Автор: Новик Марина Реджинальдовна
Должность: музыкальный руководитель дошкольного отделения
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №8"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих и музыкальных способностей детей
дошкольного возраста
М.Р. Новик (г.Ангарск)
Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа.
«Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы
постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании
ребёнка
с
раннего
детства.
Ищем,
пробуем,
экспериментируем.
Но
жизнь
меняется стремительно. Каждый год в первый класс приходят совершенно новые
дети. Иное поколение. Мыслят всё быстрее, информации о фактах, событиях –
всё больше. Вот только удивляются всё меньше, меньше восхищаются, негодуют.
Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, компьютеры.… Но
ведь общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших
детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в
них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудиться»?
Проблема обучения игре на музыкальных инструментах заключается в том,
что в сегодняшней практике детского сада методика преподавания строится на
уровне
буквенных,
цифровых
и
цветовых
обозначений
клавишей,
т.е.
на
искусственной основе, не развивающей слуховое восприятие ребёнка.
Программы по музыкальному воспитанию ставят задачу подбора мелодии
по слуху от разных звуков, но методику обучения не предлагают, рассчитывая на
творчество педагога. А ведь подбор мелодии по слуху, это один из аспектов
развития музыкальности ребёнка. Всё народное творчество всех стран основано
на слуховой импровизации. Почти все великие композиторы начинали не с азов
игры по нотам, а именно с подбора по слуху.
Мой авторский замысел заключается в том, чтобы в простейшей форме,
доступной
дошкольникам,
раскрыть
им
волшебство
музыки
в
целом,
и
в
частности дать простые формы раскрытия своих музыкальных способностей:
научить подбору по слуху, умению пользоваться своим личным музыкальным
инструментом – голосом, создавать свои музыкальные творения – т.е. сочинять
музыку. И вот, мною была разработана программа «Поём и аккомпанируем», в
основу которой были положены ранее разработанные мною системы занятий и
упражнений
для
развития
голоса
у
детей
дошкольного
возраста
(на
основе
системы упражнений для развития голоса В.В.Емельянова, Н.Б.Гонтаренко) и
самостоятельного подбора мелодии по слуху.
Применив эти занятия в работе с детьми, интегрировав в единую систему,
я обнаружила, что дети без особого труда начинают самостоятельно подбирать
мелодию
на
хроматических
инструментах,
сочинять,
пытаются
сами
себе
аккомпанировать,
в
общем
– проявлять
творчество.
И
я
решила
этот
творческий процесс урегулировать, дать ему направленность на потребность
творить и создавать что-то своё, чтобы ребёнок почувствовал себя не просто
пробующим
исполнителем,
а настоящим
композитором,
который,
при
достаточной
подготовке, сможет
всё! Хотя
это,
может,
и
слишком
громко
сказано, но детям необходимо понять, что композитор – это не кто-то там
непонятный и заоблачный, а очень даже обычный и интересный, творческий
человек, которым он сам и может стать.
Предлагаемая
программа
решает
эту
проблему
постепенно
и
последовательно, от простого к более сложному, начиная со знакомства со звуком
и
незаметно
переходя
к
сочинительству.
В
данных
занятиях
ребёнку
предоставляется возможность побыть и музыкантом-исполнителем, и актёром, и
исследователем,
и
композитором,
и
даже
изготовителем
музыкальных
инструментов. Ребёнок самостоятельно, неожиданно для себя, раскрывает в себе
талант, он саморазвивается. А самостоятельный путь развития – это важный
компонент для развития творческой личности в современном обществе. Ведь
главное – не научиться чему-то, а поверить в то, что ты – можешь всё, если
захочешь, поверить, что главное богатство
сокрыто в тебе самом. Данная
программа
ненавязчиво
решает
эту
проблему
и
способствует
раскрытию
творческого потенциала каждого ребёнка. В этом её особенность, новизна и
оригинальность в отличие от уже существующих программ.
Образовательная
деятельность
осуществляется
через
развитие
музыкальности
детей:
эффективно
развивается
метроритмическое
чувство,
навыки
элементарного
импровизационного
сочинительства,
тембровый,
интонационно-речевой и ладовый слух, его чуткость, реактивность, быстрота, а
также развитие социально-коммуникативных качеств.
Деятельность строится по принципу – от простого к сложному и имеет
тематическую направленность: такие темы, как «Игры голосом», «Игра со
звуками»,
«Шаловливые
нотки»,
«Учимся
«чисто»
петь»,
«В
гостях
у
нотопузиков»,
«Моделирование
мелодии»,
«Игра
в
«раздвоение»
или
«Ансамбль»
-
говорят
сами
за
себя,
и
предполагают
великое
множество
творческих проявлений в разработках.
После каждой пройденной темы мы с
детьми устраиваем (устраивали) тематический праздник или музыкальное шоу, а
в конце года мы проводим музыкальный фестиваль.
Использование
методов
и
приёмов
разнообразно:
от
наглядности
и
исследования самого инструмента, до моделирования мелодии и выкладывания
нот на нотном стане. Дети даже могут превращаться в нотки и разыгрывать
мини-спектакли: для этого мы изготовили костюмы ноток с
шапочками и
атрибутикой. Все использованные методы и приёмы доступны по возрасту и
легко усваиваются детьми, т.к. большинство занятий проходит в игровой форме.
