Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Кельдасова Байрамбике Джантемировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№18 " Мишутка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО- Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




С юж е т н о - р о л е в а я

и г р а

и

е ё

р о л ь

в

ф о р м и р о в а н и и

коммуникативной

компетентности

детей

старшего

дошкольного

возраста

Коммуникативная

компетентность

детей

старшего

дошкольного

возраста

проявляется

в

общении

и

взаимодействии

со

взрослыми

и

сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения,

поэтому велико влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков

данной компетентности .

Благодаря

игровому

подражанию

и

ролевому

перевоплощению,

дошкольник знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения

людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребёнок приобретает основные

коммуникативные

умения.

Сюжетно-ролевая

игра

является

ведущей

деятельностью ребёнка - дошкольника, именно поэтому следует использовать

данный

вид

игры

в

качестве

развития

коммуникативных

возможностей

ребёнка .

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития

навыков

общения.

В

условиях

сюжетно-ролевой

игры

дошкольник

сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы

поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и

правила

к

решению

конкретных

ситуаций.

В

совместной

деятельности

непрерывно

возникают

ситуации,

которые

требуют

согласования

детей,

проявления

доброжелательного

отношения

по

отношению

друг

к

другу,

умения

отказываться

от

личных

желаний

ради

достижения

общей

цели.

Именно

в

сюжетно-ролевой

игре

заложены

большие

возможности

для

развития навыков общения.

Согласно работ Д.Б. Эльконина, специфическая особенность сюжетно-

ролевой игры состоит в том, что предметом этой деятельности является

другой ребёнок, поэтому эта деятельность — и есть уникальная возможность

для развития коммуникативных умений дошкольника .

По

мнению

Л.С. Выготского,

в

сюжетно-ролевых

играх

происходит

реализация нереализуемых в жизни стремлений. В связи с тем, что ребёнок

дошкольного возраста не принимает активного участия в жизни взрослых и

решении

возникающих

у

взрослых

проблем,

то

именно

через

сюжетно-

ролевое

взаимодействие

у

него

осуществляется

своеобразный

выброс

накопившейся у него потребности встать на место взрослого. Но развитие

коллективной

сюжетно-ролевой

игры,

отражающей

реальную

жизнь,

невозможно без овладения многообразными формами общения друг с другом.

Без полноценных средств общения группе детей не удаётся развернуть игру, а

каждый дошкольник не получит в таком случае подлинного удовлетворения

от неё. Но сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера,

побуждает

дошкольников

к

овладению

различными

формами

речевого

общения .

Вышесказанное

позволяет

заключить,

что

выпускник

дошкольной

образовательной

организации

должен

обладать

совокупно стью

компетентностей, в том числе и коммуникативной, но для этого необходимо

развитие всех компонентов речевой системы.

М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у

ребёнка дошкольного возраста потребности в общении:

- интерес и внимание к другому человеку (направленность на познание

другого, который становится объектом особой активности ребёнка);

-

эмоциональное

отношение

к

другому

человеку

- свидетельство

о

неравнодушном отношении к нему;

- инициативные действия (привлечение к себе внимания партнёра,

имеющие

своей

целью

проявить

себя,

вовлечь

товарища

в

совместные

действия, увидеть свои возможности через реакцию другого ребёнка);

- чувствительность ребёнка к отношению другого (готовность принять

инициативу

другого

и

ответить

на

неё,

способность

ребёнка

воспринять

оценку

и

отношение

к

себе

партнёра

по

общению,

согласовать

или

перестроить свои действия в соответствии с ним) .

В

течение

дошкольного

детства

избирательность

в

общении

со

сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют

партнёров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными

детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не

устраивает взрослого.

Развивается

и

групповая

дифференциация,

в

группе

выделяются

лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и

привлекают их симпатии. Выделение звёзд, предпочитаемых и отверженных

детей, также как постоянно статуса ребёнка в групповой иерархии, являются

важными показателями при диагностике.

В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей,

которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими

детьми,

ребёнок

более

сильно

представляет

себе

и

свои

возможности,

которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его

оценивают окружающие.

Процесс становления общения ребёнка со сверстниками в сюжетно-

ролевой игре проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания

потребности,

которая

побуждает

детей

к

взаимодействию.

Собственно

потребность

в

общении

со

сверстниками

складывается

на

их

основе

и

формируется постепенно .

В работах М.И. Лисиной утверждается, что в основе формирования

межличностных

отношений

и

привязанности

лежит

удовлетворение

коммуникативных

потребностей.

Если

содержание

общения

детей

в

сюжетно-ролевой

игре

не

соответствует

уровню

коммуникативных

потребностей

субъекта,

то

привлекательность

партера

уменьшается,

и

наоборот,

адекватное

удовлетворение

основных

коммуникативных

потребностей ведёт к предпочтению конкретного ребёнка, удовлетворившего

эти потребности .

Результаты экспериментальных работ, проведённых под руководством

М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми в сюжетно-ролевой

игре

оказались

дети,

демонстрирующие

доброжелательное

внимание

партнеру

доброжелательность,

отзывчивость,

чувствительность

к

воздействиям

сверстника.

У

детей,

которые

отвергаются

сверстниками,

преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в

общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в

защите своего «я». Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других,

пытаются командовать и руководить сверстниками.

Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя,

избегают

общения

со

сверстниками.

Но

во

всех

случаях

эти

дети

сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или

недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого

отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не

только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем

может принести массу проблем ребёнку и людям, которые его окружают .

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер

коммуникации

со

сверстником:

рове сник,

как

о п р е д е л ё н н а я

индивидуальность, становится объектом внимания ребёнка. У дошкольника

расширяется представление об умениях и знаниях других детей, возникает и

развивается интерес к сторонам личности, которые прежде не замечались .

Итак,

сюжетно-ролевая

игра

является

необходимым

условием

для

успешного

овладения

коммуникативной

компетентностью

ребёнком

дошкольного

возраста.

Формирование

коммуникативной

компетентности

будет направлено одновременно как на взаимодействие со сверстниками, так

и

на

познание

норм

и

правил

поведения

и

речевого

взаимодействия

в

процессе такого общения.



В раздел образования