Автор: Кравченко Татьяна Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2" Населённый пункт: станица Сторожевая-2, Карачаево-Черкесская республика Наименование материала: разработка урока по окружающему миру 2 класс Тема: "Разнообразие растений" Раздел: начальное образование
Тема. Разнообразие растений
З а дачи урока: познакомить учащихся с новыми группами и видами
растений, с понятием ботаника и что изучает – эта
наука, развивать кругозор детей, внимание, память. внимание, мышление;
воспитывать бережное отношение к природе,
интерес к урокам окружающего мира.
Оборудование: гербарий (мхи, лишайники, папоротники),
и рисунки с изображениями различных растений,
атлас-определитель «От земли до неба», книга «Зеленые страницы»
П. П Плешакова).
Ход урока
1.
Организационный момент
- Сегодня у нас с вами необычный урок мы будем говорить об удивительном царстве , а для этого мы должны
отгадать кроссворд.
Загадки:
Слайд кроссворда
1. Зелёный полосатенький,
А в серёдке сладенький? АРБУЗ
Слайд Картинка «Арбуза»
Слайд кроссворда
2.Хвойное растение, которое очень любит солнце? СОСНА
Слайд картинка «Сосна»
Слайд кроссворда
3.
Как надела сто рубах-
Захрустела на губах? КАПУСТА.
Слайд «Капусты»
Слайд кроссворда
4.
Не цветущее растение с длинными листьями, похожими
на деревья? ПАПОРОТНИК
Слайд «Папоротника»
Слайд кроссворда
5. Хвойное «новогоднее» дерево. ЕЛЬ.
Слайд «Ель»
Слайд кроссворд
6. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух ? ОДУВАНЧИК
Слайд «Одуванчика»
Слайд кроссворда
7. Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. ГРИБ
Слайд «Гриба»
Слайд кроссворда
8. Листья сосны и можжевельника. ХВОЯ
Слайд «Хвои»
Ключевое слово «Растения»
Да сегодня на уроке мы будем говорить и о растениях , о видах и группах растений и о том как богат и
разнообразен мир растений. Но в начале повторим изученное на предыдущих уроках.
8.
Повторение пройденного материала
Слайд «Вода»
Работа по карточкам запишите 6 свойств воды. Дети записывают.
3 слайда Состояние воды в природе..
-Как называется явление , которое мы видим на картинке?
-Как происходит круговорот воды в природе? Расскажите.
3. Сообщение темы урока
На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием
и свойствами
предметов неживой природы. С этого урока мы
начинаем разговор о живой
природе. Сегодня мы познакомимся с классификацией растений.
4.
Работа по теме урока
Куда бы вы ни пошли, везде вы окажетесь в окружении рас
тений. Над головами шумят
кроны деревьев, возле подъездов посажены невысокие кустарники, на клумбах радуют
нас сво им разнообразием цветы, в тенистых уголках обосновались
мхи и
папоротники. Все это растения.
Растения разных видов встречаются на суше и в воде, в пу
стынях и в лесах. К
растениям относятся и мельчайшие бакте
рии, и крохотные водоросли. В целом царство
растений на считывает более 350 тысяч видов. Отдельных растений в мире гораздо
больше, чем животных.
Ученые-ботаники делят царство растений на несколько боль
ших групп.
Познакомимся с этой классификацией растений.
Дети читают текст на странице 72.
Наука, изучающая жизнь растений, называется
ботаникой.
Дышат
Питаются
Растут
Развиваются
Размножаются
Умирают
Живая природа делится на царства:
Растений
Животных
Грибов
Бактерий.
Растения делятся на виды:
-водоросли
-мхи
-папоротники
-лишайники
-хвойные
-цветковые
На Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает
нашу планету удивительно красивой
Водоросль - растёт у воды или в воде:
Людям хорошо известны растения морские водоросли: бурые, красные и
другие. Зеленая пена на воде стоячих прудов — это водоросли.
Зеленоватая пленка на стенках аквариумов — тоже водоросли.
