Напоминание

"Что такое Задержка Психического Развития (ЗПР)"


Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое Задержка Психического Развития (ЗПР)"
Раздел: начальное образование





Назад




Детская психология

Что такое

Задержка Психического

развития

(ЗПР)

Введение

Речь играет огромную роль в психическом развитие ребёнка, в

развитии мышления т в психической деятельности в целом.

Включение речи в познавательную деятельность ребёнка

перестраивает его основные психические процессы. Так

мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение,

обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере

овладения речью.

Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и

становлении его психического развития. Существуют отклонения и

аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в

развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных

сторон психофизического развития ребёнка его зрительного

восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной,

эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие

отклонения могут быть вызваны и другими различными

причинами. Детей с задержкой психического развития

характеризует низкая работоспособность и продуктивность,

неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного

запоминания.

Задержка психического развития в большинстве случаев, как

известно, является следствием резидуально-органической

недостаточности центральной нервной системы. Поражение

центральной нервной системы, приведшие к такой

недостаточности, действовали на ранних этапах развития, а

благодаря пластичности нервной системы их влияние со временем

сглаживается. Поэтому, необходимо познакомиться не только с

особенностями развития речи у детей, но и с нарушениями, а также

отклонениями в психическом развитии. Для того чтобы найти

правильный путь решения такой проблемы как развитие речи у

детей с задержкой психического развития.

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

изучаются психологами, педагогами, невропатологами,

лингвистами и другими. При этом каждый рассматривает их под

определённым углом зрения в соответствии с целями, задачами и

средствами своей науки. Проблему развития речи у детей с

задержкой психического развития рассматривают с позиций

предупреждения и преодоления средствами специально

организованного обучения и воспитания, поэтому её относят к

специальному разделу психолого-педагогической науки.

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о

структуре речевого дефекта у детей с задержкой психического

развития определяется тесной связью процессов развития речевой

и познавательной деятельности ребёнка, соотношением речи и

мышления в процессе онтогенеза.

Задержка психического развития

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии

квалифицируются педагогами т психологами как «задержка

психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого –

педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии

психической деятельности ребёнка. Термин "задержка"

подчеркивает временной (несоответствие уровня психического

развития возрасту) и одновременно в значительном количестве

случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем

успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией

попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные

(минимальные) органические повреждения мозга ребенка или

врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а

также в раннем периодах его жизни. Задержка психического

развития возникает и в результате ослабленное ЦНС инфекциями,

хроническими соматическими состояниями, интоксикацией,

травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В

появлении синдрома ЗПР существенную роль играют

конституциональные факторы, органическая недостаточность

нервной системы генетического происхождения, длительные

неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные

социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не

представляют единственную или главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является

неравномерность формирования разных сторон психической

деятельности ребенка.

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение

внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей

максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-

либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других —

сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они

выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР,

которым свойственна нестойкость, периодичность в

сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно

снижение долговременной и кратковременной памяти,

произвольного и непроизвольного запоминания, низкая

продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания

(особенно при большой нагрузке); слабое развитие

опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении

интеллектуальной активности.

Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их

нормально развивающимся сверстникам, для приема и

переработки сенсорной информации. Изучение особенностей

мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие

затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих

словесно-логического мышления. Наглядно-действенное

мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей

степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное

мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща

недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило,

словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям,

близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком

уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном

материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка,

вызывают большие трудности.

Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд

особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно

сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий

в их речи вообще отсутствует.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-

психологических формах: конституционального происхождения,

соматогенного происхождения, психогенного происхождения и

церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи

свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.

Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

ЗПР конституционального происхождения — так называемый

гармонический инфантилизм (неосложненный психический и

психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается

такая структура личности, при которой эмоционально-волевая

сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает

эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон

настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость,

непроизвольность всех психических функций. При переходе к

школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей

игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто

сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по

своему психическому и физическому облику соответствует более

раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого

состояния являются факторы генетического характера. Нередко

возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми

обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР

практически не нужна специальная помощь, поскольку со

временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-

летнего возраста для них нерационально. ЗПР соматогенного

происхождения с явлениями стойкой соматической астении и

соматической инфантилизацией. Данная форма возникает

вследствие длительной соматической недостаточности различного

генеза (хронические инфекции, аллергические состояния,

врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В

возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль

принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и

психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы,

приводящие к появлению различных невротических наслоений

(неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической

неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим

ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Детям

с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-

педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь,

периодическое пребывание в санатории. ЗПР психогенного

происхождения (патологическое развитие личности по

невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма

чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий

воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья).

Конечно, социальный характер данной аномалии развития не

исключает ее первоначально патологической структуры.

Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и

оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка,

способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-

психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от

педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в

ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка

интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается

при аномальном развитии личности по типу психической

неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и

гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не

формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие

познавательной активности, не формируются познавательные

интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой

сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью

представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки

(чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких

отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность

самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой

формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует

произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете

ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к

жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.

Патологическое развитие личности по невротическому типу

наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят

грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма

ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается

эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая

неустойчивость сочетается с задержкой формирования

познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая

дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе

задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР

характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в

эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на

психологическую структуру этой формы ЗПР.

Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует

сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™

ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной

сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в

интеллектуальной — в недостаточности сформированности

отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших

форм произвольной деятельности.

Заключение

Большая распространённость нарушений речи у детей с задержкой

психического развития вызывает необходимость их дальнейшего

углубленного изучения и определения путей повышения

эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при

ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны

речевой системы.

Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в

организации собственного речевого поведения и отрицательно

сказываются на их общении с окружающими людьми.

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у

данной категории людей приводит к тому, что такие особенности

речевого развития, как бедность и недифференцированность

словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и

словаря прилагательных. Своеобразие связного высказывания,

препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием

этих трудностей является снижение потребности в общении,

несформированность форм коммуникации (диалогическая и

монологическая речь), особенности поведения:

незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в

ситуации общения, негативизм. Их игровые умения развиты слабо,

игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей

со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются

вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Вопросы соотношения мышления и речи, вопросы диагностики

нарушений речи у детей с ЗПР, остаются актуальными. В процессе

коррекционной работы необходимо уметь организовать

умственную и речевую деятельность детей, вызвать

положительную мотивацию, максимально активизировать

познавательную деятельность, использовать разнообразные

приемы и методы коррекции, эффективно осуществлять помощь

детям в зоне их ближайшего развития.



В раздел образования