Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классных руководителей
Автор: Галигрова Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "НОШ № 60" Населённый пункт: город Астрахань Наименование материала: статья Тема: Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классных руководителей Раздел: начальное образование
в воспитательной деятельности классных руководителей
1. Особенности воспитательной деятельности классных руководителей.
Классный руководитель – это …
а) педагогический работник, который содействует созданию благоприятных условий для
индивидуального развития и формирования личности ребёнка
б) профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении
культуры, накопленной человечеством
в) учитель, знающий свой предмет отлично
г) педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора
межличностных отношений
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности
входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и
формирования
личности
ребёнка;
внесение
необходимых
коррективов
в
систему
его
воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой,
с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. На него
возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание
коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он
заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма,
о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту
работу
классный
руководитель
проводит
не
в порядке
самодеятельности,
а как
официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед
администрацией
школы
за
содержание
и организацию
воспитательной
работы
в порученном
ему
классе
.
Воспитательная
деятельность
классного
руководителя
сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом
учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его
воспитательной
деятельности
определяются
общими
задачами
воспитания
и конкретными
условиями
жизни
класса.
На
разных
этапах
развития
коллектива
классный
руководитель
выдвигает
конкретные
задачи
воспитания
и,
опираясь
на
ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом
и отдельными
учениками.
При
определении
этих
задач,
он
учитывает
возрастные
особенности
учеников,
уровень
их
знаний
и состояние
успеваемости,
дисциплины
в классе,
наличии
таких
качеств,
как
трудолюбие,
коллективизм,
сознание
общественного
долга.
Деятельность
классного
руководителя
достигает
своей
цели
и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе.
Система
работы
классного
руководителя —
это
совокупность
взаимно
связанных
между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
Она
предполагает
продуманный
отбор
посильного
для
учащихся
воспитательного
материала
и умелое
использование
наиболее
эффективных
средств
и методов
воздействия. Рассмотрим основные разделы деятельности классного руководителя ,
которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы. Во-
первых, изучение учащихся . Классное руководство обычно начинается с изучения
класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для
правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления
индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего
с р о ка
и х
о бу ч е н и я . Организация
и воспитание
классного
ученического
коллектива —
это
один
из
основных,
ведущих
разделов
работы
классного
руководителя.
Объединяя
учащихся
в дружный
и целеустремлённый
коллектив,
классный
руководитель
создаёт
предпосылки
для
успешного
решения
учебно-
воспитательных задач. Следующим разделом деятельности классного руководителя
является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень
знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации
учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении
качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников
и второгодничество
в с воё м
к ла с с е . Организация
и проведение
внеурочной
и внеклассной
воспитательной
работы–
ещё
один
из
важнейших
разделов
деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются
разнообразные
формы
данной
организации.
Воспитание
на
уроках,
в процессе
обучения
дополняется
внеурочной
воспитательной
деятельностью.
В организации
внеурочной
работы
обычно
сочетаются
два
основных
её
направления —
идейно-
воспитательная работа и организация практических дел школьников. Очень важным
разделом
деятельности
классного
руководителя
является
координация
воспитательной
деятельности
учителей .
Классный
руководитель
должен
координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе
школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение
учащихся
знаниями,
но
и формирование
мировоззрения,
развитие
познавательных
интересов
и способностей.
Задача
классного
руководителя —
обеспечить
тесное
сотрудничество
с учителями
своего
класса,
добиться
единства
требований
и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается
с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний
и состояние
дисциплины.
Активное
общение
учителей
и классного
руководителя
помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе
. Следующий
раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся.
Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь
школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются
с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути
совместной
деятельности
по
их
воспитанию
.
Вот,
пожалуй,
основные
разделы
деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную
систему,
которая
является
основой
деятельности
любого
классного
руководителя.
Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои
функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает
задачи
в соответствии
со
спецификой
возраста
детей
и сложившихся
между
ними
взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных
особенностей.
Главное
в деятельности
классного
руководителя —
содействие
саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной
социальной
защиты
ребёнка,
создание
необходимых
и достаточных
условий
для
а кт и в и з а ц и и
у с и л и й
д е т е й
п о
р е ш е н и ю
с о б с т в е н н ы х
п р о бл е м .
Основные разделы деятельности классного руководителя:
1. Изучение учащихся.
2.Организация и воспитание классного ученического коллектива .
3. Повышение качества знаний и укрепление дисциплины.
4.Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы.
5. Координация воспитательной деятельности учителей.
6. Работа с родителями учащихся.
2.Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного
руководителя .
