Напоминание

"Интерактивные формы взаимодействия с семьей"


Автор: Ежова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 "Земляничка"
Населённый пункт: посёлок Центральной усадьбы совхоза "Озёры" Озёрского района Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные формы взаимодействия с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Интерактивные формы взаимодействия с семьей»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к

участию в работе детского сада особенно с учётом ФГОС ДО, однако в реаль-

ных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая

дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как

личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение не-

состоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может

привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, ко-

торые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих де-

тей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким об-

разом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Существуют общие "Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют

свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в пер-

вые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле»

этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы

расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологи-

ческих плюса).

Самые универсальные – это:

Улыбка,

Имя собеседника

Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны де-

монстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это

видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук

на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не про-

сто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно на-

чинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию мож-

но значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на

своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом

свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в

нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не

самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребен-

ка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отно-

шении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентиро-

вать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в

конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хоро-

шего контакта с собеседником:

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный

взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая

дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому

собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –

благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не пере-

ступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в

общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед

собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков,

взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам та-

кой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоиме-

ние «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще гово-

рить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы,

умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,

«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного кон-

такта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Интерактивная методика – самая современная система обучения. Ин-

терактивные методы и приемы приводят к самостоятельному и индивидуаль-

ному развитию, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и

ценностей.

Понятие

«интерактивный»

происходит

от

английского

«interact»

inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).

Цели интерактивного метода обучения:

• Создание среды

• Обучение через действия

• Связь с жизнью

• Формирование самостоятельности и индивидуальности

1. Создание среды:

- Создавать условия, в котором родитель ощущает успешность своих дей-

ствий;

- Создавать условия для открытого и свободного творческого общения

между родителями;

- Предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и

стимулировать родителей.

2. Обучение через действие:

- Стимулировать родителей к активным действиям;

- Организация процесса активного усвоения знаний посредством интерак-

тивных приемов.

3. Связь с жизнью:

- Основывать обучение на практических действиях, рассматривать темы

собраний как способы решения жизненных проблем;

- Каждое собрание есть установление связей с миром, с реальной жизнью.

3. Формирование самостоятельности и индивидуальности

-

Конструирование

собственного

мнения,

самостоятельное

решение

проблемы через размышление, рефлексию;

- Предоставление возможности для самостоятельного конструирования

нового;

- Формирование навыков критического и аналитического мышления.

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посред-

ством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает

своими руками.

Существуют и обязательные условия организации интерактивного обучения:

доверительные, по крайней мере, позитивные отношения;

демократический стиль;

сотрудничество в процессе общения между собой;

опора на личный ("педагогический") опыт родителей, включение в

учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

многообразие форм и методов представления информации, форм дея-

тельности, их мобильность;

включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также

взаимомотивации родителей.

Интерактивные методы применяются при организации следующей работы

с родителями:

• организация родительских собраний

• организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов

Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие ин-

терактивные формы:

• Интерактивная экскурсия

• Использование кейс-технологий

• Проведение видеоконференций

• Круглый стол

• Мозговой штурм

• Дебаты

• Фокус-группа

• Деловые и ролевые игры

• case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

• тренинги.

Остановимся на некоторых интерактивных методах:

Тренинги

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах ис-

пользуются различные методы и техники активного обучения: деловые, роле-

вые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискус-

сии.

Тренинг делового общения направлен на развитие у родителей не толь-

ко эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повыше-

ние общего уровня их компетентности в этой области. Например, «Каковы

обязанности мужа и жены с точки зрения христианской педагогики?», «Что

представляет собой семья в обществе и замысле Божьем?»

Учебная дискуссия

Этот метод заключается в проведении групповых дискуссий по кон-

кретной проблеме в относительно небольших группах родителей (от 6 до 10

человек).

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что но-

визна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискус-

сии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит

найти в учебном процессе в данной аудитории. Следует отметить, что этот

метод позволяет максимально полно использовать опыт родителей. Это обу-

словлено тем, что в групповой дискуссии не воспитатель говорит родителям

о том, что является правильным, а они сами вырабатывают доказательства,

обоснования принципов и подходов,

максимально используя свой личный

опыт. Например, «В какие игрушки играют наши дети? Что взрослые знают о

современных игрушках?»

Case-study

— анализ конкретных практических ситуаций (case-study — англ. яз.,

Fallstudie — нем. яз.)

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к дея-

тельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятель-

ности подходу. Это один из самых испытанных в практике метод обучения

навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить родителей анализировать информацию,

выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оце-

нивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы дей-

ствий.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые

игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различны-

ми, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимо-

стью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые

игры помогают формировать такие важные ключевые компетенции как ком-

муникативные способности, толерантность, умение работать в малых груп-

пах, самостоятельность мышления и т. д. От воспитателя требуется большая

предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, уме-

ние прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Ролевая игра «Суд над …»

Ролевая игра «Суд над …» - это вид имитационной игры. Она прово-

дится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни об-

щества (проституция, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими поро-

ками (жадность, лень, лживость и т.п.), безнравственными поступками (пре-

дательство, воровство).

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группо-

вого мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех

участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой

коммуникации.

Метод «Кейсов» (Case study) – неигровой метод анализа и решения си-

туаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых си-

туаций и задач, взятых из реальной практики.[1] Этот метод, как правило,

применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе

также является интерактивным игровым методом и предполагает развертыва-

ние особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной

модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательно-

го процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делят-

ся на:

ситуации – иллюстрации;

ситуации – упражнения;

ситуации – оценки;

ситуации – проблемы.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание

направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.

Мозговой штурм - метод коллективной мыслительной деятельности,

позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является

личной для целой группы.

А также:

Интеллект-карты

Информационный лабиринт

Метод проигрывания ролей и др. (ссылка на книгу Панфиловой)

Выборы

«Ток-шоу», родительские гостиные, почта Доверия.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, актив-

ности родителей, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Со-

здается среда общения, которая характеризуется открытостью, взаимодей-

ствием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного зна-

ния, возможность взаимной оценки и контроля.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения яв-

ляется инициативность родителей в учебном процессе, которую стимулирует

педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобре-

тает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить

способность самостоятельного решения проблемы.

Литература:

1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обуче-

ние: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П. Панфилова. – М.: Издательский

центр «Академия», 2009.-192с.

2 .

Давыдова

О.И.,

Майер

А.А.

Как

эффективно

использовать

технологии

фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие. –

М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

3 .

Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников /

Под. ред. Л.В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с.



В раздел образования