Напоминание

"Особенности работы с начинающими в донотный период обучения"


Автор: Гайнуллина Эльвира Явдатовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ с. Зирган
Населённый пункт: с. Зирган Мелеузовского района р. Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности работы с начинающими в донотный период обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств с. Зирган муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

Методическая разработка

на тему:

«Особенности работы с начинающими

в донотный период обучения».

Разработала: Гайнуллина Э. Я.

преподаватель по классу фортепиано

с. Зирган 2017 г.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….…3

I. Введение в мир музыки

1.1

.

Первоначальная диагностика возможностей начинающих

пианистов…………………………………………………….…. .5

1.2 Содержание первых уроков…………………………….…8

1.3. Слушание музыки………………………………………..11

1.4 Знакомство с инструментом, клавиатурой……………...13

II Организация игровых движений и первые уроки.

2.1 Гимнастика и постановка рук…………………………….15

2.2 Первые занятия на инструменте………………………….20

2.3 Знакомство с ритмом…………………………………...….26

2.4 Длительности нот……………………………………..........29

Заключение……………………………………………………………...33

Список использованной литературы…………………………….……35

3

Введение.

Начальное обучение игре на фортепиано не изолированная область работы

с учеником, а часть общего процесса. Начиная занятия с самыми маленькими

детьми,

прежде

всего

надо

стараться

не

отпугнуть

их

чем-то

слишком

серьезным,

что

может

показаться

им

скучным

и

утомительным.

Чуткий

педагог не только квалифицированный специалист, но и прекрасный знаток

сложной психологии ребенка. В это время ни кто иной, как он закладывает

фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определять, какую

позицию он займет по отношению к музыке, к работе с инструментом и к

задачам, которые поставит перед ним жизнь.

Чрезвычайно важным фактором является сила воздействия преподавателя

на ребенка. В процессе обучения игре на фортепиано проявляются собственно

две личностные и художественные индивидуальности: педагог и ученик. Это

весьма ответственная роль, поскольку общеизвестно, что отношение ребенка к

музыкальному

обучению,

на

каком

бы

инструменте

он

ни

играл,

в

большинстве случаев зависит от первого преподавателя. С учетом того, что

внутренняя организация личных качеств у каждого ребенка является един-

ственной в своем роде и неповторимой, необходимо; чтобы преподаватель

музыки в своей работе обязательно дифференцировал методические средства

и глубоко вникал в их целесообразность и действенность. «Методические

средства» в этом случае — не только методы, касающиеся игры, но, прежде

всего, формы и способы передачи их учащемуся, облегчающие овладение

пианистическими приемами. Основное условие успеха в работе с детьми —

это любовь к своему педагогическому делу, которая стимулирует инициативу

в ходе всего дидактического процесса и облегчает установление правильного

контакта с учащимися. Этот контакт необходим, если преподаватель хочет

завоевать

доверие

ребенка,

стать

его

любимым

учителем.

Если

ему

это

удалось, он может не опасаться, что натолкнется на какое бы то ни было пси-

4

хическое

сопротивление

со

стороны

учащегося

даже

при

предъявлении

повышенных или самых высоких требований.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные

представления. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания

музыкальных

произведений,

проникновение

в

мир

музыкальных

образов.

Прежде всего, необходимо привлечь ребенка к музыке, заняться обогащением

и

развитием

его

художественных

впечатлений.

Это

составит

содержание

вводного периода занятий.

К сожалению, несмотря на поиски новых путей воспитания пианистов,

продолжают

еще

жить

устаревшие,

ремесленные формы

и

методы

преподавания,

тормозящие

музыкальное

развитие

детей

и

давно

отвергнутые современной педагогической

мыслью.

Теоретические

положения

нашей

методики

обучения

игре

на

фортепиано

не

всегда

учитываются

в

практике

их

воплощения

в

живом

опыте

преподавания.

Ориентация

большинства

педагогов

на

воспитание

профессионала-исполнителя тормозит широкое музыкальное развитие детей,

снижает интерес к музыке основной массы обучающихся.

Как

построить

обучение

детей

сложному

искусству

музыкального

исполнительства,

не

перегружая

их

мышление

непосильными

задачами

и

понятиями, которые порой не увязываются в представлении детей с реальным

звучанием музыки? Как ввести детей в круг музыкально-художественных

образов естественным, доступным их восприятию путем? И самое главное –

что нужно сделать, чтобы дети, имевшие вначале пламенное желание учиться,

не разочаровались, встретившись с трудностями? Это важнейшие проблемы

начального обучения, которые актуальны в современной методике обучения.

В данной методической разработке рекомендуются наиболее эффективные и

доступные

методы

работы

с

начинающими,

учитывая

их

возрастные

особенности.

5

I. Введение в мир музыки

1.1 Первоначальная диагностика возможностей

начинающих пианистов.

Прежде, чем начать обучение ребенка игре на фортепиано, необходимо

проверить

его

музыкально-слуховые

данные.

Полученные

в

первичном

общении

с

ним

сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в

выборе путей начального обучения.

Для детей эта первая встреча с педагогом очень ответственна.

Важно

суметь

создать

непринужден

ную

обстановку,

чтобы

ребенок

полностью

раскрылся. При этом хорошо использовать соответствующие его возрасту

картинки,

звучащие

игрушки.

А.

Артоболевская

эту

первую

встречу

называет

«испытанием»[1,8].

Д

л я

т о г о ч то б ы

н ач ат ь

з а н я т и я

профессионального обучения,

испытание

необходимо

проводить

по

заранее

разработанному

плану.