Успешность
воспитательной
работы
школы
во
многом
зависит
от
сплоченности
педагогического
коллектива.
Вместе
с
тем
творческий
поиск
отдельных
классных
руководителей может внести в образовательный процесс то новое, что способно перевести на
более высокий уровень всю работу школы .
Минусы
- снижение интереса к учебе и ее результатам ;
-недисциплинированность (низкий уровень воспитанности)
- с психологической т. зрения
– снижение самооценки, высокий уровень ситуативной
тревожности
Плюсы:
-успешное усвоение программного материала;
-атмосфера поддержки, доверия, понимания в классе , семье поможет ребенку эффективно
решать проблемы в школе, добиваться успехов;
- психологический климат в классном коллективе;
- одаренные дети
- осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды ;
- родители всецело поддерживают школу, принимают все требования, помогают в
организации учебно-воспитательного процесса
3.Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной
из
форм
организации
свободного
времени
учащихся.
Внеурочная
деятельность
понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время
для
удовлетворения
потребностей
учащихся
в
содержательном
досуге,
их
участии
в
самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей
младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в
основном
их
интересами
и
потребностями,
обеспечивающая
развитие,
воспитание
и
социализацию
младшего
школьника.
Заинтересованность
школы
в
решении
проблемы
внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов,
но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного
образования
обеспечивают
подлинную
вариативность
образования,
возможность
выбора.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь
педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную
мотивацию,
внеурочная
деятельность
способствует
расширению
образовательного
пространства,
создаёт
дополнительные
условия
для
развития
учащихся,
происходит
выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации,
способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития
ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и
эмоционального отдыха детей.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для
развития
и
отдыха
детей
;
творческая
самореализация
детей;
формирование
навыков
коллективной
и
организаторской
деятельности
;психологический
комфорт
и
социальная
защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности
детей.
Общаясь
с
детьми,
родителями
отмечают,
что
это
даёт
положительный
опыт
общения,
позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об
окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах
складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье
сберегающей среды.
Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён
опрос,
который
показал,
что
80%
родителей
учащихся
начальной
школы
положительно
относятся
к
внеурочной
деятельности
детей
в
школе.
Ведь
это
развитие
пытливости,
любознательности
каждого
ученика,
воспитание
любви
к
познавательной
деятельности
является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой
задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для
многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин
инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания
отдельных
мероприятий,
но
и
чёткости,
выразительности
организационных
форм.
Они
должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной.
Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм
внеклассной
работы.
Самыми
любимыми
из
них
остается
игра.
В
игре
преодолеваются
трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на
творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать
свободное
время
школьников
для
творческого,
развивающего
отдыха,
направленного
на
психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
4.Правила успеха классного руководителя.
Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали,
радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали
сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5, и через 10. От
чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя,
взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д.
Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками,
которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.
На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и
учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой
класс и шагнуть в детство?
Правила успеха классного руководителя.
1. Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Будь здоровым.
7.Если не прав, умей признать свои ошибки.
8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
9.Умей управлять своим настроением.
10.Открытость классного руководителя;
11.Способность признать собственные промахи;
12.Способность понять и поддержать ученика;
13.Отсутствие категоричности в суждениях.
5. Принципы успешной деятельности классного руководителя
Принцип
первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых
сторон.
Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип
третий
-
терпение
и
терпимость
в
достижении
результативности
педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип
пятый
-
отсутствие
страха
у
педагога
признать
свою
неправоту,
свои
непрофессиональные действия.
Принцип шестой
- использование чувства юмора как неотъемлемого методического
средства в работе с учащимися.
Принцип
седьмой
-
умение
управлять
своим
настроением,
не
податься
влиянию
предвзятого
мнения. Принцип
восьмой - умение признавать ошибки. Очень здорово, если
классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам
о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились
отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.
Начиная работать с классным коллективом» необходимо задать учащимся следующие
вопросы,
ответы
на
которые
дадут
возможность
создать
в
классе
систему
традиций
и
ценностей.
1. Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
3. Какие традиции уже есть в вашем классе?
4. Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.
5.
Какие
мероприятия
в
классе,
по
твоему
мнению,
должны
стать
традиционными.
6.Заповеди классного руководителя.
«10 заповедей «классного руководителя»:
Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут
быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.
Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои
причины.
Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только
слабак.
Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать
от завтрака и до обеда.
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.
7. Заключительное слово .
Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на
этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы:
«Совесть, благородство и достоинство
— вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек».
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.
Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.
Я никогда ни от кого не жду поблажек,
И долю «классного» я с честью донесу.
Должна возиться с кипами бумажек
Порой ночами во втором часу
И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?