Напоминание

"Формирование здорового образа жизни дошкольников в ДОУ"


Автор: Лысенкова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни дошкольников в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения». А. В. Луначарский

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким,

здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед

дошкольным учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в

современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что

достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе

подготовки к школе может только здоровый дошкольник.

Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях

совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому

развитию детей. Создание благоприятных педагогических условий для физического

воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно

эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье,

и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-

оздоровительной работы с ними. Таким образом, перед воспитателем стоит задача

активного вовлечения родителей в процесс воспитания здорового ребёнка.

Задачи:

создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

дальнейшее укрепление и сохранение здоровья воспитанников;

формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и

спортом, потребности в физическом совершенствовании.

повышение профессионального мастерства педагогов детского сада и

валеологической грамотности родителей по вопросам здоровьесбережения;

комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми

участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом,

администрацией детского сада, родителями

создание единой системы здоровьесберегающей деятельности с учётом

потребностей и условий детского сада;

Предполагаемый результат:

o

сформировать у детей потребность в систематических занятиях

физкультурой и спортом;

o

снизить заболеваемость воспитанников ;

o

повысить педагогическое мастерство и квалификацию педагогов ДОУ,

o

привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и

ФГОСа к условиям реализации образовательной программы ДОУ.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем ДОУ – это процесс воспитания и

обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и

здоровьеобогащения.

К основным направлениям оздоровительной деятельности мы относим:

организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических

условий жизнедеятельности детей;

организацию здорового сбалансированного питания;

обеспечение физической и психологической безопасности детей во время

пребывания их в детском саду;

организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

физическое воспитание детей.

В физическом воспитании мы условно выделили технологии сохранения и

стимулирования здоровья, в рамках которых проводим:

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать

дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и

т.д.).

подвижные игры и элементы спортивных игр,

закаливающие процедуры,

ритмопластика,

релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни, которые включают:

утреннюю гимнастику,

физкультурные занятия,

точечный массаж и массаж широких зон,

спортивные развлечения, праздники.

день здоровья,

ролевая подражательная имитация,

совместные мероприятия с родителями.

В детском саду оборудован физкультурный зал со спортивным оборудованием (мячи и

кегли, гимнастические палки, массажные дорожки для ног, кольца, канат, качели,

«шведские стенки» и др.)

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском

саду мы используем нетрадиционные приемы работы. В каждой группе оборудованы

«Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными

ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным

оборудованием, сделанным руками педагогов.

1.

Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним

происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является

профилактикой плоскостопия у детей.

2.

Султанчики, вертушки, ленточки, вода используется для развития речевого дыхания

и увеличения объема легких.

3.

Массажеры, в том числе и самодельные, применяем для массажа ладоней, т.к. на

них находятся проекционные точки, массируя которые можно опосредственным

путем воздействовать на внутренние органы.

После сна проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны, гимнастика

в облегчённой одежде, полоскание полости рта, босохождение, растирание тела

сухой и влажной рукавицей.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, включен спектр медико-

восстановительных методик, приемов, способов:

офтальмотренаж (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз,

кровообращения),

пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,

пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту

реакции),

дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)

игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Прием адаптогенов (настои шиповника)

Использование натуропатии (чесночные бусы, киндеры)

Соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).

В систему занятий по ознакомлению с окружающим мы включаем занятия, посвященные

здоровому образу жизни: «Личная гигиена», «Изучаем свой организм». «Огонь друг, огонь

враг» ,«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет», «Чтоб свои родные зубки мог

ты дольше сохранить», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить собственному

здоровью» и др. На них дети узнают о пользе физических упражнений и их разнообразии,

получают элементарные знания анатомии, физиологии, гигиены, оказанию первой помощи

при несчастных случаях, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в

быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного

движения, бережном отношении к своему здоровью.

Особое влияние на здоровье ребенка оказывает семья.

Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под

девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и

укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи.

Для этого используются различные формы и методы:

групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым», «О воспитании

безопасного поведения дома и на улице»

анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье», «В хорошей ли вы

форме», « Путь к здоровью, силе, бодрости».

совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья,

консультации, рекомендации («Как правильно организовать питание ребёнка дома»,

«Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице», « Вредные привычки у

родителей и их влияние на детей», «Режим часто болеющих детей»)

наглядная агитация в работе с родителями: уголки здоровья, папки – передвижки,

советы Доктора Айболита

памятки, буклеты из серии «Укрепляй иммунитет», «Как правильно закаливать

ребенка?»,

дни открытых дверей с обучением родителей приемам и методам оздоровления

детей «Вкусно, полезно, доступно!», «Волшебные пальчики» (тренинги,

практикумы).

Предполагаемые результаты для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Таким образом, приоритетное направление нашего образовательного учреждения

«Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих

технологий, мы достигли следующих результатов:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снизилось количество

пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на

9% и составляет44 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе

жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

устойчивость эмоциональной сферы: дети стали внимательнее, добрее, терпимее

друг к другу, стараются управлять своими эмоциями,

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных

подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретается новое

физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные

дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

В группах оформлены «Уголки здоровья», папки – передвижки, в которых можно

найти много полезной информации, рекомендации и памятки по ЗОЖ. Родители

проявляют интерес к данной информации и демонстрируют положительные

отзывы.

Но вместе с тем, существует и ряд проблем:

недостаток спортивного инвентаря и физкультурно-игровой среды в группах;

нет мобильных спортивных модулей;

знания детей о гигиене, режиме, безопасном поведении не всегда реализуется в

практической деятельности;

наблюдается однообразие двигательной деятельности детей на прогулке;

многие семьи не ориентированы на самостоятельное физическое развитие детей,

являясь лишь пассивными союзниками детского сада в формировании ЗОЖ;

преемственность физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и

общеобразовательной школы.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутых результатах и продолжает

совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению

и здоровьеобогащению детей.



В раздел образования