В

этот

план

необходимо

включить

пение

песни, любой, какую знает

ребенок. Сначала песенку ребенок поет один, потом вместе с педагогом,

под

аккомпанемент

рояля.

Проверять

интонацию ребенка

лучше

не

на

словах

песни,

а

на

какой-либо

удобной

гласной.

Например,

имитируя

кукушку, предложить спеть в удобном регистре малую терцию или большую

терцию (начало всем известной песенки «Чижик»). Малую секунду можно

«промяукать» и т. д.

Для

детей,

свободно

чувствующих

себя

в

пении,

желательно

рекомендовать

подбирание

на

инструменте.

Подбирание,

как

и пение,

начинается с поступенных нисходящих мелодических отрывков. Одной из

доступных

форм

подбирания

являются

своеобразные

слуховые

загадки.

Ребенок,

не

глядя

на

клавиатуру, вслушивается

в

протяжно

звучащий

6

отдельный звук, взятый педагогом на педали, и старается отыскать этот звук

в

заранее

показанном

ему

отрезке

клавиатуры.

Педагог

направляет

слуховое внимание ученика при поисках звука, дополнительно проигры-

вает

или

напевает

звук.

От

уже

найденного

(самостоятельно

или при

помощи

педагога)

звука

ученик

подбирает

предложенную ему

нисходящую мелодическую попевку.

Чувство

ритма

достаточно

четко

устанавливается

при проверке

звуковысотного слуха в пении. Обычно ясно выраженные слуховые данные

проявляются у детей не только в чистоте интонирования голосом, но и в

активном

отношении

к

ритму,

особенно

в

пении

и

движениях

(яркое

подчеркивание ритмической пульсации мелодии). Более того, недостаточное

мелодическое слышание

нередко

сочетается

с

активным

выявлением

в

пении волевых

качеств

музыкального

ритма.

Специальные

ритмические

задания

следует

давать,

исходя

из

восприятия

ребенком звучащего

ритмического

образа.

Сначала

исполняются

отрывки из

фортепианных

пьес с четкой и постепенно усложняющейся ритмикой (например, «Марш»

Шумана,

«Скерцино»

Косенко). Педагог,

воспроизводя

хлопками

или

четким

говорком

на

слог «та»

ритмический

рисунок

исполненного,

предлагает

ребенку повторить

его

таким

же

образом.

К

более

сложным

заданиям следует отнести воспроизведение таких ритмических рисунков:

Затем

можно

переходить

к

угадыванию регистров

и

высоты

звука.

Ребенку

будет

интересно

сравнить

их

с образами животных: медведь —

низкий регистр, птицы — высокий и т. д.

Также

в

«испытание»

непременно

нужно

включить

простейшее

определение характера музыки: громко — тихо, весело — грустно; более

сложное — устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике

(«кончилась музыка, или ее хочется продолжить?»).

О ч е н ь

ва ж н о

определить

эмоциональное

восприятие

музыки,

7

муз ы к а л ь н у ю

п а м я т ь ,

э м о ц и о н а л ь н у ю п а м я т ь . Все это в одну

встречу с ребенком определить нельзя. При повторных встречах необходимо

обратить внимание на то, что ребенку запомнилось, есть ли тяготение

к

музыке и насколько оно устойчивое.

Начало

испытаний

(два-три

раза)

желательно проводить не с одним, а

хотя бы с двумя-тремя детьми. «Вхождение» в музыку и выражение в ней

себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию

своих

товарищей,

ребенок

включается

как

бы

в

игру,

естественнее

взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо

внимательнее

и

полнее,

чем

наедине

со взрослым. Чем разнообразнее собравшиеся у ин-

струмента

дети,

тем

лучше

они

себя

проявляют

во всем объеме своей

маленькой личности. Если один молчалив и скрытен, это сразу будет замечено

и

восполнено

активностью

других;

если

другой

забияка,

слишком

задиристый и прыткий, он «вырвется» из окружения и его невольно будут

«усмирять» другие; если кто-то проявил особые способности, он «удивит» и

невольно

потянет

за

собой флегматичных

или

робеющих. Со

стороны

ребенок как-то легче улавливает, видит, понимает.

На

современном

этапе

развития

фортепианной

педагогики, как

и

в

системе

общего

образования,

формы

и

приемы

обучения постоянно

совершенствуются. Если до сего времени основной задачей на этом этапе

была

музыкально-слуховая

подготовка

ребенка

при

сознательном

вы-

ключении элементов пианистического развития (например, при подбирании

допускалась

игра

неорганизованными

пианистическими

движениями),

то

сейчас

на

предшкольной

стадии

воспитания ученика выдвигается задача

комплексного музыкально-двигательного развития обучающегося.

8

1. 2. Содержание первых уроков.

В

начальный

период

обучения

на

педагоге

лежит

о с о б а я

ответственность,

ибо

этот

период—

начало

всех

начал;

именно первые

впечатления

от соприкосновения

с

искусством

часто

оказывают

самое

сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребенка. Большое

значение имеет и личность учителя, который для ребенка может стать самым

большим авторитетом,

олицетворением

идеального

музыканта

и

педагога.

Е.Тимакин в своей работе «Воспитание пианиста», говоря о контакте ученика

и учителя, справедливо отмечает, что «занятия с учеником — это творческий

процесс. Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно как

бы

открывать,

включая

ученика

в

активную

работу»

[9,5].

Важнейшая

педагогическая

задача

этого

периода

избавить

ребенка

от ощущения

однообразия,

сделать

так,

чтобы

процесс

обучения

был посильным

и

радостным,

а

время

занятий

проходило

незаметно.

