рассказ читается учителем до слов: «…, думая, что больше она в Зуятах не

появится».

Чтение

вызывает

у

детей

всплеск

эмоций,

т.к.

авторский

текст

противоположен их представлениям.

6. Социоконструкция – работа обучающихся в парах.

На

персональных

компьютерах MacOs

в

программе

ПервоЛого

подготовлен текст второй части рассказа (той, что читал учитель).

Учитель:

Пользуясь

текстом

второй

части

рассказа,

отберите

наиболее

точные слова, которые могли бы стать заголовком этой части. Обсудите в

парах.

Подумайте

вместе

над

заданием.

Напишите

на

доске

маркером

заголовок, который вы придумали к этой части.

Дети работают в парах по заданию учителя.

Учитель:

Прочитайте

все

заголовки,

которые

были

придуманы

вашими

одноклассниками. Выберите наиболее точное название этой части.

Варианты

ответов

детей:

«Белогрудка

осиротела»,

«Беда»,

«Сирота»,

«Горе матери», «Несчастье Белогрудки».

Учитель:

С

помощью

текстового

редактора

программы

ПервоЛого,

запишите

тот

заголовок,

который,

по

вашему

мнению,

больше

всего

подходит к этой части рассказа.

7. Динамическая пауза

2-ой час

8. Социализация – работа обучающихся в группах.

Учитель:

А

теперь

я

предлагаю

вам

объединиться

в

группы.

Название заголовка будет соответствовать названию вашей группы.

- Но перед началом работы вы обязательно должны договориться, кто какую

часть работы будет выполнять, распределить обязанности.

1 задание для групп.

Учитель: Вы озаглавили вторую часть рассказа. А теперь слева от заголовка

запишите те слова, которые раскрывают поступки Белогрудки. А справа

напишите слова, которые выражают ваше отношение к ней.

Обсудите

в

своей

группе.

Подумайте

вместе

над

заданием.

Наиболее

понравившиеся слова запишите.

Дети работают в группах по 5-7 человек. На одном компьютере выполняют

задание, а остальные компьютеры используют для работы с текстом.

Гимнастика для глаз

2 задание для групп.

У ч и т е л ь : Третью,

заключительную

часть

рассказа

допишите

самостоятельно, используя слова из левого и правого столбиков, которые

характеризуют Белогрудку и ваше отношение к ней.

Гимнастика для глаз

3 задание для групп.

Учитель:

После

завершения

работы

выразите,

обозначьте

чувства,

испытанные вами в конце своего рассказа, цветом.

Дети выполняют работу на персональных компьютерах MacOs в программе

Перволого.

С

помощью

«черепашки»

обозначают

цветными

кружками

чувства, испытанные в конце своего рассказа.

Переживая

вместе

с

главным

героем

рассказа

события,

дети

как

бы

становятся участниками происходящего.

Учитель: Готовую работу

вы сохраняете и отправляете через сервер на

компьютер учителя. Все ваши работы я буду выводить на интерактивную

доску.

Кто-то

из

вашей

группы

представит

работу.

После

урока

мы

распечатаем её на цветном принтере.

Дети выполняют работу на компьютерах

MacOs в программе Перволого.

Заключительную часть рассказа ребята сохраняют и через сервер передают

на компьютер учителя. После урока каждый получает свою работу.

9. Физкультминутка.

10. Афиширование – представление коллективных работ.

Учитель: Получена первая работа. Прошу кого-то из группы прочитать её и

объяснить выбор цвета.

Все работы по очереди выводятся на экран.

11. Разрыв – внутреннее осознание неполноты своего знания.

Учитель: А сейчас я прочитаю вам авторское заключение этого рассказа.

Учитель дочитывает рассказ до конца.

Учитель:

Теперь

передайте

при

помощи

цвета

чувства,

которые

вы

испытали, прослушав конец рассказа В.П.Астафьева.

Дети выполняют работу на персональных компьютерах MacOs в программе

Перволого.

С

помощью

«черепашки»

обозначают

цветными

кружками

чувства, испытанные в конце рассказа.

12. Рефлексия.

Учитель: Подумайте и объясните, почему вы выбрали именно этот цвет для

обозначения авторского конца рассказа.

Ответы детей:

- Чёрный цвет – смерть Белогрудки и её деток.

- Красный – кровь, смерть.

- Зелёный, жёлтый - сколько бы люди ни творили зла, природа прекрасна.

Природу нужно беречь.

Любой цвет, выбранный детьми, ярко демонстрировал их протест против

насилия

и

жестокости.

Все

детские

работы

призывают

к

бережному

отношению к природе.

Пережитое

и

высказанное

на

мастерской

становится

личной

позицией

ребёнка.

13. Домашнее задание (по желанию):

-

нарисовать

иллюстрацию

к

произведению

Астафьева

«Белогрудка»

и

принести на выставку рисунков;

- нарисовать на компьютере иллюстрацию к произведению Астафьева

«Белогрудка» и выложить на форум (сайт класса).

14. Подведение итогов.

Учитель:

Какие

виды работ вам понравились во время мастерской и

почему?

Ответы детей

Учитель: Мастерская окончена. Спасибо всем за работу!



В раздел образования