Автор: Дорожкина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: "Формирование пространственных представлений, знаний и умений у детей с тяжелым нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование
Дорожкина Людмила Михайловна,
воспитатель,
МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»,
г.Ступино,
Московская область
Мастер-класс для клуба родителей по теме: «Формирование пространственных
представлений, знаний и умений у детей с тяжелым нарушением речи»
Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития
пространственных представлений у дошкольников.
Задачи: показать значимость данного направления в подготовке к школьному
обучению, научить игровым приемам развития пространственных отношений у детей,
создать условия для активного участия родителей, развивать их творческую
активность.
Оборудование: красные резиночки для четкого определения ориентиров, обручи,
плоскостные карточки с изображением геометрических фигур и цифр,
геометрический коврик, строительные модули, двенадцать игрушек сказочных
персонажей, два конверта со схемами строительства домов.
Присутствующие: родители ДОУ.
Уважаемые родители!
К моменту поступления в школу наряду с другими знаниями дети должны уметь
ориентироваться в пространстве. Это поможет им успешно учиться в школе. Как
обучить этому ребенка в домашних условиях? Естественно, надо об этом говорить,
напоминать, учить, спрашивать, использовать в речи эти понятия. Мы сегодня
предлагаем вашему вниманию игровые упражнения, которые заинтересуют ваших
детей, помогут им в школе и в дальнейшем во взрослой жизни.
1. Игры-упражнения по словесной инструкции и по показу: «Выполни, что я скажу»,
«Робот», «Непослушный робот».
Цель: учить детей ориентироваться на собственном теле от себя, по словесной
инструкции и по показу, учить понимать пространственные термины,
противоположные понятия. Развивать двигательные функции.
«Подойдите ко мне, пожалуйста, у кого на спинке стула прикреплены геометрические
фигуры. Мы с вами сейчас поиграем. Я буду называть вам упражнения, а вы будете их
выполнять. Но в начале, на левую руку наденем резиночку красного цвета, она будет
служить вам ориентиром. Итак, станьте посвободнее, начинаем:
правая рука над головой
левая рука за левым ухом
правая рука на поясе
левая рука скользит вниз до пятки
левая рука между глазами
обе руки за головой
правая рука на груди
обе руки под подбородком
левая рука перед глазами тыльной стороной к себе
обе руки за спиной
Замечательно! Упражнение «Робот».
Эти упражнения вы будете повторять за мной:
дотянемся правой рукой до левого уха
поднимаем левую руку вверх, а носок правой ноги отставляем назад
правую руку вперед, левую назад
поворот направо, левая рука на поясе
левую руку положить на правое плечо
потереть правой рукой левой локоть
постучать пяткой правой ноги по левому колену
А сейчас «Непослушный робот».
Все упражнения вы выполняете наоборот:
приставьте шаг вправо
два шага влево
поворот направо
два шага вперед
три шага назад
поднять правую руку
согнуть в колене левую ногу
правая рука вперед, правая назад
обе руки вверх
правой рукой тянемся до левого уха
Вы все очень хорошо справились с заданием. Молодцы.
2. Геометрический диктант
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, закрепить пространственные
понятия, упражнять в правильном назывании и счете геометрических фигур,
стимулировать глазодвигательную функцию, цветовоприятие, развивать моторные
функции, формировать интерес к процессу движения с использованием
нестандартного обуродования.
Сейчас мы проведем геометрический диктант. У меня в руках чудесный мешочек.
Заглянем в него. Что там? (по очереди вытаскиваем). Здесь карточки с
изображением геометрических фигур, причем не обычных фигур, а с двойным
изображением. По моей команде с помощью этой карточки-ключика вы должны
найти свой домик и занять его, а также рассказать, где ваш домик находится. Раз,
два, три, ищи! Молодцы, вы были внимательными и все нашли.
А считать вы умеете? Раз, два, три, четыре, пять, фигуры будем мы считать:
сколько всего четырехугольников?
сколько маленьких кружков?
сколько больших кружков?
сколько синих квадратов?
сколько синих кругов?
А еще наш геометрический коврик можно читать. Нужно только правильно стать
возле него. Посмотрите, где синяя полоса - это левая сторона коврика, белая
полоса- это верх. Слева- направо идут ряду, сверху вниз- столбцы. Будем находить
фигуры по их адресу.
назовите мне фигуры, которые находиться в первом ряду третьем столбце
в четвертом ряду третьем столбце
в третьем ряду первом столбце
во втором ряду втором столбце
И последнее задание, сложнее. Выберете себе по одному обручу. Это ваши счеты.
В обручах лежать геометрические фигуры, количество которых вы после подсчета
отобразите цифрой. Это упражнение-соревнование. Кто быстрее? Раз, два, три,
счет веди! Молодцы, вы все хорошо занимались и вас ждет сюрприз. Закройте
глаза и вытянете вперед правую руку ладонью вверх.
3. «Строим дома для зверей».
Цель: учить строить из модулей, опираясь на схему, закреплять умение соотносить
схемы с реальным пространством, сравнивать графический образец с
предметным, правильно передавать и называть пространственное расположение
конструктивных деталей. Воспитывать умение, договариваться, чувство
коллективизма, учить доводить начатое дело до конца. Продолжаем. Вы любите
рассказывать детям сказки? Какие сказки вы знаете? А что это за сказка ? ( В
чистом поле...) Какие сказочные персонажи жили в теремке? Хорошо. А это что за
сказка ? (Жили-были лиса да заяц…) А кто из зверей помогал зайке? Что
печального в этих двух сказках? Да и звери, и зайка остались без жилья. Они
очень огорчены и прислали нам письмо с просьбой построить им дома. Они даже
схемы нам прислали. Посмотрите, какие чудесные дома мы сможем для них
выстроить и облагородить территорию вокруг них. Давайте расчитаемся по -
порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Первый, третий,
пятый, шаг вперед. Вот вам схема - вы будете строить дом для зверей из сказки
«Теремок». А вы – для сказки «Заюшкина избушка». Вам в каждой бригаде нужно
выбрать бригадира, чтобы он руководил работой. Подумайте, с чего мы должны
начать строительство. А в конце, выберете сказочных персонажей из вашей сказки
и найдите место каждому из них. И так, приступаем.
Целый день, тук да тук
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат
Строим дом для зверят.
Молодцы! Бригадиры, расскажите, с чего вы начинали строительство? Давайте
сравним ваши дома со схемами. А как вы рассадили зверей? Молодцы, с заданием
справились на отлично!
Уважаемые родители! Все эти советы просты и интересны для детей, они легки
для выполнения в домашних условиях. Мы надеемся, что вы узнали для себя
сегодня много нового и интересного.