В

этом смысле

неоценимую

помощь

педагогу

оказывает игровая

форма уроков

как

наиболее «освоенная» детьми форма общения и познания нового.

Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может

трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат).

Наиболее полно он раскрывает свои возможности в игре. Игра помогает

с д е л ат ь процесс

обучения

интересным

и

увлекательным,

раскрывает

способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью

каждый извлекаемый звук, любое упражнение,

песня,

пьеса

приобретает

эмоционально-образное

содержание.

Важно

так

выстроить

игру,

чтобы

ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно

их

решал.

Необходимо

наводящими

вопросами подвести

ученика

к

пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого

9

добиться.

На

уроке

необходимо

создать

радостную,

приятную

атмосферу,

обеспечивающую ребенку психологический комфорт, уверенность в своих силах

и возможностях. Если ребенок ошибается, нужно избегать назидательных

замечаний,

стремиться

найти

неординарное

решение,

использовать

возможности игры, где нет учителя и ученика, а есть равные партнеры.

Уроки музыки нельзя начинать, с обучения «ремеслу». Казалось бы,

это общеизвестно, но на практике часто бывает иначе. Маленький ученик

пришел в класс. Музыка для него — любимая песня, музыкальная сказка,

музыкальная передача по радио и телевидению. И вот с первого же урока:

ноты, длительности, аппликатура, бесконечные упражнения,

необходимые

для постановки руки. Так много нового, труднопостижимого для малыша! А

главное, непонятно: где же музыка и стоит ли она таких терзаний? Занятия

становятся мучительными, интерес вот-вот угаснет; в этот период легче всего

«упустить» ученика, навсегда вселить в него страх перед занятием музыкой.

«Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, — говорил

Г. Нейгауз, — обучающийся — будь это ребенок, отрок или взрослый —

должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в

своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом»[8,13].

Педагог

опирается

в

своей

работе

на

огромную

силу

воз действия

музыкального искусства. С первых же звуков, играя ученику разнообразные

музыкальные произведения, доступные его пониманию, учитель развивает

способность ребенка вслушиваться в музыку. Первоочередная задача самого

начала обучения — научить ученика слушая — слушать, развивать способность

слушать внимательно, активно.

Формированию

этой

способности

служит

собственное пение ученика.

Следует

давать

несложные

короткие

мелодии,

со

словами

и

без

них,

подыгрывая аккомпанемент или без него. Вспомнив мелодию, ученик поет,

затем прохлопывает

ее

ритмический

рисунок.

Выясняется,

что

в

каждой

мелодии

есть

различные

звуки

и

что

звуки

неодинаковой длины.

10

Усваиваются понятия: выше, ниже, длиннее, короче. Жестом указывается

направление мелодии. Песенками подготавливается изучение нотного стана.

С помощью педагога ученик уясняет, что в ласковой, спокойной мелодии

движение

плавных,

равномерных

длительностей;

что

для музыки

решительного

характера

используются

более

короткие

длительности,

пунктирный ритм. Ученик постепенно начинает воспринимать и чувствовать

музыку, ее содержание, накапливается некоторый музыкальный опыт.

Огромное

значение

в

процессе

начального

обучения

приоб ретает

организация урока. Урок не должен быть ни однообразен, ни перегружен

заданиями.

Частая

смена

заданий,

чередование

более

трудных

с

более

легкими, умение вести урок живо, увлекательно, чуткое внимание ко всем

нюансам

поведения

и

настроения

ученика,

реакция

на

возможную

утомляемость — все это необходимо учитывать педагогу. Давая задание, он

должен исходить из того, усвоен ли пройденный материал. Важно добиваться

точного,

обязательного

выполнения

всех

рекомендаций.

В

этом

залог

успешного обучения и воспитания

чувства ответственности у ученика,

строгости к себе, исполнительности. Как бы ни был урок разнообразен по

заданиям, он должен - быть подчинен главного задаче: развитию слуха в

самом

широком

понимании

этого

слова

высотного,

гармонического,

тембрового, динамического (все особенности слуха одинаково важны), —

развитию

способности

ощущать

звуковую

окраску,

нюансировку

ритм,

фразировку, форму — все то, что ведет к раскрытию содержания музыки.

Эта множественность аспектов в воспитании слуха требует различных форм

работы на уроке.

Порядок, виды заданий, их количество, время, отведенное на каждое из

них,

могут

бесконечно

варьироваться,

добавляться,

по

мере

усвоения

исключаться,

в

зависимости

от

данных

ученика,

его

характера,

эмоциональности,

умения

сосредоточить

внимание.

И,

конечно,

от

его

возраста.

11

1.3 Слушание музыки.

Слушание

музыки

раскрывает

музыкальные

данные

ученика,

его

характер, развитие, эмоциональность, даёт педагогу возможность наметить

план

дальнейшей

работы.

Слушая

музыку,

учась

понимать

ее,

ученик

начинает ее больше любить, ему хочется играть так же хорошо, его учитель.

Говорят, что там, где кончается слово, начинается музыка. Но на первом

этапе обучения это не так: слово приближает ученика к музыке, поясняя,

раскрывая ее содержание. Проиграв ученику пьесу, можно попросить его

сочинить сказку к этой музыке или рассказать, что в ней происходит, дать

характеристику отдельным темам, мотивам. Или, может быть, нарисовать

картинку, раскрывающую содержание. Но не надо «подсказывать» ученику,

навязывать собственное восприятие музыки, важно, чтобы он сам рассказал о

своем впечатлении. Педагогу нужно незаметно направлять и корректировать

мысль ребёнка.

