Автор: Гусева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №38
Населённый пункт: город Томск, РФ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Развитие пространственной ориентации у дошкольников.
Работая с детьми дошкольного возраста замечаешь, что большинство, будучи уже
подготовишками, затрудняется в определении правой и левой руки, в определении положения
предмета относительно себя (собственного тела). Поэтому развитие пространственной
ориентировки начинаем с осознания детьми схемы собственного тела, с определения
направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений.
В средней группе знакомим детей со схемой собственного тела. Упражнение может быть таким:
повязать соответственно на правую, левую руки ленточки красного и синего цвета. Объяснить, что
у нашего тела две стороны, там, где красная ленточка, - правая сторона, а, где синяя, левая.
Просим детей, поднять правую (левую) руку и назвать ее. Затем соотнести части тела (глаз,
ушко, колено, щека, бровь и т. д.) с правой (левой) рукой, показать и назвать их. Или можно
предложить выполнить такие задания:
-ты направо (налево) посмотри, что там видишь – расскажи;
- руку вправо (влево) отведи, что там справа (слева) - назови.
Детям необходимо научиться управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из
одного элемента, потом – более сложные. Простое упражнение:
- поднять правую (левую) руку, топнуть правой (левой) ногой. Более сложное упражнение -
диктант на движение: руки вперед – в стороны – вверх – вниз.
В старшей группе выполняем упражнения на уточнение положения предмета относительно
собственного тела (относительно себя), относительно другого предмета и относительно человека,
стоящего напротив. Упражнения:
-определить, где правый (левый) край стола, за которым сидит ребенок;
-справа от себя положить карандаш, а слева – линейку. Или дети встают вкруг, педагог с мячом в
центре, бросает поочередно детям, просит назвать своих соседей справа (слева). Для уточнения
пространственных взаимоотношений относительно другого предмета предлагается такое
упражнение:
-на доску прикрепляется изображение любого дерева. У каждого ребенка тоже по картике. Просим
выйти к доске и прикрепить свою картинку справа (слева) от дерева.
Самым сложным для дошкольников является ориентировка по отношению к человеку, который
стоит напротив. «Зеркальное» отображение ребенок запоминает труднее, но и это он может
усвоить. Для лучшего понимания зеркального отображения делаем следующее: детям в правую
руку даем флажок или другой предмет. Спрашиваем: «В какой руке флажок? Дети должны
ответить. Затем перестраиваем в две шеренги лицом друг к другу, не перекладывая флажок.
Просим поднять флажок над головой и обратить внимание на то, в какой руке флажки у детей из
шеренги напротив. Потом предлагаем выполнить перестроение так, чтобы шеренги встали рядом
одна с другой, и опять акцентируем внимание детей на положение флажков. К месту будет игра
«Зеркало». Педагог или ребенок , стоя лицом к детям выполняет различные движения с левой
(правой) ногой или рукой. Дети должны зеркально повторить эти движения. Упражнение с
курткой, рубашкой можно выполнить. Поворачиваем предмет «лицом» и «спиной». Предлагаем
определить, где правый (левый) карман, рукав и т. д.
Свои представления о пространственных взаимоотношениях дети могут «перенести» на лист
бумаги. Выполняя задания («Нарисуйте в правом верхнем углу елку и т. д.), заполняются
поочередно все углы и середина. Для выяснения представлений ребенка о пространственных
взаимоотношениях можно использовать также группу. Отвечать, что находитяся вверху( внизу),
что выше (ниже).
Затем дети выполняют задания на закрепление пространственных предлогов.