Использование
картотеки
с
наглядными
инструментами
помогает
не
только
запомнить инструмент и его название, но и найти его место в составе оркестра.
А метод рисования воображаемой кистью помогает развить звуковысотный слух
и вокальные качества ребёнка.
Разнообразны
и
формы
организации
нашей
творческой
деятельности.
Такое занятие, как «Музыкальные бусы», требует большего пространства, и дети
в процессе занятия учатся ориентироваться в нём. А занятие «Музыка в кухне» -
требует большого количества кухонных принадлежностей, которые мы собираем
вместе
с
родителями.
Занятие
«Рисуем
музыку»
требует
интеграции
с
изодеятельностью.
Очень
интересно
проходят
занятия
по
творческому
сочинительству,
где
детям
предлагается,
например,
продолжить
сказку,
т.е.
сочинить продолжение или окончание сказки и проиллюстрировать её, но не
словами, а придуманными жестами и мимикой. Такие игровые моменты всегда
проходят на «ура», дети в восторге от своих поисков. Это их раскрепощает,
сближает и, самое главное, доставляет массу эмоциональных впечатлений. Им
становится,
наконец,
понятным
слово «импровизация»
- сочинение
без
предварительной подготовки, сразу в процессе исполнения.
В течение года проводятся несколько музыкальных праздников, где дети
выступают со своим оркестром. А в конце года проводится Фестиваль детского
творчества,
где
мы
показываем
результаты
своих
наработок.
Такие
формы
организации
помогают
детям
легче
усваивать
материал
и
в
то
же
время
показывать свои достижения. В нашем музыкальном зале отведено место для
детского творчества – мы оформляем красочно детские музыкальные сочинения,
чтобы и дети и родители могли видеть, а на праздниках и слышать наши
композиторские наработки. Ведь ребёнок при подготовке к такому празднику
старается не только придумать мелодию. Ему надо её подобрать на каком-либо
хроматической инструменте. Если он ещё не в силах подобрать, он должен спеть
её так чисто, чтобы подобрала её я. Следующий этап – мы записываем готовую
мелодию.
Причём,
ребёнок
её
записывает
сам.
Затем
мы
придумываем
аккомпанемент исходя из характера и настроения мелодии. А если удастся
сочинить
слова,
то
получается
песня,
которую
ребёнок
с
удовольствием
исполняет на праздниках.
Отличительные черты организации такого образовательного процесса в
том,
что
ребёнок
учится
- играя,
в
то
время
как
в
музыкальных
школах
музыкальный
материал
преподносится
в
строгой
учебной
деятельности
(предмет
«сольфеджио»),
где
ребёнок
вынужден
часами
просиживать
за
инструментом или столом, заучивая ноты и их расположение на нотном стане.
Здесь же ребёнок самостоятельно или совместно с другими детьми может:
придумать
сказку,
спеть
её,
нарисовать,
и
с
удовольствием
выполнить
творческое домашнее задание. Кстати: дети, занимающиеся по такой программе,
в
музыкальную
школу
поступают
только
с
высшими
баллами,
уже
умея
подбирать и сочинять музыку.
Очень
важно
в
процессе
музыкального
воспитания
ребёнка
ориентироваться на конечный результат – духовное совершенствование, развитие
культурного потенциала посредством формирования творческой направленности
личности
на
выполнение
трудовых
процессов,
учебной
и
самостоятельной
деятельности.
Зачем же нам всё это надо? На этот вопрос ответили учёные. Согласно их
открытиям:
•
Занятия
музыкой
вовлекают
в
комплексную
работу
все
отделы
мозга,
обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем,
ответственных за движение, мышление, память.
•
Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают
фонематический
слух,
улучшают
про странственно-временные
представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание
фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует
аналитические отделы мозга.
•
Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать
самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития
связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время
исполнения
музыки,
а
значит,
активен
весь
человек.
Именно
поэтому
творческое
обучение посредством
музыки
является
сегодня
такой
же
актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.
•
Сегодня человечество начинает понимать, а точнее – «вспоминать»,
что
музыка
является
не
только
духовным
наследием
человечества,
но
и
биологическим
наследством
каждого
человека.
Она
дана
ему
не
для
украшательских
целей,
а
как
составляющая
часть
для
полноценной
и
счастливой жизни.
•
Главной целью современного урока музыки, урока, где ребёнок познаёт кто
он есть сам, что сегодня он чувствует и почему так, с кем предпочитает
дружить и чего хочет, кого любит и зачем ему всё это - должно стать
стремление
педагога
раскрепостить
глубинные
слои
внутреннего
«Я»,
создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных
импровизационных проявлений посредством музыки и движения.
•
Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важна не
только
для
музицирования
или
занятий
живописью,
она
необходима
человеку
для
полноценной
одухотворённой
жизни.
И
именно
её
развитию должны быть посвящены музыкальные занятия в детском саду.
Литература:
1.
ФГОС дошкольного образования.
2.
Тютюнникова
Т.Э.
«Элементарное
музицирование
с
дошкольниками»
-
хрестоматия музыкального материала. 1998г.
3.
Юдина Е.И. «Первые уроки музыки и творчества». М. «Аквариум ЛТД»
1999г.
4.
Эмма Дейнс «Первая энциклопедия музыки». Изд. «Махаон» 1999г.