На

первых

уроках

происходит

знакомство

ученика

с

музыкальными

жанрами:

маршем,

танцем,

песней.

И

в

связи

с

этим

осознание

ритмического

своеобразия

жанров

и

ритмической

выразительности

музыки.

Музыка,

предназначенная

для

прослушивания,

должна

быть

разнообразна по характеру, стилю. Например:

П. И. Чайковский

«Детский альбом», балеты «Щелкунчик», «Спящая

красавица», «Лебединое озеро»

Р. Шуман «Альбом для юношества»

В. А. Моцарт оперы «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», симфонии,

сонаты, рондо, концерты

К. Сен – Санс «Карнавал животных»

12

Н. А. Римский-Корсаков оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита

«Шехеразада»

М .И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

Й. Брамс Венгерские танцы

Ф. Мендельсон Песни без слов

А. Вивальди Концерты

Ф. Шопен Вальсы, Ноктюрны, Мазурки

М.

П.

Мусоргский

«Картинки

с

выставки»,

опера

«Сорочинская

ярмарка»,

Конечно,

содержание

музыкального

произведения

очень

трудно

выразить

словами. Тем не менее попросить ученика описать, какие

чувства и настроения пробудила в нем музыка. Можно попробовать

составить таблицу «Музыкальных впечатлений». Она может выглядеть

так:

Настроение

Композитор

Произведение

Грусть

Радость

Мечтательность

Героические чувства

Трагические чувства

Раздумья о жизни

Шутливое настроение

Ощущение

сказочности,

нереальности

Волнение

Проверка

запоминания

слышанной

ранее

музыки.

Этот

вид

заданий

позволяет

проверить

музыкальную

память

ученика.

Ученик

со

слабой

музыкальной памятью часто определяет названия пьес по их характеру, а не

по мелодическому образу. Для такого ученика все равно, играют ли ему

«Марш»

Прокофьева

из

«Детской

музыки»

или

«Марш

деревянных

солдатиков»

Чайковского.

Вниманием

ученика

в

таком

случае

надо

руководить, умело направляя его на мелодию, гармонию пьесы.

13

1.4 Знакомство с инструментом, клавиатурой.

Перед

первым

прикосновением

к

клавише

ребенок

знакомится

с

волшебным инструментом, ему хочется погладить толстые и тонкие струны,

молоточки. Интересно и полезно будет разобрать инструмент - выдвинуть

клавиатуру вместе с механикой и рассмотреть устройство каждого молоточка.

Обязательно рассказать ребенку - для чего нужны струны и молоточки. При

этом нет необходимости требовать от ученика, чтобы он запоминал названия

деталей,

как

скучную

поучительную

лекцию.

Нужно

совершить

с

ним

увлекательное

«путешествие»

в

недра

рояля,

провести

исследование-

эксперимент. Можно предложить ребенку извлечь звук с помощью струн, а

затем

нажать

клавишу

и

показать

ему,

что

происходит

внутри

рояля:

молоточек

подскочил

и

ударил

струну.

Ребенок

сравнивает

два

звука:

«щипковый» и «ударный», и приходит к выводу, что второй, несомненно,

богаче,

красивее,

длиннее.

Далее

нужно

обратить

внимание

ученика

на

некоторую

странность:

молоточек

тронул

струну

и

отскочил,

а

звук

продолжает

тянуться,

пока

учитель

не

отпустит

клавишу.

Необходимо

дослушать

звук

до

конца,

посмотреть,

как

вибрируют

струны.

Можно

провести еще один «эксперимент»: учитель нажимает клавишу, а ребенок

касается

пальцем

струны

звук

исчезает.

И

объяснить,

что

аналогичный

результат даст снятие пальца с клавиши – подушечка («демпфер») займет свое

место на струне и погасит звук. Так, очень кратко, можно объяснить ребенку

устройство рояля

С большим интересом дети слушают стихотворение Осипа

Мандельштама «Миньон»:

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

14

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица — струна

В этом городке видна.

Дети обязательно спрашивают, зачем нужны педали. Следует медленно,

постепенно нажать на педаль, певучим звуком взять аккорд, а потом снять

руку — и звук аккорда тает. Ребенок слышит, что педаль может помочь звуку

растаять, раствориться.

Изучение клавиатуры лучше начинать, зрительно ориентируясь на черные

клавиши. Две рядом стоящие клавиши —окошечко, три — балкон. Это одна

квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» — смотрит в окошко, а на

балконе стоят «соль» и «ля». «До» и «ми» стоят рядом с окошком; «фа» и «си»

прижались к балкону (можно сыграть, изображая сигнал

сирены

скорой

помощи или пожарной машины).

Можно проиграть всю диатоническую гамму, называя вместе с учеником

звуки вслух, затем повторить то же самое, но уже не, называть звуки, а

пропевать их. А также выучить песенку - "до, ре, ми, фа, соль, ля, си

- едет зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре - ест морковное пюре".

До, ре, ми, фа, соль, ля, си едет зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре - ест морковное пюре

Для

более

прочного

усвоения

материала,

можно

предложить

ребенку

поиграть в "Кошки-мышки". Для этого нужно приготовить фигурки кошки

и

мышки. Суть игры такова. Учитель - кошка. Ее роль называть ноты в

любом порядке, а роль мышки - найти нужную клавишу, "встать" на нее,

сыграть и спеть с названием. Эта простая игра примечательна

тем,

что

ребенок может быть одновременно и кошкой, и мышкой, называть ноту и

самостоятельно же ее искать. Инициатива исходит от него же самого, а

педагог

лишь

направляет

и

корректирует

его

действия.

