Автор: Филимонова Валентина Петровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Зюкайская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: с. Зюкай, Карагайский район, Пермский край Наименование материала: урок математики в 5 классе Тема: Умножение натуральных чисел и его свойства Раздел: среднее образование
«Умножение натуральных чисел и его свойства»
Тип урока: урок изучения нового.
Цель урока: актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе; продолжить
работу над текстовыми задачами.
Задачи:
1.
Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.
2.
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: называть
компоненты произведения, повторить алгоритм умножения в столбик.
3.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала:
сравнение, анализ, обобщение.
4.
Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
5.
Сформулировать свойства умножения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Организационный
момент.
Стихотворение:
В урочный день
В урочный час
Я рада снова видеть вас.
Присаживайтесь.
Перед началом урока хочу
предложить вам выполнить задание:
решить уравнения и заполнить таблицу
ответов.
Прочитайте полученное слово.
Какую серьёзную тему мы начали
Учащиеся слушают
учителя.
Учащиеся по «цепочке»
отвечают на вопросы
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование
Коммуникативные:
установление контакта,
создание мотивационного
поля детей.
изучать?
Чему вы уже научились?
Как вы думаете, что нового можно
узнать об умножении?
учителя.
2.Актуализация
материала
На доске записаны выражения:
34+18+44; 31+31+31+31;
17+17+17+17+17+17; 45+56+43+40;
145+145+145.
Распределите выражения по группам.
Объясните свой выбор.
Учащиеся выполняют
индивидуально
предложенные
учителем задания.
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Познавательные: анализ,
сравнение, аналогия,
использование знаковой
системы, осознанное
построение речевого
высказывания, подведение
под понятие.
Регулятивные: выполнение
пробного учебного действия,
фиксация индивидуального
затруднения, волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения,
умение слушать друг друга
3.Проблемная
задача.
Выход на тему и
цели урока.
Замените сложение умножением.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Давайте согласуем наши цели.
Чтобы продолжить работу, запишем тему
урока в тетрадь.
Самостоятельно
индивидуально находят
решение.
Презентуют свой
результат.
Отвечают устно на
вопросы учителя.
Учащиеся предлагают
свои варианты темы
урока, ставят цели.
Записывают тему урока
в тетрадь.
Познавательные: анализ,
сравнение, обобщение,
подведение под понятие,
постановка и
формулирование проблемы,
построение речевого
высказывания
Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения,
умение принимать решение
4.Планирование
деятельности.
Что значит умножить a на b?
Как называются компоненты при
умножении?
На доске записаны выражения: 3*35 и
35*3. Сравните их. Ответ обоснуйте.
Можно ли заменить равенство
переменными? Сформулируйте правило.
Вычислите: 5*13*20. Как быстро
выполнить умножение? Заменить
Учащиеся
формулируют свой
вариант.
Сравнивают свой
вариант с правилом в
учебнике.
Записывают в тетрадь
переместительное
свойство, сочетательное
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Познавательные: анализ,
синтез, обобщение,
аналогия, самостоятельное
выделение и
формулирование
переменными. Формулируем
сочетательное свойство.
Умножение на 1.
Умножение на 0.
Вывод: При умножении чисел нужно
применять свойства.
свойство.
познавательной цели, поиск
и выделение необходимой
информации, проблема
выбора эффективного
способа решения,
планирование, выдвижение
гипотез и их обоснование,
создание способа решения
проблемы.
Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументирование своего
мнения, учёт разных
мнений, планирование
учебного сотрудничества со
сверстниками, достижение
общего решения.
5. Практическая
деятельность.
№ 404, 405, 407,408.
Учащиеся решают,
проговаривая шаги
алгоритма по цепочке.
Познавательные:
выполнение действий по
алгоритму, построение
логической цепи
рассуждений, анализ,
обобщение, подведение под
понятие
Коммуникативные: точное
выражение своих мыслей,
уметь слушать друг друга
6.Контроль
Решить самостоятельно: №412(1 ст.).
Вспомнить правило умножения в столбик.
Учащиеся
самостоятельно
решают,
сравнивают свое
решение с эталоном.
.
Познавательные: анализ,
синтез, аналогия,
выполнение действий по
алгоритму
Регулятивные: контроль,
коррекция, самооценка
6.Рефлексия
Методика незаконченного предложения:
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Испытываю затруднения…
Выбирают предложение
и продолжают его.
Учащиеся
осмысливают свою
Познавательные: рефлексия
способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
Мне понравилось…
Я могу…
А теперь я разрешаю вам поставить себе
отметку в дневник.
Я тоже поставлю свою отметку.
деятельность на уроке.
деятельности, адекватное
понимание причин успеха
или неуспеха
Коммуникативные:
аргументация своего мнения,
планирование учебного
сотрудничества
7.Домашнее
задание с
комментированием
1.Выучить свойства умножения.
2. Выполнить № 450, 451, 455(1 стр).,
444(ТВ).
3. Найти информацию по истории
умножения (по желанию).
Записывают в дневник.
8.Результат урока
Понимают компоненты произведения.
Первичное применение свойств
умножения.
Развитие математической речи.
9.Необходимое
оборудование
Карточки, доска, маркеры, тетради,
учебник.
1.
Решите уравнения:
35 – х = 17 У
29 + х = 45 О
У – 37 = 18 Е
90 – у = 62 И
31 + у = 16 + 44 Ж
80 – с = 21 + 19 Н
40 – 3 = с + 13 М
18
24
40
16
29
55
40
28
55