Напоминание

Занятия по предмету "Методика экологического воспитания"


Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятия по предмету "Методика экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

Занятия по предмету «Методика экологического

воспитания»

Тема: Весенние превращения. (подготовительная

группа)

Программное содержание:

- Закрепить знание детей о характерных признаках весны;

- Показать взаимосвязь живой и неживой природы;

- Активизировать речь детей;

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ,

логически мыслить;

- Воспитывать чувство товарищества, уважения к сопернику.

Материал и Оборудование:

- Столы поставлены для размещения двух команд.

Для каждой команды:

- Юла со стрелкой, песочные часы, мелкие игрушки (даются за

правильный ответ команде), 4 плоских силуэта скрипичного ключа

(обозначающие музыкальные паузы), 6 конвертов с вопросами и

заданиями на которых нарисованы – лиса, медведь, волк, заяц,

белка, ёж;

4 квадрата – красного, жёлтого, зелёного, белого цвета (4 времени

года), карточки с изображением весенних цветов (нарциссы,

подснежники, ландыши, хохлатки, мать-и-мачехи, фиалок), листья

деревьев (берёзы, клёна, акации, тополя, рябины, каштана) для

заданий «Отгадай цветок», «С какого дерева лист», металлофон –

для подачи сигнала к началу размышления.

Музыкальное сопровождение:

- Альбом «Времена года» П.И. Чайковский

- «В саду» Балакирев;

- Песня «Ручеек» муз. Девочкиной;

- «Песенка о весне» муз. Фрида;

- Аудиозапись «Лесные голоса»

Предварительная работа:

Чтение рассказов о весне:

- Сладкого Н. «Весенние радости», «Ручей», «Птицы»;

- Сребницкого Г. «На лесной полянке. Весна»;

- Онегов А. «Мать-и-мачеха»;

Разучивание стихотворений о весне.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о весне.

Беседы о признаках весны, о птицах.

Изготовление кормушек.

Изготовление шапочек – птиц «Грачи».

Наблюдение за птицами и сезонными изменениями на прогулке.

Разучивание песен о весне.

Ход занятия:

Дети стоят вокруг воспитателя, звучит музыка П.И. Чайковского из

альбома «Времена года».

В. – Ребята! У нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними! А

теперь рассаживайтесь на ковре по командам. / дети

рассаживаются двумя полукругами лицом к воспитателю.

В. – Для вас ребята интересная загадка.

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна

А зовут её ……./весна

В. – Правильно, это весна. Вспомните, какие изменения происходят

в природе весной? / тает снег, он становится рыхлым, грязноватым,

и весь как будто в дырочках; на реке начинается ледоход; солнце

греет теплее; день становится длиннее; а ночь короче, потому что

солнце находится ближе к Земле; появляются сосульки, ручейки; на

деревьях и кустах набухают почки, распускаются первые цветы;

звери меняют зимнюю шубку на летнюю; из тёплых краёв

возвращаются птицы.

В. – Включает запись «В саду» Балакирева / Весна – прекрасное

время года. В лесу, становится тепло, светло от ясного солнышка.

Капель весело перезванивает! Люди, звери, птицы – все радуются

весне! А сколько стихов написали о весне! А какие стихи о весне вы

знаете? Дети рассказывают стихи, музыкальное сопровождение

заканчивается вместе с окончание чтения стихотворений/

«Синий день»

На сугроб ложится

Голубая тень

Тенькают синицы:

Синий – синий день!

«Капель»

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель,

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Капель журчит, звенит, поёт,

Она ломает снег и лёд.

«Подснежник»

Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвёл цветок –

Маленький подснежник.

В.- Замечательные стихи о весне вы знаете!

Ребята, сегодня в почтовом ящике я обнаружила письма/

Показывает конверты с изображением животных/

Их прислали вам зверята и попросили ответить на вопросы и

задания. Для этого мы проведём интересный конкурс «Что? Где?

Когда?». Вы уже разделились на две команды, а названия

командам вы придумали? / «Солнышко», «Капелька». Теперь

представьте нам своих капитанов. Команды, займите свои места за

столами! / Дети рассаживаются за столами, воспитатель

объясняет правила игры.

Правила игры.

1.

Раскрутите юлу сначала на одном столе, затем на другом. На

какой конверт покажет стрелка, те вопросы я зачитаю, а вы на

них постарайтесь ответить.

2.

На решение задания отводится одна минута. Определить

время нам помогут песочные часы.

3.

Сигнал к началу размышления даётся на металлофоне.

4.

Сообща и быстро искать ответ на вопрос. За каждый

правильный ответ знатоки получают мелкую игрушку.

5.

Выиграет та команда, которая даст правильные ответы на

большее количество вопросов / по подсчётам игрушек/

6.

Если одна команда не ответила на вопрос, ответ даёт другая

команда, и получает дополнительную игрушку.

7.

Если стрелка показывает на скрипичный ключ, проводится

музыкальная пауза или подвижная игра.

8.