Педагогу

может

быть отведена роль "собачки" - беспристрастного судьи, помощника мышки,

15

как стороны более слабой. После того, как мышка справится с заданием,

игру

можно

видоизменить:

учителем

становится

торжествующая мышка,

она

прыгает

по

клавишам,

а

кошка

эти

клавиши

называет,

пропевает.

Возможен и такой вариант: педагог-мышка прыгает с клавиши на клавишу, а

кошке-ученику нужно ее назвать, и только правильный ответ позволяет ей

сделать

следующий

ход.

Эта

увлекательная

игра,

развивающая

быстроту

реакции, внимание, а также позволяет прочно усвоить материал.

II Организация игровых движений и первые уроки.

2.1 Гимнастика и постановка рук.

После того как ученик приобрел багаж усвоенных мелодий, научился

распознавать направление их движения, слышать длительности и познакомился с

нотами и научился находить их на клавиатуре, можно заниматься постановкой

рук.

До первого прикосновения к клавишам нужно заниматься несколько минут

гимнастикой.

Для

всех

упражнений надо

придумать

названия,

которые

можно менять в зависимости от характера, возраста ученика, главное, чтобы

эти упражнения превратились в игру.

Упражнение 1 имеет два названия «Новая кукла» и «Сломанная кукла» (для

девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Сидеть как кукла на

витрине (до 20 секунд), затем расслабиться (5—10 секунд).

Упражнение 2. Исходная позиция — новая кукла. Покачать туловищем с

прямой напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться — кукла

сломалась, кончился завод.

Эти

упражнения

проделать

сидя

на

стуле

за

фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно

лежат на коленях.

Упражнение 3. Выполнить упражнение 2, усложнив его движениями рук, а

именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой красивой

птицы.

Слово

«большой»

надо

выделить,

чтобы

добиться

большой

амплитуды движений; «красивой» — изящества в движениях.

16

Упражнение 4. «Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит, подняв руки (все

тело

до

кончиков

пальцев

напряжено), завод

кончился

постепенно

падают,

«выключаются» пальцы

рук,

кисти,

руки,

туловище,

ребенок

наклоняется и качает расслабленными руками.

Упражнение

5. «Подснежник».

Педагог

играет

пьесу П. Чайковского

«Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая

фраза — «подснежник растет» — правая рука плавно поднимается и опускается.

На протяжении

всего

упражнения

кисть

висит

расслабленная,

как цветок

подснежника. Нужно объяснить ребенку, что ладошку не следует показывать, так

как

подснежник

не

распускается

как

ромашка,

его

лепестки

собраны

и

опущены вниз. Вторая фраза — то же самое левой рукой. Третья фраза —

поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

Затем можно приступить к более сложным упражнениям, развивающим

координацию

движений,

цепкость

и

свободу

рук,

глубину

взятия

звука,

глубокое легато.

Упражнение

1 (вертикальное). Ребенок поочередно поднимает и опускает

руки. Нужно сравните это с движением двух лифтов в доме, затем усложнить

упражнение

в

следующем

порядке:

руки

опускаются

на

расслабленные

кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы, и, наконец, на каждый палец

отдельно.

Упражнение

2 (горизонтальное). «Машинка». Ребенок водит маленькую

машинку

то

влево,

то

вправо

(передний ход, задний ход). Надо следить,

чтобы

впереди

шел

кистевой

сустав

и

вел

за

собой

пальцы,

держащие

игрушку.

Упражнение 3. «Марширующие гномы». Пальцы шагают, как гномы шагают

ножками, сидя на стульчиках. Обратите внимание на движения его тела: ноги

топают, колени согнуты,

а

сидит

он

спокойно,

не

подпрыгивая.

Теперь

ребенку

понятно,

что

кисть

должна

оставаться

в

спокойном

состоянии,

двигаться должны только согнутые пальцы.

Упражнение 4. «Паучки». Рассказать, как паучок несет тяжелый рюкзачок

17

и,

пройдя

пятью

лапками

(все

пальцы подряд), отдает рюкзачок другому

паучку.

Так

они

ходят, передавая друг другу тяжесть. Ребенок переносит

«тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение

5. «Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким

ощущением,

что

повесил

на

них

руки.

Теперь

надо

свободно

покачать

локтями, ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за

крючок. Сравните: вешалка — рука, пальцы — крючок.

Описанные

упражнения

простые,

интересные,

нравятся

детям.

Следующий этап — занятия на инструменте.

Начальные игровые движения, постановка руки — очень ответственный

момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика в

исполнительском отношении. Ребенку с весьма средними данными поста-

новка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная

музыкальность во всем помогает.

Приступая

к

этому

этапу,

следует

позаботиться

о

правильной посадке

ученика. Корпус должен иметь две точки опоры. Высота сиденья определяется

положением локтя — вровень с кистью.

18

Правильная посадка ученика за инструментом

Следует научить ученика нести руку на клавиатуру, занимать правильную

позицию, собрав все пальцы; располагать их на клавишах, проверяя при этом

расположение

всех

частей руки. Пальцы не должны «валиться» на бок,

продавливаться и прогибаться. Затем рука слегка поднимается над клавиатурой и

плавно опускается на третий палец при обязательном собранном положении всех

остальных

пальцев.

Опорой

всей руки служит играющий палец. Ученик

внимательно прослушивает звучание фортепиано, потом мягко и плавно, не

отрывая

сразу

пальцы

от

клавиатуры,

поднимает

руку

(сперва

запястье).

