Напоминание

Метапредметный проект "Мои Сокольники"


Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г.Москвы
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Метапредметный проект "Мои Сокольники"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа военно-патриотического направления

внеурочной деятельности в 1 классе

метапредметный проект «Мои Сокольники»

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной

деятельности» под редакцией В.А. Горского и «Внеурочной деятельности школьников» под

редакцией Д.В. Григорьева.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к

процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей

повышение

доступности

качественного

образования

в

соответствии

с

требованиями

инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого

гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют

ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная

позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование

своего

будущего,

активное

финансовое

поведение,

эффективное

социальное

сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование

российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

Двадцать

первый

век

век

информационного

бума

и

высоких

технологий

подталкивает

к

перестройке

и

образовательные

структуры.

Призывы

«идти

в

ногу

со

временем» и воспитывать в первую очередь «социально адаптированную личность» не

сходят со страниц педагогической прессы.

Сегодня

как

никогда

остро

перед

школой

должна

встать

иная

задача:

задача

возрождения

традиций

и

утраченных

духовных

ценностей,

задача

воспитания,

говоря

простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача

педагогики.

В

погоне

за

сиюминутными

требованиями

культурные

традиции,

опыт

предшествующих поколений кому-то представляется чем-то необязательным, ненужным. А

ведь именно традиции и опыт позволяли человечеству выживать и развиваться в течение

тысяч и тысяч лет. Именно традиция сохраняла лучшее из накопленного человечеством

культурного багажа, отбраковывая все случайное, не оправдавшее себя, не выдержавшее

испытания временем.

Изучая опыт всего человечества, рассматривая его через призму народных традиций,

ребенок формирует для себя определенный набор ценностей, на основе которых он будет

делать

собственный

нравственный

выбор,

оценивать

индивидуумы,

окружающие

его,

общество,

в

котором

он

живет,

будет

регулировать

свои

отношения

в

коллективе:

сопереживать, дружить и любить.

Многие общественные и политические события, происходящие в нашей стране и за

рубежом,

диктуют

нам

потребность

усиления

и

активизации

воспитательной

работы

в

историко-патриотическом и военно-патриотическом направлениях.

Военно-патриотическое воспитание в школе – это сложная социально-педагогическая

деятельность,

связанная

с

передачей

жизненного

опыта

от

поколения

к

поколению,

с

целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его

социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной

любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции

своего народа, его культурные ценности, стремиться к обеспечению безопасности личности,

общества и государства.

Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько

обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким

важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных

стандартов.

Но реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребёнка,

невозможно без метапредметного подхода.

УУД тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких

способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только во время учебного

процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от

выпускников требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на

практике, умение мыслить нестандартно.

УУД - в широком значении этот термин означает умение учиться, то есть

способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и

активного присвоения нового социального опыта.

В более узком

– это совокупность

способов

действия

учащегося,

а

также

связанных

с

ними

навыков,

обеспечивающих

самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организационные.

Данная программа призвана решать именно эти задачи.

Цели и задачи программы

Цели:

Совершенствование

системы

военно-патриотического

воспитания.

Формирование

у

обучающихся

гражданственности

и

патриотизма

как

качеств

конкурентоспособной

личности,

духовно-нравственных

качеств,

характерных

для

гармонично

развитой

личности.

Воспитание

любви

к

Отечеству

и

малой

Родине,

духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Развитие творческого

потенциала и познавательной активности каждого ребенка.

Задачи

Обучающие:

-

изучать

историю

малой

Родины,

традиции,

культуру

русского

народа

и

родной

страны;

-

расширять словарный запас и общий кругозор детей;

-

обучать анализу и сопоставлениям событий, эпох и различных систем;

-

включение в познавательную деятельность;

-

приобретение определённых знаний по истории Сокольников.

Воспитательные:

- научить бережному отношению к историческому и культурному наследию России;

-

формировать у детей чувства гражданственности и патриотизма;

-

воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому малой Родины, её

истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

-

совершенствовать

личностные

качества

ребенка:

целеуст ремленно сть,

познавательную активность, трудолюбие, общительность, дружелюбие, уважительное

отношение к собеседнику или оппоненту;

-

формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру

общения и поведения в социуме.

