Напоминание

"Разнообразие растений"


Автор: Кравченко Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: станица Сторожевая-2, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: разработка урока по окружающему миру 2 класс
Тема: "Разнообразие растений"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема. Разнообразие растений
З
а
дачи урока:
познакомить учащихся с новыми группами и видами растений, с понятием ботаника и что изучает – эта наука, развивать кругозор детей, внимание, память. внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к урокам окружающего мира.
Оборудование:
гербарий (мхи, лишайники, папоротники), и рисунки с изображениями различных растений, атлас-определитель «От земли до неба», книга «Зеленые страницы» П. П Плешакова).
Ход урока

1.

Организационный момент

-
Сегодня у нас с вами необычный урок мы будем говорить об удивительном царстве , а для этого мы должны отгадать кроссворд. Загадки: Слайд кроссворда 1. Зелёный полосатенький, А в серёдке сладенький? АРБУЗ Слайд Картинка «Арбуза» Слайд кроссворда 2.Хвойное растение, которое очень любит солнце? СОСНА Слайд картинка «Сосна» Слайд кроссворда 3. Как надела сто рубах- Захрустела на губах? КАПУСТА. Слайд «Капусты» Слайд кроссворда 4. Не цветущее растение с длинными листьями, похожими на деревья? ПАПОРОТНИК Слайд «Папоротника» Слайд кроссворда 5. Хвойное «новогоднее» дерево. ЕЛЬ. Слайд «Ель» Слайд кроссворд 6. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух ? ОДУВАНЧИК Слайд «Одуванчика» Слайд кроссворда 7. Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. ГРИБ Слайд «Гриба» Слайд кроссворда
8. Листья сосны и можжевельника. ХВОЯ Слайд «Хвои» Ключевое слово «Растения» Да сегодня на уроке мы будем говорить и о растениях , о видах и группах растений и о том как богат и разнообразен мир растений. Но в начале повторим изученное на предыдущих уроках.
8.

Повторение пройденного материала
Слайд «Вода» Работа по карточкам запишите 6 свойств воды. Дети записывают. 3 слайда Состояние воды в природе.. -Как называется явление , которое мы видим на картинке? -Как происходит круговорот воды в природе? Расскажите. 3. Сообщение темы урока На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием
и
свойствами предметов неживой природы. С этого урока мы начинаем разговор о живой природе. Сегодня мы познакомимся с классификацией растений.
4.

Работа по теме урока
Куда бы вы ни пошли, везде вы окажетесь в окружении рас тений. Над головами шумят кроны деревьев, возле подъездов посажены невысокие кустарники, на клумбах радуют нас сво им разнообразием цветы, в тенистых уголках обосновались мхи и папоротники. Все это растения. Растения разных видов встречаются на суше и в воде, в пу стынях и в лесах. К растениям относятся и мельчайшие бакте рии, и крохотные водоросли. В целом царство растений на считывает более 350 тысяч видов. Отдельных растений в мире гораздо больше, чем животных. Ученые-ботаники делят царство растений на несколько боль ших групп. Познакомимся с этой классификацией растений. Дети читают текст на странице 72. Наука, изучающая жизнь растений, называется ботаникой.  Дышат  Питаются  Растут  Развиваются  Размножаются  Умирают Живая природа делится на царства:  Растений  Животных  Грибов  Бактерий. Растения делятся на виды: -водоросли -мхи -папоротники -лишайники -хвойные -цветковые
 На Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой Водоросль - растёт у воды или в воде: Людям хорошо известны
растения
морские водоросли: бурые, красные и другие. Зеленая пена на воде стоячих прудов — это водоросли. Зеленоватая пленка на стенках аквариумов — тоже водоросли. Существует более 25 000 видов водорослей. Самые крохотные водоросли настолько мелкие, что в литре на вид прозрачной морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные — гигантские, бурые водоросли, достигают иногда более 60 метров в длину. Водоросли могут обитать в соленой и пресной воде, верхних слоях почвы, на скалах, стволах деревьев, стенах и крышах зданий. Грибы- не имеют цветков, листьев, стеблей и корней.  Грибов существует 75 000 видов и самые известные из них — шляпочные грибы. Дрожжи, которые мы добавляем при изготовлении выпечки — грибы. Плесень, которая появляется в темном помещении на сырых вещах, на портящихся продуктах — тоже грибы. Лишайники- ученые долгое время не могли понять: что это такое? 
Одни считали мхом, другие грибом, третьи — водорослью. В конце XIX века было доказано,

что это и гриб, и водоросль одновременно. Вернее, гриб и водоросль, живущие вместе. Эти

растения живут в тесном соседстве. Тело лишайника образованы плотным переплетением их

тончайших нитей.

1) Корковые лишайники. Они образуются на скалах или других поверхностях в виде тонких

корочек. Бывают зелеными, желтыми, оранжевыми или красными.

2) Листовые лишайники напоминают по виду разбросанные вокруг листья с растрепанными

краями.

3)

Кустистые лишайники. К ним относится причудливо

ветвящийся олений мох (ягель) и свешивающаяся с ветвей деревьев в виде бороды

(бородач).
Мхи.
Ученые
насчитывают около 30 000 видов этих растений.  Как правило, это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет настоящих корней, стеблей и листьев. Так называемые «корни» этих растений предназначены только для удержания их на одном месте. Воду и питательные вещества растение впитывает всей поверхностью. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью этих спор мхи, так же, как и грибы, размножаются.
Следующая группа растений — папоротники. В эту группу входит около 10 000 видов растений.  У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землей. Видимая часть растения состоит только из листьев. У листьев папоротника растут верхушки. Молодые листья на верхушке обычно туго скручены. По мере роста листа они разворачиваются. Размножаются папоротники спорами, которые располагаются на обратной стороне листьев.  Когда-то папоротники были огромными — до 30 метров в высоту — деревьями. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.
Цветковые растения
— те, у которых есть цветки и плоды.  Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Учённым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. 
Хвойные растения:
всего около 600 представителей этого вида. Это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. Перечислите группы растений. Чтение по учебнику стр 72 Физкультминутка. Листопад
Мы — листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.
4.Закрепление изученного. Подумай. Слайды растений. - К какой группе относятся. Работа по карточкам. Работа по рабочей тетради. -Интересные факты. Какое самое высокое дерево в мире?( Гигантский австралийский эв калипт. Растет он в Австралии. Высота его 100— 110м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося дерева от старости дом для себя и своей семьи. Дупло 6ыло таким просторным, что хватило места еще и для конюшни.) Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные
палки. Это бамбук. Это и есть трава самая высокая в мире. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40дней, а иначе дотянулся до облаков. Растет бамбук в жарких странах, но есть и у нас — на Дальнем Востоке и Кавказе.) Что такое конфетное дерево? (Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли к нам на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды кон фетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.) Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.) Работа по рабочей тетради. 5.Итог урока. -Что нового узнали на уроке? -Какая была тема урока.? -Что вам понравилось? -На какие группы делится царство «Растений». -Как надо относиться к растениям?. Повторить правила охраны растений.


В раздел образования