Автор: Соснина Оксана Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОАУ гимназия № 3 Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Предлог как часть речи" Раздел: начальное образование
Цель: закрепить знания учащихся о предлоге, как о служебной части речи.
Задачи:
расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в
русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи;
развивать речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость и
память учащихся;
воспитывать положительную мотивацию к учение, а также интерес к
предмету.
Наглядность и оборудование: компьютер, презентация, раздаточный
материал (Указ); карточки с индивидуальными заданиями, учебники,
тетради, записи на доске.
Методы обучения: словесный, наглядный, словесно-наглядный,
практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, в парах, групповая.
Продолжительность: 45 минут.
Ход урока:
1. Орг.момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
2. Мотивационный этап.
- А начнем мы наш урок с одного мудрого изречения. Прочитайте его.
Слайд 1.
Хочешь стать альпинистом - иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.
- Кто такие альпинисты? (Люди, которые взбираются в горах на
труднодоступные вершины.)
- А что значит быть грамотными? (Это уметь думать, мыслить)
- Вы хотите стать грамотными? (Да)
- Тогда мы сегодня отправляемся к вершинам знаний.
Запишите дату. 28 февраля. Классная работа.
3. Определение темы и цели урока.
Работа со словами:
Береза, пищит, зеленый, под, мастерит, заяц, блестит, узкая. Слайд 2 .
- Прочитайте данные слова. Разделите слова на группы.
- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку
можно разделить эти слова на группы?
- Сколько будет групп? Какие? Слайд 3.
- Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена
существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).
- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Встаньте те, кто выполнил это задание без ошибок.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему?
- Как можно назвать слово под ?
- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сегодня мы с вами закрепим знания о предлоге, как части речи. Слайд 4.
3. Повторение о предлогах.
- Давайте вспомним и назовем предлоги, которые вы знаете.
- А что вы знаете о предлогах? (Предлог служебная часть речи. Предлоги не
изменяются, к ним нельзя задать вопрос. Предлоги служат для связи слов в
предложении. Предлоги пишутся отдельно друг от друга)
4. Физминутка
Проводят физминутку Гундоров и Сильнова.
5. Работа в группах.
Сережа смастерил из (под, у)досок скворечник. Вышел мальчик в (к, за)
парк. Стал привязывать скворечник к (у, около) дереву веревкой. Над (под,
возле) деревом кружили птицы. Вдруг крышка упала на (под, в) землю. Сам
скворечник завалился на (за, под) бок. Птицы улетели от (за, около) такого
домика.
-У каждой группы лежат листы со словами. Вам нужно из тих слов собрать
предложение. Но сначала давайте вспомним, что такое предложение.
(Предложение состоит из слов, которое связаны по смыслу и выражают
законченную мысль)
-Составьте из слов предложение. Но обратите внимание на одну особенность
каждой группе на столе лежит листы с предлогами, вам нужно выбрать
подходящий по смыслу предлог к своему предложению.
(каждая группа читает получившееся предложение)
-А теперь нам нужно поставить все эти предложения в строгой
последовательности.
(Чтение получившегося текста)
-Что за запись у нас получилась?
-Что такое текст?
(Текст- это два или несколько предложений. Все предложения связаны по
смыслу. Текст можно озаглавить)
-О чем говорится в этом тексте?
-Давайте подберем заголовок к нашему тексту.
(Чтение пословиц: Поспешишь -людей насмешишь, Дело мастера боится,
Семь раз отмерь -один раз отрежь)
-Ребята, а это что за предложения? (Пословицы)
-Найдите пословицу, которая отражает суть нашего текста.
-Каждая группа записывает свое предложение к себе в тетради.
- А теперь выделите предлоги в предложениях.
- Какую роль предлоги выполняют в предложении?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они
называются служебной частью речи.
- Перед какой частью речи предлогов нет?
- Правильно , предлоги дружат с именами существительными и
прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед
глаголами предлоги не употребляются.
6. Групповая работа с карточками.
(Чтение текста)
ПТИЦЫВКЛЕТКЕ
ЛИСТКИНАВЕТКЕ
КОШКАПОДСТОЛОМ
САДИКЗАУГЛОМ
КНИЖКАУПОДРУГИ
ПЕСЕНКАОДРУГЕ
ВГОСТИКДЯДЕКОЛЕ
РАССКАЗАТЬОШКОЛЕ
-Ребята, а это текст? Почему? (Предложения не связаны по смыслу)
- Нужно "расколдовать" словосочетания и предложения. Отделить слова от
предлогов.
- Но для начала давайте вспомним правила работы с ножницами:
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону
товарища.
При работе следи за пальцами левой руки.
- Как написаны предлоги с другими словами?
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
7. Работа в группах.
- Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать
предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик.
Мяч заб росили всетку ворот.
7. Индивидуальная работа.
- А в конце урока проведем тестирование по теме «Предлог». Номер
правильного ответа нужно обвести в кружок.
Содержание теста:
1. Вставь подходящий предлог: спросил …бабушки
1. про 2. у 3. на
2.Вставь нужную гласную в предлог: растет ок…ло сосны
1. о 2.ы 3.а
3.Напиши без скобок: (в)лез (в)нору
1. в лез в нору 2.влез внору 3.влез в нору
4. Вставь нужную гласную в предлог: перепрыгнул чер…з яму
1.е 2.и 3.ы
5. Вставь подходящий предлог: вернулся …школы
1.со 2.из 3.для
6. Напиши без скобок: (с)бежал (с)горы
1.сбежал с горы 2.с бежал с горы 3.с бежал сгоры
7. Напиши без скобок : (у)видел (у)друга
1.у видел у друга 2.у видел удруга 3.увидел у друга
8. Вставь подходящий предлог: пойти …завод
1.в 2.на 3.под
9. Вставь подходящий предлог: выглянул …угла
1.из-за 2.около 3.из-под
10. Вставь нужную гласную в предлог: спрятался п…д кустом
1.и 2.а 3.о
8. Рефлексия
- А сейчас я хочу, чтоб мы собрали "букет настроения". У каждого на паре
лежит цветок, вам нужно поднести к той надписи, с которой у вас
ассоциируется это урок.
9. Итог урока
- Итак, какую работу мы проводили на уроке?
10. Д/з - Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях
котёнка, используя данные предлоги.