Развивающие:

-

развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность,

аккуратность;

- развить память, внимание, логику, образное и абстрактное мышления, фантазию и

творческие способности, коммуникативные навыки;

- формировать потребность в самопознании и саморазвитии.

Особенности программы

Программа

построена

на

изучении

истории

малой

Родины,

причем

проблему

формулируют сами обучающиеся, аргументируя и доказывая, что именно эта проблема

актуальна и интересна.

Метапредметный проект - это проект совместной деятельности обучающихся и

учителя, реализующийся в процессе решения ситуационных заданий и направленный

на

разрешение конкретных личностно значимых проблем обучающихся.

Метапредметный проект позволяет учителю в максимальной степени раскрыть

ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между

прошлым и будущим путём трансляции своего уникально-индивидуального творческого

отношения к миру. Даёт основу для реализации идеи создания условий для «подлинной

жизни на уроке», когда урок не только «готовит к жизни», но и является средством познания

учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.

Проектная деятельность – это одна из форм исследовательской работы, в результате

которой

автор

должен

получить

что-то

новое:

продукт,

программу,

книгу,

модель,

видеофильм, сценарий, макет, тематический альбом, фотоальбом и т.д.

Для ученика – это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально

или

в

коллективе.

Проект

это

деятельность,

направленная

на

решение

интересной

проблемы,

сформулированной

самим

учащимся.

Проект

даёт

учащимся

опыт

поиска

информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и

самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных

навыков.

Социальные

навыки:

умение

работать

в

группе,

сотрудничать,

умение

принимать

и

выполнять определенную роль ( быть лидером и исполнителем, умение выстраивать свои

отношения с людьми, которые тебя окружают).

Коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и важно научиться слушать,

принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Мыслительные навыки: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать

и т.д.

Исследовательские навыки: учиться проводить исследование умение наблюдать, выявлять,

соотносить.

Организационно-педагогические основы обучения.

Общее число часов в год – 33 ч.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 6-7 лет.

Формируется 3 группы из детей, проявляющих повышенный интерес к изучению

истории

малой

Родины

и

научно-познавательной

деятельности,

интересующихся

поисковой работой.

Занятия с каждой группы проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в соответствии

с

расписанием

внеурочной

деятельности,

учебно-тематическим

планированием.

Основанием

для

зачисления

ребенка

является

только

желание

ребенка.

Основанием для отчисления ребенка

является желание ребенка или его родителей,

состояние его здоровья, перемена места жительства.

План проведения метапредметного проекта « Мои Сокольники».

Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой деятельности ребёнка.

Затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих и тех, кто уже в

какой-то

мере

освоил

тот

или

иной

вид

деятельности.

Далее

следует

самостоятельное

творчество,

которое

сопровождает

человека

всю

его

жизнь,

формируя

потребность

в

творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире, т.е. развиваются умения

и навыки, выходящие за рамки школьной программы.

Этапы работы над проектом.

1 этап – мотивационный.

Здесь важно создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны

решать учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется

тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются

способы

совместной

деятельности,

делятся

на

группы.

Дети

учатся

выстраивать

свои

отношения

с

любым

коллективом.

Обговариваем,

где

будем

искать

информацию

библиотеках, архивах, музеях, Интернете и т.д.).

Составляем план действий, делимся на

группы, собираем информацию.

3 этап - информационно-операционный.

Реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.

Учитель координирует, наблюдает, даёт рекомендации, проводит консультации.

4 этап – рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Здесь

решается несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои

достижения, пополнение знаний.

Планируемые результаты:

- защита проектных работ;

-выпуск устных журналов;

- оформление фотоальбомов;

- создание видеофильмов;

-оформление комплекта иллюстративного материала по теме проекта;

- оформление тематического альбома;

- составление карт;

- оформление словаря;

- создание экспозиции и проведение экскурсии;

- встреча с ветеранами ВОВ;

- митинг, вахта Памяти;

- защита коллективного или индивидуального проектов на школьном научном обществе;

- участие в акциях «Подарок своими руками»;

- проведение конкурсов чтецов;

- издательство сборников.

Учебно-тематический план

(сентябрь-май)

№ Тема

Теоретические

знания

Кол

-во

час.

