Напоминание

"Развитие пространственной ориентировки у дошкольников"


Автор: Гусева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №38
Населённый пункт: город Томск, РФ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие пространственной ориентации у дошкольников.

Работая с детьми дошкольного возраста замечаешь, что большинство, будучи уже

подготовишками, затрудняется в определении правой и левой руки, в определении положения

предмета относительно себя (собственного тела). Поэтому развитие пространственной

ориентировки начинаем с осознания детьми схемы собственного тела, с определения

направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений.

В средней группе знакомим детей со схемой собственного тела. Упражнение может быть таким:

повязать соответственно на правую, левую руки ленточки красного и синего цвета. Объяснить, что

у нашего тела две стороны, там, где красная ленточка, - правая сторона, а, где синяя, левая.

Просим детей, поднять правую (левую) руку и назвать ее. Затем соотнести части тела (глаз,

ушко, колено, щека, бровь и т. д.) с правой (левой) рукой, показать и назвать их. Или можно

предложить выполнить такие задания:

-ты направо (налево) посмотри, что там видишь – расскажи;

- руку вправо (влево) отведи, что там справа (слева) - назови.

Детям необходимо научиться управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из

одного элемента, потом – более сложные. Простое упражнение:

- поднять правую (левую) руку, топнуть правой (левой) ногой. Более сложное упражнение -

диктант на движение: руки вперед – в стороны – вверх – вниз.

В старшей группе выполняем упражнения на уточнение положения предмета относительно

собственного тела (относительно себя), относительно другого предмета и относительно человека,

стоящего напротив. Упражнения:

-определить, где правый (левый) край стола, за которым сидит ребенок;

-справа от себя положить карандаш, а слева – линейку. Или дети встают вкруг, педагог с мячом в

центре, бросает поочередно детям, просит назвать своих соседей справа (слева). Для уточнения

пространственных взаимоотношений относительно другого предмета предлагается такое

упражнение:

-на доску прикрепляется изображение любого дерева. У каждого ребенка тоже по картике. Просим

выйти к доске и прикрепить свою картинку справа (слева) от дерева.

Самым сложным для дошкольников является ориентировка по отношению к человеку, который

стоит напротив. «Зеркальное» отображение ребенок запоминает труднее, но и это он может

усвоить. Для лучшего понимания зеркального отображения делаем следующее: детям в правую

руку даем флажок или другой предмет. Спрашиваем: «В какой руке флажок? Дети должны

ответить. Затем перестраиваем в две шеренги лицом друг к другу, не перекладывая флажок.

Просим поднять флажок над головой и обратить внимание на то, в какой руке флажки у детей из

шеренги напротив. Потом предлагаем выполнить перестроение так, чтобы шеренги встали рядом

одна с другой, и опять акцентируем внимание детей на положение флажков. К месту будет игра

«Зеркало». Педагог или ребенок , стоя лицом к детям выполняет различные движения с левой

(правой) ногой или рукой. Дети должны зеркально повторить эти движения. Упражнение с

курткой, рубашкой можно выполнить. Поворачиваем предмет «лицом» и «спиной». Предлагаем

определить, где правый (левый) карман, рукав и т. д.

Свои представления о пространственных взаимоотношениях дети могут «перенести» на лист

бумаги. Выполняя задания («Нарисуйте в правом верхнем углу елку и т. д.), заполняются

поочередно все углы и середина. Для выяснения представлений ребенка о пространственных

взаимоотношениях можно использовать также группу. Отвечать, что находитяся вверху( внизу),

что выше (ниже).

Затем дети выполняют задания на закрепление пространственных предлогов.



В раздел образования