Автор: Ежова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 "Земляничка"
Населённый пункт: посёлок Центральной усадьбы совхоза "Озёры" Озёрского района Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные формы взаимодействия с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Интерактивные формы взаимодействия с семьей»
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к
участию в работе детского сада особенно с учётом ФГОС ДО, однако в реаль-
ных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая
дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как
личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение не-
состоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может
привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, ко-
торые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих де-
тей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким об-
разом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
Существуют общие "Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют
свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в пер-
вые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле»
этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы
расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологи-
ческих плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны де-
монстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это
видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук
на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не про-
сто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно на-
чинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию мож-
но значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на
своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом
свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в
нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не
самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребен-
ка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отно-
шении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентиро-
вать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в
конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хоро-
шего контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный
взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая
дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому
собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –
благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не пере-
ступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в
общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед
собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков,
взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам та-
кой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоиме-
ние «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще гово-
рить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы,
умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,
«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного кон-
такта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Интерактивная методика – самая современная система обучения. Ин-
терактивные методы и приемы приводят к самостоятельному и индивидуаль-
ному развитию, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и
ценностей.
Понятие
«интерактивный»
происходит
от
английского
«interact»
(«
inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).
Цели интерактивного метода обучения:
• Создание среды
• Обучение через действия
• Связь с жизнью
• Формирование самостоятельности и индивидуальности
1. Создание среды:
- Создавать условия, в котором родитель ощущает успешность своих дей-
ствий;
- Создавать условия для открытого и свободного творческого общения
между родителями;
- Предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и
стимулировать родителей.
2. Обучение через действие:
- Стимулировать родителей к активным действиям;
- Организация процесса активного усвоения знаний посредством интерак-
тивных приемов.
3. Связь с жизнью:
- Основывать обучение на практических действиях, рассматривать темы
собраний как способы решения жизненных проблем;
- Каждое собрание есть установление связей с миром, с реальной жизнью.
3. Формирование самостоятельности и индивидуальности
-
Конструирование
собственного
мнения,
самостоятельное
решение
проблемы через размышление, рефлексию;
- Предоставление возможности для самостоятельного конструирования
нового;
- Формирование навыков критического и аналитического мышления.
Интерактивная методика основывается на обучении действием и посред-
ством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает
своими руками.
Существуют и обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения между собой;
опора на личный ("педагогический") опыт родителей, включение в
учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм дея-
тельности, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также
взаимомотивации родителей.
Интерактивные методы применяются при организации следующей работы
с родителями:
• организация родительских собраний
• организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов
Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие ин-
терактивные формы:
• Интерактивная экскурсия
• Использование кейс-технологий
• Проведение видеоконференций
• Круглый стол
• Мозговой штурм
• Дебаты
• Фокус-группа
• Деловые и ролевые игры
• case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
• тренинги.
Остановимся на некоторых интерактивных методах:
Тренинги
Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах ис-
пользуются различные методы и техники активного обучения: деловые, роле-
вые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискус-
сии.
Тренинг делового общения направлен на развитие у родителей не толь-
ко эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повыше-
ние общего уровня их компетентности в этой области. Например, «Каковы
обязанности мужа и жены с точки зрения христианской педагогики?», «Что
представляет собой семья в обществе и замысле Божьем?»
Учебная дискуссия
Этот метод заключается в проведении групповых дискуссий по кон-
кретной проблеме в относительно небольших группах родителей (от 6 до 10
человек).
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что но-
визна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискус-
сии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит
найти в учебном процессе в данной аудитории. Следует отметить, что этот
метод позволяет максимально полно использовать опыт родителей. Это обу-
словлено тем, что в групповой дискуссии не воспитатель говорит родителям
о том, что является правильным, а они сами вырабатывают доказательства,
обоснования принципов и подходов,
максимально используя свой личный
опыт. Например, «В какие игрушки играют наши дети? Что взрослые знают о
современных игрушках?»
Case-study
— анализ конкретных практических ситуаций (case-study — англ. яз.,
Fallstudie — нем. яз.)
Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к дея-
тельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятель-
ности подходу. Это один из самых испытанных в практике метод обучения
навыкам принятия решений и решения проблем.
Цель этого метода — научить родителей анализировать информацию,
выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оце-
нивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы дей-
ствий.
Деловые и ролевые игры
Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые
игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различны-
ми, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимо-
стью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые
игры помогают формировать такие важные ключевые компетенции как ком-
муникативные способности, толерантность, умение работать в малых груп-
пах, самостоятельность мышления и т. д. От воспитателя требуется большая
предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, уме-
ние прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.
Ролевая игра «Суд над …»
Ролевая игра «Суд над …» - это вид имитационной игры. Она прово-
дится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни об-
щества (проституция, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими поро-
ками (жадность, лень, лживость и т.п.), безнравственными поступками (пре-
дательство, воровство).
Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группо-
вого мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех
участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой
коммуникации.
Метод «Кейсов» (Case study) – неигровой метод анализа и решения си-
туаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых си-
туаций и задач, взятых из реальной практики.[1] Этот метод, как правило,
применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе
также является интерактивным игровым методом и предполагает развертыва-
ние особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной
модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательно-
го процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.
При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делят-
ся на:
ситуации – иллюстрации;
ситуации – упражнения;
ситуации – оценки;
ситуации – проблемы.
Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание
направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.
Мозговой штурм - метод коллективной мыслительной деятельности,
позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является
личной для целой группы.
А также:
Интеллект-карты
Информационный лабиринт
Метод проигрывания ролей и др. (ссылка на книгу Панфиловой)
Выборы
«Ток-шоу», родительские гостиные, почта Доверия.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, актив-
ности родителей, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Со-
здается среда общения, которая характеризуется открытостью, взаимодей-
ствием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного зна-
ния, возможность взаимной оценки и контроля.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения яв-
ляется инициативность родителей в учебном процессе, которую стимулирует
педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобре-
тает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить
способность самостоятельного решения проблемы.
Литература:
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обуче-
ние: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П. Панфилова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2009.-192с.
2 .
Давыдова
О.И.,
Майер
А.А.
Как
эффективно
использовать
технологии
фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие. –
М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
3 .
Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников /
Под. ред. Л.В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с.