В и д ы

п р а к т и ч е с к о й

деятельности

Кол-

во

час.

Об-

щее

Кол-

во

час.

1.

Вводное занятие.

Знакомство,

составление списков

г р у п п .

Т е х н и к а

безопасности.

В в е д е н и е

в

программу.

2

-

-

2

2.

Путешествие

в

прошлое

Сокольников.

История,

события,

факты, люди.

1

4

5

3.

Соколь ники

-

м о я

м а л а я

Родина.

Страницы истории.

1

4

5

4.

Великая

Отечественная

Война

1941-1945

Х р о н о л о г и я

событий,

ф а кт ы ,

люди.

2

7

9

5.

Экскурсионная

деятельность.

Творческая

деятельно сть

п о

результатам

экскурсионных

поездок

П о с е щ е н и е

м у з е е в ,

и с т о р и ч е с к и х

м е с т ,

памятников архитектуры.

6

6

6.

Культурно-

м а с с о в а я

и

научно-

исследователь-

с к а я

р а б о т а

учащихся.

У ч а с т и е

в

проектной

деятельности

школы.

О р г а н и з а ц и я

и

проведение

подготовительной

работы для участия

в

ш к о л ь н ы х

проектах.

Д о к л а д ы ,

у ч а с т и е

в

с о з д а н и и

г а з е т ы ,

презентации,

выставки,

м и т и н г и ,

у ч а с т и е

в

общешкольном

празднике,

з а щ и т а

п р о е к т о в

н а

ш к о л ь н о м

н а у ч н о м

обществе.

5

5

7.

Заключительное

занятие.

Подведение

итогов.

Обсуждение

результатов.

Награждение.

1

Викторина « Что ты знаешь

о Сокольниках?»

1

8.

ИТОГО:

7

26

33

Этапы педагогического контроля для групп I года обучения

№ Сроки

К а к и е

з н а н и я ,

у м е н и я ,

н а в ы к и

контролируются?

Форма

1.

Ноябрь

Знания понятий, фактов, событий, изучаемых на

занятиях.

Участие

в

создании

газеты

«Хочу

знать

больше!»

2.

Февраль

Знания понятий, фактов, событий, изучаемых на

занятиях.

Защита коллективных

и

индивидуальных

проектов на школьном

научном обществе.

3.

Май

Знания понятий, фактов, событий, изучаемых на

занятиях.

Викторина

«Что

ты

знаешь

о

Сокольниках?»

Организационно-методическое и материальное обеспечение программы

Организационная работа.

Количество групп формируется в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности,

утвержденным директором Прогимназии. В группах выбираются старосты для организации

помощи в проведении занятий

и общешкольных мероприятий. Организуется работа с

родителями для проведения экскурсионной деятельности групп.

Методическая работа.

Подготовка

учебных

материалом,

пособий

и

разработок.

Изучение

и

использование

интегрированных игровых методик для обучающего процесса. Подготовка иллюстрационных

и демонстрационных материалов для образовательного процесса. Подготовка и проведение

уроков с использованием игровых технологий. Подготовка интеллектуально-развивающих

игр, их апробация для использования в учебном процессе. Системная работа по созданию

фонда видео материалов, архивных музейных интерьеров. Создание постоянно действующей

экспозиций по темам проектов.

Материально-техническое обеспечение.

Для выполнения программы необходимо:

-

помещение, мебель;

-

радио- и видеоаппаратура, транслирующая аппаратура;

-

демонстрационная доска для оформления выставок и экспозиций;

-

ПК;

-

принтер;

-

сканер;

-

мультимедийный проектор;

-

экран;

-

комплект карт и демонстрационных материалов;

-

видеотека;

-

библиотека по истории и развитию Сокольников.

Используемая литература

1.

История «Путешествие во времени», М., 1995

2.

Н. Молони «Археология», М., 1996

3.

Книга памяти «От Сокольников … до Рейхстага», М., 2006

4.

Л.К.Бондаренко «Восток Москвы: Сквозь даль столетий», М., 2006

5.

«Москва –портрет города», М., 1997

6.

Л. Дейль «Завещанное временем», М.,Наука, 1980.

7.

Энциклопедия «Неофициальная история России», М., 2007

8.

Подборка журналов « Сокольники».

9.

Подборка газет «Будни Сокольников».



В раздел образования