Автор: Мартынов Андрей Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Коломна, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология проведения упражнений по гимнастике на внеурочных занятиях с учащимися младших классов"
Раздел: начальное образование
Технология проведения упражнений по гимнастике на
внеурочных занятиях с учащимися младших классов
Учитель физической культуры
Мартынов А.А.
Используемые технологии:
Игровая
Соревновательная
Технология уровневой дифференциации обучения
Многие учителя физической культуры не жалуют гимнастику. Во-
первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в
сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоопасность плюс
некоторые
другие
моменты,
из-за
которых
не
используется
с
достаточной
эффективностью
это
ценнейшее
средство
разностороннего
воздействия
на
занимающихся.
Между тем, я придаю гимнастике большое значение. И это естественно, поскольку в
ее
арсенале
такие
упражнения
(искусственно
выделенные
из
различных
сфер
человеческой деятельности и специально придуманные), которые позволяют в ходе
уроков тонко регулировать нагрузки занимающихся, избирательно включать в работу
практически любые группы мышц и суставы. Хочу отметить, что учащиеся начальной
школы
с
большим
удовольствием
занимаются
гимнастикой.
Чтобы
обеспечивать
интерес у ребят к этому разделу учебной программы, мне приходится разнообразить
упражнения
и,
конечно,
методически
грамотно
проводить
обучение
этим
упражнениям.
В
этой
работе
я,
основываясь
на
методике
ведущих
педагогов,
постараюсь
остановиться на выполнении основных акробатических упражнений в 1–4-х классах:
перекаты
вперед
и
назад,
кувырок
вперед,
стойка
на
лопатках,
кувырок
назад.
Поскольку они повторяются на протяжении всех лет обучения (так как необходимы
для развития вестибулярного аппарата, для формирования прикладных навыков),
очень важно научить ребят правильно выполнять эти акробатические упражнения.
Начну с 1-го класса (шестилеток). Учебной программой по разделу «Гимнастика»
для
учащихся
этого
класса
среди
акробатических
упражнений
предусмотрены
группировка, перекаты в группировке. Обучая группировке, прежде всего нужно
научить
школьников
округлять
спину.
На
это
нацелено
первое
подводящее
упражнение.
1. И.п.: ноги на ширине плеч, голова опущена, подбородок касается груди. Потянуться
руками
как
можно
ниже,
почти
не
наклоняясь,
попытаться
коснуться
коленей.
Добиваться того, чтобы плечи опускались вниз и выдвигались вперед.
2. И.п., о.с.: согнуть правую ногу, подтянув колено к груди, взявшись правой рукой за
голень,
прижать
пятку
к
ягодице,
голову
опустить.
То
же
левой
ногой.
Почему сразу не принять положение группировки сидя или в упоре присев, ведь дети
справятся с ним? Для правильного кувырка вперед важно, захватывая руками голени,
как можно ближе подтянуть пятки к ягодицам. В упоре присев или сидя на полу дети
не прочувствуют как следует данный момент. А предлагаемое упражнение как раз и
с о з д а е т
п р е д п о с ы л к и
д л я
э т о г о .
Затем выполняются следующие упражнения.
3. И.п.: упор присев, опустив голову, касаясь подбородком груди, сделать «круглую»
спину. Руки согнуть и опуститься грудью на колени.
4. То
же,
но,
ухватившись
руками
за
голени,
колени
развести
и
таким
образом
спрятать голову между ними, чтобы ушами коснуться коленей.
5. И.п.:
лежа
на
спине.
Подтянуть
колени
к
груди
и
выполнять
группировку.
Это упражнение требует значительно большего числа повторений, чем другие, так как
учащиеся
в
положении
группировки
довольно
часто
теряют
ориентировку
и
им
нужно привыкнуть к не совсем удобной для них позе.
6. И.п.: сед. Согнуть ноги и принять положение группировки.
7. И.п.:
сед
на
самом
краю
сложенных
стопкой
двух
матов.
