Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое Задержка Психического Развития (ЗПР)"
Раздел: начальное образование
Детская психология
Что такое
Задержка Психического
развития
(ЗПР)
Введение
Речь играет огромную роль в психическом развитие ребёнка, в
развитии мышления т в психической деятельности в целом.
Включение речи в познавательную деятельность ребёнка
перестраивает его основные психические процессы. Так
мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере
овладения речью.
Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и
становлении его психического развития. Существуют отклонения и
аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в
развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных
сторон психофизического развития ребёнка его зрительного
восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной,
эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие
отклонения могут быть вызваны и другими различными
причинами. Детей с задержкой психического развития
характеризует низкая работоспособность и продуктивность,
неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного
запоминания.
Задержка психического развития в большинстве случаев, как
известно, является следствием резидуально-органической
недостаточности центральной нервной системы. Поражение
центральной нервной системы, приведшие к такой
недостаточности, действовали на ранних этапах развития, а
благодаря пластичности нервной системы их влияние со временем
сглаживается. Поэтому, необходимо познакомиться не только с
особенностями развития речи у детей, но и с нарушениями, а также
отклонениями в психическом развитии. Для того чтобы найти
правильный путь решения такой проблемы как развитие речи у
детей с задержкой психического развития.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
изучаются психологами, педагогами, невропатологами,
лингвистами и другими. При этом каждый рассматривает их под
определённым углом зрения в соответствии с целями, задачами и
средствами своей науки. Проблему развития речи у детей с
задержкой психического развития рассматривают с позиций
предупреждения и преодоления средствами специально
организованного обучения и воспитания, поэтому её относят к
специальному разделу психолого-педагогической науки.
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о
структуре речевого дефекта у детей с задержкой психического
развития определяется тесной связью процессов развития речевой
и познавательной деятельности ребёнка, соотношением речи и
мышления в процессе онтогенеза.
Задержка психического развития
Свыше половины легких отклонений в умственном развитии
квалифицируются педагогами т психологами как «задержка
психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого –
педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии
психической деятельности ребёнка. Термин "задержка"
подчеркивает временной (несоответствие уровня психического
развития возрасту) и одновременно в значительном количестве
случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем
успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией
попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные
(минимальные) органические повреждения мозга ребенка или
врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а
также в раннем периодах его жизни. Задержка психического
развития возникает и в результате ослабленное ЦНС инфекциями,
хроническими соматическими состояниями, интоксикацией,
травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В
появлении синдрома ЗПР существенную роль играют
конституциональные факторы, органическая недостаточность
нервной системы генетического происхождения, длительные
неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные
социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не
представляют единственную или главную причину ЗПР.
Одной из характерных особенностей ЗПР является
неравномерность формирования разных сторон психической
деятельности ребенка.
Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение
внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей
максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-
либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других —
сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они
выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР,
которым свойственна нестойкость, периодичность в
сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно
снижение долговременной и кратковременной памяти,
произвольного и непроизвольного запоминания, низкая
продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания
(особенно при большой нагрузке); слабое развитие
опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении
интеллектуальной активности.
Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их
нормально развивающимся сверстникам, для приема и
переработки сенсорной информации. Изучение особенностей
мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие
затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих
словесно-логического мышления. Наглядно-действенное
мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей
степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное
мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща
недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило,
словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям,
близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком
уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном
материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка,
вызывают большие трудности.
Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд
особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно
сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий
в их речи вообще отсутствует.
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-
психологических формах: конституционального происхождения,
соматогенного происхождения, психогенного происхождения и
церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи
свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.
Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
ЗПР конституционального происхождения — так называемый
гармонический инфантилизм (неосложненный психический и
психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается
такая структура личности, при которой эмоционально-волевая
сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает
эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон
настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость,
непроизвольность всех психических функций. При переходе к
школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей
игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто
сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по
своему психическому и физическому облику соответствует более
раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого
состояния являются факторы генетического характера. Нередко
возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми
обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР
практически не нужна специальная помощь, поскольку со
временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-
летнего возраста для них нерационально. ЗПР соматогенного
происхождения с явлениями стойкой соматической астении и
соматической инфантилизацией. Данная форма возникает
вследствие длительной соматической недостаточности различного
генеза (хронические инфекции, аллергические состояния,
врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В
возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль
принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и
психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы,
приводящие к появлению различных невротических наслоений
(неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической
неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим
ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Детям
с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-
педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь,
периодическое пребывание в санатории. ЗПР психогенного
происхождения (патологическое развитие личности по
невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма
чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий
воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья).
Конечно, социальный характер данной аномалии развития не
исключает ее первоначально патологической структуры.
Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и
оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка,
способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-
психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от
педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в
ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка
интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается
при аномальном развитии личности по типу психической
неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и
гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не
формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие
познавательной активности, не формируются познавательные
интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой
сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью
представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки
(чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких
отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность
самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой
формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует
произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете
ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к
жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.
Патологическое развитие личности по невротическому типу
наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят
грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма
ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается
эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая
неустойчивость сочетается с задержкой формирования
познавательной деятельности.
ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая
дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе
задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР
характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в
эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на
психологическую структуру этой формы ЗПР.
Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует
сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™
ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной
сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в
интеллектуальной — в недостаточности сформированности
отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших
форм произвольной деятельности.
Заключение
Большая распространённость нарушений речи у детей с задержкой
психического развития вызывает необходимость их дальнейшего
углубленного изучения и определения путей повышения
эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при
ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны
речевой системы.
Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в
организации собственного речевого поведения и отрицательно
сказываются на их общении с окружающими людьми.
Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у
данной категории людей приводит к тому, что такие особенности
речевого развития, как бедность и недифференцированность
словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и
словаря прилагательных. Своеобразие связного высказывания,
препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием
этих трудностей является снижение потребности в общении,
несформированность форм коммуникации (диалогическая и
монологическая речь), особенности поведения:
незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в
ситуации общения, негативизм. Их игровые умения развиты слабо,
игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей
со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются
вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Вопросы соотношения мышления и речи, вопросы диагностики
нарушений речи у детей с ЗПР, остаются актуальными. В процессе
коррекционной работы необходимо уметь организовать
умственную и речевую деятельность детей, вызвать
положительную мотивацию, максимально активизировать
познавательную деятельность, использовать разнообразные
приемы и методы коррекции, эффективно осуществлять помощь
детям в зоне их ближайшего развития.