Автор: Кельдасова Байрамбике Джантемировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№18 " Мишутка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО- Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
С юж е т н о - р о л е в а я
и г р а
и
е ё
р о л ь
в
ф о р м и р о в а н и и
коммуникативной
компетентности
детей
старшего
дошкольного
возраста
Коммуникативная
компетентность
детей
старшего
дошкольного
возраста
проявляется
в
общении
и
взаимодействии
со
взрослыми
и
сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения,
поэтому велико влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков
данной компетентности .
Благодаря
игровому
подражанию
и
ролевому
перевоплощению,
дошкольник знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения
людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребёнок приобретает основные
коммуникативные
умения.
Сюжетно-ролевая
игра
является
ведущей
деятельностью ребёнка - дошкольника, именно поэтому следует использовать
данный
вид
игры
в
качестве
развития
коммуникативных
возможностей
ребёнка .
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития
навыков
общения.
В
условиях
сюжетно-ролевой
игры
дошкольник
сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы
поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и
правила
к
решению
конкретных
ситуаций.
В
совместной
деятельности
непрерывно
возникают
ситуации,
которые
требуют
согласования
детей,
проявления
доброжелательного
отношения
по
отношению
друг
к
другу,
умения
отказываться
от
личных
желаний
ради
достижения
общей
цели.
Именно
в
сюжетно-ролевой
игре
заложены
большие
возможности
для
развития навыков общения.
Согласно работ Д.Б. Эльконина, специфическая особенность сюжетно-
ролевой игры состоит в том, что предметом этой деятельности является
другой ребёнок, поэтому эта деятельность — и есть уникальная возможность
для развития коммуникативных умений дошкольника .
По
мнению
Л.С. Выготского,
в
сюжетно-ролевых
играх
происходит
реализация нереализуемых в жизни стремлений. В связи с тем, что ребёнок
дошкольного возраста не принимает активного участия в жизни взрослых и
решении
возникающих
у
взрослых
проблем,
то
именно
через
сюжетно-
ролевое
взаимодействие
у
него
осуществляется
своеобразный
выброс
накопившейся у него потребности встать на место взрослого. Но развитие
коллективной
сюжетно-ролевой
игры,
отражающей
реальную
жизнь,
невозможно без овладения многообразными формами общения друг с другом.
Без полноценных средств общения группе детей не удаётся развернуть игру, а
каждый дошкольник не получит в таком случае подлинного удовлетворения
от неё. Но сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера,
побуждает
дошкольников
к
овладению
различными
формами
речевого
общения .
Вышесказанное
позволяет
заключить,
что
выпускник
дошкольной
образовательной
организации
должен
обладать
совокупно стью
компетентностей, в том числе и коммуникативной, но для этого необходимо
развитие всех компонентов речевой системы.
М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у
ребёнка дошкольного возраста потребности в общении:
- интерес и внимание к другому человеку (направленность на познание
другого, который становится объектом особой активности ребёнка);
-
эмоциональное
отношение
к
другому
человеку
- свидетельство
о
неравнодушном отношении к нему;
- инициативные действия (привлечение к себе внимания партнёра,
имеющие
своей
целью
проявить
себя,
вовлечь
товарища
в
совместные
действия, увидеть свои возможности через реакцию другого ребёнка);
- чувствительность ребёнка к отношению другого (готовность принять
инициативу
другого
и
ответить
на
неё,
способность
ребёнка
воспринять
оценку
и
отношение
к
себе
партнёра
по
общению,
согласовать
или
перестроить свои действия в соответствии с ним) .
В
течение
дошкольного
детства
избирательность
в
общении
со
сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют
партнёров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными
детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не
устраивает взрослого.
Развивается
и
групповая
дифференциация,
в
группе
выделяются
лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и
привлекают их симпатии. Выделение звёзд, предпочитаемых и отверженных
детей, также как постоянно статуса ребёнка в групповой иерархии, являются
важными показателями при диагностике.
В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей,
которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими
детьми,
ребёнок
более
сильно
представляет
себе
и
свои
возможности,
которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его
оценивают окружающие.
Процесс становления общения ребёнка со сверстниками в сюжетно-
ролевой игре проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания
потребности,
которая
побуждает
детей
к
взаимодействию.
Собственно
потребность
в
общении
со
сверстниками
складывается
на
их
основе
и
формируется постепенно .
В работах М.И. Лисиной утверждается, что в основе формирования
межличностных
отношений
и
привязанности
лежит
удовлетворение
коммуникативных
потребностей.
Если
содержание
общения
детей
в
сюжетно-ролевой
игре
не
соответствует
уровню
коммуникативных
потребностей
субъекта,
то
привлекательность
партера
уменьшается,
и
наоборот,
адекватное
удовлетворение
основных
коммуникативных
потребностей ведёт к предпочтению конкретного ребёнка, удовлетворившего
эти потребности .
Результаты экспериментальных работ, проведённых под руководством
М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми в сюжетно-ролевой
игре
оказались
дети,
демонстрирующие
доброжелательное
внимание
партнеру
–
доброжелательность,
отзывчивость,
чувствительность
к
воздействиям
сверстника.
У
детей,
которые
отвергаются
сверстниками,
преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в
общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в
защите своего «я». Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других,
пытаются командовать и руководить сверстниками.
Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя,
избегают
общения
со
сверстниками.
Но
во
всех
случаях
эти
дети
сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или
недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого
отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не
только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем
может принести массу проблем ребёнку и людям, которые его окружают .
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер
коммуникации
со
сверстником:
рове сник,
как
о п р е д е л ё н н а я
индивидуальность, становится объектом внимания ребёнка. У дошкольника
расширяется представление об умениях и знаниях других детей, возникает и
развивается интерес к сторонам личности, которые прежде не замечались .
Итак,
сюжетно-ролевая
игра
является
необходимым
условием
для
успешного
овладения
коммуникативной
компетентностью
ребёнком
дошкольного
возраста.
Формирование
коммуникативной
компетентности
будет направлено одновременно как на взаимодействие со сверстниками, так
и
на
познание
норм
и
правил
поведения
и
речевого
взаимодействия
в
процессе такого общения.