Подтянуть
ноги
к
туловищу, оттолкнуться от матов руками и, сгруппировавшись и сильно подав плечи
вперед, принять упор присев на полу. Упражнение проделывается быстро. По мере
овладения переходят к выполнению из седа на одном мате.
8. И.п.:
упор
присев.
Перекаты
в
группировке
–
«качалка».
Особое
внимание
обращать на то, чтобы учащиеся не отводили голову назад и все время прижимали
колени к груди (колени как бы привязаны к плечам).
9. И.п.: упор присев. Выполняя перекаты назад и вперед, принимать положение упора
присев. Советовать детям прижимать пятки к ягодицам и подавать плечи вперед (от
этого зависит успешное освоение упражнения).
Все приведенные выше упражнения можно выполнять одновременно всем классом.
Это
обеспечивает
максимальную
занятость
детей
на
уроке,
исключает
простои,
создает
возможность
сделать
достаточное
количество
повторений
каждого
упражнения.
Второй вариант выполнения этих упражнений: разделить класс на первые и вторые
номера. Тогда одновременно одна половина класса выполняет задание, а вторая –
исправляет ошибки и оказывает помощь. Такой способ организации тоже эффективен,
так как на ряду с высокой моторной плотностью занятий достигается также и высокая
а к т и в н о с т ь
р е б я т ,
п р и о б р е т а ю т с я
и н с т р у к т о р с к и е
н а в ы к и .
Все
приведенные
выше
упражнения
могут
быть
использованы
и
в
домашних
заданиях.
Во
втором
классе
начинается
обучение
кувырку
вперед,
которое
следует
начать
с
повторения
перекатов в группировке. Затем я изучаю кувырок
поперек
матов
с
таким
расчетом,
чтобы
дети
заканчивали
его
в
положении
ноги
на
полу,
поскольку пониженная опора облегчает вставание.
Овладение этим двигательным действием во многом
зависит от того, насколько правильно принял ученик
исходное положение перед его выполнением (при
условии, что учащиеся хорошо освоили группировку). Перед объяснением техники
выполнения
кувырка
вперед
я
обязательно
прошу
подготовленных
учеников
выполнить этот акробатический элемент перед детьми. Показ этого упражнения дает
учащимся наглядное представление, что же такое кувырок вперед.
Затем идет объяснение. Говорю ребятам о положении рук (кисти ближе к ступням), о
постановке головы на мат (не на лоб и не на макушку, а на заднюю часть головы), об
отталкивании
ногами.
Большое
внимание
уделяю
исходному
положению
перед
кувырком. Можно обучение начинать из упора присев. Я же считаю, что изучение
кувырка вперед лучше начинать из упора стоя согнувшись, ноги слегка согнуты. В
этом положении стоит лишь чуть наклониться вперед и плавно согнуть руки, как
ученик без толчка ногами опускается затылком на мат и перекатывается на спину.
Кстати, при таком способе намного труднее поставить неправильно голову – на
макушку – и, значит, меньше вероятность получить травму. При таком исходном
положении
создается
необходимое
ускорение
для
полного
переворота
в
кувырке
вперед через голову, поэтому надо проследить, чтобы ученик после кувырка не
опаздывал с группировкой в упоре присев.
Кувырок вперед – довольно сложное двигательное действие, особенно для слабо
подготовленных детей, недостаточно координированных, часто с излишним весом.
Поэтому можно ученикам предложить следующие упражнения.
1. Те, кто с трудом осваивает активное разгибание ног и движение плечами вперед в
начале кувырка, выполняют этот акробатический элемент под небольшой уклон. Для
этого достаточно положить под мат мостик.
2. Часто дети боятся начального движения головой вперед-вниз. Чтобы исправить
этот недостаток, ученики выполняют кувырок на повышенную поверхность, т. е. на
2–3 мата, положенных друг на друга. Упражнения они делают из упора присев, руки
на матах.
И, конечно, самым надежным средством предупреждения травм являются грамотная
страховка и помощь учителя. При выполнении кувырка вперед учитель, стоя на одном
колене сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает ученика под спину у шеи,
а другой – под таз. Чтобы не выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой,
поддерживающей
шею,
наклонить
голову
учащегося
и
не
отпускать
руку
до
окончания переката через спину.
