Напоминание

"Поэзия С.А. Есенина о родной природе"


Автор: Гусева Софья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Ломоносовская школа №5"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Урок литературы в 5 классе
Тема: "Поэзия С.А. Есенина о родной природе"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Поэзия С.А. Есенина о родной природе

Цели:

предметная: знакомство с поэзией С.А. Есенина о родной природе, развитие умения находить

и использовать средства художественной выразительности речи;

метапредметная: развитие образного мышления, развитие навыка проводить аналогии;

воспитательная: развитие навыка работы в группе.

Задачи:

- краткие сведения о биографии и роли темы родной природы в творчестве С.А. Есенина;

- развитие навыков выразительного, внимательного и вдумчивого чтения художественного

произведения;

- формирование навыков литературного анализа художественного текста (поиск средств

художественной выразительности);

- развитие навыков создания текстов-описаний.

На прошлых уроках мы изучали творчество Николая Алексеевича Некрасова. Какие

произведения этого автора мы изучили? («Крестьянские дети» и «Тройка») В центре этих

произведений образы людей: крестьянских детей и девушки-крестьянки. Вспомните, какие

чувства автор испытывает по отношению к героям этих произведений? (Сочувствие,

сострадание, жалость, переживает за героев)

В лирических стихотворениях могут быть переданы чувства не только по отношению к людям,

но и по отношению к природе. Сегодня мы поговорим о поэте, который достиг мастерства в

изображении природы, в передаче настроений, которые дарит нам природа. Это Сергей

Александрович Есенин.

Краткие сведения о С.А. Есенине

За свою короткую жизнь (всего 30 лет) этот автор создал множество удивительных уникальных

по своей красоте стихов. Будучи крестьянином по происхождению, Есенин всё своё детство

проводил в родном селе - Константиново Рязанской губернии. Любовь к литературе привил ему

деревенский учитель. Есенин очень любил читать, мастерски читал стихи наизусть. Главной

темой есенинских стихов стала тема родной природы. Природа в его стихах оживает, имеет

душу, разговаривает своеобразным языком. Произведения С.А. Есенина создают незабываемый

эмоциональный настрой у читателей.

Сегодня мы обсудим три стихотворения этого автора, проанализируем их и найдём средства, с

помощью которых автору удаётся передать то или иное настроение.

Первое стихотворение – «Нивы сжаты, рощи голы

…» Слушаем его внимательно, пытаемся

сформулировать тему, определить настроение и понять, что же хотел сказать автор.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Вова

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Маша

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Нарт

Какова тема этого стихотворения? (Ожидание зимы) Какое настроение передает это

стихотворение? (Грустное, мечтательное) Глубокой осенью природа выглядит уныло и

негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит

определенную романтику. И так же, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о

предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир. Есенин мечтает о снеге, ему

неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты

приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще

немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается

уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу – от

нелепых переживаний.

Как же поэт передает нам настроение, свои чувства? С помощью каких средств? Давайте

проверим часть домашнего задания: вспомним наш тезаурус, основные средства

художественной выразительности. Каждый из вас получил карточку с термином или

фрагментом определения. Ваша задача - составить из этих фрагментов словарик, которым мы

будем пользоваться на уроке. Чтобы найти недостающий фрагмент, можно ходить по классу,

обсуждать варианты с одноклассниками. Как только вы составляете полное определение с

термином, прикрепляете на доску. Время выполнения работы - 4 минуты.

Эпитет -

образное определение,..

…обычно выраженное

прилагательным.

Сравнение -

сопоставление предметов или

явлений на основе общего

признака…

…с использованием слов как,

будто, словно, подобно и т.п.

Метафора -

слово или выражение,

употребленное в переносном

значении,..

…в основе которого –

сравнение предметов или

явлений.

Олицетворение -

перенесение признаков

живого существа на

неодушевлённые предметы и

явления.

Аллитерация -

повторение одинаковых

согласных звуков…

…для усиления

выразительности речи или

звукоподражания

Ассонанс -

повторение одинаковых

гласных звуков...

…для усиления

выразительности речи или

звукоподражания

Когда словарик на доске составлен, читаем все термины вслух.

Этим словариком мы будет пользоваться при разборе стихов С.А. Есенина. Словарик нам

поможет увидеть природу Есенина, услышать звуки природы, о которой пишет поэт.

Делимся на группы: 1) Вова, Диана, Ева, Даня; 2) Маша, Лиза, Даша, Николь; 3) Паша, Нарт,

Андрей П., Дима; 4) Василиса, Оля. Виталий, Андрей К. Задача группы - найти в стихотворении

«Нивы сжаты, рощи голы…» (дети получают распечатку с этим стихотворением) как можно

больше средств художественной выразительности (подчеркнуть разным цветом, в распечатке

будет указано, например, метафора - красный, сравнение - синий и т.д.). Группа, нашедшая

больше всего средств выразительности во всех стихотворениях, получит за этот вид работы

пятёрки. Работа в группах – 4 минуты.

Проверка работ в группах.

Работы сдаются. Группы по очереди выходят к доске защищать свои работы, которые им

выдаются. Каждый представитель зачитывает свои примеры на одно средство художественной

выразительности. Отмечаем, что с чем сравнивается, на основе чего (учимся видеть аналогии).

Количество примеров подсчитывается.

Молодцы! Нашли все средства, с помощью которых создаются образы, передаются настроение

и чувства.

В следующем стихотворении изображается картина, связанная с уже пришедшей зимой. Зима

дарит нам прекрасные картины, одна из которых изображена в стихотворении "Береза".

Берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Ева

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Николь

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Диана

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Василиса

Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении? (Восхищение красотой

березы, любовь к природе, нежность) Тема - красота березы в зимнем наряде.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а,

который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность,

величавость. Она заботится о березе.

С помощью каких средств передается настроение стихотворение? Обращаемся к словарику,

работаем в группах. Проверяем.

В следующем стихотворении, которое сейчас прозвучит, мы погрузимся в описание зимы, уже

вступившей в свои полные права.

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Дима

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые,

Прижались у окна.

Даша

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Паша

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Лиза

Красавица весна.

Создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в

снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода

обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак

надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в

бескрайнюю снежную пустыню. И здесь уже возникает беспокойство. Предчувствуя бурю,

«воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом

пережить непогоду. Они вызывают сочувствие, хочется им помочь, спасти от непогоды. Но

подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя

свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и

лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все

сильней». Такая зима даже пугает, но надежда на лучшее, теплые, нежные мечты о весне

скрашивают неприветливую погоду. Тема этого стихотворения - ожидание весны.

С помощью каких средств передается настроение стихотворение? Обращаемся к словарику,

работаем в группах. Проверяем.

Итак, сегодня на уроке мы научились видеть средства выразительности речи, с помощью

которых создаются образы природы в стихотворениях Есенина. Все эти средства связаны с

сравнением предметов, признаков, действий. Когда мы включаем сравнения в свою речь, мы

делаем её не только более красивой, нам не только удается передать настроения, чувства, в чём

мы убедились, слушая стихи Есенина. Благодаря этим средствам наша речь становится более

образной и понятной.

Домашнее задание на следующий урок: составить текст-описание любимого уголка природы

(парк, уголок на даче, место из путешествия и т.д.) с использованием эпитетов, сравнений,

метафор, олицетворений, звукописи.

Творческое задание: в течение недели принимаются работы (рисунки, стихотворения с

иллюстрациями по творчеству С.А. Есенина; авторское эссе с иллюстрациями) на тему

отражения образов природы в слове.

Отметки за урок: группа-победитель - 5, чтецы



В раздел образования