Существует более 25 000 видов водорослей. Самые крохотные водоросли
настолько мелкие, что в литре на вид прозрачной морской воды их
насчитывается миллионы. Самые крупные — гигантские, бурые
водоросли, достигают иногда более 60 метров в длину. Водоросли могут
обитать в соленой и пресной воде, верхних слоях почвы, на скалах,
стволах деревьев, стенах и крышах зданий.
Грибы- не имеют цветков, листьев, стеблей и корней.
Грибов существует 75 000 видов и самые известные из них —
шляпочные грибы. Дрожжи, которые мы добавляем при изготовлении
выпечки — грибы. Плесень, которая появляется в темном помещении
на сырых вещах, на портящихся продуктах — тоже грибы.
Лишайники- ученые долгое время не могли понять: что это такое?
Одни считали мхом, другие грибом, третьи — водорослью. В конце XIX века было доказано,
что это и гриб, и водоросль одновременно. Вернее, гриб и водоросль, живущие вместе. Эти
растения живут в тесном соседстве. Тело лишайника образованы плотным переплетением их
тончайших нитей.
1) Корковые лишайники. Они образуются на скалах или других поверхностях в виде тонких
корочек. Бывают зелеными, желтыми, оранжевыми или красными.
2) Листовые лишайники напоминают по виду разбросанные вокруг листья с растрепанными
краями.
3)
Кустистые лишайники. К ним относится причудливо
ветвящийся олений мох (ягель) и свешивающаяся с ветвей деревьев в виде бороды
(бородач).
Мхи. Ученые насчитывают около 30 000 видов этих растений.
Как правило, это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов
нет настоящих корней, стеблей и листьев. Так называемые «корни»
этих растений предназначены только для удержания их на одном
месте. Воду и питательные вещества растение впитывает всей
поверхностью. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке
растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся
споры. С помощью этих спор мхи, так же, как и грибы, размножаются.
Следующая группа растений — папоротники. В эту группу входит около 10
000 видов растений.
У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их
обычно не видны, так как растут под землей. Видимая часть растения
состоит только из листьев. У листьев папоротника растут верхушки.
Молодые листья на верхушке обычно туго скручены. По мере роста
листа они разворачиваются. Размножаются папоротники спорами,
которые располагаются на обратной стороне листьев.
Когда-то папоротники были огромными — до 30 метров в высоту —
деревьями. Сейчас
древовидные папоротники сохранились только в
тропиках.
Цветковые растения — те, у которых есть цветки и плоды.
Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения
наиболее разнообразны.
Учённым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них
почти 250 тысяч – цветковые.
Хвойные растения: всего около 600 представителей этого вида.
Это
сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не
бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и
созревают семена.
Перечислите группы растений.
Чтение по учебнику стр 72
Физкультминутка. Листопад
Мы — листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
4.Закрепление изученного.
Подумай. Слайды растений.
- К какой группе относятся.
Работа по карточкам.
Работа по рабочей тетради.
-Интересные факты.
Какое самое высокое дерево в мире?(
Гигантский австралийский эв калипт. Растет он в Австралии.
Высота его 100— 110м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося дерева от старости дом для
себя и своей семьи. Дупло 6ыло таким просторным, что хватило места еще и
для конюшни.)
Есть ли такая трава, которая крепче деревьев?
(Да. Из стеблей этой
травы делают удочки, лыжные
палки. Это бамбук. Это и есть трава
самая высокая в мире. За каждый день молоденький бамбук
вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40дней, а иначе дотянулся до облаков.
Растет бамбук в жарких странах, но есть и
у нас — на Дальнем Востоке и Кавказе.)
Что такое конфетное дерево?
(Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это
дерево завезли к нам на Кавказ и в
Крым. Подсушенные на солнце плоды кон
фетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие
конфеты.)
Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы
подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу
этот древесный сок напоминает молоко.)
Работа по рабочей тетради.
5.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Какая была тема урока.?
-Что вам понравилось?
-На какие группы делится царство «Растений».
-Как надо относиться к растениям?.
Повторить правила охраны растений.