Во втором классе предусмотрено также освоение
учащимися стойки на лопатках согнув ноги, а в
третьем классе – с прямыми ногами. Обучение
провожу по тому же принципу: показ, объяснение,
выполнение
подводящих
упражнений
и
самого
акробатического
элемента
(стойки
на
лопатках
согнув ноги). Чтобы обучение протекало успешно,
школьники
должны
привыкнуть
к
необычному
для
них
положению
вверх
ногами.
Для
этого
провожу
такое
упражнение:
из
седа
на
полу
перекат
назад,
коснуться
носками
согнутых ног пола за головой, руки вдоль туловища. Упражнение можно задавать на
дом и для проверки его освоения повторять на уроках.
Очень
важно
также
научить
детей
принимать
исходное
положение.
Для
этого
применяю следующие упражнения.
1. Повторить предыдущее упражнение, но задержаться в положении лежа на спине
согнувшись.
2. Положение
стойки
на
лопатках
полезно
предварительно
побольше
повторить,
сначала стоя на полу. В полушаге от стены прислониться с ней плечами и шеей,
поставить ладони на поясницу, а локтями упереться в стену.
Таким
образом
отрабатывается
умение
правильно
располагать
руки
в
стойке
на
лопатках в облегченных условиях. Обычно детям трудно сохранять равновесие лежа
на спине согнувшись. Задача еще более усложняется, если им в этом неустойчивом
положении приходится думать еще и о постановке рук. Когда же они научатся
уверенно
ставить
руки
стоя,
опираясь
о
стену,
им
легче
будет
справиться
с
упражнением в целом.
3. Лежа на спине согнувшись, ладонями упереться в поясницу, локти поставить на
гимнастический мат почти параллельно друг другу.
4. То же, но в конце упр. 3 медленно поднять согнутые ноги до положения стойки на
лопатках.
Не следует разрешать школьникам делать стойку на лопатках с прямыми ногами, пока
они не освоят подготовительные упражнения, не добьются быстрой и правильной
постановки локтей на опору по отношению к туловищу. Уже с первых попыток я
внимательно слежу за учащимися, помогаю принять правильное (выпрямленное)
положение тела.
В заключение хочу отметить, что гимнастические элементы могут быть освоены
качественнее
и
всеми
учащимися
класса,
если
широко
использовать
подготовительные
и
подводящие
упражнения
в
период
подготовки
к
прохождению материала по разделу «Гимнастика», в частности вышеописанные
акробатические
элементы.
И,
конечно,
правильный
показ
упражнений
плюс
грамотная страховка и помощь учителя физической культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные упражнения (композиции из 3–4 элементов) по акробатике
1-й класс
Уп р а ж н е н и е
в ы п о л н я е т с я
н а
м а т а х ,
р а с п о л о ж е н н ы х
п о п е р е к .
И.п. о.с.: стоя на полу спиной к матам, упор присев, перекат назад и вперед «качалка»
в упор присев, поворот кругом в приседе (лицом к матам), упор на колени «комочек»
(сесть на пятки, ладони на колени, локти прижать к бедрам), перекат в сторону
(вправо или влево) в упор на колени, лечь на живот «рыбка», перекат (вправо или
влево) на
спину, на живот, прогнуться «лодочка» (держать 5 счетов), переставляя ладони к
ступням (колени не сгибать) выпрямиться, руки вверх «жираф», и.п. о.с.
2-й класс
У ч а щ и е с я
в ы п о л н я ю т
2
у п р а ж н е н и я .
Уп р а ж н е н и е
№ 1
–
т о
ж е ,
ч т о
в
1 - м
к л а с с е .
Упражнение
№ 2
(выполняется
на
матах,
расположенных
в
д л и н у ) .
И.п. о.с.: упор присев, перекат назад в стойку, на лопатках с согнутыми ногами,
перекат вперед в упор присев, и.п. о.с.