Во время обсуждения вопроса быть вежливыми, не

перебивать друг друга, выслушивать мнение каждого.

Отвечает тот, кого выберет команда.

9.

В конце игры, все дети, независимо от того, кто стал

победителем, получают призы.

В. – Правила игры вы узнали. Начинаем наш конкурс! Какая

команда будет отвечать первой мы узнаем с помощью

считалки:

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйди вон!

В. – Игру начинает команда ……………

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование –

Ведет к победе не судьба,

А только ваши знания!

Конкурсные вопросы и задания:

«Времена года»

О каком времени года эти стихи?

- Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга

Вы узнаете ……../зиму/

-

Ветры с юга прилетели,

Принесли с собой тепло

И сугробы враз осели

В полдень с крыши потекло. /весна/

- Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лёд. /осень/

- Вода речная слаще мёда,

Теплей парного молока,

Мальчишки плещутся у бора

И строят крепость из песка. /лето/

2. Узнай весенние месяцы.

Отгадай название месяца, по описанию.

«Меня называют «утром года», «капельником», «солнечником».

Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее,

поет звонкую песню капель. Я – месяц переменчивый – то снег сею,

то солнцем грею». /март/

«Меня называют «Водолеем», «месяцем живой воды»,

«ледоломом», «снегогоном». Повсюду тает снег, бегут звонкие

весёлые ручьи. Реки вскрываются, начинается ледоход. Я водою

славен, почками красен. /апрель/

«Я сердце весны, солнце поднимается высоко и греет землю. Дуют

теплые ветры, по голубому небу плывут белые облака. Ярче

зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. В народе меня

называют «травень – цветень». /май/

3. “Почему на снегу образуются дырочку»

Солнце светит ярко, на поверхности снежинки тают и

превращаются в капельки воды. Эти капельки воды проникают

вниз сквозь толщу снега и в снегу появляются дырочки.

4. «Что такое наст и почему он образуется?»

Наст это твёрдая ледяная корка. Она образуется потому, что

днём на поверхности снег, под тёплыми лучами солнца

подтаивает, а ночью снова подмерзает и образуется ледяная

корка.

5. «Как называются деревья, на которых весной появляются листья,

а осенью они теряют их?» /лиственные/

«Какие лиственные деревья вы знаете?» /берёза, липа, тополь,

клён и т.д./

Определите, с какого дерева листок?

6. «Отгадай цветок» /перед детьми картинки с цветами/

Посмотрите на картинки, какой цветок называется «синими глазами

весны?» Почему? Почему его называют «подснежником»?

Потому, что цветок голубого цвета и начинает расти под

снегом, а расцветает тогда, когда снег растает.

7. «Какой из этих цветов занесён в красную книгу? Почему?

Подснежник. Потому, что это один из самых первых весенних

цветов. Люди за долгую зиму отвыкают от зелёных листочков,

от цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, каждый

хочет собрать себе букетик. Из – за этого, все меньше цветов

встречается в лесу, они могут совсем исчезнуть, если мы не

будем бережно относиться к природе.

8. «Отгадай, что в сундучке»

Отгадайте по описанию, листья какого первого весеннего цветка

спрятались в сундучке.

«Одна сторона у него тёплая, мягкая, бархатистая, как руки мамы, а

другая – холодная, гладкая, блестящая – как мачехи из злых сказок.

Листья этого растения обладают лечебными свойствами, их

используют при простуде, от кашля, принимая в виде

отвара». /мать-и-мачеха/

9.Какую птицу называют «Вестником весны?» Почему? /грача/

Грачи первые прилетают в наши края в конце марта.

10.

«Назовите перелётных птиц» /Выбрать картинки/

Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки, соловей, аист,

кукушка.

11.

«Почему перелётные птицы возвращаются назад?»

Потому, что наступает весна, стало тепло, расцветают

цветы, птицам надо вить гнёзда, высиживать птенцов,

для них появился корм, семена, насекомые, грызуны.

12.

«Какую заботу о птицах проявляют взрослые и дети?

Делают скворечники, кормушки, подкармливают птиц

хлебными крошками, овсом, семечками, семенами дыни,

тыквы, синички любят сало.

13.

«Где чей домик?»

Узнать на картинке, где чей домик и показать это

стрелками.

14.

«Узнай птиц по тени (силуэту)»

Посмотреть на картинки и узнать птиц по силуэту и

соединить стрелками силуэт птицы и её изображение.

Если ни одна из команд не даёт правильного ответа, то его даёт

воспитатель.

В. – Подведём итоги конкурса. Наибольшее количество правильных

ответов дала команда…Чуть меньше команда…… Но не

расстраивайтесь! В следующий раз и вам обязательно улыбнётся

удача! А сейчас капитаны команд выполнят последнее задание

наших друзей – зверят.

Капитаны команд приглашаются встать возле стрелки.

«Идите 5 шагов прямо, поверните налево, отсчитайте ещё 3 шага и

вы увидите пенёк. Загляните под него, и вы что-то там найдёте.»

-



В раздел образования