Современная методика рекомендует начинать с игры «нон легато»: вводится вся

рука в действие, устанавливается координация между всей рукой и пальцами,

пока не нужно заботиться о взаимной координации работы пальцев. Сначала

необходимо играть одним пальцем. Наиболее оптимальный порядок освоения:

3,2,4,5,1.

Педагогу следует обращать внимание на точность выполнения

первого

игрового

движения.

Не

следует

позволять лишних,

нерациональных

движений. При этом не упустить, чтобы чисто внешняя сторона движения не

была самоцелью. Ученик должен вслушиваться в звук. Иногда бывает, что

рука опускается на клавишу преждевременно и звук извлекается толчком,

либо

падает

броском

и

звук

получается

короткий

и

жесткий.

Важным

условием

правильности

первого

игрового

движения

нон

легато

является

точность опускания кончиков пальцев, их опертость и слуховое внимание к

ясности и устойчивости звучания. Следует приучать слушать звук с момента

его

возникновения

и

до

самого

конца звучания.

Такое

вслушивание

в

протяженность звука, лежащее в основе первых упражнений в медленном

темпе,

развивает

слуховое

внимание

учащегося

к

звучанию

фортепиано.

Ученик научится отличать красивый полный звук от жесткого, толчкового,

поверхностного. Г. Нейгауз говорил: «Если вы музыкант и притом пианист, а

значит, любите звук рояля, то и эта возня с одним-единственным звуком,

прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное дрожание

19

„серебряной" струны — уже великое наслаждение, вы уже находитесь у

преддверия Искусства»[8,135]. Надо помнить, что каждый звук имеет три

одинаково важные для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К

сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения

звука, упуская важный момент его протяженности и переход в следующий.

Начальные мелодии должны играться красивым, легким звуком небольшой

силы;

стремиться

к

особой

глубине

или, наоборот,

к «звонкости»

звукоизвлечения вначале

не

следует. В

игре

не

должно

быть

хлопанья

и

толкания клавиш, ненужных скольжений по клавише, лишнего давления и

стука

по

дну

клавиши.

Не

следует

слишком

высоко

поднимать над

клавишами

пальцы.

Однако

все

движения

руки

вверх-вниз, вправо-влево

обязательно делаются от плеча: это значит, что локоть все время находится в

известном движении. Следует так же наблюдать за состоянием запястья: оно

должно быть несколько эластичным, но не расхлябанным.

Здесь можно поиграть упражнение «Пчелка»:

Рука, как пчелка, летает с цветка на цветок. Опускается мягко, «чтобы не

стряхнуть пыльцу».

Работая над извлечением звука, следует заставлять ученика, «погрузив»

палец в клавишу, слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен

тянуться как можно дольше — это показатель правильного его извлечения.

2.2 Первые занятия на инструменте

С а м ы м

н ач а л о м

д о л ж н о

б ы т ь

в с л у ш и в а н и е в

тишину

как

20

предусловие

всякого

слухового

восприятия и как первое упражнение на

концентрацию. Затем

в

этой

зафиксированной

ребенком

тишине

дать

прозвучать

отдельным

звукам

в

разных

октавах,

а

ребенок

их

сравнивает

с

голосами

людей

(«мама поет»)

либо

животных

и

птиц

(«медведь рычит», «жаворонок

поет»).

Далее

нужно

подвести

ребенка

к

физическому

ощущению

освобождения

руки

в

плечевом

суставе—

заставить раскачивать освобожденными руками вдоль тела в равномерном

ритме слов:

И

после

этого

попросить

ребенка

таким

же

свободным и

гибким

движением

всей

руки

изобразить

на

клавишах колокольный

звон.

Аналогично

разучивается

«ритмическое

эхо»—по

образцу,

сыгранному

учителем,— на разных звуках в соединении со словами, состоящими из

двух, трех и четырех слогов:

Наблюдение,

слушание

и

подражание

действиям

преподавателя

представляют

собой

вначале

единственно возможные

виды

контактов

с

ребенком. В данном упражнении многое зависит от выбора слов, которые

должны способствовать

тому,

чтобы

«ритмическое

эхо»

было сыграно в

спокойном и ровном темпе; слова эти по смыслу должны соответствовать

миру

ребенка.

Игра

приемом «эхо»

развивает

помимо

ритмических

представлений также

и

чувство

динамики

и

выразительности.

С

точки

зрения

фортепианной

техники

он

является

первой

попыткой

игры

отдельными пальцами посредством так называемого

свободного

падения

всей руки (portamento).

С самого начала при этих ритмико-динамических играх нужно следить

з а к а ч е с т в о м

з в у к а .

Сменяя

руки

и

пальцы

в

разных

октавах,

21

ребенок с первых же моментов начинает дифференцировать звуковые ощу-

щения; он слышит звуки разной громкости, высоты, длительности и тембра.

От сочетаний слов постепенно переходят к ритмизации стихов, пословиц,

поговорок:

Подобным

же

образом

исполняются

«мелодичес к и е

эхо»;

от

первоначального

образца,

состоящего из

двух

звуков

основном

нисходящей малой терции)

На этом этапе можно поиграть в «Музыкальный разговор». Суть задания -

придумать музыку к диалогу папы и сына:

- Где был? - Забыл.

- Где жил? - Забыл.

- Что ел? - Забыл.

- Что пил? - Забыл!

