Автор: Лысенкова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни дошкольников в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения». А. В. Луначарский
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким,
здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед
дошкольным учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в
современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что
достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе
подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях
совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому
развитию детей. Создание благоприятных педагогических условий для физического
воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно
эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье,
и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-
оздоровительной работы с ними. Таким образом, перед воспитателем стоит задача
активного вовлечения родителей в процесс воспитания здорового ребёнка.
Задачи:
создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;
дальнейшее укрепление и сохранение здоровья воспитанников;
формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и
спортом, потребности в физическом совершенствовании.
повышение профессионального мастерства педагогов детского сада и
валеологической грамотности родителей по вопросам здоровьесбережения;
комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми
участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом,
администрацией детского сада, родителями
создание единой системы здоровьесберегающей деятельности с учётом
потребностей и условий детского сада;
Предполагаемый результат:
o
сформировать у детей потребность в систематических занятиях
физкультурой и спортом;
o
снизить заболеваемость воспитанников ;
o
повысить педагогическое мастерство и квалификацию педагогов ДОУ,
o
привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и
ФГОСа к условиям реализации образовательной программы ДОУ.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем ДОУ – это процесс воспитания и
обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения.
К основным направлениям оздоровительной деятельности мы относим:
организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических
условий жизнедеятельности детей;
организацию здорового сбалансированного питания;
обеспечение физической и психологической безопасности детей во время
пребывания их в детском саду;
организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
физическое воспитание детей.
В физическом воспитании мы условно выделили технологии сохранения и
стимулирования здоровья, в рамках которых проводим:
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать
дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и
т.д.).
подвижные игры и элементы спортивных игр,
закаливающие процедуры,
ритмопластика,
релаксация
Технологии обучения здоровому образу жизни, которые включают:
утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия,
точечный массаж и массаж широких зон,
спортивные развлечения, праздники.
день здоровья,
ролевая подражательная имитация,
совместные мероприятия с родителями.
В детском саду оборудован физкультурный зал со спортивным оборудованием (мячи и
кегли, гимнастические палки, массажные дорожки для ног, кольца, канат, качели,
«шведские стенки» и др.)
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском
саду мы используем нетрадиционные приемы работы. В каждой группе оборудованы
«Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными
ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным
оборудованием, сделанным руками педагогов.
1.
Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним
происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является
профилактикой плоскостопия у детей.
2.
Султанчики, вертушки, ленточки, вода используется для развития речевого дыхания
и увеличения объема легких.
3.
Массажеры, в том числе и самодельные, применяем для массажа ладоней, т.к. на
них находятся проекционные точки, массируя которые можно опосредственным
путем воздействовать на внутренние органы.
После сна проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны, гимнастика
в облегчённой одежде, полоскание полости рта, босохождение, растирание тела
сухой и влажной рукавицей.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, включен спектр медико-
восстановительных методик, приемов, способов:
офтальмотренаж (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз,
кровообращения),
пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту
реакции),
дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Прием адаптогенов (настои шиповника)
Использование натуропатии (чесночные бусы, киндеры)
Соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).
В систему занятий по ознакомлению с окружающим мы включаем занятия, посвященные
здоровому образу жизни: «Личная гигиена», «Изучаем свой организм». «Огонь друг, огонь
враг» ,«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет», «Чтоб свои родные зубки мог
ты дольше сохранить», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить собственному
здоровью» и др. На них дети узнают о пользе физических упражнений и их разнообразии,
получают элементарные знания анатомии, физиологии, гигиены, оказанию первой помощи
при несчастных случаях, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в
быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного
движения, бережном отношении к своему здоровью.
Особое влияние на здоровье ребенка оказывает семья.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под
девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и
укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи.
Для этого используются различные формы и методы:
групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым», «О воспитании
безопасного поведения дома и на улице»
анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье», «В хорошей ли вы
форме», « Путь к здоровью, силе, бодрости».
совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья,
консультации, рекомендации («Как правильно организовать питание ребёнка дома»,
«Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице», « Вредные привычки у
родителей и их влияние на детей», «Режим часто болеющих детей»)
наглядная агитация в работе с родителями: уголки здоровья, папки – передвижки,
советы Доктора Айболита
памятки, буклеты из серии «Укрепляй иммунитет», «Как правильно закаливать
ребенка?»,
дни открытых дверей с обучением родителей приемам и методам оздоровления
детей «Вкусно, полезно, доступно!», «Волшебные пальчики» (тренинги,
практикумы).
Предполагаемые результаты для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Таким образом, приоритетное направление нашего образовательного учреждения
«Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих
технологий, мы достигли следующих результатов:
Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снизилось количество
пропусков по болезни.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на
9% и составляет44 %.
Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе
жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.
устойчивость эмоциональной сферы: дети стали внимательнее, добрее, терпимее
друг к другу, стараются управлять своими эмоциями,
Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных
подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретается новое
физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные
дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
В группах оформлены «Уголки здоровья», папки – передвижки, в которых можно
найти много полезной информации, рекомендации и памятки по ЗОЖ. Родители
проявляют интерес к данной информации и демонстрируют положительные
отзывы.
Но вместе с тем, существует и ряд проблем:
недостаток спортивного инвентаря и физкультурно-игровой среды в группах;
нет мобильных спортивных модулей;
знания детей о гигиене, режиме, безопасном поведении не всегда реализуется в
практической деятельности;
наблюдается однообразие двигательной деятельности детей на прогулке;
многие семьи не ориентированы на самостоятельное физическое развитие детей,
являясь лишь пассивными союзниками детского сада в формировании ЗОЖ;
преемственность физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и
общеобразовательной школы.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутых результатах и продолжает
совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению
и здоровьеобогащению детей.