(В.Луговой)

Следует подробно обсудить с ребенком, какой голос у папы (низкий,

густой, громкий, строгий) и у сына (тоненький, тихий, высокий, чуть-чуть

испуганный), где, соответственно, будут звучать реплики того и другого, и

как они будут звучать (громко или тихо). Нужно посоветовать ребенку левой

рукой "разговаривать" за папу, правой - за сына.

Это

творческое

задание

и

музыка

может

получиться

самой

разнообразной,

все

зависит

от

творческого

воображения

ученика.

Но,

возможно, может быть и так, что ученик начисто лишен какой бы то ни было

творческой смелости. И можно предложить ему начало, например, такое:

22

Если сложности возникают и дальше, можно предположить, что сын

откликается той же интонацией:

Диалог может получиться таким:

С самых первых уроков с ребенком нужно играть в ансамбле. Дети всегда

охотно слушают знакомые стихи, сказки и детские песни. И они с огромным

удовольствием воспроизводят их на фортепиано вместе с учителем, хотя их

участие заключается иногда в игре всего лишь одной или двух нот. Но, даже

играя одну ноту, ребенок знакомится с названиями клавиш, с диапазоном

фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную дина-

мику,

а

также

первоначальные

игровые

движения.

Попутно

у

детей

развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки

башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха, антифонные переклички и

многое другое.

«Кукушка»

Музыка и слова Н. Соколовой

23

Сидит кукушка на суку,

Кричит:ку-ку,ку-ку,ку-ку,ку-ку.

Как только ей не надоест?

Весь день кричит, не пьет, не ест.

Для

ощущения

опоры

в

пальцах

можно

поиграть

интервалы.

Одновременное нажатие одной рукой двух клавиш позволяет также укрепить

свод кисти руки у ребенка. Постепенное освоение интервалов от секунды до

квинты, начиная с уже привычных 2-го, 3-го и 4-го пальцев, плавно подводит

к

удобной

игре

1-ми

5-м

пальцами.

Использование

1-го

и

5-го

пальцев

сначала

только

в

двойных

нотах

помогает

их

естественно

организовать

исходя из анатомо-физиологических особенностей руки каждого ученика.

Упражнение «Лягушки»

Музыка и слова

О.Геталовой

Мы веселые лягушки,

Ква, ква ,ква.

Мы подружки-хохотушки

Ква, ква ,ква.

Упражнение «Облака»

24

Е.Гнеси

на

Упражнение «Добрый гном»

Музыка и слова

О.Геталовой

Добрый гном строит дом

Как уютно будет в нем.

Упражнение «Краб»

Музыка и слова

О.Геталовой

Я живу внизу,

Солнца не люблю.

Солнце всходит –

25

Уползаю…

Русская народная песня «У кота-Воркота»

Обработка О.

Геталовой

У кота-воркота

Колыбелька хороша.

Постоянно

следует

напоминать

о

правильном

положении

локтя

«пружинки» при игре квинт. Благодаря этому укрепляется 5-й палец (он ни в

коем

случае

не

должен

«лежать»

на

клавише),

а

также

обеспечивается

правильная

постановка

1-го

пальца,

что

крайне

важно

для

дальнейшего

развития технического аппарата ученика.

Предлагаемые упражнения рекомендуется разучивать вместе с педагогом,

направляя все внимание на качество выполнения заданий.

2.3 Знакомство с ритмом.

Чувство

музыкального

ритма

имеет

не

только

моторную,

но

и

эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности

музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни

пробудиться, ни развиваться. Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-

ритмическое

чувство

развивается

только

в

процессе

музыкальной

деятельности.

Природа

чувства

метра

требует

его

закрепления

в

тех

или

других

двигательных

процессах.

При

игре

на

инструменте

этому

способствует

моторный

процесс

исполнения.

В

сольфеджио

следует

использовать

26

простейшие

музыкально-ритмические

движения:

ходьбу,

х л о п к и ,

дирижирование и другие.

Движение как реакция на прослушанное особенно свойственно детям

младшего возраста. В процессе движения под музыку дети интуитивно по-

стигают

закономерности

метроритмического

строения

мелодии

(длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей).

После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному

усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна.

Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения

нужно использовать задание «Хлопай в такт». Вместе с учеником нужно

попробовать уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а

затем

звучащей

музыки.

Это

могут

быть

детские

стихотворения,

песни,

исполнение

педагога.

Затем

можно

предложить

ученику

прохлопать

или

пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Подобные задания пре-

красно

тренируют

не

только

чувство

ритма,

но

и

внимание,

память,

координацию.

Например,

можно

предложить

следующее

задание:

нужно

прочитать

считалку и простучать ее ритмический рисунок по столу:

27

Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай

песенку». Нужно воспроизвести ритм знакомой песенки и попросить ученика

отгадать ее.

Репертуар: детские песенки «Два кота», «Петушок», «Маленькой елочке»,

«Андрей-воробей» и другие.

Затем можно предложить ученику записать ритмический рисунок

стихотворения или песни. Например, русская народная песня «Звонкая

песенка»

Колокольцы-бубенцы

Раззвонились, удальцы.

Дили, диги, диги-дон.

Отгадай, откуда звон?

28

Ученику должен сначала спеть песенку и прохлопать ее в ладоши,

затем записать её палочками, но так, чтобы, взглянув, можно было сразу

узнать, как записаны звуки короткие, а как – долгие (длинные). Можно

записать так:

Осознанию

ритмического

рисунка

на

раннем

этапе

помогает

использование

ритмослогов.

За

каждой

длительностью

закрепляется

определенное слоговое название:

Система

ритмослогов

помогает

включить

на

первом

году обучения

длительности с точкой или синкопу:

Введению

этой

системы

поможет

песенка

Н.

Метлова

«Часы»,

изоб-

ражающая ход больших и маленьких часов:

29

Задания могут быть дополнены следующими:

1) чтение ритмической строчки ритмослогами;

2) исполнение ритмического рисунка ритмослогами, глядя в нотный текст,

синхронно с исполнением педагога;

3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;

4) ритмическая партитура;

5) свободная ритмическая импровизация;

7) игра в детском ударном оркестре.

1.4 Длительности нот.

Длительности

также

лучше

объяснять

ребенку

в

игровой

форме.

Например, можно рассказать что, незакрашенный кружочек с палочкой – это

шаги папы, а закрашенный - шаги сына. А потом представить, что к ним

пришел дедушка. Он уже старенький, ему быстро ходить трудно, и пока

30

папа делает два шага, дедушка делает только один. Весь рассказ обязательно

нужно сопровождать рисунком:

А затем можно поиграть с учеником. Учитель предлагает выбрать ребенку

любую роль - дедушки, папы или сына, себе - любую из оставшихся, и в

ролях разыгрывают сценку. Ребенок старается как можно точнее изобразить

темп

и

характер

походки:

легкий

и

подвижный

у

сына;

энергичный

и

уверенный у папы; грузный и тяжелый у дедушки. В результате получается

"ансамбль шагов": деда и внука - на один шаг - четыре шага, деда и папы - на

один шаг - два шага. И после этого - та же игра на рояле. Звуки, по которым

он будет шагать, ребенок выбирает сам. Может получиться так:

А папа может быть изображен так:

В результате получится дуэт:

К дуэту добавить шаги сына:

31

И тогда образуется терцет с элементами полифонии. При звучании всех

голосов

одновременно

нужно

обратить

внимание

ребенка

не

только

на

ритмическое, но и мелодическое их сочетание.

Когда соотношение "целые-половинки-четверти" усвоено, можно рассказать

про еще более короткие длительности - восьмые. Восьмые - это может быть

"собачка, которая бежит рядом с мальчиком", тогда получается квартет:

Таким образом, получается семейно-ритмическое дерево:

дедушка - глава семьи, родоначальник; папа - чтобы дорасти до дедушки, ему

нужно прожить еще одну жизнь, то есть потребуется будто два папы; а сын

совсем маленький, ему нужно вырасти в четыре раза, чтобы быть дедушкой,

а собачка даже до сына не доросла.

Для лучшего усвоения длительностей можно предложить ученику решить

ритмические примеры:

32

Для выполнения этого задания можно пользоваться картинками-подсказками.

Дедушка-1шт Папа-2шт Сын-4шт Собачка-8шт

Такое задание расставляет по местам

все полученные ребенком на уроке

знания.

Дольки-карточки

обладают

наглядностью

и,

почти

исключают

вероятность недопонимания или недоосмысления понятия о длительностях.

Заключение.

33

Развитие учащихся на начальном этапе обучения проходит тем успешнее,

чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При

отсутствии

еще

у

ребенка

минимальных

музыкальных представлений

основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке

его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-

грамматических

явлений.

Столь

же

важна

и

последующая

стадия

закрепление

в процессе

проведения

урока

формирующихся

музыкальных

представлений, двигательных приёмов и навыков.

Перед

педагогом,

работающим

с

начинающими,

стоят

серьезные

и

многообразные

задачи.

Сознание

большой

ответственности,

тщательная

продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение

вникнуть

в

психологию

каждого

ученика,

хороший

вкус

музыканта

и

музыкальная

культура

необходимые

условия

для

их

успешного

разрешения.

Необходимость

индивидуализации

методов

работы

с

детьми,

отличающимися

разным

уровнем

врожденных

и

развивающихся

способностей, является одной из важнейших задач музыкальной педагогики.

Наряду

с

неустанной

заботой

о

возможно

более разнообразном

содержании урока необходимо и в полной мере

использовать

характерное

для

маленьких

детей неутомимое стремление к бесконечному повторению

того, что им нравится.

Таким

образом,

цель

донотного

периода

-

не

в

том,

чтобы

сразу

научить всему, снабдить всевозможными умениями и знаниями, а в том,

чтобы

помочь

ребенку

абсолютно

освоится

в

мире

музыки,

дать

почувствовать, что он

в нем не чужой. Если ребенок научился чисто петь

и

играть

ноты

без

ошибок,

но

так

и

не

почувствовал

себя

в

музыке

«своим» - значит в первую очередь нужно задуматься, что было сделано

не так, и к чему нужно вернуться.

Цель

данной

разработки

выяснить

-

как построить обучение с

34

начинающими таким образом, чтобы не отпугнуть ребенка и с наибольшей

интенсивностью заинтересовать

ребенка

музыкой.

Причем,

чтобы

каждый

новый материал был преподнесен в доступной, близкой ему игровой форме;

и

что

получится

в

результате

будет

ли

ребенок

психологически

подготовлен

к

тому,

чтобы

продолжать

музыкальное

обучение

в

дальнейшем.

Список использованной литературы.

35

1.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.-Сов. Композитор, 1991.

2.

Баренбойм Л.,Перунова Н. Путь к музыке.- Сов. Композитор, 1991

3.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь.- М.:Музыка, 1985

4.

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.-Спб.: «Композитор»,2006

5.

Достал Я. Ребенок за роялем.- М.:Музыка, 1981

6.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1982

7.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.- Киев,1977

8.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.:Музыка, 1985

9.

Тимакин Е. Воспитание пианиста.- М., 1989

10.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.

11. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997

36



В раздел образования